Содержание |
Унифицированные коммуникации (мировой рынок)
Основная статья: Unified Communications Унифицированные коммуникации (мировой рынок)
УАТС - офисные АТС (рынок России)
Основная статья: УАТС - офисные АТС (рынок России)
IP-телефония (рынок России)
Основная статья: IP-телефония (рынок России)
2023
Объем рынка оценен в 81 млрд рублей
Объем российского рынка унифицированных коммуникаций (корпоративная телефония, видеоконференцсвязь, корпоративные мессенджеры и почтовые решения) за 2023 год оценен аналитиками J’son & Partners Consulting в 81 млрд рублей. Такие данные приводятся в исследовании, опубликованном в начале апреля 2024 года.
Эксперты не уточнили динамику рынка в сравнении с 2022 годом, но отметили, что продажи унифицированных коммуникаций в РФ находятся на подъеме. Причем растет доля отечественных решений, в 2023 году она составила 45%.
Согласно оценкам J’son & Partners Consulting, в тройку лидеров рынка российских систем ВКС по итогам 2023 года вошли компании IVA Technologies, Vinteo и TrueConf. Компания IVA Technologies наращивает долю за счет развития экосистемы продуктов, в которую, кроме ВКС, входят IP-телефония, корпоративные мессенджеры и почтовые серверы, отметили исследователи.
По данным аналитиков, продажи отечественных систем ВКС, включая ПО и оборудование, по итогам 2023 года достигли 9,8 млрд руб. К 2028 году объем этого рынка может вырасти до 44,5 млрд рублей, прогнозируют эксперты.Метавселенная ВДНХ
Продажи российских систем корпоративной телефонии (виртуальные автоматические телефонные станции на серверах, программное обеспечение, IP-телефоны и др.) за 2023 год оценены в 20,2 млрд рублей. Ожидается, что в 2028 году объем этого рынка будет измеряться 56,1 млрд рублей, показав при этом ежегодный прирост на уровне 23%.
Продажи отечественного ПО для корпоративных мессенджеров в 2023 году составили 2,8 млрд рублей. Этому сегменту аналитики пророчат среднегодовой рост в 59% и объем в 28,2 млрд рублей к 2028 году. В сегменте корпоративных почтовых решений доходы вендоров в РФ по итогам 2023 года достигли 3,9 млрд рублей.[1]
Унифицированные коммуникации: как российские поставщики укрепляют свои позиции. Обзор TAdviser
Российский рынок Unified Communications (UС) и до 24 февраля 2022 года не был пустым. На нем уже много лет работали и развивали коммуникационные платформы сразу несколько довольно крепких компаний – разработчиков решений и сервисов аудио- и видеоконференцсвязи, виртуальных АТС и корпоративных мессенджеров.
Правда, на тот момент их развитие ограничивала конкуренция с ведущими глобальными игроками. Тем не менее они успешно осваивали свои ниши и стремились к их расширению, в том числе и за пределы нашей страны.
Начало специальной военной операции, повлекшее за собой уход глобальных игроков с российского рынка унифицированных коммуникаций, повлияло на расстановку сил и вывело его участников на оперативный простор. Как они воспользовались этой ситуацией? На какие технологические и бизнес-тренды опирались последние полтора года? И что ждут от будущего? Об этом читайте в обзоре TAdviser «Унифицированные коммуникации в России 2023».
2022: Унифицированные коммуникации в России: особенности развития рынка до и после ухода глобальных вендоров. Обзор TAdviser
Значительную долю российского рынка унифицированных коммуникаций традиционно занимали глобальные игроки. За решения их разработки голосовали рублем не только крупные корпорации, но и средние и даже малые компании. И это неудивительно: отечественные производители таких продуктов по размеру маркетинговых бюджетов не могли конкурировать с международными корпорациями.
В конце февраля 2022 года ситуация изменилась, и для поставщиков решений, зарубежных и российских, и для их клиентов. О том, как на российский рынок UC повлияют санкции и уход зарубежных вендоров, какие существуют сценарии перехода на отечественные продукты и что ожидается в ближайшем будущем, читайте в новом обзоре TAdvisеr.
2020: Рост российского рынка UCaaS на 44%
Объем российского рынка облачных унифицированных коммуникаций (UCaaS) в 2020 году вырос на 44%, что стало рекордной динамикой. Предыдущий максимум датировался в 2017 годом, сообщили в исследовательской компании J’son & Partners Consulting.
Аналитики делят рынок UCaaS на два основных сегмента:
- сервисы виртуальных АТС (ВАТС), использующие нумерацию телефонных сетей;
- облачные сервисы аудио/видеоконференцсвязи.
Согласно исследованию, в 2020 году сегмент виртуальных АТС в натуральном выражении (количестве абонентов) вырос на 13%, а в деньгах достиг 9 млрд рублей, увеличившись на 11% по отношению к 2019 году. Таким образом, уже второй год подряд темпы роста в сегменте ВАТС находятся ниже отметки 20% и приближаются к уровню ниже 10%, отмечают эксперты.
По их словам, фактор перевода персонала на дистанционную работу не способствовал наращиванию динамики продаж виртуальных АТС, зато стал мощным драйвером развития рынка облачных сервисов аудио/видеоконференцсвязи. С уровня ниже 500 млн рублей в 2019 году этот сегмент достиг объема в 2,7 млрд рублей в 2020-м.
Тот факт, что пандемия коронавируса COVID-19, не помогла оживить спрос на ВАТС, в J’son & Partners Consulting динамику связали с отраслевой структурой потребления таких решений, где львиную долю занимают предприятия торговли и сферы услуг (36% и 34% соответственно), испытавшие наибольший финансовый удар от введения санитарных ограничений в 2020 году.
В горизонтальной структуре потребления ВАТС преобладает малый бизнес, а с территориальной точки рения — предприятия, расположенные в Москве и Подмосковье.
В докладе отмечается, что до 2020 года сегмент ВАТС занимал около 95% российского рынка UCaaS по выручке, а объем потребления облачных сервисов аудио/видеоконференцсвязи находился в пределах погрешности измерения рынка ВАТС.
В период 2014-2018 годов основной сегмент российского рынка UCaaS – сегмент ВАТС показывал уверенный рост объема в денежном выражении. Однако, если в период 2015-2017 годов наблюдалось ускорение темпов роста рынка с 26% в 2015 году до 41% в 2017 году, то в 2018 году наступил перелом этой тенденции - темпы роста замедлились до 29%. В 2020 году темпы роста стали еще существенно ниже.
При этом в «Ростелекоме» (лидер рынка ВАТС по количеству абонентов) заявили, что услуги виртуальной телефонии, оказываемые компанией, были востребованы бизнесом разного размера, особенно в период массового перевода сотрудников на удаленный режим работы. Рост востребованности услуги ВАТС телеком-оператор связал с гибкостью её масштабирования, развитым функциональности и высокой производительностью.
В прошлом [2020] году в кратчайшие сроки в ответ на пандемию мы развернули масштабные акции, направленные на долгосрочную помощь предпринимателям. Одним из положительных результатов этой работы стало значительное увеличение клиентской базы и использование клиентами широких возможностей функционала продукта. Важным моментом стало разворачивание инфраструктуры виртуальной телефонии на территории малых городов России, — отметил директор департамента продуктового маркетинга B2B «Ростелекома» Сергей Таболин. |
В опубликованной J’son & Partners Consulting выборке к исследованию не приводится расстановка сил среди крупнейших игроков российского рынка облачных унифицированных коммуникаций. По данным «ТМТ Консалтинга», на «Ростелеком» в 2020 году пришлось 26% рынка ВАТС с точки зрения количества клиентов, на «Манго Офис» — 15%, на «ВымпелКом» — 10%, на МТТ — 9%.[2]