2024/06/14 16:53:54

Производство, экспорт и импорт колбасной продукции в России


Содержание

Экспорт и импорт мяса в России

2023: Рост рынка колбасных изделий и мясных деликатесов на 2,5% до 2,62 млн тонн

В 2023 году продажи колбасных изделий и мясных деликатесов в России достигли 2,62 млн тонн, что на 2,5% больше по отношению к предыдущему году. Важным фактором роста является увеличение числа потребителей в результате вхождения новых регионов в состав РФ. Об этом говорится в исследовании BusinesStat, результаты которого представлены 7 февраля 2024 года.

Статистика охватывает широкий ассортимент продукции. Это, в частности, зельцы, паштеты, студни, холодцы, вареные колбасы (колбаски), колбасные хлебы, сардельки, сосиски, шпикачки, различные виды соленого, копченого и сушеного мяса, а также варено-копченые, полукопченые, сыровяленые и сырокопченые колбасы. В рейтинг ключевых игроков отрасли включены АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева, ЗАО «Свинокомплекс Короча», АО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат», ООО «Мираторг-Курск» и АО «Приосколье».

По оценкам BusinesStat, рассматриваемый сектор демонстрирует переменную динамику. Так, в 2019-м продажи колбасных изделий и мясных деликатесов в России сократились в годовом исчислении на 1,3% — до 2,42 млн тонн. Год спустя объем реализации увеличился на 2,7%, составив 2,48 млн тонн. В 2021-м также зафиксирован рост: спрос поднялся на 3,5%, достигнув 2,57 млн тонн. Однако в 2022 году произошло падение на 0,7% — до 2,55 млн тонн.

В исследовании отмечается, что в связи с ухудшением геополитической обстановки и сложной макроэкономической ситуаций доходы россиян сократились, что послужило причиной перераспределения потока посетителей от традиционных форматов сетевого ретейла к супермаркетам низких цен. На этом фоне, помимо стабильно функционирующих дискаунтеров («Светофор» — «Маяк», «Доброцен», «Победа»), высокими темпами развивались проекты «Чижик» (X5 Retail Group) и «Моя цена» («Тандер»). В результате, предложение колбасной продукции по низким ценам увеличивалось, что стимулировало рост продаж.[1]

2022: Снижение производства колбасы на 1,9% до 2,56 млн тонн после двух лет роста

В 2022 году в России было произведено 2,56 млн тонн колбасных изделий и мясных деликатесов, что на 1,9% меньше, чем годом ранее. При этом в 2020-2021 гг. рынок демонстрировал рост. Об этом свидетельствуют данные аналитиков BusinesStat, обнародованные в августе 2023 года.

В 2018-2021 гг. производство колбасных изделий и мясных деликатесов в стране увеличилось на 7,3%: с 2,44 до 2,61 млн тонн. При этом в условиях снижения располагаемых доходов населения, тенденцией последних лет стало уменьшение объема упаковки выпускаемой продукции. Производители стали изготавливать колбасы и деликатесы меньшего размера, что позволило предлагать более приемлемые цены на готовую продукцию.

В 2022 году сокращение выпуска стало следствием кризиса и ослабления спроса как на отечественном рынке, так и со стороны зарубежных покупателей, поясняют исследователи. По их мнению, помимо проблем в отрасли, негативно на выпуске скажется еще и ожидаемое падение экспорта, а также ослабление спроса на колбасные изделия на российском рынке из-за экономического кризиса.

Российский рынок колбасных изделий и мясных деликатесов на 98% состоит из продукции собственного производства. Но вместе с тем отечественный выпуск зависим от импортных компонентов. В июле 2022 г. Евросоюз прекратил импортировать в Россию искусственные оболочки, необходимые для выпуска колбасной продукции. Выступая основным поставщиком подобных оболочек на российский рынок (более 70% всего импорта), ЕС своим решением создал ряд проблем для российской мясоперерабатывающей отрасли. После объявления санкционного запрета производители колбасной продукции занялись поиском альтернативных Евросоюзу стран-поставщиков оболочки на российский рынок. Представители отрасли в первую очередь рассматривают возможность увеличения закупок из Китая, Сербии и Индии. Также рассматривается вариант замены типа оболочки, сообщается в исследовании, опубликованном в августе 2023 года.[2]

2021: Остановка челночного ввоза санкционных колбас из Белоруссии и план решения проблемы с Казахстаном

Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт в апреле 2021 г призвал бороться с "челночным" ввозом в РФ санкционных сыров и колбас. По его словам, проблема ввоза такой продукции практически решена с Белоруссией, теперь ее предстоит урегулировать с Казахстаном.

2020: Рост российского экспорта колбасной продукции на 26%, до $93 млн

В 2020 году российский экспорт колбасной продукции вырос на 26% и составил $93 млн. В количественном выражении Россия отправила за рубеж 45 тонн таких изделий, что на 30% превосходит показатель годичной давности. Об этом свидетельствуют данные подведомственного Министерству сельского хозяйства РФ центра «Агроэкспорт».

Больше всего колбасных изделий из России поставляется в страны бывшего СССР. Лидером остается Казахстан, который в 2020 году закупил российскую продукцию такого вида в объеме 33 тыс. тонн на сумму $63 млн, что соответственно на 22% и 21% больше в сравнении с 2019-м. Экспорт на Украину увеличился на 54% в натуральном выражении (до 5,8 тыс. тонн) и на 43% в денежном (до $14 млн). Азербайджан нарастил импорт российской колбасной продукции на 43% до 3,6 тыс. тонн на сумму $8,6 млн (+26%).Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга 2.1 т

Компания Abi (бренды «Вязанка», «Стародворье», «Ядрена копоть» и др.) несмотря на пандемию COVID-19 в 2020 году смогла увеличить экспортные поставки колбасных изделий в Казахстан, Азербайджан и Абхазию, а также выйти на рынок Узбекистана.

Группа «Черкизово» (бренды «Черкизово», «Империя вкуса», «Мясная губерния», «Пава-Пава» и др.) по итогам 2020 года увеличила экспорт колбасных изделий на 25% до 5,2 тыс. тонн. В том числе поставки в Азербайджан выросли более чем в 1,5 раза, на Украину – более чем на 25%, в Казахстан – примерно на 20%, расширена география за счет начала поставок в Узбекистан и Грузию.

«
Основной объем зарубежных поставок колбасных изделий группы приходится на страны постсоветского пространства, где предпочтения потребителей исторически близки к российским, а бренды «Черкизово» хорошо известны и пользуются доверием уже многие годы, – поясняет руководитель управления по взаимодействию с отраслевыми союзами и государственными институтами ТД «Черкизово» Андрей Терехин.[3]
»

Примечания