Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
2024/06/20 13:48:03

Михаил Изюмов, «Инфосистемы Джет»: Будущее — за комплексными СУБД, где каждый инструмент заточен под свою задачу

Компания «Инфосистемы Джет» открыла центр компетенций СУБД. В рамках направления будет консолидирована экспертиза компании, а заказчики получат единую точку входа по вопросам поддержки СУБД. В условиях нового ИТ-ландшафта на рынке услуг, когда к тому же появились десятки новых решений, эксперты центра готовы предоставлять комплексное обслуживание продуктов любой сложности. Что происходит на рынке и почему ИТ-интегратор просто необходим в поддержке СУБД, рассказывает Михаил Изюмов, директор центра компетенций СУБД компании «Инфосистемы Джет».

Михаил
Изюмов
Сегодня проекты по внедрению СУБД по большей части идут на Open Source и на российских системах.

Какие продукты будет сопровождать центр компетенций СУБД?

Михаил Изюмов: За время многолетнего сотрудничества с зарубежными вендорами мы приобрели очень сильную экспертизу в системах управления базами данных импортного производства, таких как Oracle Database, Microsoft SQL Server, PostgreSQL, MySQL, SAP Adaptive Server Enterprise (бывший Sybase ASE), а также связанных с ними технологиях. Мы работаем и с инструментами для репликации и интеграции систем: Oracle Golden Gate, Sybase Replication Server и другими. Если быть точнее, с Oracle мы проработали больше 20 лет, с Microsoft SQL Server — примерно столько же. Опыт накопился огромный.

Помимо перечисленного, наша команда поддерживает в продуктиве заказчиков и другие СУБД: ClickHouse, CockroachDB, Progress OpenEdge и так далее. Также работаем с модными сейчас MongoDB, Redis, Cassandra, YDB.

Мы активно развиваем направление импортозамещения. Например, многие наши клиенты используют Postgres Pro — соответственно, и мы работаем с этим решением. Кроме этого, изучаем и тестируем российские сборки, в основном это Open Source продукты: PostgreSQL, ClickHouse, Tarantool, Greenplum и другие. Вне зависимости от того, есть ли в нашем портфеле определенный запрос на поддержку, мы продолжаем наращивать экспертизу и проходим профильную сертификацию. Если на рынке появляется конкурентное решение — это повод как минимум сразу его изучить. Зачастую чуть позже к нам приходят заказчики с потребностью в сервисном обслуживании этого продукта. Так, например, случилось у нас с Arenadata DB — СУБД, для поддержки которой я заранее прошел курс, сдал экзамен и стал сертифицированным администратором.

Почему компания решила создать выделенный центр компетенций СУБД?

Михаил Изюмов: К открытию центра компетенций СУБД наша компания «Инфосистемы Джет» шла давно: за годы работы команда здорово увеличилась, вырос и изменился рынок, расширилась область поддержки и портфель проектов. В какой-то момент мы дошли до той точки зрелости в экспертизе и в объемах обслуживания, когда необходимо консолидировать компетенции в одном месте. Возникла потребность в единой точке входа по вопросам поддержки СУБД для наших заказчиков, а также четкая система внутреннего обучения и профессионального роста для сотрудников. Сегодня у нас есть своя база знаний, внутренние курсы, наставничество. Всё это открывает новые возможности не только для текущих и потенциальных клиентов, но и для сотрудников нашей компании.

Какие проекты реализует центр компетенций СУБД?

Михаил Изюмов: У нас есть контракты на администрирование и на техническую поддержку. Мы обслуживаем высоконагруженные системы, работающие в режиме 24/7, где цена каждой минуты простоя очень высока. Неоднократно в рамках текущих проектов наши эксперты мигрировали между платформами, между версиями. Много раз проводили нагрузочное тестирование. Например, в ситуациях, когда заказчик опасается ставить серьезное обновление бизнес-решения, мы собираем стенд и воспроизводим продуктивную нагрузку, обращаем внимание на проблемные места и предлагаем решение.

Вопрос импортозамещения для многих очень актуален: кого-то перейти на российскую СУБД обязывает законодательство, кто-то после ухода enterprise-вендоров сам решает мигрировать на другой продукт. Поэтому и мы получаем много запросов по переходу на отечественные СУБД. Сейчас особенно сильно выделяется, например, PostgreSQL.

Одновременно, по нашим данным, у клиентов сформировалась и противоположная потребность. Так, есть те, кто работал с Oracle или Microsoft напрямую, а теперь нуждается в новом партнере для поддержки существующих баз данных. «Инфосистемы Джет» долгое время выступала сертифицированным партнером, продавая от лица зарубежных производителей их продукты и поддержку российскому бизнесу. Сегодня мы поддерживаем продукты самостоятельно без потери качества, а зачастую уровень нашего сервиса даже выше, чем это было при производителе. Именно поэтому ухода западных вендоров наши заказчики практически не заметили.

Сегодня проекты по внедрению СУБД по большей части идут не на Oracle, а на Open Source и российских системах — обычно это либо PostgreSQL, либо какие-то форки, доработанные клоны, которых сейчас становится всё больше. Некоторые заказчики четко знают, какая СУБД им нужна; другим мы помогаем найти оптимальное решение, исходя из их требований и нашего опыта. Отдельно стоит упомянуть проекты для обеспечения высокой доступности СУБД заказчиков. Это становится отдельной задачей наших инженеров, так как новым базам данных не хватает производительности. Поэтому мы часто делаем шардирование и выстраиваем системы репликации. Помимо этого, параллельно у клиентов возникает потребность и в повышении отказоустойчивости. Здесь для каждой СУБД — свой инструмент. Например, для PostgreSQL — Patroni, для MySQL — проксирование запросов через MaxScаle, для ClickHouse — ZooKeeper.

С какими заказчиками вы работаете?

Михаил Изюмов: У нас много самых разных заказчиков. Есть те, у кого одна СУБД и два-три продуктива. А есть те, у кого сотни баз и петабайты данных.

Мы работаем с ритейлом, нефтегазовым сектором, банками, промышленностью, телемаркетингом и т. д. Из известных брендов могу назвать «Детский мир», НЛМК, группу АГР, ЦКР и т. д.

Какова стратегия развития центра, на чем он будет фокусироваться?

Михаил Изюмов: В первую очередь наша цель — обеспечение бесперебойной работы СУБД заказчиков. Соответственно, это сервис enterprise-уровня.

Во-вторых, мы стремимся предоставить заказчикам оптимальные по скорости технологии, которые подходят под их бизнес-задачи. Например, клиент использует основную базу данных и несколько копий — для отчетности, для оперативных решений. А ведь под каждую задачу есть своя СУБД, которая для этого идеально подойдет.

В перспективе планируем предлагать нашим заказчикам обучение по продуктам, которые поддерживаем. Частично мы можем делать это уже сейчас, но мы активно дорабатываем программы, опираясь на текущие требования российского бизнеса, чтобы предоставить рынку комплексную услугу.

В России появляется много новых СУБД. Будете ли вы все изучать, предлагать заказчикам?

Михаил Изюмов: Изучать, конечно, будем. У нас есть лаборатория Jet RuLab, которая создана для помощи компаниям в подборе перспективных и совместимых между собой ИТ-решений по 14 направлениям. В ней мы, в частности, проверяем российские СУБД, делаем сравнительное тестирование. Например, недавно мы тестировали восемь дистрибутивов на базе Postgres: оценивали скорость прохождения транзакций, их количество и другие параметры.

Понятно, что в дальнейшем заказчики, скорее всего, будут выбирать одно-два решения, которые стабильно работают и зарекомендовали себя на рынке. Пока сложно сказать, какие из этих решений останутся работать в продуктиве. В любом случае, у нас нет задачи предлагать клиенту всё — нам важно внедрять только надежные и проверенные решения, которые не приведут к негативным последствиям для бизнеса. Любые новинки должны пройти «огонь, воду и медные трубы» в продуктивной сети. Только после этого их можно использовать.

Какие перспективные решения есть на рынке?

Михаил Изюмов: Сейчас активно развиваются разработки российских вендоров. Многие заложили в основу своих продуктов следующую схему: взяли несколько опенсорсных СУБД и интегрировали их в единую систему. Arenadata, Diasoft, другие компании предлагают комплексные решения, состоящие из реляционной транзакционной базы данных, перед ней — кэширующая система, а за ней — СУБД для быстрой аналитики. Всё вместе серьезно дорабатывается с учетом требований рынка и ставится из «коробки» за пару кликов. Я считаю, что будущее — за комплексными СУБД, которые обеспечивают заказчиков набором инструментов, где каждый заточен под свою часть работы и не влияет на работу другого, но при этом они тесно интегрированы.

Какие партнерства планируются в рамках развития центра?

Михаил Изюмов: До 2022 года мы были платиновым партнером Oracle, Microsoft и фокусировались на западных решениях. Сегодня ситуация сильно изменилась. Поэтому в первую очередь мы сотрудничаем с российскими вендорами: Postgres Pro, Arenadata, Diasoft. Мы открыты к новым партнерствам и уверены, что позднее станем сотрудничать и с другими отечественными производителями.

Почему заказчикам стоит работать именно с вами?

Михаил Изюмов: Прежде всего, мы способны обеспечить наших заказчиков необходимой экспертизой и специалистами, которых сегодня очень сложно найти и очень дорого держать в штате. Однако это еще не всё. Наша команда не только разбирается в технологиях, но и подбирает оптимальные решения. И здесь мы не жалеем ни времени, ни сил. Иногда приходит запрос на конкретную услугу, а мы понимаем, что под эту потребность нужно другое решение. В таких ситуациях мы проактивно предлагаем разные варианты, чтобы заказчик нашел наиболее подходящее для себя решение.

Помимо этого, мы, как органичная часть «Инфосистемы Джет», придерживаемся комплексного подхода. Как правило, серьезные проблемы возникают на стыке технологий. В любой момент наша команда может подключить специалистов из других направлений, чтобы как можно быстрее восстановить работоспособность ИТ-инфраструктуры или ИТ-сервиса и устранить последствия аварии.

На моей памяти недавно произошел инцидент в крупном банке. Команда клиента проводила переход на новую АБС. Сама миграция прошла успешно, но начались серьезные проблемы с производительностью, проведением платежей, мобильный банк практически перестал работать. Наши специалисты подключились к проблеме, за ночь выявили узкие места, включили временный workaround и предложили план по системному решению.

В другом случае полностью прекратил работать один крупный транспортный узел. Проблема была на стыке технологий — СУБД, ОС, SAN, СХД. Мы оперативно привлекли коллег из других направлений с разными компетенциями — в итоге сообщение было восстановлено с минимальной задержкой, а клиенту предоставлен план оптимизации инфраструктуры.