Проект

Pernod Ricard: 15 BI-приложений на базе QlikView за три года

Заказчики: Перно Рикар Русь (Pernod Ricard Rouss)

Торговля

Продукт: QlikView

Дата проекта: 2014/03
Количество лицензий: 223
Технология: BI
подрядчики - 452
проекты - 3080
системы - 1154
вендоры - 561
Технология: OLAP
подрядчики - 104
проекты - 857
системы - 61
вендоры - 50

Содержание

Компания Pernod Ricard Rouss продолжает активно увеличивать количество приложений на платформе QlikView Business Discovery. С 2011 года в компании как собственными силами, так и при поддержке Консультационной Группы АТК создано порядка 15 аналитических приложений.

О заказчике

В состав холдинга Pernod Ricard входят 6 компаний-производителей и 70 компаний-дистрибьюторов премиального алкоголя, осуществляющих свою деятельность по всему миру. Компания Pernod Ricard Rouss («Перно Рикар Русь») возглавляет региональный кластер Pernod Ricard Eastern Europe, куда также входят филиалы компании на Украине, в Армении, Белоруссии и Казахстане.


В настоящее время в России офисы открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Краснодаре, Екатеринбурге и Новосибирске. Pernod Ricard Rouss занимается дистрибуцией всех брендов из стратегического портфеля Pernod Ricard, среди которых – Absolut, Chivas Regal, Jameson, Martell, Ballantine’s, Olmeca и др.

Основные задачи создания пула аналитических приложений на платформе QlikView для Pernod Ricard:

  • Повышение контроля над бизнес-процессами
  • Снижение административных расходов сотрудников
  • Анализ документооборота предприятия
  • Улучшение качества управления предприятием
  • Повышение эффективности бизнеса

«Развитие нашей системы напрямую связано с ее популярностью у сотрудников: работать с ней легко. К тому же мы в каждом приложении предоставляем возможность выбора между средствами визуализации и плоскими, привычными для многих, отчетами», – Павел Мельников, заместитель ИТ-директора компании Pernod Ricard Rouss.

Выбор решения

В 2011 году в компании Pernod Ricard Rouss стартовал проект по внедрению аналитической системы для гибкого анализа данных из CRM-системы, а также внешних источников данных. В процессе поиска решения для реализации поставленных задач был рассмотрен целый ряд BI-инструментов. После анализа представленных на рынке решений остановились на аналитической платформе QlikView Business Discovery. Среди преимуществ, благодаря которым выбор был сделан в пользу QlikView, гибкость и простота использования платформы, быстрота внедрения, легкость изменения и развития системы. Партнером по внедрению стала «Консультационная Группа АТК».

Факты о проекте

  • На платформе QlikView в Pernod Ricard работает 15 приложений
  • В аналитических приложениях работают более 300 сотрудников
  • Приложения на базе QlikView работают с шестью источниками данных: CRM-системой Update.Seven, ERP Epicor iScala, Microsoft SharePoint, Microsoft Excel, маркетинговыми отчетами Nielsen, CISLink
  • Проект входит в Топ-5 Лучших приложений QlikView – 2012
  • Проходит входит в Топ-20 Крупнейших BI-проектов 2011-2012 гг. в России (по данным TAdviser)

Ход проекта

Отчеты по торговым представителям и визуализация KPI

На первом этапе проекта было создано приложение, включающее набор отчетов по активностям торговых представителей, маркетинговым активностям и конкурентному анализу. Приложение было предназначено для начальников департаментов, руководителей среднего звена и менеджеров по работе с ключевыми клиентами (KAM, Key Account Manager). Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы 6.9 т

В ходе второго этапа было разработано приложение по визуализации основных KPI для топ-менеджмента. С помощью инструментов этого приложения руководство компании может в формате дашбордов получить информацию по наиболее важным показателям – доле полки в разбивке по брендам и категориям товара, средней цене в сравнении с рекомендуемой ценой и ценами конкурентов, динамикой доступности продукции и т.д.

Первые бизнес-результаты от внедрения QlikView не заставили себя ждать: очень быстро стал заметен потенциал роста соблюдения мерчандайзинговых стандартов сетями-партнерами. Кроме того, была оптимизирована работа торговых представителей с системой: QlikView позволяет интерактивно отслеживать все неточности в записях представителей компании, что дало возможность донастроить CRM-систему Pernod Ricard Rouss таким образом, чтобы минимизировать ошибки в работе сотрудников.

Мониторинг документооборота

За время первого проекта с Консультационной Группой АТК внутренняя команда проекта Pernod Ricard Rouss получила необходимые навыки по разработке QlikView, и уже затем развивала аналитику преимущественно собственными силами.

Первое приложение, разработанное Pernod Ricard Rouss собственными силами, осуществляет мониторинг документооборота. Все документы компании хранятся в Microsoft SharePoint, откуда информация по контрактам и поступает в QlikView.

Благодаря созданному приложению финансовый директор и другие топ-менеджеры компании могут получить данные о том, сколько за определенный период времени было заключено контрактов, сколько времени каждый из них находился в разных статусах. У каждого из отделов компании есть свои KPI, согласно которым установлены сроки прохождения договоров, и отклонений от нормативных сроков не должно быть, так как любые задержки отражаются на удовлетворенности партнеров, клиентов и прибыльности бизнеса в целом.

Одним из самых активных инициаторов развития системы стал финансовый директор компании – именно он предложил реализовать мониторинг документооборота в QlikView. Приложение было сделано очень быстро – первая версия приложения была готова уже через неделю, однако оно до сих пор продолжает развиваться. Как подчеркивают в Pernod Ricard Rouss, на оптимизацию уходят годы, потому что бизнес постоянно развивается и появляются новые требования.

Анализ удовлетворенности клиентов-дистрибьюторов

Еще одно приложение, Customer Service Level, предназначено для анализа удовлетворенности клиентов-дистрибьюторов. Это приложение собирает информацию по тому, какие заказы поступали от клиентов, сколько заказов было обработано в соответствии с первоначальными требованиями, сколько было изменено по тем или иным причинам. По совокупности всех этих показателей измеряется уровень удовлетворенности клиентов.

«Доступ к приложению Customer Service Level имеют все сотрудники отдела администрации продаж. Они отслеживают динамику удовлетворенности дистрибуторов и работают над ее повышением. Приложение позволяет коллегам оперативно увидеть негативные и позитивные тенденции по заказу определенного дистрибутора, выявить, не наблюдается ли отток заказов по определенному бренду и так далее», – объясняет Екатерина Болотова, BI-специалист компании Pernod Ricard Rouss .

Анализ расходов сотрудников

Платформа QlikView используется и для анализа расходов сотрудников. В приложение собираются данные по затратам на сотовую связь, такси, перелеты, топливо и т.д. Консолидация этой информации позволяет определить, соблюдаются ли лимиты, по каким статьям и у каких сотрудников есть превышения. На данный момент информация в приложение подгружается вручную из отчетов, присылаемых поставщиками услуг. В будущем планируется автоматизировать этот процесс. Для этого необходимо организовать получение всех счетов в едином формате, о чем предстоит договориться с поставщиками. Однако это процесс не быстрый, поэтому пока загрузкой данных по расходам раз в месяц занимается сотрудник ИТ-отдела.

«Это приложение оказалось чрезвычайно полезным и эффективным инструментом, – рассказывает Павел Мельников. – Сейчас на основе полученных данных мы делаем рассылки директорам отделов. Они в свою очередь проводят профилактическую работу с теми сотрудниками, которые превышают лимиты. В результате мы получили существенную экономию расходов».

Контроль ИТ-бюджета

Приложение, используемое для контроля бюджета ИТ, было разработано за 2 недели. С его помощью собирается информация из входящих счетов ИТ-поставщиков. Приложение позволяет получить аналитические данные по поставщикам, суммам, которые ему были выплачены, типам сервисов, видам покупок и т.д. Приложение делает прозрачным контроль над проектной работой и бюджетом ИТ-подразделения. С данными из приложения работают ключевые сотрудники ИТ.

Анализ первичных и вторичных продаж

Как дистрибьютор Pernod Ricard Rouss много внимания уделяет анализу продаж в различных разрезах. Для этого было создано приложение по анализу первичных и вторичных продаж – CPR (Commercial Performance Review), – благодаря которому около 130 сотрудников отдела продаж могут в любой момент в различных разрезах проанализировать объемы продаж как дистрибьюторов, так и специалистов самой компании. На разработку приложения ушло около 2 месяцев. Такой длительный срок был обусловлен тем, что необходимо было обеспечить интеграцию больших объемов данных, и доступность максимального количества срезов и показателей для анализа.

Первая версия этого приложения была создана собственными силами специалистов компании в 2012 году. Сейчас эксперты АТК разрабатывают новую версию приложения по анализу первичных и вторичных продаж с более гибким функционалом и возможностями. На базе этого приложения в дальнейшем специалисты Pernod Ricard Rouss будут создавать новые отчеты и которое будут оптимизировать под свои потребности самостоятельно.Новый виток в развитии приложения QlikView по анализу первичных и вторичных продаж связан с изменением одного из ключевых источников данных.

Другие приложения

Кроме расширенного приложения Commercial Performance Review в Pernod Ricard Rousse разработаны еще несколько приложений для анализа продаж. Дэшборд по продажам ежедневно используется финансовым директором и директором по продажам и включает аналитику по клиентам, брендам, количеству литров, регионам.

Для департамента маркетинга было построено приложение QlikView по анализу данных маркетингового отчета Nielsen для сравнения продаж Pernod Ricard Rousse с продажами конкурентов и для анализа динамики доли рынка.

Результаты проекта

Всего к марту 2014 года в компании собственными силами и силами консультантов АТК создано порядка 15 аналитических приложений, которые используют около 300 сотрудников Pernod Ricard Rouss. При этом круг пользователей включает сотрудников абсолютно разных уровней – это и топ-менеджмент, и начальники департаментов, и руководители среднего звена, КАМы.

«Сейчас для нас QlikView – это эффективный инструмент для анализа данных практически по всем направлениям бизнеса, – резюмирует Павел Мельников. – Если раньше информация была разрознена и хранилась в разных, несвязанных между собой системах, то сейчас есть единый источник информации, откуда все сотрудники могут получить проверенную аналитическую информацию. На основе этой информации строятся KPI, на которых «завязаны» бонусы. Подчеркну, что развитие нашей системы напрямую связано с ее популярностью у сотрудников: работать с ней легко. К тому же мы в каждом приложении предоставляем возможность выбора между средствами визуализации и плоскими, привычными для многих, отчетами».

В результате использования приложений на платформе QlikView компании удалось достигнуть:

  • Повышения оперативности аналитической работы в несколько раз
  • Сокращения сроков разработки и внедрения новых приложений
  • Легкой настройки приложений под потребности пользователей
  • Быстрой адаптация пользователей к работе с системой
  • Возможности вывода информации как в плоских отчетах, так и на дашбордах, диаграммах и графиках

Планы по развитию

BI-система QlikView в Pernod Ricard будет развиваться и дальше, причем уже есть планы на ближайшую перспективу. Так, по инициативе финансового директора было принято решение о переходе к активной стадии оптимизации мониторинга целого ряда новых KPI. К примеру, планируется создать приложение для анализа эффективности маркетинговых акций на базе QlikView, проводимых в партнерских торговых сетях и финансируемых Pernod Ricard Rouss. Приложение будет интегрировать данные по контрактам с сетями-партнерами, а также данные по продажам этих сетей. В итоге новая разработанная аналитика позволит оценить коммерческую выгоду от той активности, которая была проведена, в оптимальном виде или разрезе и спланировать будущие маркетинговые акции более эффективно.