В России началась политика принудительного импортозамещения электроники
Вместо точечной поддержки российских производителей – «принуждение к импортозамещению» госкомпаний и целых отраслей. Так выглядит ключевая идея стратегии комплексного сквозного импортозамещения, которая была представлена российским правительством в конце сентября 2020 года.
Содержание |
Устойчивый интерес к отечественной электронике возник после введения санкций против нашей страны в 2014 г. Тогда руководству страны пришлось разрабатывать срочные меры, направленные на замещение ставшей недоступной электронной компонентной базы (ЭКБ), поступавшей ранее из Украины и некоторых стран НАТО. Как отметил, выступая на конференции в Ялте в сентябре 2020 года, Юрий Борисов, заместитель председателя Правительства РФ, курирующий ОПК, ТЭК и промышленность, критическую зависимость от украинских производителей удалось преодолеть, по другим поставщикам работы идут в соответствии с планами. По оценке Василия Шпака, директора департамента радиоэлектронной промышленности (ДРЭП) Минпромторга Российской Федерации, в космической отрасли сегодня более 80% ЭКБ занимают российские разработки. Однако параметры импортозамещения, которые достигнуты на гражданских рынках, существенно отстают от показателей таких отраслей, как ОПК и космос.
Импортозамещение на «гражданке»
Как отметил в своем выступлении Дмитрий Чернышенко, заместитель председателя Правительства Российской Федерации, импортная техника по-прежнему доминирует на наших рынках, доля российских производителей составляет около 10%. Даже на рынке госзаказа, регулируемом государством, объем которого составил, по данным Минпромторга, в 2019 году 900 млрд рублей, доля российских производителей составляет максимум 20%. Точную цифру получить невозможно, так как пока не создан механизм детального учета модулей и блоков, входящих в готовое оборудование, с точки зрения их происхождения – российского или зарубежного.
Дело осложняется тем, что создавать готовую гражданскую продукцию только на отечественных решениях вряд ли будет возможно в обозримом будущем. По некоторым видам микросхем, в частности, памяти, продукцию выпускает всего несколько компаний в мире, и глобальное разделение труда в этой части – норма. Привычка использовать в своей работе доступную на рынке зарубежную ЭКБ привела к тому, что даже крупнейшие поставщики отечественной продукции, например, «Ростех» разрабатывают свои готовые решения, за редким исключением, на иностранной компонентной базе.
Примерно так же обстоит дело с разработками «Росатома» для атомной промышленности, отмечает Василий Шпак и подчеркивает:
Рынок госзаказа на отечественной микроэлектронике нам еще только предстоит создать. Ей еще только предстоит попасть в те решения, которые поставляются по госконтракту |
Иными словами, Реестр отечественной радиоэлектронной продукции, который был создан осенью 2019мгода, а также определение отечественной продукции, данное в постановлении Правительства РФ №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», это только начало пути. Далее, по словам Шпака, требования к доле отечественных блоков и модулей в готовой продукции будет меняться по мере расширения российских микроэлектронных изделий. Вице-премьер Дмитрий Григоренко рассказал TAdviser, как устроена цифровая модель госуправления Правительства России
Для поддержки этого движения государство предпринимает меры очень серьезной поддержки.
Госфинансирование подъема отечественной электроники
28 сентября - буквально накануне открытия конференции – произошло два важных для отрасли события. Во-первых, на заседании президиума Госсовета под руководством президента РФ был сформирован список из пяти высокоприоритетных национальных проектов, среди которых цифровая трансформация экономики страны.
Ключевые отрасли экономики должны достичь цифровой зрелости и, что очень важно, вложения в отечественные ИТ-решения должны быть увеличены в 4 раза,- отметил Дмитрий Чернышенко |
Во-вторых, председатель Правительства РФ подписал национальный план восстановления экономики, который, в частности, подразумевает выделение очень серьезных средств на развитие радиоэлектронной промышленности в ближайшие три года.
Говорить о внедрении цифровой экономики, об устойчивости инфраструктуры государства невозможно без решения тех задач, которые стоят перед электронной промышленностью. Именно она определяет сегодня потребительские характеристики широкой гаммы продукции, как военной, так и гражданской,- подчеркнул Юрий Борисов.- И, конечно, сегодня есть понимание на всех уровнях, что нужно подтягивать эту отрасль, как в технологическом плане, так и в плане присутствии отечественной продукции на рынке |
По оценкам Василия Шпака, вложения государства в российскую электронику составят в ближайшие 10 лет около 1 трлн рублей.
Это та цифра, которая поможет нам не отстать, а по определенным направлениям вырваться в лидеры,- пояснил директор департамента радиоэлектроники Минпромторга |
Он напомнил, что в стратегии развития радиоэлектронной промышленности на период до 2030 г. в качестве ключевых ориентиров обозначены: рост выручки в 2,5 раза до 5,2 трлн рублей и рост экспорта в 2,7 раза до 12 млрд долл. Для поддержки движения к этим целям на 2021 – 2023 гг. будет выделено дополнительно 350 млрд рублей.
Однако темпы роста закупок отечественной продукции, намеченные в стратегии развития радиоэлектронной промышленности, по оценке Олега Бочарова, заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации, пока не достигнуты. Государство усиливает меры регуляторного регулирования.
Регуляторика: поддержка отечественного расширяется
Основной нормативный документ, вокруг которого строится регуляторная активность Минпромторга, - реестр российской радиоэлектронной продукции. Для оборудования из реестра действуют преференции «Третий лишний» в рамках 44-ФЗ, преференции о скидках по цене на 30% - для конкурсов по 223-ФЗ. Параллельно будем предъявлять расширенные требования к позициям из реестра, с точки зрения локализации ее элементов, отметил Василий Шпак.
27 июля - в последний день весенней сессии Госдумы – были приняты сразу во втором и третьем чтениях поправки к 44-ФЗ и 223-ФЗ, предусматривающие введение механизма квотирования закупок. Работа над цифрами квот идет по каждой группе продукции, а конкретные параметры планируется сформировать до конца года. Как пояснил Василий Шпак, речь не идет о том, чтобы максимально увеличить квоту отечественной продукции: «Анализируем ситуацию, в первую очередь, с точки зрения того, чтобы наша промышленность могла эту квоту выполнить».
До 1 ноября 2020 года ожидается постановление Правительства РФ о запрете закупки импортного оборудования при наличии отечественного аналога в российском реестре. Предполагается, что этим постановлением будет усилен фильтр, препятствующий попаданию в реестр зарубежной продукции под российским брендом, - на такие факты продолжают жаловаться участники рынка.
Контроль над этим будем всячески ужесточать, чтобы под эгидой отечественной продукции не шла продукция так называемой отверточной сборки, когда у нее только шильдик отечественный,- подчеркнул Юрий Борисов |
Летом предприятия электроники были причислены к ИТ-сфере и получили соответствующие финансовые льготы: с 1 января 2021 г. налог на прибыль будет снижен с 20% до 3%, страховые взносы будут снижены практически в два раза.
Как рассказал Владимир Гутенев, председатель комиссии Госудумы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ, в настоящий момент в портфеле Государственной Думы находится 18 законопроектов в разной степени зрелости, три из которых имеют непосредственное отношение к радиоэлектронному комплексу. Так, например, идет работа над поправками в нормативные акты, которые освободят отечественные компании от уплаты НДС при закупке рекламных услуг при продвижении российской продукции за рубежом.
Это второй пакет поправок, которые должны сначала выровнять наши условия по сравнению с международными бизнесами и рынками, чтобы бизнесу было выгодно выходить на международные рынки. А далее будем создавать дальнейшие преференции нашим производителям, включая ограничения на допуск зарубежных поставщиков к критически важным рынкам,- пояснил Дмитрий Чернышенко |
Новые оргмеханизмы поддержки отечественного
Кратное увеличение объема финансирования требует новых подходов к организации взаимодействия отечественных поставщиков и крупных потребителей, отметил Василий Шпак, рассказывая о нововведениях.
Матрица сквозных проектов
Матрицу сквозных проектов составляют, с одной стороны, приоритетные технологические переделы: от оборудования для производства электроники до производства конечного оборудования и услуг, и, с другой стороны – приоритетные сквозные проекты: вычислительная техника, цифровая энергетика, цифровая маркировка и т.д.
Это проекты с достаточно большой емкостью рынка. Это проекты в тех нишах, в которых сильна роль государственного регулирования. Это те направления, на которых наше отечественное оборудование будет востребовано в ближайшие 10 лет,- пояснил выбор стартовых сквозных проектов матрицы Василий Шпак |
Для этих проектов можно просчитать объемы, потенциал роста производства и закупок отечественной продукции – они прозрачны для мониторинга и контроля со стороны Правительства РФ.
Комплексные (офсетные) проекты в рамках нишевых консорциумов
Поскольку по многим базовым технологиям электроники мы еще имеем значительное отставание, необходимо двигаться параллельно по разным уровням матрицы, уверены в Минпромторге, в связи с чем выбран фокус на комплексные (офсетные) проекты. Такой подход, считает Олег Бочаров, поможет быстро и эффективно выходить на создание готовых решений с максимальным участием отечественных поставщиков на разных уровнях локализации и обеспечивать при этом унификацию, совместимость и прочие особенности, необходимые для быстрого запуска финальной продукции в серийное производство. Для формирования таких сообществ участников разработки предлагается использовать механизм консорциумов.
По сути, в этой идее нет ничего революционного, полагает Василий Шпак:
После распада Советского Союза технологические цепочки были разрушены, а теперь пришло время эти камни собирать. Без воссоздания всех этих технологических цепочек с нижних технологических переделов до создания готовых продуктов и сервисов вряд ли мы сможем достичь того эффекта, на который рассчитываем |
По состоянию на осень 2020 года созданы производственные консорциумы телекоммуникационного оборудования, вычислительной техники, автоэлектроники, медицинских приборов, а также комплексы для систем управления ТЭК. Деятельность консорциумов тесно интегрируется с задачами цифровой трансформации отраслей российской экономики: задачи трансформации подсказывают, какие ниши ИТ-решений, новые сервисы и услуги будут востребованы в том или ином сегменте рынка. Иными словами, на место стихийного «рыночного» формирования спроса и предложения в отраслях приходит планируемое предложение высокотехнологичных продуктов и услуг. Стартовые заказы отечественной продукции для отраслей будут формировать сами ведомства, опираясь на свои программы цифровой трансформации и взаимодействие с соответствующими консорциумами российских поставщиков.
Как отметил Олег Бочаров, первые результаты активности консорциумов уже проявились:
Мы забрали практически все 100% конкурсов до конца года, которые проводил «Ростелеком» |
А участники консорциума вычислительной техники вышли с предложением отказаться от китайских планшетов для переписи населения – сегодня они серийно производятся на двух предприятиях. Идут переговоры со стройкомплексом Москвы. По словам Василия Шпака, руководство столичной строительной отрасли готово поддерживать проекты Интернета вещей в московских новостройках, например, менять СНиПы таким образом, чтобы во все вновь вводимое жилье еще на этапе проекта закладывать необходимые датчики, причем, именно российские датчики.
Помимо производственных консорциумов образованы технологические консорциумы - те, которые определяют некоторые технологические условия развития отрасли. Например, ассоциация «Доверенная платформа» сфокусирована на решениях, обеспечивающих безопасность и доверенную ИТ-среду.
Они будут определять требования к приборам различного отраслевого применения, с точки зрения их доверенности и безопасности,- пояснил Василий Шпак |
Создан также консорциум дизайн-центров – они будут взаимодействовать друг с другом, согласовывая дорожные карты развития разрабатываемых продуктов.
Сочетание бюджетного и частного финансирования
Выделение бюджетных средств будет осуществляться на принципах сочетания государственного и частного финансирования. По словам Олега Бочарова, базовый подход к финансированию комплексных проектов – 70% x 30%, причем, под реальные обязательства рыночного заказчика.
Время заработка на НИОКР закончилось. Началось время заработков на серии в форме офсетных контрактов,- подчеркнул замминистра Минпромторга РФ |
При этом очевидно, что объем потенциального инвестиционного ресурса сильно различается на разных технологических переделах. Например, создание материалов для микроэлектронной фабрики – это проект с высокой долей НИОКР, длительным сроком окупаемости и ограниченным объемом сбыта. Для таких проектов предполагается другое соотношение бюджетных и внебюджетных средств: 90% и 10% соответственно.
По прогнозам Минпромторга, объем частных инвестиций к 2025 г. превысит размер тех бюджетных вложений, которые будут сделаны на старте комплексных сквозных проектов, то есть 350 млрд рублей, согласованных накануне в рамках национального плана восстановления экономики России.
Отраслевые приоритеты комплексных проектов
Юрий Борисов отметил, что два года целенаправленной работы предприятий радиоэлектронного комплекса с ТЭК уже принесли свои плоды:
Еще 2-3 года назад их практически ничего не связывало. Ни рубля продаж российской продукции, ничего отечественного не внедрялось, несмотря на их огромные инвестиционные программы в сотни миллиардов рублей. А сегодня объем продаж составил 12 млрд рублей |
Ближайшая перспектива – 60 млрд рублей. Валерий Селезнев, первый заместитель Председателя Комитета Госдумы по энергетике, согласен:
Энергетика, состоящая из объектов критической инфраструктуры, должна строиться исключительно на российских разработках |
Вряд ли какая-либо другая отрасль российской экономики способна сравниться с ТЭК по потенциальной емкости отечественных решений. Комментирует Павел Сорокин, заместитель министра энергетики РФ:
Отрасль ТЭК, составляющая практически четверть ВВП России, только на операционные расходы затрачивает 12 трлн рублей, а инвестиции составляют 5 трлн рублей. При этом только нефтяники закупают каждый год ИТ-оборудования и ПО примерно на 300 млрд рублей. |
Павел Ливинский, генеральный директор ПАО «Россети», добавляет:
Инвестиционная программа «Россетей» составляет 4 трлн рублей до 2030 года, и четверть это объема приходится на хайтек-продукцию |
Ближайший очевидный рынок - интеллектуальные счетчики электроэнергии. Объем потребления этого рынка - примерно 5 миллионов приборов учета, которые заменяются каждый год. Этот огромный рынок стал управляемым после того, как нагрузку по замене счетчиков переложили с потребителя на сетевые и сбытовые организации, рассказал Василий Шпак.
Теперь у электронной промышленности есть понятный рынок. Мы понимаем, какие должны быть протоколы связи, интерфейсы. Соответственно, можем выстраивать архитектуру решений, планировать разработку и производство компонентной базы. И занимать этот рынок,- пояснил Василий Шпак |
Существующий технологический задел в области микроэлектроники дает уверенность, что Россия должна занять весомые позиции на глобальном рынке интеллектуальной энергетики,- говорит об амбициях отрасли Валерий Селезнев |
По аналогичному пути должны пойти, в первую очередь, те отрасли, для которых импортозамещение критически значимо в силу растущего санкционного давления. Недавние события с отказом зарубежных производителей осуществлять поставки систем для российского среднемагистрального самолета МС-21 очевидно указывают на то, что авиастроение – это следующая отрасль, которая должна, наконец, повернуться лицом к отечественным разработкам.
По оценкам Олега Бочарова, спрос на закупки серийных электронных систем в российском авиастроении составляет порядка 750 млрд рублей.
Туда тоже будет направлен государственный рубль. Естественно, с прямым подтверждением затем фактов серийного внедрения отечественных решений,- отметил Василий Шпак |
Олег Бочаров заметил, что министерство уже ведет работу по «принуждению к импортозамещению» автомобилестроителей. Но прорыва на этом направлении пока нет. Юрий Борисов призвал компании, работающие в электронной отрасли, активнее включаться в общую борьбу за импортозамещение:
Знаю, что у вас есть решения для телекоммуникационной отрасли, медицины, топливно-энергетического сектора и т.д. Сегодня отечественный рынок открыт для вас. Сделано все возможное, и будет делаться все, что необходимо, чтобы вы смогли максимально присутствовать на этом рынке |
Читайте также
- Электронная промышленность (рынок России)
- Импортозамещение вычислительной техники и микроэлектроники
- План перехода госорганов на российское программное обеспечение
- Статья о регулировании госзакупок отечественного программного обеспечения
- Регулирование госзакупок радиоэлектронной продукции
- Импортозамещение в госкомпаниях (223-ФЗ)
- Обзор: Импортозамещение информационных технологий в России
- Главные проблемы и препятствия импортозамещения ИТ в России
- Преимущества замещения иностранных ИТ-решений отечественными
- Основные риски импортозамещения ИТ
- Импортозамещение информационных технологий: 5 "За" и 5 "Против"
- Как импортозамещение ИТ сказалось на бизнесе иностранных вендоров? Взгляд из России
- Как запуск реестра отечественного ПО повлиял на бизнес российских вендоров
- Какие изменения происходят на российском ИТ-рынке под влиянием импортозамещения
- Оценки перспектив импортозамещения в госсекторе участниками рынка