Заказчики: МультиКарта Финансовые услуги, инвестиции и аудит Подрядчики: Без привлечения консультанта или нет данных Продукт: Microsoft Business IntelligenceДата проекта: 2008/01 — 2010/12
|
Содержание |
Cитуация
До начала проекта весной 2008 в компании не существовало развернутой системы комплексной аналитической отчетности. Для выставления счетов клиентам использовались специализированные отчеты, которые формировались на основе биллинговых данных, таких как количество банкоматов и терминалов, число выполненных операций, количество карт, которые относятся к соответствующему банку. Аналитические отчеты для предоставления руководству выполнялись как прямые SQL-запросы непосредственно к базе данных, а полученные результаты выгружались в Excel и дорабатывались вручную.
Поскольку процессинговые системы являются для компании бизнес-критическими и работают непрерывно в режиме 24*7, выполнять на их основе сложные запросы, требующие длительных расчетов и значительных вычислительных ресурсов, не представлялось возможным. Поэтому вся аналитика формировалась только на основе тех данных, которые имелись в бэк-офисной системе, а их было недостаточно для полноценного анализа всех направлений деятельности. В частности, невозможно было получить полные данные о состоянии устройств (банкоматов и терминалов), о количестве сбоев, времени простоя, количестве выездов и времени, затраченном на их обслуживание.
В компании существуют жесткие ограничения на доступ к данным, вызванные требованиями безопасности, поэтому для получения любых данных сотрудники отдела бизнес-анализа были вынуждены каждый раз обращаться в ИТ-службу. На основании их заданий ИТ-специалисты делали запрос к основной базе данных, а результаты передавали заказчику в виде Excel-файлов. Однако поскольку сотрудники аналитической службы не владели полной информацией о структуре базы данных и о хранящихся в ней конкретных показателях, они не всегда могли сразу точно сформулировать техническое задание для ИТ-службы, и постановку задачи приходилось иногда несколько раз корректировать. К тому же для сотрудников ИТ-службы такие задания имели более низкий приоритет по сравнению с их основной деятельностью по обслуживанию ИТ-инфраструктуры. В результате на получение одного отчета уходило около недели. Все эти сложности приводили к тому, что руководство могло получать ответы лишь на отдельные, точечные вопросы и не имело комплексного представления о состоянии бизнеса.
Развитие компании, открытие новых направлений, таких как интернет-эквайринг и комплексное техническое обслуживание банкоматов (сейчас «МультиКарта» процессирует около 5000), потребовало более глубокого и оперативного анализа текущих производственных данных. Была введена сложная гибкая система тарификации услуг для клиентов Компании, реализовать которую прежними ручными методами ведения расчетов было невозможно. Руководство компании приняло решение о создании новой комплексной системы аналитической управленческой и операционной отчетности.
В качестве платформы для построения такой системы был выбран Microsoft SQL Server 2008, в котором реализованы все возможности, необходимые для создания и для будущего развития аналитической системы. В частности, средствами Microsoft SQL Server 2008 может быть организовано собственное хранилище данных. Продукт хорошо масштабируется и интегрируется со всеми информационными системами, используемыми в компании (в том числе Oracle и «1С:Предприятие») и с офисными продуктами Microsoft, позволяет выгружать данные в различных форматах (xls, pdf). Кроме того, для Microsoft SQL Server 2008 организована хорошая техническая поддержка силами самой Microsoft, ее партнеров и открытого сообщества разработчиков в интернете, что особенно важно при решении сложных задач. В целом, по оценкам специалистов «МультиКарты», на тех объемах данных, которые предусмотрены данной задачей, затраты на решение на базе Microsoft SQL Server 2008 оказались оптимальны (для сравнения, на платформе Oracle расходы на лицензии СУБД были бы значительно выше, а для создания аналитической системы пришлось бы приобретать отдельное BI-решение).
Решение
На первом этапе было создано внутреннее хранилище данных на базе Microsoft SQL Server 2008, в которое выгружаются данные из пяти информационных систем. Таким образом, в одном месте была собрана вся информация, которая может быть использована при создании аналитической и операционной отчетности. Сама система отчетности включает в себя два основных направления – текущие операционные и сводные управленческие показатели. Она разработана таким образом, чтобы максимально автоматизировать все рутинные операции и расчеты.
Операционная отчетность включает в себя подсистему, характеризующую техническое состояние и доступность сети обслуживаемых устройств (банкоматов и терминалов), а также подсистему биллинга. Раньше все расчеты с организациями-клиентами выполнялись бухгалтерами практически вручную, на основании бумажных справок о произведенных за месяц операциях, полученных из других информационных систем. Поэтому тарифная система была максимально упрощена. С вводом новой аналитической системы в компании смогли запустить в действие гибкую схему тарификации, которая может быть настроена индивидуально для различных организаций и банков в соответствии с заключенными договорами и дополнительными соглашениями. Тарифы могут рассчитываться на основании числа транзакций, количества обслуживаемых устройств. Появилась возможность применять сложные матричные тарифы, в которых ставка по каждой операции зависит одновременно от нескольких показателей, таких как сумма единичной транзакции, оборот компании за текущий месяц и глобальный оборот.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
Средствами сервера отчетности Reporting Services в конце месяца формируются счета и подробные сопроводительные справки, которые автоматически распечатываются для рассылки клиентам, а также экспортируются в бухгалтерскую систему «1С:Предприятие». Помимо сотрудников бухгалтерии, пользователями биллинговой подсистемы являются аккаунт-менеджеры , которые анализируют и разрабатывают тарифы, а также сотрудники эксплуатационных подразделений, которые по итогам месяца вводят в систему технические данные об оказанных услугах. Всего в подсистеме операционной отчетности зарегистрировано около 25 пользователей, со строгим разграничением функций и прав доступа.
«Новая система операционной отчетности внесла настоящие революционные изменения. Если раньше бухгалтерии требовалась как минимум неделя на то, чтобы собрать все необходимые документы и вручную выполнить ежемесячные расчеты, то сейчас на это затрачивается один день. И это с учетом того, что число клиентов заметно выросло, а тарификационные схемы существенно усложнились. Кроме того, раньше точность и правильность расчетов целиком зависела от внимательности бухгалтеров, при такой организации работы ошибки были неизбежны. Сейчас мы полностью контролируем качество биллинговых данных и можем гарантировать строгое соблюдение всех правил расчета. Можно с уверенностью сказать, что решить наши нынешние задачи с учетом текущих объемов и потребностей ранее существовавшими методами было вообще невозможно. По автоматизированным с помощью внедренного решения процессам эффективность работы выросла примерно в 10 раз», - утверждает Игорь Костомаров, руководитель проекта создания системы аналитической отчетности в компании «МультиКарта».
Подсистема управленческой отчетности была разработана «с нуля» и состоит из двух основных блоков. Первый блок характеризуют объемы процессинговой деятельности (сколько было обработано операций по банковским картам и на какие суммы, в разрезе клиентов и периодов).
«Аналитическому отделу данные доступны практически в реальном времени. Такая аналитика позволяет наблюдать основные показатели в динамике, выявлять и отслеживать тренды, и это существенно облегчает руководству задачи прогнозирования дальнейших объемов и направлений развития бизнеса. В последнее время в систему были добавлены финансовые отчеты, которые позволяют нам проанализировать выручку за период по каждому из наших клиентов в зависимости от вида предоставляемых услуг», - рассказывает Мария Мазур, начальник отдела анализа компании «МультиКарта».
Второй блок управленческих отчетов позволяет анализировать агрегированные показатели технического состояния сети устройств (число и время простоев, по каким причинам). Эта подсистема сначала разрабатывалась для внутренних нужд компании, однако после ввода в эксплуатацию была высоко оценена руководством, и сейчас этот блок предлагается в банки-клиенты в качестве самостоятельного коммерческого продукта. В настоящий момент к системе подключены шесть внешних клиентов-пользователей.
«Банк ВТБ24, один из ключевых клиентов Компании, владеет одной из крупнейших в России банкоматных сетей, насчитывающей свыше 4 тысяч устройств. Надо сказать, что банки традиционно не уделяют большого внимания такой области, как отчетность по состоянию сети банкоматов. Отчетность в банках большей частью сконцентрирована на финансовых показателях или клиентских данных, а по банкоматной сети доступен лишь узкий набор операционной отчетности, который изначально заложен поставщиком процессингового решения. Поэтому наше предложение уникально на рынке - оно позволяет получать оперативную и развернутую информацию о доступности сети устройств. Такие сведения получить довольно сложно, поскольку необходимо обрабатывать очень большие массивы данных сложной структуры», - считает Павел Тулубьев, начальник управления развития бизнеса компании «МультиКарта».
Всего в аналитической системе подготовлено около 100 преднастроенных отчетов, биллинговые расчеты ведутся по 500 позициям. Разработкой и внедрением системы занимались четыре сотрудника ИТ-подразделения. Подготовительный этап (сбор и анализ данных из различных источников, первоначальное наполнение хранилища данных) занял около двух месяцев, доработка подсистемы биллинга длилась еще около четырех месяцев, развитие системы продолжается. Сейчас объем хранилища данных составляет примерно 250 Гб, в самой большой таблице хранилища насчитывается около 500 млн. записей. Система установлена на отдельном сервере НР 360 с двумя процессорами Xeon и 16 Гб оперативной памяти.
Доступ к системе осуществляется через веб-интерфейс, это удобно как для самих пользователей, так и для сопровождения системы со стороны ИТ-службы, поскольку обеспечивает надежное разграничение доступа и не требует установки и обновления ПО на рабочих местах пользователей, а значит не потребует в дальнейшем дополнительных финансовых и трудовых затрат на обслуживание.
Система используется в компании уже два года. По оценкам ИТ-службы, совокупная стоимость владения за это время, включая расходы на лицензии, оборудование и трудозатраты по внедрению и сопровождению, составила примерно 150-200 тыс. долларов.
«Наличие данной системы позволило в несколько раз увеличить объемы бизнеса (количество клиентов, набор услуг и финансовые потоки) без расширения штата бухгалтерии и ИТ», - оценивает эффект от внедрения Павел Тулубьев, начальник управления развития бизнеса компании «МультиКарта».
Преимущества
- работа в гетерогенной среде, интеграция хранилища данных и аналитической системы с другим информационными системами (как для импорта, так и для экспорта данных)
- возможность автоматизации сложных биллинговых алгоритмов; полная автоматизация и высокая производительность расчетов (эффективность обработки повысилась в 10 раз, время полной обработки данных сократилось с двух недель до одного дня, ручная обработка данных сведена к минимуму)
- возможность обработки как внутренних данных (вводимых непосредственно в саму аналитическую систему), так и внешних данных (загружаемых из других источников)
- контроль качества вводимой и обрабатываемой информации; гарантия полного соблюдения тарификационных правил
- информация о тарифах представлена в наглядном виде, удобном для корректировки
- возможность получения полной и всесторонней аналитической информации (производственной и финансовой) благодаря развернутой системе преднастроенных отчетов, которые используются сотрудниками аналитического отдела самостоятельно и не требуют постоянного участия ИТ-специалистов
- доступ к системе через веб-интерфейс, что значительно упрощает развертывание, использование и сопровождение системы
- строгое разделение прав доступа к различным подсистемам, данным и отчетам
- возможность продвигать созданное уникальное решение как самостоятельный коммерческий продукт, предлагая доступ к системе другим банкам
Перспективы
В ближайшее время в компании намерены освоить еще одну интересную возможность Microsoft SQL Server 2008 Reporting Services – отображение данных в привязке к географическим картам. Банкоматная сеть компании охватывает различные регионы, и проецирование данных на карту позволит получить более наглядное представление о текущем состоянии бизнеса.
В дальнейшем в компании планируют внедрить аналитический сервер Microsoft SQL Server 2008 Analysis Services, расширить набор управленческих отчетов, а также распространить систему в других банках, которые будут обслуживаться в компании «МультиКарта».
Технические детали
- Объем хранилища данных – около 250 Гб
- Самая большая таблица хранилища - около 500 млн. записей
- Данные поступают от более чем 4 тысяч устройств (банкоматов, терминалов)
- Система содержит около 100 преднастроенных отчетов
- Биллинговые расчеты по 500 позициям
- Сервер НР 360 с 2 процессорами Xeon и 16 Гб ОП
- Время внедрения - около 6 мес.TCO системы - 150-200 тыс. долларов за 2 года (включая расходы на лицензии, оборудование и трудозатраты по внедрению и сопровождению)