Интервью TAdviser с вице-президентом по продажам компании «Техносерв» Андреем Богомоловым
О проблемах информатизации госсектора, трендах этого рынка и значимых государственных ИТ-проектах в интервью TAdviser рассказал вице-президент по продажам компании «Техносерв» Андрей Богомолов
Как вы оцениваете динамику развития федеральных информационных систем государства (электронное правительство в целом, ведомственные системы ФНС, ПФР, ФМС, Росреестра и т.д.) в 2014-2015 годах? Наблюдаете ли практические результаты инвестиций в ИТ? Или о реальных изменениях пока говорить рано?
Андрей Богомолов: Динамика очевидна, причем не только представителям ИТ-рынка, но и всем гражданам. Сегодня многие привычные для нас вещи – будь то получение загранпаспорта, постановка транспортного средства на учет, оплата штрафов, запись в поликлинику, работа МФЦ, общение с ФНС перестали ассоциироваться у нас с какими-либо серьезными затруднениями. Мы просто успели забыть, как подобные услуги предоставлялись буквально несколько лет назад. И все это итоги развития федеральных информационных систем. Аналогов западных разработок, которые можно было бы взять и перенести, как best practice в коммерческом сегменте здесь не было. Во многом это заказные отечественные разработки. Это наш серьезный технологический прорыв.
Я бы сказал, что период становления электронного государства во всех его проявлениях во многом уже состоявшийся процесс. Большинство жизнеообразующих государственных ИТ-систем находятся на пороговом значении своего развития. Это серьезные он-лайн ресурсы. Возьмите, например, работу автоматизированной системы контроля за возмещением НДС, которая внедрена ФНС России. Ее введение в эксплуатацию создало новые этические правила для работы бизнеса. И это лишь один из примеров среди наиболее значимых ИТ-новшеств, определяющих многие аспекты жизни граждан, функционирования бизнеса и самого государства.
Хочется отметить серьезную роль Минкомсвязи в данном процессе. Изначально каждая из государственных ИТ-систем развивалась своим путем и в своем темпе. Ведомство ведет кропотливую проактивную работу. На его плечах все интеллектуальное наполнение, методология, а также четкая реализация проектов. Стоит отметить межведомственную работу Минкомсвязи. «Трансформация 2.0». Опыт роста технологической зрелости ритейлера «Лента» представлен на TAdviser SummIT
За последние несколько лет появился обновленный формат мышления государственных лиц. Имея длительный опыт общения с чиновниками различных федеральных органов исполнительной власти, могу отметить, что сегодня все они мыслят категориями предоставления госуслуг для граждан. У государства появилась фактическая возможность вести диалог с населением (в виде контроля, предоставления услуг и т.д.). Это становится сутью работы. Безусловно, на сегодняшний день это является наивысшим KPI работы чиновника, а для граждан – это свобода реализовывать себя в правовом поле.
Каковы, на ваш взгляд, основные проблемы федеральной информатизации (нехватка бюджета, недостаточная координация проектов, дефицит компетенций, неэффективность расходов, отсутствие конкуренции между подрядчиками, недостаток внимания первых лиц государства и т.п.)?
Андрей Богомолов: Я бы не стал характеризовать существующие вопросы в федеральной информатизации как проблемы. Все системы, которые заточены под развитие госуслуг или контролирующие функции финансируются достаточно и развиваются последовательно.
Если проект глобальный, то очень важным вопросом становится межведомственная координация. Еще раз хочу отметить роль Минкомсвязи и роль существующих институтов, в том числе Правительственной комиссии по использованию информационных технологий, которые в краткосрочной и долгосрочной перспективе решают такие вопросы. Можно вспомнить Систему 112, которая сегодня становится стандартом работы. Однако несколько лет назад вопрос координации силовых ведомств друг с другом находил внутри себя целый ряд вопросов, которые так просто не решались. Теперь же все стало на свои места. Тоже самое мы сейчас наблюдаем в вопросах, связанных с работой и хранение персональных данных граждан. Обработка подобной информации предусматривает повышенную ответственность, особенно на стыках взаимодействия различных структур. Но и этот процесс постепенно движется.
Также не скажу, что отсутствие между подрядчиками конкуренции является какой-то серьезной проблемой. Есть определенная статистика, когда большие проекты выполняются единственным исполнителем. Есть подобная практика и в «Техносерве». Например, мы являемся единственным исполнителем по программам Федеральной Миграционной Службы и Росфинмониторинга. Я вижу здоровый баланс между выполнением серьезных госпрограмм единственным исполнителем. На это есть свои причины, и, поверьте, селекция и сито, по которым исполнитель выбирается - это очень серьезная работа и ответственность, поэтому конкурентную среду могу обозначить как вполне достаточную.
Приведите пример наиболее яркого/успешного/значимого государственного ИТ-проекта (федерального или регионального) последних лет (не из вашей практики)?
Андрей Богомолов: Хочу отметить ряд проектов Федеральной налоговой службы, которые фактически позволили ведомству целиком перейти «в цифру». Это отражается исключительно позитивно на методах, способах и качестве ведения бизнеса любой компании. Стоит отметить все онлайн-системы для граждан, по которым мы с Вами можем обращаться за госуслугами. В этой связи, безусловно, речь идет о системах электронного правительства, которые задали стандарт в реализации такого рода госуслуг. Удобство граждан и наша возможность реализовывать свои запросы является важным элементом строительства правового государства. Меняется не только способ общения, меняется само мышление гражданина, что имеет общенациональное значение.
А что интересного в 2015 году для госсектора делал «Техносерв»?
Андрей Богомолов: Государство продолжает быть лидером рынка ИТ. Это проекты в области комплексной информатизации крупных ведомств и региональные программы, особенно в области АПК «Безопасный город». Не удивительно, что сегмент по работе с госструктурами для нас один из ключевых. В этом году он вырос более чем на 30%. В прошлом году «Техносерв» был исполнителем таких крупных проектов, как создание федерального хранилища данных (ППО «Федерация») в интересах ФМС России, поддержка ИТ-инфраструктуры Пенсионного фонда России, создание информационно-телекоммуникационной сети Росгидромета. Также мы занимались развитием системы управления эксплуатацией Федерального казначейства, оказанием услуг по сервисной поддержке оборудования и программного обеспечения систем информационного обеспечения безопасности населения на транспорте (СИОБНТ) в интересах ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», оказанием услуг по администрированию, сервисной и технической поддержке ряда подсистем и элементов системы «ЭРА-ГЛОНАСС».
Как вы видите, три из названных мной шести крупных проектов – это работы по оказанию поддержки и сервису. Они являются одним из драйверов развития «Техносерва». В 2015 финансовом году направление по предоставлению ИТ-услуг и аутсорсинга выросло более чем на 25%. За последний год «Техносерв» значительно расширил свою региональную партнерскую сеть. Сегодня собственные инженеры «Техносерва» представлены в 40 регионах. В каждом регионе у компании есть набор авторизованных подрядчиков, подтвердивших свою квалификацию. Партнеры пользуются Service Desk интегратора, третьей линией поддержки, базой знаний и т.д. Отдельно отмечу, что «Техносерв» один из немногих крупных интеграторов, кто поддерживает сервисные специализации, в том числе уникальные, у всех ключевых для российского рынка производителей телеком и ИТ-оборудования. Мы работаем с такими заказчиками как Пенсионный фонд России, Федеральное казначейство, не говоря уже о длительной плодотворной работе с ФМС России. Также из заказчиков в этой области выделяются X5 Group, МТС, Сбербанк, Промсвязьбанк, Центральный банк, ВТБ24.
С какими основными проблемами, на ваш взгляд, сталкиваются регионы при реализации ИТ-проектов?
Андрей Богомолов: Практически в каждом регионе работают крепкие команды по информатизации. Есть очень интересные собственные наработки, есть достаточное количество федеральных программ, которые имеют федеральную сущность, но по факту реализуются в регионах. Сдерживающим же фактором является дефицит региональных бюджетов. А идей и способностей у регионов более чем достаточно.
Какие технологические тренды вы бы отметили применительно к государственной информатизации? На какие технологии сейчас наиболее пристально смотрят федеральные и региональные ведомства?
Андрей Богомолов: Во-первых, это тренд на развитие собственных заказных разработок, уникальной архитектуры, разработки собственных приложений. Каждое ведомство проводит собственную селекцию. Это тренд относится к технологическому развитию отечественной ИТ-отрасли в целом. Нельзя сказать, что нас к этому подталкивает складывающаяся санкционная ситуация, процесс начался не сегодня. Санкции - это лишь дополнительный катализатор. Ведомствами ведется осмысленная политика развития систем. Помимо лицензионных ограничений, лицензионной стоимости есть еще и лицензионная архитектура – чужая логика, которую мы постоянно пытаемся применить на свои процессы. Если в коммерческом секторе чаще всего идет копирование зарубежных бизнес-моделей, то государственный сектор уникален и самобытен. Здесь нам открыт большой простор для развития собственных систем.
Во-вторых, безусловным вектором является создание облачных архитектур и, непосредственно – гособлака. Когда мы говорим о том, что по факту многие ГИС достигли порогового значения и являются мощными онлайн-ресурсами, работающими в режиме 24х7, то технологическая основа такого сервиса во многом – это облако. В том числе, с точки зрения эксплуатации. Таким образом, развитие облачной идеологии для государственных систем является абсолютно естественным трендом. На сегодняшний день облако – это несколько государственных центров компетенций.
Уже сегодня государство является достаточно подготовленным и квалифицированным в вопросах создания "облаков" и реализации всего технологического ландшафта. Хотя есть задачи, которые еще только должны быть решены, одна из них - создание центров компетенций. Любой центр компетенций - это не только площадка с оборудованием, но еще и правильно сформированный коллектив, который занимается вопросами архитектуры, развитием приложений, эксплуатации вычислительной инфраструктуры. Команда центра должна всегда быть готова решать самые нетривиальные задачи, связанные как с доработкой функционала по текущие требования ведомства, так и уметь прогнозировать будущую потребность. И все эти процессы должны быть не только профессиональным, но и крайне оперативным. Взять, к примеру, момент, когда вступили в силу изменения в законодательстве относительно трудовых мигрантов, было отменено разрешение на работу, а в место него вводился патент, позволяющий работать у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и в частом секторе. Если бы система ППО «Территория» не была бы достаточно эластичной и емкой для оперативного внесения изменений, и не существовал бы коллектив сотрудников ГК "Техносерв», способных решать не стандартные задачи, то доработка и запуск функционала программного обеспечения не состоялся бы в поставленный срок. Данный пример показывает, что труд команд, занимающихся поддержкой функционала любой ГИС, сложно переоценить.
Наверное, основная задача, которую государству придется решать в создании гособлака – это создание, удержание и развитие компетенций и коллективов, которые эту систему будут сопровождать. Это приведет к изменению правил работы на ИТ-рынке в целом, но это и новые возможности. ИТ-рынок и конкуренция на нем перестроятся, возникнут новые альянсы, чтобы соответствовать государственному запросу.
Как вы оцениваете перспективы государственно-частного партнерства в сфере ИТ? Есть ли примеры ГЧП в вашей практике?
Андрей Богомолов: Таких примеров пока немного. На мой взгляд, основным ограничением развития этой тематики является гражданская ментальность. Я не беру вопрос тарифной политики. Мы уже живем в системе с платными парковками и дорогами. Если абстрагироваться от эмоциональной составляющей, то жизнь становится лучше, становится больше порядка. Посещая любую европейскую страну, мы же не удивляемся похожим вещам, а, наоборот, восхищаемся тем, как все у них верно организованно. Эмоциональная реакция схлынет и у нас. Что касается развития ГЧП, то позиция государства абсолютно открыта - такие проекты приветствуются. Вопрос лишь в том, насколько организуется сам бизнес по поддержке этого тренда.