2013/10/11 13:49:16

Артём Чубраев: Идеальная СЭД – это система «с двумя кнопками»

Идея создания новой гибкой платформы электронного документооборота зародилась в недрах РАН, а спустя несколько лет бывшие сотрудники академии, обладая солидным багажом практических знаний, вывели на рынок Этлас. За 5 лет эта платформа стала основой для сотен проектов в области внедрения СЭД и создания электронных архивов. О том, в чем заключаются особенности и конкурентные преимущества российской разработки, TAdviser рассказал Артём Чубраев, генеральный директор «Этлас-Софт (Atlas Soft)».

TAdviser: Этлас-Софт предлагает на российском рынке СЭД свои собственные программные разработки для создания электронных архивов и автоматизации документооборота? Скажите, пожалуйста, как компания оказалась на этом высоко конкурентном рынке, да еще и со своими собственными продуктами?


Артём Чубраев: Действительно, появление альтернативных систем на давно сформировавшемся рынке, к тому же полностью построенных на собственных технологиях – это явление довольно необычное. Наша компания имеет долгую историю. До выхода на рынок в 2007-ом году наша компания занималась разработкой индивидуальных корпоративных систем делопроизводства и управления бизнес-процессами. Повсеместно мы сталкивались с рядом проблем других информационных систем – отсутствием простоты освоения, низкой производительностью, удручающей стабильностью предлагаемых решений. Мы поняли, что для качественного решения всех перечисленных проблем нам необходимо полностью новое решение, `с нуля`. К моменту выхода на рынок в 2007-ом году у нас на руках уже была новая система, ориентированная на широкий круг потребителей, и наша команда твердо стояла на ногах.

TAdviser: Расскажите, пожалуйста, немного о платформе, на которой созданы ваши ключевые программные продукты: что лежит в ее основе? Насколько она гибкая и позволяет легко встраивать ваши программные продукты в ИТ-инфраструктуру заказчиков?

Артём Чубраев: Идея создать собственную платформу зародились у нас еще во времена, когда компании не существовало, а основной костяк наших специалистов работал в Российской академии наук. Все наши разработки в те времена велись для ВПК, что означало запрет на использование платного закрытого ПО. Мы тогда получили бесценный опыт. Оказалось, что для всех задач есть бесплатные альтернативы, причем качество получаемых решений было очень высоким. Прежде всего потому, что в ситуации с использованием открытых модулей у нас всегда была возможность исправить чужие недочеты самостоятельно. Когда создавалась компания, мы уже твердо знали, что работать будем только со своими решениями в симбиозе с открытыми решениями. В результате мы создали платформу, которая обладает высокой производительностью, гибкостью и независима от какого-либо другого коммерческого софта, а значит ее стоимость очень конкурентоспособна и не обременена ничем дополнительным. В основе платформы лежит наше высокопроизводительное ядро обработки информации и бизнес-логика на популярном интерпретируемом языке Lua. Платформа построена так, что без труда может быть адаптирована под любые задачи и тесно интегрирована в информационную инфраструктуру предприятия.

TAdviser: В чем преимущества платформы Этлас по сравнению с конкурирующими разработками? Как вы оцениваете проникновение своих решений на местном рынке, каково примерно число заказчиков?Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг

Артём Чубраев: Ключевым преимуществом нашей платформы является очень высокая ее производительность. За счет этой особенности наши продукты стали пользоваться большой популярностью среди малого и даже микро-бизнеса, для которых приобретение дорогостоящих серверов часто является непреодолимым препятствием. Для крупных заказчиков эта особенность тоже важна, поскольку на мощных серверах позволяет получить очень быструю систему с высокой скоростью отклика. Чтобы понять, насколько комфортнее работать с такой системой – проще попробовать, словами это не передать.

Другая особенность – высокая стабильность решений, создаваемых на платформе. Но причина надежности заключается не столько в используемых технологиях, сколько в скрупулёзном подходе к процессу разработки, тщательном исправлении любых недочетов, внимании к замечаниям клиентов.

И, конечно же, отказ от использования дополнительных платных компонент. Эта особенность важна для всех наших заказчиков – переплачивать лишнее не хочется никому.

Что касается проникновения наших решений - мы уверенно набираем обороты с момента нашего выхода на рынок, наши решения все чаще можно встретить в самых различных компаниях. Но мы не ограничиваемся местным рынком, за последние несколько лет наши продукты стали пользоваться популярностью в Казахстане и Белоруссии, постепенно к ним подключается Украина. В настоящий момент мы занимаемся интересным проектом в Таджикистане. К счастью, разногласия и проблемы в сфере международной политики не отражаются на сфере информационных технологий, и мы надеемся на дальнейший существенный рост продаж на внешних рынках сбыта.

Количество наших заказчиков в сфере крупного бизнеса, не считая СМБ – далеко за сотню.

TAdviser: Если говорить о заказчиках, то являются ли ваши решения универсальными или учитывают специфику определенных отраслей? Подходят ли они в большей степени крупным и средним компаниями, или, например, предназначены только для СМБ?

Артём Чубраев: Наши решения подходят для любых отраслей. Наш главный ориентир – это простота настройки системы под конкретную область применения, и что еще важнее – простота ее дальнейшего использования конечными пользователями. Мы не стараемся создать множество разных решений для конкретных сфер деятельности. За годы внедрений нам удалось создать очень удачный набор инструментов, который позволяет быстро и легко подстроить систему под любые особенности заказчика. Более того – этот инструментарий открыт, и многие из наших клиентов успешно с ним работают, подстраивая систему под себя в ходе ее эксплуатации, даже без нашей помощи.

Что касается размеров компаний, на которые ориентирована система, то здесь мы полностью универсальны. Мы начинали с работы с крупными компаниями, но в ходе своего развития приложили массу усилий, чтобы сделать системы как можно проще, несмотря на всю мощь содержащихся в них возможностей. Системы стали очень интуитивно понятны как с точки зрения администрирования, так и с позиций каждодневного использования. Мы считаем, что нам удалось решить данную задачу, и активные продажи в сфере малого бизнеса это подтверждают.

TAdviser: Назовите, пожалуйста, имена ваших крупнейших заказчиков по СЭД. Какие интересные проекты были реализованы за последние год-два, что в них было уникального?

Артём Чубраев: ГИПРОДОРНИИ, например, один из наших любимых клиентов. За годы сотрудничества у нас сложились теплые отношения с коллективом, было решено множество интересных задач. РЖД, Уралвагонзавод, издательство `7 Дней`, авиакомпания S7, Рускобанк, ряд государственных министерств – тоже давние и крупные пользователи наших систем. За пределами нашей страны – например, Степногорский горно-химический комбинат, он находится в Казахстане. Список можно составить длинный, но ко всем нашим клиентам мы относимся очень серьезно, вне зависимости от их размера, и всегда внимательны к их задачам и потребностям.

Что касается интересных проектов - у нас их было много, трудно выбрать. Например, интересный проект у нас был в конце прошлого года, совместно с компаниями «Ростелеком» и «Барс Груп». В рамках проекта внедрялась система документооборота Этлас на 10 000 рабочих мест в министерстве здравоохранения Орловской области. Автоматизация производилась в 98 поликлиниках и больницах. Проект выполнялся в сжатые сроки – за 1 квартал были проведены все необходимые работы по внедрению. Мы в очередной раз убедились в эффективности наших подходов к внедрению, и возможности быстрой интеграции нашей системы в комплексные проекты.

TAdviser: Интересно узнать, как обстоят дела с поддержкой клиентов после внедрения решений. Как она организована, часто ли возникает необходимость в обучении сотрудников?

Артём Чубраев: Здесь все очень индивидуально. Последнее время мы часто сталкиваемся с заказчиками, которые полностью изучили систему по ее демонстрационной версии еще до момента покупки. Но это относится в основном к малому бизнесу. Для клиентов среднего и крупного бизнеса, как правило, проводится обучение ключевых специалистов заказчика, которые затем `несут знания в массы`. Бывает проводим и групповые обучения всех сотрудников организации, но это случается редко – наши системы очень просты в использовании, и обычному пользователю как правило хватает краткой служебной инструкции, после которой он быстро осваивается с системой.

Что касается поддержки клиентов, то все достаточно стандартно – с крупными заказчиками у нас, как правило, долгосрочные отношения, мы курируем администраторов системы со стороны заказчика, следим за работой системы, даем советы по работе с системой, предлагаем направления развития и оптимизации бизнес-процессов. С малым бизнесом обычно по-другому – заказчики более самостоятельны, и часто уходят в свободное плавание, решая все вопросы без нашего участия. Мы со своей стороны ничего не навязываем – каждый решает сам, как ему комфортней работать.

TAdviser: Какие новшества планируются в платформе Этлас в будущем? Какие функции и инструменты вы планируете добавить?

Артём Чубраев: Направлений развития масса. У нас постоянно возникают новые идеи, кроме того, к нам непрерывно поступают пожелания от наших клиентов, мы все их тщательно анализируем. Самые удачные идеи реализуем в первую очередь, остальное добавляем в более долгосрочные планы. Из ближайших насущных задач – например, создание мультиязычного интерфейса системы, об этом все чаще просят международные компании. Более масштабная задача - реализация поддержки различных СУБД с возможностью перехода между ними – мы хотим дать возможность нашим заказчикам выбрать ту базу данных, с которой они уже привыкли работать. Это интересует прежде всего крупных заказчиков с мощной информационной инфраструктурой. Дальнейшее улучшение эргономики наших клиентских мест – извечная задача, но мы находимся в непрерывном поиске, и наверняка найдем еще множество способов сделать лучше и удобнее.

TAdviser: Каким вам видится место Этлас-Софт на российском рынке СЭД систем в ближайшие два-три года, к чему вы стремитесь?

Артём Чубраев: На наш взгляд, сейчас российский рынок СЭД наполнен перегруженными решениями, предлагающими заказчику избыточный функционал, усложняющий внедрение и работу с системами. Мы идем другим путем. Для нас идеал – это система `с двумя кнопками`, которая позволит решать самые сложные задачи легко и непринужденно.

Что касается позиции на рынке - мы не ставим каких-то конкретных численных целей, хотя маркетинговые планы у нас, конечно, есть. Мы стремимся к тому, чтобы качество наших продуктов их продвигало, а не красивые рекламные слоганы и обертки. Стив Джобс когда-то сказал: `Инновация отличает лидера от догоняющего`. Мы полностью поддерживаем этот принцип. Главное думать, развиваться, непрерывно двигаться и расти, всегда быть в авангарде технологий и инновационных решений, и клиенты нас найдут, услышат о нас от других, и мы искренне верим, что услышат только хорошее.