2024/12/25 15:20:41

Как трансформация телекома меняет ожидания операторов от бизнес-систем

Телеком-рынок растет медленно: по оценкам экспертов, в 2023 году в России он вырос всего на 5%, а уровень проникновения мобильной связи достиг 176%. В результате операторы уже несколько лет стремятся расширять сферу своей деятельности, предлагать услуги за пределами телеком-индустрии. Это также переломный момент и для, казалось бы, устоявшегося рынка бизнес-систем (BSS — Business Support System): востребованными становятся те решения, которые поддерживают трансформацию операторов. Об изменениях в требованиях к бизнес-системам в телекоме и их будущих перспективах рассказал Сергей Сосин, руководитель группы продуктового менеджмента Nexign.

Содержание

Сергей Сосин
Руководитель группы продуктового менеджмента
Nexign

«Конвергентность 360°»

Сегодня бизнес-системы становятся универсальной основой для роста и диверсификации бизнеса оператора. Во время нашего мероприятия NexSummIT 2024 мы провели исследование текущего состояния телеком-рынка России и стран СНГ и выяснили, что одним из основных драйверов роста выручки в ближайшие пять лет операторы видят экосистемные предложения на базе телеком-услуг и партнерских сервисов. Построение партнерских экосистем — один из основных трендов на современном телеком-рынке. Например, операторы активно работают в сфере медиабизнеса, имеют собственные онлайн-кинотеатры: KION у МТС, Start у МегаФона. Кроме того, они развивают мобильный гейминг, сотрудничают с сервисами продажи билетов. Также операторы предлагают облачные сервисы, сервисы информационной безопасности, рекламные сервисы на базе геолокации и Big Data в B2B-сегменте.

Раньше, говоря о конвергентности BSS, операторы имели ввиду только fixed mobile convergence (FMC), конвергентную связь, которая предполагает интеграцию фиксированной и мобильной связи, и поддержку разных типов сетей. Сегодня же речь идет о «Конвергентности 360°»: необходимо, чтобы BSS обеспечивала единообразный подход к управлению телеком- и другими типами услуг, поддерживала работу с любыми типами клиентов, любыми типами и поколениями сетей, моделями расчетов на одной платформе. Такая концепция не только поддерживает рост оператора в новых бизнес-направлениях, но и гарантирует существенное снижение затрат на операционную поддержку. Например, МегаФон сократил время вывода новых продуктов на рынок в 2-5 раз после объединения биллинговых систем в 8 филиалах, а один из наших клиентов в СНГ стал проводить ежемесячный биллинг после консолидации двух BSS в 8 раз быстрее.

Переход к модульной и более открытой архитектуре

В последние несколько лет ужесточаются требования регулятора к значимым объектам критической инфраструктуры (ЗО КИИ), в связи с чем бизнес-системы переходят на российскую основу. Например, с 1 января 2025 года госорганы и госкомпании не смогут использовать иностранное ПО на ЗО КИИ, и операторы уже сейчас работают над полным импортозамещением биллинга — не только переходят на отечественное ПО, но и устраняют зависимость от иностранных СУБД и ОС. Сейчас BSS не относятся к ЗО КИИ целиком, но включение всего их контура в список категорируемых ЗО уже обсуждалось на ЦИПР 2024. На данный момент, среди компонентов BSS к ЗО КИИ относятся в первую очередь системы онлайн-тарификации, а также некоторые системы обслуживания клиента, поскольку стабильность их работы влияет на абонентов. Из нашего продуктового портфеля, мы также наблюдаем большой интерес к решению Nexign Diameter Routing Agent (DRA), поскольку он напрямую относится к ЗО КИИ. На сегодняшний день мы полностью импортозаместили те элементы ядра сети, которые исторически дополняли наше BSS-решение — это продукты для управления политиками и маршрутизацией для сетей 4G и 5G. В Nexign мы также работаем над полной независимостью от иностранного системного ПО: например, реализовали в нашем биллинге архитектурный подход DB-agnostic, который дает возможность выбора СУБД даже для ключевых, высоконагруженных компонентов решения.

Кроме того, в современных BSS используется новый — модульный и микросервисный — подход к архитектуре: операторы отказываются от монолитных систем, поскольку их дорого и сложно развивать. Например, международная ассоциация TM Forum в последние годы активно продвигает идею универсальной модульности в ключевых бизнес-системах оператора (composable IT) в рамках концепции открытой цифровой архитектуры (ODA). Она подразумевает, что поставщикам услуг связи необходимо изменить свои ИТ-системы и сети для создания новых и дифференцированных услуг, повышения производительности, снижения затрат на обслуживание и интеграцию, а также улучшения качества обслуживания клиентов. На смену традиционным OSS/BSS приходит модульный подход, который ускоряет и упрощает переход на новую BSS, позволяет оператору развертывать компоненты в разных средах, включая виртуальные и облачные. В то же время мощные, стандартизированные API позволяют быстрее интегрироваться в ландшафт телеком-компании. Благодаря модульному подходу операторы сами могут выбрать скорость трансформации, сосредоточиться на ключевых вещах, если у них ограничены финансовые возможности. Наши решения уже много лет соответствуют концепции ODA и поддерживают стандартные TM Forum API.

На фоне замедления роста выручки операторы находятся в поисках путей снижения совокупной стоимости владения (TCO) и сокращения CAPEX. Сегодня для разработки BSS все чаще используются open source технологии, что позволяет оптимизировать затраты на лицензии и уменьшить потенциальные риски использования продукта. В частности, решения от Nexign построены на базе технологий с открытым исходным кодом, но доработаны в области безопасности и отказоустойчивости, чтобы соответствовать требованиям операторов. Например, в МегаФоне сейчас идет миграция биллинговых систем с Oracle на нашу СУБД Nexign Nord на базе PostgreSQL. Она уже принесла свои результаты и позволила оператору сэкономить на лицензиях в 10 раз по сравнению с аналогичными СУБД, представленными на российском рынке.

Нативная поддержка 5G

Также стоит отметить реализацию поддержки 5G в бизнес-системах. Согласно GSMA, в конце июля 2024 года 622 оператора в 185 странах вкладывают деньги в 5G-технологии, а 49 операторов уже запустили 5G SA. Сегодня на сети 5G приходится более 1,6 млрд (18%) подключений во всем мире, а к 2030 году эта цифра достигнет 56%. Поддержка 5G важна для развития бизнеса оператора, но она не должна приводить к необходимости полной замены BSS/OSS. Здесь также важен модульный подход: если оператор не готов полностью заменять BSS ради 5G, то он может обновить только компоненты, отвечающие за монетизацию. Кроме того, важна конвергентная — All-Gs — архитектура: например, наше решение Nexign Converged Charging обеспечивает одному из ведущих операторов в СНГ — Ucell — конвергентную тарификацию и единую систему управления балансами в сетях 4G и 5G, без необходимости поддержки систем тарификации отдельно для каждого поколения связи. Еще один показательный пример: весной этого года российский федеральный оператор связи полностью мигрировал с продукта китайского вендора на наше конвергентное решение Nexign PCRF/PCF для управления политиками, обеспечив не только импортозамещение, но и поддержку 5G. Такая архитектура является целевой для операторов, которые стремятся повысить эффективность управления сложными распределенными сетями и иметь больше контроля над опытом клиента.

Дать оператору больше независимости

В последние несколько лет операторы, как и другие большие компании, стремились максимально перенести разработку ИТ-систем инхаус. Мы как ИТ-компания, конечно, считаем, что разработка, внедрение и сопровождение сложных высоконагруженных бизнес-систем должна оставаться на стороне специализированного вендора: это гарантирует более гармоничное развитие таких систем и позволяет сохранить экспертизу их поддержке. Но при этом мы понимаем стремление операторов стать более независимыми, чтобы повысить скорость вывода продуктов на рынок. Поэтому системы BSS сегодня должны предоставлять больше возможностей конфигурации решения без привлечения вендора. Современные биллинговые платформы разработаны с использованием low-code/no-code подхода. Он позволяет настраивать бизнес-процессы, создавать предложения и тарифы силами маркетологов и продуктовых менеджеров без привлечения программистов и ИТ-конфигураторов. Low-code/no-code подход применим в телекоме как в BSS-контуре, так и продуктах, находящихся ближе к сети. Пример такого продукта — наша low-code платформа для предбиллинга Nexign Mediation, которая позволяет строить сценарии работы с данными сети в визуальном drag-and-drop конструкторе.

Как бизнес-системы будут меняться в ближайшем будущем

Архитектура и функциональность современных бизнес-систем предоставляют операторам большую гибкость и возможность быстрее адаптироваться к изменениям рынка. Поставщикам услуг связи становится проще экспериментировать с новыми бизнес-моделями: формировать партнерства с другими игроками рынка для предоставления новых услуг в рамках экосистем, отделять бизнес от управления телеком-инфраструктурой (сетями, вышками) в погоне за эффективностью (так называемый delayering). Эти изменения на рынке, а также дальнейшее упрощение, универсализация и компонентизация BSS приведут к тому, что выход на телеком-рынок станет проще для новых нишевых игроков, таких как банки, запускающие MVNO.

Уже сегодня многие операторы и телеком-вендоры, такие как Nexign, экспериментируют с ИИ, ищут подходящие для себя сценарии использования. В нашей области это в первую очередь кейсы, связанные с улучшением и персонализацией клиентского опыта и снижением затрат на поддержку клиентов. В частности, технологии на базе ИИ могут автоматизировать борьбу с мошенниками, повышают автономность работы сетей. Они также могут использоваться для комплексного управления, моделирования и прогнозирования в биллинге — например, с помощью ИИ можно идентифицировать абонентов, склонных к оттоку, и предлагать им гибкие индивидуальные тарифы с учетом их биллингового профиля. Наше исследование показало, что традиционный и генеративный ИИ входят в топ технологий, которые окажут наибольшее влияние на ИТ-стратегию телеком-индустрии в ближайшие 5 лет, по мнению операторов связи. Поэтому операторы будут продолжать тестировать кейсы использования ИИ как в BSS/OSS, так и в сетях, формировать дорожную карту по управлению данными и сквозной ИИ-аналитикой.

С точки зрения инфраструктуры, российские операторы скорее всего и дальше будут переходить на гибридные среды развертывания BSS, которые подразумевают применение on-premise серверов, а также частных и публичных облаков — для разных компонентов BSS, в зависимости от конкретных бизнес-задач.

Наконец, в связи с активным инвестированием в развитие низкоорбитального спутникового широкополосного доступа (ШПД) в России, стоит ожидать изменения в контуре BSS, связанные с интеграцией спутниковой связи в наземную мобильную связь и поддержкой новых услуг, в первую очередь для B2B-сектора. Новые технологии, включая 5G NTN (Non-Terrestrial Networks), позволят объединить наземные и спутниковые сети, обеспечить доступ к спутниковой связи при отсутствии наземной мобильной, то есть беспрерывное подключение абонента к сети и расширенные возможности коммуникации — в отдаленных локациях, на самолетах и в поездах.

В заключение хочется отметить, что российский рынок BSS продолжает расти и развиваться: по прогнозам экспертов, к 2030 году он вырастет примерно в три раза, а среднегодовой темп роста составит 22,4%. Это возможно благодаря применению биллинговых систем за пределами телеком-индустрии: появлению новых пользователей, увеличению количества предоставляемых услуг, росту популярности партнерских экосистем. Несмотря на зрелость BSS, российские вендоры эффективно адаптируются к изменениям рынка и потребностям своих клиентов, внедряют в свои продукты новые востребованные технологии и улучшают качество сервиса.