2024/12/18 07:52:48

Антон Спирин, НОТА: нам удалось сформировать устойчивый вендорский бизнес с миллиардной выручкой

НОТА (ИТ-холдинг Т1) — мультипродуктовый вендор отечественного ПО, анонсированный в 2023 году. Каких результатов удалось достичь за прошедший год, какие решения НОТА завоевали доверие крупнейших российских компаний и под влиянием каких трендов российский ИТ-рынок будет развиваться в 2025 году, рассказывает Антон Спирин, заместитель генерального директора по развитию бизнеса НОТА, коммерческий директор по продуктам и сервисам ИТ-холдинга Т1.

Антон
Спирин
Уже сегодня можно сказать, что НОТА — один из крупнейших вендоров на российском корпоративном рынке.

Как вы оцениваете итоги года для продуктов НОТА?

Антон Спирин: С точки зрения повышения зрелости продуктовых предложений по всем нашим решениям мы движемся значительно быстрее, чем кто-либо на рынке. Особенно хочу выделить развитие CRM-системы НОТА МОДУС, платформы для создания ИТ-продуктов «Сфера» и платформы корпоративных коммуникаций DION. Мы уверенно реализуем стратегию, которую декларировали нашим клиентам и партнерам. Дорожные карты выполнены с минимальными отклонениями, а часто и с опережающим темпом — например, по некоторым продуктам план по выручке перевыполнен на несколько десятков процентов, что является бесспорным признаком их востребованности.

С финансовой точки зрения нам удалось сформировать устойчивый вендорский бизнес с миллиардными оборотами. Точные цифры будут известны по итогам года, но уже сегодня можно сказать, что НОТА — один из крупнейших вендоров на российском корпоративном рынке.

Мы анонсировали создание вендора в июне 2023 года и довольны выбранным временем и темпами развития этого бизнеса. Сейчас движемся в режиме «год за два», а в ряде случаев — и «год за пять». Это показывает, что команда умеет мобилизоваться вокруг масштабной задачи. Кажется, что это наиболее важная компетенция в текущих условиях рынка.

Вы сказали, что дорожные карты по продуктам НОТА на этот год уже выполнены. Что именно удалось сделать? О каких самых успешных кейсах 2024 года вы можете рассказать?

Антон Спирин: Если говорить о коммерческих успехах DION, то нам удалось получить значимых заказчиков среди крупных российских компаний. Например, клиентом НОТА стала «Группа Астра» — один из лидеров ИТ-рынка, компания, вышедшая на IPO. Системой ежедневно пользуются свыше 2500 сотрудников, и это пользователи с достаточно высокими требованиями к продуктам такого класса — он нужен им не только для звонков и конференций, но и для управления встречами в переговорных комнатах, совместной работы с документами.

Важно подчеркнуть, что мы развиваем DION как платформу корпоративных коммуникаций, а не просто ВКС. За этот год удалось реализовать ряд функций, связанных с интеграцией с российскими почтовыми серверами, запуском онлайн-доски для совместной работы. Рынок корпоративных коммуникаций очень конкурентный, но мы поняли, что действительно нужно крупным заказчикам и предложили это. Так мы смогли конкурировать с вендорами, работающими на российском рынке десять и более лет. В декабре этого года DION занял вторую строчку ежегодного рейтинга лучших ВКС-платформ России от CNews, обогнав крупных и опытных игроков.

Наша CRM-платформа НОТА МОДУС получила множество улучшений и расширений. Например, мы выпустили полноценный модуль для управления программами лояльности, который был выбран в качестве целевой технологической платформы крупнейшей российской авиакомпанией. Мы убеждены, что это будет знаковый для рынка проект как с точки зрения функциональности, которую можно сделать на базе российского продукта, так и с точки зрения масштаба. Инициатива станет примером для тех, кто еще не заменил CRM от Oracle или SAP и сомневается, что на рынке есть отечественные CRM enterprise-уровня.

С НОТА МОДУС мы вышли на рынок СНГ, реализовали проект в Беларуси. А ранее — внедрили CRM в банке Узбекистана — автоматизировали контакт-центр локального цифрового игрока. Это знаковый проект по двум причинам. Во-первых, в СНГ мы конкурируем с крупными международными вендорами. Во-вторых, банки, которые хотят с самого начала построить правильный клиентский опыт на базе удаленных каналов обслуживания, выбирают наш продукт.

Еще один флагманский продукт — платформа «Сфера» — известен рынке в качестве замены Jira и Confluence, которыми пользовались большинство российских компаний. Кроме этого, мы сделали серьезный рывок в развитии CI/CD-конвейера, вывели продуктовые модули платформы на значимый для заказчиков уровень зрелости и рады видеть, что ее покупают другие крупнейшие ИТ-компании страны. По итогам ряда пилотных проектов, команда регулярно получает обратную связь, что мы, как промышленное решение, действительно продвинулись дальше всех.

Один из приоритетных сценариев развития продуктовой линейки — это интеграция продуктов между собой, например, DION и «Сферы» — для постановки задач прямо из видеозвонка. Также мы развиваем технологические партнерства и обеспечиваем совместимость с продуктами от других востребованных вендоров — это важная часть стратегии.

С какими трудностями вы столкнулись в этом году и как их преодолевали?

Антон Спирин: Большое количество участников рынка делают продукты одного и того же класса. Конкуренция усиливается. Появляется много новых вендоров — зачастую это компании, имеющие якорного заказчика.

Другой наш конкурент — это внутренняя заказная разработка. Многие крупные заказчики сегодня предпочитают создавать программное обеспечение собственными силами. Это приводит к снижению спроса и еще большему усилению конкуренции. Такая тенденция вынуждает поставщиков адаптироваться, фокусируясь на трудоемких нишевых решениях, недоступных для внутренних ИТ-отделов. И, конечно, один из главных вызовов любой ИТ-компании — это непрерывный кадровый голод, который охватывает все направления и приводит к значительному росту стоимости труда.

Преодолеть эти трудности в моменте невозможно, но мы постоянно работаем над повышением конкурентных преимуществ продуктов, узнаваемостью бренда НОТА, развитием партнерской сети с необходимыми компетенциями. Нельзя не отметить поддержку государства, которая стимулирует появление все большего числа ИТ-специалистов.

Расскажите о ваших партнерах: сколько их и кто они?

Антон Спирин: Развитие партнерской экосистемы — стратегический приоритет. НОТА сотрудничает со 130 компаниями: интеграторами, реселлерами, дистрибьюторами и технологическими партнерами. Мы прикладываем множество усилий, чтобы продукты можно было легко «разворачивать», сопровождать и технически, и консалтингом поддерживать через партнерскую сеть. Создаем понятные инструкции, развиваем возможности для обучения специалистов, в том числе запустили собственный центр обучения и сертификации. Стремимся к тому, чтобы партнеры действительно понимали, как внедрить продукт конечному заказчику, и видели в этом возможность извлечь прогнозируемую выручку и прибыль.

Технологические партнерства позволяют нам интегрировать функциональность НОТА с продуктами других участников рынка и вместе предлагать заказчикам легко внедряемые и комплексные решения. Такие партнеры у нас есть по каждому продуктовому направлению.

Каковы ваши планы по развитию НОТА на 2025 год?

Антон Спирин: Функциональность продуктов НОТА будет развиваться быстрыми темпами, но эволюционным путем. Уверен, мы не ошиблись с изначальным позиционированием и движемся в правильную сторону. В 2025 году продолжим развивать low-code возможности систем, чтобы они были более конфигурируемыми и при этом сохраняли свойства продукта enterprise-уровня: масштабируемость, отказоустойчивость, безопасность. Это один из приоритетов в каждом продукте НОТА.

По некоторым продуктам развиваем облегченные версии, нацеленные на малый и средний бизнес. Прежде всего это касается DION и системы автоматизации рекрутмента НОТА ЮНИОН, которая подходит для компаний любого размера.

Из новых направлений — запустили линейку решений информационной безопасности НОТА КУПОЛ. Будем усиленно развивать продукты в области ИБ и, в частности систем, которые позволяют проводить в упрощенном режиме категорирование объектов критической инфраструктуры для выполнения требований федеральных законов. У нас очень сильная ИБ-команда, продвинутый перечень продуктов. В этом году появились первые якорные заказчики, которые будут реальным отражением рыночного спроса.

Каковы планы НОТА по использованию инновационных технологий, например, ИИ?

Антон Спирин: Т1 как крупнейшая ИТ-компания концентрируется на практических инновациях, приносящих понятную бизнес-выгоду клиентам. Искусственный интеллект — одна из основных сквозных технологий — в холдинге под такие задачи даже выделено отдельное направление — Т1 ИИ. Мы разрабатываем ИИ-решения для различных отраслей: финансового сектора, ИТ, госсектора, телекома, здравоохранения, розничной торговли и промышленности.

НОТА, в свою очередь, внедряет эти инновации в свои продукты — как с точки зрения методологии заложенных бизнес-процессов, так и с точки зрения функционала. При этом для нас приоритетом является прикладной характер таких инноваций, чтобы транслировать осязаемую бизнес-выгоду клиентам. Только так они готовы инвестировать в нас свое время и деньги.

Основное применение искусственного интеллекта сейчас видим в контуре нашей CRM-системы НОТА МОДУС, а именно в части аналитического модуля, который отвечает за динамическую сегментацию клиентов, анализ клиентской базы, разработку индивидуальных рекомендаций для повышения продаж через разные каналы. Здесь ИИ дает понятный финансовый результат, и это пример того, что мы готовы инвестировать.

Как вы считаете, какие тренды окажут наибольшее влияние на российский IT-рынок в следующем году?

Антон Спирин: В следующем году российский ИТ-рынок будет определяться тремя ключевыми трендами.

Во-первых, ситуацию на рынке сейчас можно охарактеризовать как проверку отечественных ИТ-решений на готовность к промышленному использованию в большом масштабе. Причем на всех уровнях архитектуры. Массовое пилотирование, внедрение и сопровождение российского оборудования и ПО станет драйвером развития отечественных ИТ-компаний и поможет сократить зависимость компаний от зарубежных продуктов. Несмотря на то, что процессы импортозамещения уже достигли значимых результатов, в следующем году российский ИТ-рынок также будет чувствовать глубокое влияние тренда на формирование цифрового и технологического суверенитета.

Кроме того, мы видим тренд на более тесную коллаборацию крупных отраслевых заказчиков и ИТ-компаний в целях создания сложных продуктов, отвечающих высоким требованиям индустриальной специфики, которые невозможно быстро импортозаместить в отрыве от реальных проектов. Здесь же стоит сказать о том, что в Реестр отечественного ПО входит более 20 тысяч решений, а по ряду классов уже достигнут определенный уровень насыщения, следующий этап — повышение зрелости и расширение функциональности существующих продуктов на базе реального опыта использования.

Во-вторых, ожидается расширенное использование технологий искусственного интеллекта, его интеграция в различные продукты и сервисы как в B2C, так и в B2B-сегментах. Особое внимание уделяется компьютерному зрению, рекомендательным системам и глубинному обучению. ИИ находит наибольшее применение в маркетинге, продажах, производственных процессах и в процессах управления персоналом, что открывает новые возможности для повышения эффективности бизнеса.

В-третьих, у крупных организаций будет необходимость формирования безопасного информационного контура. С ростом цифровизации и увеличением количества киберугроз, компании уже сейчас вынуждены активно инвестировать в средства защиты информации, включая биометрию, анализ защищенности систем и резервное копирование. Так, в прошлом году затраты на продукты и услуги в области ИБ составили 4,3% от всех ИТ-затрат российских организаций, демонстрируя устойчивый рост в течение последних трех лет.

На что вы советуете обратить внимание крупным российским заказчикам в 2025 году?

Антон Спирин: Я бы рекомендовал крупнейшим представителям индустрий смелее входить в проекты с российским разработчиками: проводить пилоты, решаться на полномасштабные внедрения. Особенно с теми, кто является публичной компанией или много инвестирует в развитие своих решений, имеет серьезную финансовую устойчивость и масштаб. Только за счет сотрудничества и партнерских отношений нашему рынку удастся сформировать технологический суверенитет, не потеряв по дороге решение основных бизнес-задач.

Также я бы рекомендовал приоритетно присмотреться к готовым продуктам вместо заказной разработки. Особенно если продукты построены на современном архитектурном подходе, легко масштабируются и заведомо соблюдают требования ИБ. Когда за такими продуктами стоит сильный вендор, то это обычно гарантирует качественную поддержку и долгосрочную дорожную карту развития, преимущества которой становятся доступны всем пользователям. Такие платформы на рынке уже есть, и совокупная стоимость владения созданных на них решений значительно ниже, чем собственный продукт и постоянная инхаус-команда, не говоря уже про снижение рисков.

И последнее — нужно помнить не только про замену прикладных ИТ-решений, но и про «станки», на которых оно создается, развивается и поддерживается. Поэтому сегодня компании, обладающие высокой цифровой зрелостью, активно строят собственные конвейеры разработки и инструменты управления ИТ на базе отечественных инструментов.