Александр Азарочкин, ОТР:
Сделан первый шаг к созданию системы моментальных казначейских платежей
Александр Азарочкин, руководитель Центра компетенций Производственной дирекции ОТР, в интервью TAdviser рассказал о проектах, которые компания реализует совместно с Федеральным казначейством РФ.
Федеральное казначейство РФ модернизирует государственную интегрированную информационную систему «Электронный бюджет ГИИС» (ГИИС ЭБ). В частности, в ней появились две новые подсистемы – управления расходами при казначейском сопровождении (ПУР КС) и управления денежными средствами (ПУДС). Расскажите, пожалуйста, об этом проекте: его основные цели, этапы, сроки?
Александр Азарочкин: Для начала немного истории – проект по созданию ПУР КС и ПУДС стартовал в сентябре 2018 года. На май 2019 года завершился первый этап, в рамках которого обе подсистемы с базовым функционалом успешно прошли предварительные испытания, опытную эксплуатацию и пилотные клиенты уже выполняют свои операции в подсистемах. С нового года стартовал второй этап проекта, в рамках которого будет реализована расширенная функциональность, после чего система будет переведена в промышленную эксплуатацию.
Какой функционал был реализован в подсистеме ПУР КС на первом этапе? Что даст развитие подсистемы на втором этапе?
Александр Азарочкин: Напомню, что казначейское сопровождение – это процесс использования, контроля использования бюджетных средств по крупным социальным заказам, контрактам, которые предназначены для реализации национальных и государственных программ. Это, например, строительство таких объектов, как космодром «Восточный», стадионы к чемпионату мира по футболу 2018 года, мосты и другие крупные задачи федерального уровня. На первом этапе, завершившемся в декабре 2018 года, была обеспечена возможность выполнения основных базовых процессов в пилотном режиме. При этом реализованный в ПУР КС функционал, если его сравнивать с решениями, которые используются в наследуемой информационной системе Федерального казначейства – АСФК, обеспечивает более простой, а значит, понятный и удобный интерфейс открытия и обслуживания счетов клиентов, что значительно повышает уровень сервисов, предоставляемый Федеральным казначейством своим клиентам. Кроме того, в ходе проведения опытной эксплуатации функционала первого этапа постепенно расширяется состав клиентов, которые включены в эту подсистему. Совокупный эффект создания и внедрения ПУР КС должен привести к повышению эффективности использования бюджетных средств на много миллиардов рублей.
Какой функционал был реализован во второй подсистеме управления денежными средствами? Что предстоит на втором этапе?
Александр Азарочкин: Подсистема управления денежными средствами или ПУДС – это фактически первый шаг к созданию системы моментальных казначейских платежей, которые позволят осуществлять расчеты между клиентами Казначейства без участия Банка России моментально и почти в круглосуточном режиме, с часу ночи до 21 часа по Москве. Соответственно, закладываются основы этой системы, которая по количеству транзакций будет сравнима с крупными банками – прогнозное количество операций оценивается в 36 миллионов операций в день. В подсистеме будут реализованы совершенно иные для Казначейства функции по контролю, ограничениям по расчетам с контрагентами, фигурирующими в списках экстремистских и террористических организаций. В рамках первого этапа обеспечено взаимодействие с другими подсистемами ГИИС Электронный бюджет ГИИС (ГИИС ЭБ), а также с АС ФК, Центробанком, ГИС ГМП и ГИС ЖКХ. На втором этапе будет реализовано взаимодействие с кредитными организациями, а также внедрены процессы выявления мошеннических операций и формирования дополнительной отчетности.
В какой части в рамках этого проекта осуществляется импортозамещение?
Александр Азарочкин: В рамках этого проекта вместо СУБД Oracle в обеих подсистемах используется Postgres. В будущем предстоит замена СУБД Oracle во всех компонентах ГИИС ЭБ. Вырабатывается соответствующая дорожная карта.
Сколько специалистов в команде проекта?
Александр Азарочкин: С нашей стороны над проектом работают порядка 70 человек – это бизнес-аналитики, технологи, java-разработчики, интеграционные специалисты, технические администраторы системы, оптимизаторы СУБД, тестировщики, то есть все те, кто отвечает за развертывание и мониторинг создаваемой ИТ-инфраструктуры.
Как осуществляется взаимодействие с заказчиком?
Александр Азарочкин: Оперативно. Достичь результата в столь сжатые сроки – всего четыре месяца на первый этап проекта – возможно лишь при наличии плотного взаимодействия как внутри нашей команды, так и непосредственно с заказчиком. Для этого был организован управляющий комитет, в котором представлены все подразделения заказчика, ответственные за результат, – и по информационной безопасности, и по архитектуре, и по бизнес-анализу, и в плане постановки задач – методологии.
На заседаниях управляющего комитета еженедельно рассматривались статусы проекта со всеми смежными управлениями ФК с тем, чтобы максимально быстро осуществлять управляющее воздействие. Помимо этого, по каждому из направлений – безопасность, интеграция, методология, инфраструктура – были организованы рабочие группы совместно с заказчиком, работавшие с использованием всех доступных средств связи – конференции в Skype, WhatsApp, по телефону, вебинары. Таким образом, взаимодействие с заказчиком было организовано через управляющий комитет и рабочие группы по каждому из направлений работы.
Какие технологии и решения задействованы в проекте?
Александр Азарочкин: Для разработки самих бизнес-приложений используется собственное решение – Универсальная фронт-офисная система (УФОС), входящая в решение «ОПОРА» от компании ОТР. Развитие «ОПОРА» шло эволюционным образом, путём объединения опыта, полученного при разработке решений для банков, для государственных и коммерческих заказчиков. Проходил отбор и расширение стека поддерживаемых технологий, подходов к разработке. Если брать спектр разработки, то можно так представить: на одной стороне – это полностью кастомная разработка под требования заказчика, на другой – готовые ERP-системы, типа SAP, Oracle E-Business Suite, банковские АБС. Мы постарались найти золотую середину – предоставить набор готовых прикладных решений, а так же компонентов, технологий, инструментов разработки, позволяющих как внедрять готовые решения, так и разрабатывать аналоги ERP-решений. Кроме того, «ОПОРА» имеет компонентную архитектуру и позволяет в качестве базисного ПО использовать как решения Oracle, так и свободно распространяемое программное обеспечение. Что, собственно, и позволило в такие короткие сроки создать подсистемы с использованием СУБД PostgreSQL. Отмечу, что в проекте пока продолжают использоваться решения от Oracle в части обеспечения интеграции. В планах проекта также перевести данное интеграционное решение на свободно распространяемое программное обеспечение.
Ваша компания является подрядчиком по развитию еще нескольких подсистем ГИИС «Электронный бюджет», включая блоки управления расходами, НСИ, учета и отчетности и ряд других. Какие работы запланированы в рамках этого проекта, его сроки? Сколько сотрудников ОТР планируется задействовать со своей стороны?
Александр Азарочкин: Действительно, мы будем развивать и эти подсистемы ГИИС ЭБ. Этот большой проект рассчитан на двухгодичный период, в его рамках будет реализована функциональная модернизация ряда уже существующих компонентов системы. Кроме создания совершенно других функций, будет существенно дорабатываться и перерабатываться имеющийся функционал централизованного сбора и свода отчетности, ведения учета бюджетных денежных обязательств, лицевых счетов, централизованного ведения и распространения НСИ. Также будут повышаться отказоустойчивость и надежность функционирования ГИИС ЭБ, осуществляться импортозамещение: технологии будут переводиться с проприетарного базового ПО Oracle на свободные и отечественные решения. Планируется, что над проектом с нашей стороны будут работать порядка трехсот сотрудников.
Как эти проекты соотносятся с проектами создания ПУР КС и ПУДС?
Александр Азарочкин: Работы по этому проекту будут выполняться параллельно с развитием ПУР КС и ПУДС.