Содержание |
Генеральный партнер ранкинга: | | ||
|
Крупнейшие игроки
Аналитический центр TAdviser опубликовал новый рейтинг крупнейших российских аутсорсеров поддержки решений SAP. Лидером рейтинга, подготовленного в конце 2021 года по итогам 2020 г., стала компания «Лига Цифровой Экономики». Её выручка от этого направления увеличилась на 30% за год и составила 688 млн руб. В тройку лидеров также вошли компании СИГМА и IBS.
Всего в рейтинг были включены восемь компаний. Их общая выручка превысила отметку в 3,8 млрд руб.
№ | Компания | Выручка от услуг аутсорсинга поддержки решений SAP в 2020 г., млн руб. ⇣ | Выручка от услуг аутсорсинга поддержки решений SAP в 2019 г., млн руб. | Динамика 2020/2019, % | Прогноз динамики выручки 2021/2020, % | Ключевые клиенты в 2019-2020 гг. |
1 | Лига Цифровой Экономики | | | 30,1 | н/д | МРСК, Аэрофлот, Лореаль, Сбербанк |
2 | СИГМА | | | 19 | 10,8 | ФСК ЕЭС, "Россети Московский регион", МРСК Урала |
3 | IBS | | | 5,6 | 4,3 | Черкизово, МТЗ Трансмаш, Модис, Филипп моррис, Русоутдор, Салым Петролеум, ОЭК |
4 | Saprun | | | н/д | н/д | Транснефть, Сбербанк |
5 | Консист Бизнес Групп | | | 0,5 | н/д | «Россети Центр» («МРСК Центра»), МОЭК |
6 | Эвола | | | н/д | н/д | н/д |
7 | Новардис Консалтинг | | | 27,3 | 16,1 | М.Видео Менеджмент, Лента, Валента Фарм, Globus, Prisma, Молл |
8 | ALPE consulting | | | -14,5 | -7 | Grand Pharm Trade, Fondital, Bacardi, Arla, ARKRAY, Haier |
Сумма |
TAdviser 2021 | |
Аутсорсинг поддержки – не просто эффективный инструмент оптимизации расходов. Это возможность получить высокий уровень качества услуг из «одних рук». Современный аутсорсер поддержки – полноценный центр компетенции, причем доступный заказчику очень быстро и в нужном объеме по требованию. Бизнес-модель аутсорсинга выстроена так, чтобы специалисты могли быстро подключиться к любому проекту заказчика.
Например, он позволяет в сжатые сроки автоматизировать процессы, которые внутренняя команда, возможно, не осилила бы за многие годы. Такой подход нацелен на создание business value для заказчика, развитие и поддержку его ИТ-стратегии, - поясняет Сергей Соломахин, директор департамента SAP компании СИГМА. |
Интервью с экспертами
Оценки рынка
Объем российского рынка аутсорсинга поддержки решений SAP по итогам 2020 года оценивается в 10 млрд руб. Опрошенные TAdviser представители компаний, занятых в этой сфере, сходятся во мнении, что это растущий рынок. При этом в оценках динамики роста есть некоторые разногласия.
Дмитрий Звездин, руководитель проектов цифровой SAP-трансформации ALPE consulting, считает, что росту рынка способствовала пандемия коронавируса, которая подтолкнула многие компании к изменению способа ведения бизнеса.
Работа с клиентами все чаще переходит в онлайн-режим, что увеличивает уровень аутсорсинга, - отмечает он. |
Тенденцию роста фиксируют и в Novardis. Кирилл Корчагин, директор центра компетенций этой компании, отмечает прирост рынка аутсорсинга поддержки решений SAP по итогам 2020 года и замечает сохранение этого тренда в 2021 году.
Чем больше автоматизированных процессов в компании, тем меньше сервисных услуг остаются «внутри» нее. Особенно это касается работы с такими сложными платформами, как SAP. В связи с этим российский рынок аутсорсинга поддержки SAP стабильно «идет вверх». 2021 год не станет исключением и сохранит положительную динамику роста на 10-15%, - считает Сергей Соломахин, директор департамента SAP компании СИГМА. |
С такой оценкой согласна Наталья Семичастнова, заместитель генерального директора «Корус Консалтинг». По её словам, рынок поддержки решений SAP растет, этому способствуют в т.ч. и крупные внедрения, реализованные в последние годы. Многие компании переходят на SAP S/4HANA, а также вносят доработки, связанные с законодательными инициативами.
Наша оценка роста за 2021 год — 10-15%, и тенденция будет усиливаться, - поясняет она. |
Несколько иные оценки динамики озвучивают в IBS. Эксперты этой компании говорят о том, что в 2020 году рынок показал рост больше, чем обычно – 8-10%, а в 2021 году динамика вернулась к обычным значениям 4-6% в год.Михаил Садиров, SMART technologies: На тестирование мультивендорных решений есть спрос
В Saprun привели оценки аналитиков, согласно которым с 2021 г. начинается постепенное снижение доли поддержки.
Мы связываем этот тренд с переходом на новые облачные версии продуктов и с общей трансформацией сервисной модели. Клиент получает облачный сервис, который становится дешевле, но и менее кастомизированным. Доля партнеров в бизнесе поддержки становится меньше в связи с тем, что облачный сервис включает в себя SAP BASIS поддержку, а также в связи с тем, что уровень персональной кастомизации решений имеет тренд на сокращение в новых облачных проектах внедрения, - отметили в Saprun. |
Сокращение динамики роста отчасти подтверждается и некоторыми данными компаний. Так, если обратить внимание на прогнозную динамику выручки компаний по итогам 2021 года, то можно заметить, что она сокращается у большинства компаний, предоставивших такие данные. К примеру, динамика выручки компании СИГМА снижается с 19% (рост выручки в 2020 году по отношению к выручке 2019 года) до 10,8% (2021/2020), аналогичный показатель IBS сокращается с 5,6% до 4,3%, Новардис Консалтинг – с 27,3% до 16,1%. В любом случае выручка компаний растет, хоть и меньшими темпами.
Как замечают эксперты, ситуация в этой сфере напоминает систему в равновесии. С одной стороны, на рынке ИТ-услуг виден возврат интереса к аутсорсингу: «шоковая» стадия адаптации к пандемии прошла, и компании возвращаются к отложенным проектам, начинают новые или увеличивают объемы имеющихся. С другой – процесс импортозамещения закономерно сдерживает интерес к SAP.
Поэтому на выходе мы получаем стабильный рост рынка, без резких взлетов и падений. Это особенно видно в сегменте крупного бизнеса, у которого накоплен большой опыт внедрения и развития систем SAP, - говорит Сергей Соломахин, директор департамента SAP компании СИГМА. |
В IBS добавляют еще ряд факторов, которые оказывают влияние на этот рынок. В частности, это дефицит квалифицированных SAP-консультантов, необходимость снижения затрат, в т.ч. на поддержку и развитие SAP-систем, а также необходимость апгрейда на новые версии ПО и новое оборудование.
Актуальные проекты
Ключевые тенденции
Один из ключевых трендов – удаленка. Пандемия внесла свои коррективы – практически вся поддержка стала дистанционной, даже в тех случаях, когда ранее такой формат не рассматривался. Проекты поддержки с присутствием специалистов на площадках стали уходить в прошлое.
При этом удаленная работа привела к росту ставок в регионах и стиранию границ между ценами региональных компаний, - пояснили в компании Saprun. |
Кирилл Корчагин, директор центра компетенций Novardis, добавляет, что в сфере аутсорсинга поддержки решений SAP стала заметна тенденция активного рекрутинга специалистов из регионов.
Следующий тренд связан с распространением Agile-поддержки. Так, многие заказчики среднего размера хотят получать сервис поддержки в модели Agile, когда есть рамочное соглашение и SLA к нему, но нет фиксированного пакета с абонентской платой, а весь биллинг осуществляется на условиях T&M.
Еще один тренд – это формирование новой культуры потребления сервиса в связи с распространением облачных решений. Как отмечают в Saprun, с уходом сервисов в облака компаниям будет нужен зрелый уровень IТ или ITSM внутри компании, учитывая сдвиг фокуса потребления от поставок к сервису.
По оценкам Saprun, число клиентов по поддержке будет расти, так как в качестве фокусного направления SAP видит сегмент General Business, то есть организации рынка SMB и быстрорастущие компании. Таким образом, следующим трендом может стать переход от внушительных бюджетов на поддержку крупных клиентов к более доступной поддержке многочисленных компаний среднего размера.
Помимо роста числа клиентов расширяется и охват поддержки. В частности, специалисты IBS фиксируют, что все больше и больше запросов поступает не только на поддержку решений SAP, но и на комплексный аутсорсинг всего ИТ-ландшафта, куда входят и SAP-решения, и решения 1С, и другой специализированный софт.
См. также
- Крупнейшие аутсорсеры поддержки решений SAP. Ранкинг TAdviser 2018
- Крупнейшие аутсорсеры поддержки решений SAP. Ранкинг TAdviser 2017
- Крупнейшие аутсорсеры поддержки решений SAP: ранкинг TAdviser 2014
- Крупнейшие аутсорсеры поддержки решений SAP: ранкинг TAdviser 2013
- Крупнейшие аутсорсеры поддержки решений SAP: ранкинг TAdviser 2012
- Каталог проектов ИТ-аутсорсинга и поставщиков услуг