2022/09/16 13:04:54

Андрей Чепакин, ELMA — о главных вызовах для российских разработчиков и преимуществах ELMA365

На вопросы TAdviser по ситуации на рынке, преимуществу Low-code-подхода к автоматизации бизнес-процессов, возможностям Low-code-продукта ELMA365 ответил Андрей Чепакин, коммерческий директор ELMA.

Андрей
Чепакин
Главный вызов для российских разработчиков - необходимость качественно удовлетворить запрос на импортозамещение

Раньше мы говорили и писали о bpm-системах, теперь – о Low-code-решениях. В чем качественные отличия вторых от первых?

Андрей Чепакин: Low-code инструментарий разработки предполагает использование визуального проектирования и создания корпоративных приложений. В BPM-системах также применяется визуальный конструктор бизнес-процессов, но Low-code-подход гораздо шире, чем простое конструирование бизнес-процессов. Глубинная идея Low-code: снижение количества задач автоматизации, поступающих от бизнеса. Это происходит из-за ускорения создания корпоративных приложений. Используя Low-code-платформу, компания может делать автоматизацию бизнес-процессов быстро и качественно.

Как часто на практике компании-заказчики самостоятельно поддерживают и развивают внедренное на базе Low-code решение? Или чаще все-таки прибегают к услугам вендора и его партнеров?

Андрей Чепакин: Все зависит от культуры разработки, принятой в компании. Большинство заказчиков формирует свой собственный центр экспертизы, т.к. в руках заказчика появляется эффективный инструмент автоматизации, который можно использовать годами. Мы говорим о том, что Low-code платформу стоит рассматривать в долгосрочной перспективе как инструмент для автоматизации широкого спектра задач. В этом году компания может автоматизировать, например, закупки, а в следующем HR-сервисы, потом - управление обслуживанием и ремонтами, бюджетирование и проектное управление и т.д.

Ваша оценка влияния на российский рынок систем автоматизации/роботизации бизнес-процессов экстраординарных событий текущего года?

Андрей Чепакин: Главный вызов для российских разработчиков - необходимость качественно удовлетворить запрос на импортозамещение, возникший практически у всех крупных российских компаний. При этом бизнес-пользователи не стали менее требовательны. Для российских систем и разработчиков – это, по сути, мгновенный скачок в высшую лигу со своими требованиями, условиями и правилами игры.

Как развивалась платформа ELMA365 в технологическом плане с момента выхода на рынок осенью 2020 года?

Андрей Чепакин: Ключевое технологическое отличие ELMA365 состоит в микросервисной архитектуре, ведь микросервисы — это уже не будущее, а эффективное настоящее. Про микросервисную архитектуру можно говорить много, но я отмечу два ключевых аспекта. Первый — это использование платформы Kubernetes для управления вычислительными мощностями и масштабирования нагрузки на микросервисы, что особенно актуально в условиях дефицита серверов. Второй аспект — возможность разработки собственных микросервисов для расширения функционала платформы. Теперь не нужно разбираться в ядре системы, можно написать свой микросервис практически на любом языке программирования и встроить его в платформу. И, конечно, компоненты платформы ELMA365 полностью импортозамещены.

Какие характеристики выгодно отличают платформу ELMA365 от других Low-code-систем, представленных на российском рынке?

Андрей Чепакин: Ключевые конкурентные преимущества ELMA365 можно сгруппировать вокруг двух тезисов. Во-первых, ELMA365 — новый продукт, спроектированный как Low-code платформа, вследствие этого функционал создания корпоративных приложений в ELMA365 опережает рынок на несколько лет. Во-вторых, ELMA365 — это технологический лидер на рынке Low-code-решений, ведь помимо микросервисной архитектуры, которую мы уже упомянули, ELMA365 поставляется в редакции «частное облако» (private cloud). Это позволяет компании развернуть ELMA365 на своих вычислительных мощностях (или арендовать их). При этом платформа будет мультитенантной, то есть способной обслуживать пользователей различных компаний без запуска дополнительных экземпляров решения. Различные тенанты можно использовать для автоматизации дочерних обществ или в рамках крупной компании для автоматизации отдельных проектов.

Что такое ELMA Store?

Андрей Чепакин: Это магазин готовых бизнес-приложений, устанавливаемых на платформу ELMA365. Часть приложений выпускаем мы, как вендор, ряд программ разрабатывается нашими партнерами. Создание своего собственного магазина решений — это логичный шаг для любого продукта, который позиционируется как платформа. За счет готовых решений наши клиенты получают добавленную ценность, т.е. готовый функционал, который можно быстро адаптировать под нужды компании. Партнеры, в свою очередь, получают дополнительный инструмент монетизации собственных разработок.

Сколько всего готовых к использованию функциональных решений предлагает клиентам компания?

Андрей Чепакин: На базе платформы ELMA365 разработан целый ряд системных приложений, которые нами поддерживаются. В их число входит, например, решение ELMA365 ECM, имеющее функционал внутреннего и внешнего юридически значимого документооборота. Кадровая система ELMA365 КЭДО позволяет перевести документооборот с сотрудником в электронный вид. Модуль ELMA365 AI с использованием нейронных сетей позволяет реализовать массовую обработку документов. Кроме этого есть решение ELMA365 CRM с функционалом для автоматизации процессов продаж, бизнес-приложение ELMA365 Chatdesk с функционалом омниканального взаимодействия с клиентами, партнерами и сотрудниками, позволяющее автоматизировать работу первой линии поддержки, система ELMA365 Bot с элементами искусственного интеллекта для автоматизированного ведения диалогов первой линии поддержки. В разработке находится система ELMA365 Проекты для автоматизации проектного управления, ожидаем выход первой версии в этом году.

Отмечу также, что наряду с системными решениями мы и наши партнеры разрабатываем бизнес-приложения, которые размещаются в ELMA Store, среди них — ServiceDesk, Управление закупками, Управление кадровыми процессами, Управление совещанием и многие другие.

Каковы планы по наполнению магазина приложений новыми решениями?

Андрей Чепакин: Мы рассчитываем, что ELMA Store станет важным компонентом нашей инфраструктуры и заказчики из большинства отраслей смогут найти там полезные бизнес-приложения.

Как платформа ELMA365 встраивается в ИТ-ландшафт компании?

Андрей Чепакин: ELMA365 традиционно интегрируется с учетной системой и позволяет реализовывать комплексные проекты автоматизации. При этом наши заказчики выставляют следующие три условия. Во-первых, суммарная стоимость владения (TCO) в рамках проекта автоматизации должна быть ниже, чем настройка учетной системы — здесь я имею в виду ERP-решение. Во-вторых, скорость создания корпоративного приложения, т.е. реализации проекта автоматизации, должна быть выше, чем самостоятельная разработка и/или настройка учетной системы. И третье условие: адаптивность/гибкость платформы при реализации проекта автоматизации должна быть выше, чем при использовании коробочного решения. ELMA365 удовлетворяет этим условиям, а за счет своей платформенности, возможности решения различных задач автоматизации наша система создает добавленную ценность для клиента.

С каких бизнес-процессов, как правило, начинают автоматизацию Ваши заказчики?

Андрей Чепакин: Со стороны клиента есть два ключевых запроса: когда что-то "сломалось" в основном процессе, который генерирует деньги компании, и когда хочется автоматизировать сервисную/обеспечивающую функцию компании, чтобы оптимизировать расходы. Если погрузиться в детали, то получается следующая картина.

Основной бизнес-процесс состоит из множества подпроцессов, каждый из которых формирует ценность. В какой-то момент во внешней среде, в которой работает компания, может произойти изменение, которое потребует обновление основного процесса. Простой пример: появился конкурент, который научился обрабатывать запросы потребителей быстрее и качественнее — значит, компании нужно перестроить свой процесс продаж, иначе объем продаж неминуемо упадет. Сотни и тысячи вариантов, что можно изменить в основном процессе, чтобы сделать компанию более конкурентоспособной.Облачные сервисы для бизнеса: особенности рынка и крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser 7.3 т

Потребность в автоматизации сервисной функции возникает, когда на рынке появляется технология или система, которая делает работу сотрудников обеспечивающего департамента проще и эффективнее, и возникает запрос на ее внедрение — например, кадровый электронный документооборот снижает расходы HR на обработку кадровых документов.

Какие сложности встречаются при внедрении?

Андрей Чепакин: По-моему сложность одна, когда речь идет о проекте внедрения любой из систем бизнес-автоматизации: соответствие конечного продукта ожиданиям заказчика. Если ожидания заказчика завышены, то результат никогда не будет устраивать. Если ожидания заказчика адекватны, а продукт до них не дотягивает, то тоже ничего хорошего не происходит. При старте любого проекта автоматизации и/или выборе системы автоматизации их производителям не стоит давать несбыточных обещаний, а выбирающей стороне требуется чуть глубже погружаться в особенности проекта или рассматриваемых решений, чтобы не питать лишних иллюзий.

Какие западные ИТ-продукты могут быть заменены решениями на базе ELMA365?

Андрей Чепакин: Отличный актуальный вопрос. С запросом на импортозамещение мы сталкиваемся в целом ряде сегментов. Например, в сегменте CRM-решений — не секрет, что Salesforce, SAP, Oracle, Microsoft обладали большой долей рынка CRM в РФ. Большой запрос на замену ECM-систем, поскольку многие российские компании используют импортные системы электронного документооборота. Есть интерес к импортозамещению в ERP-сегменте, ведь сегодня клиенты относятся к импортным ERP как к устаревшим или «легаси»-системам, которые функционируют, но их развитие нецелесообразно — в этом случае ELMA365 может встать рядом с западным решением и реализовывать требуемую со стороны бизнеса автоматизацию. Большой запрос на импортозамещение в кадровом сегменте и системах обучения — кадровые процессы всегда были важны для компании, ведь сотрудники компании — это один из самых ценных активов. В сегменте HR речь не только и не столько об учете или расчете заработной платы, но и о процессах найма, устройства, онбординга, обучения и развития — все эти процессы также автоматизировали на импортном ПО. Кроме перечисленных есть еще сегмент нишевых специализированных систем, которых множество — это ИТ-системы или сервисы, которые применяются в отдельных отраслях.

С большинством из приведенных запросов ELMA365 справляется эффективно.

Насколько полноценна такая замена?

Андрей Чепакин: Выше я уже упоминал главный вызов, стоящий перед российскими вендорами: нам всем в одночасье надо дотянуться до лучших мировых ИТ-систем. По отзывам клиентов, платформа ELMA365 — это концептуально зрелый, функциональный и технологически развитый продукт, претендующий на большую долю российского рынка.

Наиболее масштабные, знаковые прецеденты перехода с западного решения на ELMA365 на рынке?

Андрей Чепакин: Сейчас идет множество проектов в интересах российских заказчиков, а также компаний, которые раньше были зарубежными, и остались на рынке — у этих компаний ситуация особенно критичная, поскольку их отключили от централизованных корпоративных информационных систем. Реализуемые проекты импортозамещения на ELMA365 пока реализованы в рамках договоренностей о неразглашении (NDA), но в ближайшее время мы расскажем о них совместно с клиентами.

Насколько велика партнерская сеть компании? Как выстраиваются отношения с партнерами?

Андрей Чепакин: Партнеры — это ключевой приоритет для нас. Первые продажи ELMA365 в прошлом году стартовали силами вендора, в этом году мы масштабируем продажи и внедрения за счет партнеров. В этом году в компании был создан отдельный департамент партнерских продаж, в его задачу входит генерация бизнеса в партнерском канале. Мы внимательно слушаем и слышим разных наших партнеров, от крупных системных интеграторов до небольших аутсорс-партнеров со штатом в несколько человек. Каждому партнерскому сегменту мы предлагаем свои условия сотрудничества, сервисы от вендора и маркетинговую поддержку.