2011/06/28 12:58:22

Автоматизация транспортных и логистических компаний

Деятельность транспортных предприятий всегда отличает необходимость в постоянной координации сложных процессов. Два слагаемых эффективности в логистике – оптимизация издержек и увеличение скорости выполнения операций - зависят от взаимодействия множества специалистов разных подразделений – начиная от бухгалтерии и финансового отдела, заканчивая технической, диспетчерской и клиентской службами. Обеспечение их слаженной работы требует от руководства постоянного контроля и быстрого принятия управленческих решений.

Содержание

2019: Исследование PwC

PwC[1] делают вывод о том, что основное влияние будут оказывать на транспортно-логистическую отрасль пять ключевых факторов. Среди них: цифровизация; изменения в международной торговле; изменения в основных процессах в связи с внедрением нового программного обеспечения; изменение динамики внутренних рынков; изменения в основных процессах в связи с внедрением новой техники.


Сводная таблица факторов, основных трендов и времени их выхода на рынок



При этом каждый из факторов трансформации транспортно-логистической отрасли будет сопровождаться развитием новых решений. На этой схеме они представлены вместе с оценкой внедрения и уровня зрелости:Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы 6.9 т



Цифровизация

Цифровизация не просто будет, а уже является тем фактором, который оказывает наиболее сильное влияние на транспорт и логистику. Новые технологии переводят привычные производственные, административные и коммерческие процессы в цифровую среду, что позволяет создавать новые бизнес-модели. Уровень адаптации компаний к новым решениям, их возможности для бизнеса и влияние на потребителей продемонстрированы на этой схеме исследования PwC:



Как свидетельствуют данные опроса руководителей транспортно-логистических компаний, 54% из них рассчитывают на увеличение выручки за счёт цифровизации. Главные драйверы процесса, ожидания игроков рынка, проблемы и варианты их преодоления показаны здесь:



Изменения в международной торговле

В среднесрочной перспективе, по мнению авторов исследования, основное влияние на транспорт и логистику будет оказывать рост объема железнодорожных перевозок из Китая в страны ЕС. Это предопределяет появление новых инвестпроектов и развитие новых маршрутов. Само собой, к этим изменения придётся адаптироваться и тем, кто осуществляет перевозки коммерческим автотранспортом:



Стимулом для транспортных компаний должны стать инвестиции в проект «Один пояс – один путь». Предполагается, что он приведёт к модернизации путей сообщения, снижению затрат на перевозки и развитию новых видов услуг:



Изменения в основных процессах в связи с внедрением нового ПО

Развитие базовых технологий и программных решений будет оказывать всё большее влияние на транспортно-логистическую отрасль, обеспечивая бизнес новыми преимуществами. В разной по времени перспективе ведущими станут: интеллектуальные транспортные системы; роботизация бизнес–процессов (RPA); предупредительное техническое обслуживание, наблюдение и контроль с помощью дронов; блокчейн-решения; решения на основе искусственного интеллекта.

По версии PwC, адаптация транспорта и логистики к изменениям в основных бизнес-процессах в связи с внедрением нового ПО выглядит так:



Внедрение передовых технологий и программ даст компаниям возможность снижать расходы, повышать уровень клиентского сервиса и в целом лучше понимать свой рынок. Перспективы развития и влияние каждой технологии можно посмотреть на этих слайдах:











ERP и CRM-системы

Задачу повышения эффективности работы транспортных предприятий можно и нужно решать за счет оптимизации главных затратных статей – таких как расходы на топливо и ГСМ, запчасти, проведение плановых и внеплановых ремонтов, страхование и др. Современные технологии предлагают множество инструментов, которые, так или иначе, способствуют улучшению отдельных показателей работы. Однако, без единой системы управления предприятием точечное применение отдельных ИТ-инструментов для парка транспортных средств – к примеру, систем gps-мониторинга, контроля топлива и др. – не будет иметь комплексного эффекта на улучшение показателей работы всей компании.

Для того чтобы получать актуальную информацию о деятельности компании, осуществлять координацию, контролировать и планомерно снижать издержки необходим централизованный инструмент управления и принятия оперативных решений. Таким инструментом являются системы класса ERP (Enterprise Resource Planning, системы управления ресурсами предприятия): они охватывают ключевые бизнес-процессы организации и позволяют управлять всеми составляющими бизнеса в едином информационном поле. Неотъемлемым процессом любой транспортной компании является процесс взаимодействия с клиентами. А неотъемлемым блоком автоматизации в общей инфраструктуре предприятия становится CRM-система, которая позволяет обеспечить автоматизацию процессов планирования и управления (например, рейсами) и взаимодействие различных подразделений при продаже услуг, чтобы в конечном итоге повысить уровень сервиса клиентов.

Основная ценность ERP-систем состоит в их способности «увязать» составляющие бизнеса в единое целое путем создания прозрачного информационного пространства. В нем формируется вся необходимая руководству и сотрудникам компании управленческая информация: финансовые данные по состоянию кредиторской и дебиторской задолженности, движению денежных средств, текущим доходам и расходам, количестве и статусах заказов, местонахождении грузов и транспортных средств, путевая документация и аналитические показатели, полученные в результате ее обработки. Зачастую ERP-системы транспортных и логистических предприятий интегрируются со специализированными модулями CRM (Customer Relationship Management, управление взаимоотношениями с клиентами). Однако по функциональности такие модули уступают полноценным CRM-системам. Поэтому для тех компаний, которые хотят автоматизировать все блоки взаимоотношений с клиентами имеет смысл задуматься о полнофункциональной самостоятельной CRM-системе, которая легко может быть интегрирована с уже выбранной ERP. В результате интеграции нескольких ключевых ИТ-решений может быть создана комплексная логистическая система, с помощью которой решаются задачи высокой степени сложности.

При выборе ERP и CRM-систем также стоит учитывать ее так называемые «интеграционные возможности» - способность системы работать и обмениваться данными со сторонними приложениями. Например, при интеграции с системами GPS-мониторинга ERP-система может передавать плановые данные из путевого листа; в обратном направлении передаются данные о фактическом маршруте. Интеграция с SMS-центром позволит отправлять оповещения сотрудникам о готовности рейса или о необходимости трансфера пассажиров и экипажа, а интеграция с интернет-сайтом компании, поможет узнать, где клиенты или их агенты могут оставить запрос на рейс, трансфер или кейтеринг.

Наиболее очевидными результатами внедрения информационной системы становятся снижения материальных затрат. Уменьшение расхода топлива достигается за счет своевременного планирования и контроля. Его экономия может достигать значительных величин – около 20-25%. А планирование закупок запасных частей под конкретную потребность позволяет снизить складские запасы и издержки на хранение.

Оценить экономический эффект создания комплексного решения, как единого централизованного инструмента управления и принятия решений гораздо сложнее, ведь это зависит от множества специфических характеристик и показателей конкретного предприятия. Однако ERP и CRM позволят компании поднять процесс управления на качественно более высокий уровень и каждый день принимать обоснованные решения, способствующие развитию бизнеса.

Читайте также

Примечания

  1. Аналитики из компании PricewaterhouseCoopers представили в 2019м году масштабное исследование факторов, влияющих на транспортную индустрию. Ценность работы PwS заключается в том, что основные тенденции проанализированы сквозь призму политических, экономических, социальных, технологических, экологических и юридических изменений. А прогнозы и перспективы базируются на опросе представителей крупнейших мировых компаний транспортно-логистической отрасли.