Мансур Кадимов, Reshape Analytics: Low-code обеспечивает быструю реализацию уникальных потребностей ритейлеров
Об особенностях разработки современных решений по управлению товарными запасами и прогнозированию спроса рассказал Мансур Кадимов, основатель и управляющий партнер компании Reshape Analytics.
Как вы оцениваете ситуацию с импортозамещением программных решений в ритейле? Что в этом направлении изменилось после февраля 2022 года?
Мансур Кадимов: После событий февраля 2022 года многие торговые компании начали лихорадочно искать российские аналоги зарубежных решений. При этом отечественные производители ПО стали стараться удовлетворить резко возросший спрос, на рынке появилось много новых, иногда разработанных на коленке решений.
В некоторых нишах в течение 2022 года появилось колоссальное количество ИТ-продуктов. Однако, довольно долгое время интерес и спрос на рынке практически не конвертировались в реальные проекты. Неосновной причиной такого поведения рынка были «новоиспечённые профессионалы» программных решений, которые не могли удовлетворить запрос серьезных компаний, разработанными на скорую руку продуктами.
Гораздо более сложная проблема заключалась в том, что заказчики зачастую хотели получить абсолютные аналоги SAP и других тяжелых западных систем, не понимая, что российские решения построены на других принципах. Но постепенно желания заказчиков стали чаще пересекаться с предложениями ИТ-рынка. В конце 2022 года мы заметили, что заказчики стали действовать более осознанно — изучив изменившийся технологический ландшафт и репутацию компаний-подрядчиков, они смогли понять, что им нужно, и сформулировали понятные технологические требования к новым продуктам, а также к опыту исполнителей. Облачные сервисы для бизнеса: особенности рынка и крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser
К настоящему времени компании в основном заинтересованы в том, чтобы решение было развернуто в закрытом контуре, а весь функционал или, как минимум, большая его часть был доступен даже при отсутствии подключения к интернету. Заказчики предпочитают модульные и прозрачные решения, то есть системы, которые можно развивать постепенно и своими силами, накапливая внутреннюю экспертизу. Если раньше компании охотно шли на реализацию крупных проектов с длительным сроком внедрения, то сейчас они предпочитают дробить внедрения на части, начиная с чего-то простого и постепенно, шаг за шагом, часто делают пилотные и диагностические проекты, добиваются автоматизации тех или иных процессов.
Изменились ли запросы торговых сетей за последний год? Что сейчас в тренде автоматизации ритейла?
Мансур Кадимов: Розничные сети стали охотнее идти на эксперименты, тестировать различные технологии. Мы видим, что многие компании сейчас реализуют различные пилотные проекты. Сейчас ритейлу интересны решения, созданные на базе сервисной архитектуры, когда есть возможность собрать некий технологический паззл из того, что уже имеется в ландшафте, и дополнить это решениями, которые предоставляет вендор. Поэтому компания Reshape Analytics при создании своих продуктов активно использует микросервисы.
Также мы замечаем рост спроса на продукты, созданные на основе концепции No-code/Low-code. Компании понимают, что она позволяет формировать собственные компетенции, при этом добиваясь максимальной прозрачности, и что немаловажно — все это в гораздо более которские сроки. Сегодня заказчикам из ритейла как никогда важно развивать внутренние компетенции по таким ключевым процессам, как управление товарными запасами и ценообразование.
Как ритейл привык управлять товарными запасами и почему пришло время систем нового поколения?
Мансур Кадимов: Поворотным моментом для ритейла стало развитие омниканальности, то есть появление большого количества каналов продаж и каналов коммуникаций с покупателем. Сейчас уже почти не осталось классической розницы: бурно развиваются интернет-магазины и маркетплейсы, у различных ритейлеров есть собственные мобильные приложения с программами лояльности, компании работают с множеством товарных групп и формируют предложения для разных категорий клиентов. Таким образом, многократно увеличилась сложность управления ритейлом и у бизнеса появилось понимание того, что нет универсального решения, которое волшебным образом удовлетворит различные потребности. Поэтому сформировался спрос на адресные решения, которые можно достаточно быстро кастомизировать, дополнять различными модулями, адаптируя под разные задачи. Например, можно сделать отдельные решения для управления товарными запасами скоропортящихся продуктов, продуктов с длительным сроком годности и для онлайн-торговли (взаимодействия с даркстором). То есть, в последнее время у заказчиков появились более сложные запросы, на которые мы как вендор и интегратор ответили разработкой продукта, позволяющего быстро создавать кастомизированные решения и подключать их к имеющемуся ландшафту — Reshape Planning Cloud.
Расскажите о схеме работы вашего решения по управлению запасами.
Мансур Кадимов: Наше новое решение Reshape Planning Cloud поставляется исключительно в облачном формате, то есть его пользователи работают через браузер. Оно позволяет планировать спрос и управлять запасами в компаниях различного масштаба. По желанию заказчика можно развернуть решение на его инфраструктуре, в виде «толстого клиента». При этом в облаке будут выполняться аналитические расчеты. Благодаря такой модели заказчик может существенно сэкономить на вычислительных ресурсах, ему не надо приобретать отдельную аналитическую платформу.
Наше решение взаимодействует с учетными и торговыми системами. Сейчас мы разрабатываем коннекторы для маркетплейсов и складских систем.
На основе каких технологий построено ваше решение? Какие задачи оно позволяет решить?
Мансур Кадимов: Классическая задача управления товарными запасами — добиться того, чтобы на складах не было избытка товара и не происходили списания. В то же время у торговых компаний есть задача не допустить дефицита товаров, упущенного спроса и потери клиентов. Решение компании Reshape Analytics позволяет так выстроить взаимодействие человека с системой, чтобы человек мог сфокусироваться на том, что требует особого внимания. Мы максимально сегментировали ассортимент и каналы продаж, а также продумали формирование пользовательского опыта, чтобы человек без навыков в аналитике и построении статистических моделей мог быть вовлеченным в процесс прогнозирования.
Что касается используемых технологий, то надо отметить, что продукт Reshape Planning Cloud состоит из трех компонентов:
- аналитическое ядро — скрипты и сценарии, реализованные на отечественной аналитической платформе Loginom;
- система администрирования;
- клиентское приложение — оно может разворачиваться как у нас в облаке, так и на серверных мощностях клиента. Приложение включает веб-интерфейс, разработанный на фреймфорке React для Javascript, и базу данных, которая содержит текущие данные клиента, настройки, результаты расчетов и т.д.
Расскажите о работе системы прогнозирования спроса.
Мансур Кадимов: Система основана на выявлении паттернов потребления тех или иных товаров. Она анализирует историю продаж и связанных с ней факторов, например, учитывает контекст промо-акций и распродаж. Принимая во внимание все факторы, которые укажет пользователь, система автоматически подбирает лучшую модель прогнозирования. Из одной модели она может учитывать сезонность, из другой тренды и т.д. Добиться максимально эффективных предсказаний, в частности, можно благодаря разделению истории спроса на несколько промежутков: на одном временном срезе система выявляет закономерности, а на другом проверяет их. «Под капотом» решения мы имеем большой набор технологий, которые позволяют добиться максимально эффективной отдачи от тех программ, которые есть у клиента.
Иногда ритейлеру приходится работать, не имея никаких данных. Например, когда необходимо дать прогноз по спросу на какую-то новинку в товарной матрице, наша система принимает во внимание продукты-аналоги, но при этом все равно использует сложные математические модели для предсказания жизненного цикла предложенного продукта.
Расскажите о преимуществах вашего решения по прогнозированию спроса.
Мансур Кадимов: Одно из главных преимуществ решения — гибкая настройка степени автоматизации процессов. Можно сделать процесс полностью автоматизированным, чтобы система собирала все необходимые данные, производила расчеты и выдавала результаты. Дальше можно выбрать уровень погружения, когда вы, например, определяете принципы управления запасами и предварительно осуществляете сегментацию ассортимента. Для разных групп товаров требуются свои принципы. При этом пользователь системы, не обладая глубокими знаниями в математике и статистике, может принимать активное участие в прогнозировании спроса, подбирать оптимальные модели. Продумав клиентский опыт, мы реализовали такие элементы интерфейса, которые позволяют управлять процессом прогнозирования и планирования даже на планшете. Отмечу, что клиентское приложение является толстым клиентом и его можно разворачивать в собственной инфраструктуре и работать с ним даже без доступа в интернет. Вы можете продолжать работать в режиме офлайн, и если вам необходимо провести операции с использованием больших вычислительных мощностей, то можно данные предварительно анализировать и затем отправлять в облако. При этом вы всегда будете сохранять контроль над данными.
В 2022 году наше решение оценил и Фонд содействия инновациям — мы получили грант на продвижение Reshape Planning Cloud.
Почему вы используете концепцию Low-code? Что она дает заказчикам?
Мансур Кадимов: Признаюсь, что выступаю адептом концепции Low-code уже больше десяти лет. Перед тем как разрабатывать аналитические решения, я поработал в разных компаниях. В частности, отвечая за планирование поставок, я привнес Low-code в автоматизацию этого процесса. Low-code позволяет существенно снизить порог входа в ИТ-разработку. Реализуя эту концепцию, можно привлечь в компанию людей, хорошо разбирающихся в той или иной предметной области, и быстро сделать из них аналитиков, разработчиков различных моделей. Современные Low-code платформы зачастую обеспечивают гораздо большую скорость вывода новых решений на рынок и их внедрение, чем классическая разработка. Платформа Loginom, на которой мы работаем, обеспечивает колоссальную скорость вычислений.
Еще один важный аспект здесь состоит в том, что мы изначально нацеливались на клиентов, имеющих уникальные, особые потребности. Нам удалось выполнять проекты в самых разных областях: металлотрейдинг, косметика, классическая розница и т.д. Каждый проект требовал существенной кастомизации тех подходов, которые мы используем. Благодаря Low-code все кастомизации обеспечивались минимально возможными усилиями, при этом нам было проще объяснить заказчику то, как наше программное решение устроено, а заказчику было проще пользоваться нашими продуктами.
Все наработки, которые возникли в процессе реализации on-premise решений, мы планируем перенести в облачные продукты. Кроме того, мы реализуем возможность по запросам клиентов дорабатывать логику аналитических решений, чтобы максимально учитывать особенности бизнес-процессов.
Готовы ли обеспечить потребности не только крупных ритейлеров, но и небольших региональных сетей?
Мансур Кадимов: Облачный формат нашего решения в основном ориентирован на решение задач малого и среднего бизнеса. Кроме того, у нас сформирована гибкая модель ценообразования, понятная небольшим компаниям. Как правило, крупный ритейлер выбирает решения on-premise.
Если говорить про отраслевую специфику, то мы развиваем решение с учетом прогнозирования спроса на разные товарные категории: продуктовая розница, вендинг и т.д. Думаю, в перспективе мы будем предлагать Reshape Planning Cloud в смежных сегментах, включая ресторанный бизнес. Но чтобы прогнозировать закупку продуктов и полуфабрикатов для кухни общепита, потребуется глубокое погружение в бизнес-процессы клиентов с последующей доработкой решения и включением в его состав дополнительных аналитических модулей. Естественно, принимая решения о развитии своего продукта, наша команда будет изучать наличие платежеспособного спроса и значимость подобных систем для бизнеса.
Проводите ли вы обучение работе в Reshape Planning Cloud?
Мансур Кадимов: Да, по просьбам заказчиков мы проводим обучающие семинары для различных команд. Поскольку пользователи не всегда понимают, как реализуется тот или иной процесс, наши специалисты подробно и наглядно объясняют, как работает Reshape Planning Cloud. То есть, понимание внутренней логики системы — это залог успешной работы. Также нам приходится часто объяснять разницу между управлением запасами товаров и прогнозированием спроса. Дело в том, что системы прогнозирования пока имеют далеко не все ритейлеры. Они ориентируются на интуицию, собственное видение и то, как продажи строились в прошлом месяце, но это неэффективною Торговая компания должна понимать, что она закупает что-либо не просто так, а исходя из обоснованной потребности с максимальной выгодой для себя. Но чтобы представлять потребность, ритейлеру необходимо сформировать компетенцию прогнозирования спроса. За пять лет существования компании Reshape Analytics мы поняли, что у большинства потенциальных заказчиков нет такой компетенции. В лучшем случае такие компании занимаются планированием продаж, но этот процесс у них совершенно оторван от процесса управления запасами.
Таким образом, мы осознаем большую важность обучающей и методологической работы среди наших заказчиков. Она позволяет подготовить клиента к внедрению, объяснить результаты и ощутить ценность системы.