Проект

Правила формирования системы целеполагания Республики Алтай в действии

Заказчики: Правительство Республики Алтай

Горно-Алтайск; Государственные и социальные структуры

Подрядчики: Р.О.С.Т.У.


Дата проекта: 2012/11

Не имеющие аналогов Правила формирования системы целеполагания и программно-целевого планирования Компании «Р.О.С.Т.У.» активно используется органами власти в регионах и муниципальных образованиях Российской Федерации.

Так, в Республике Алтай в рамках успешно завершенного проекта по разработке и внедрению Концепции программно-целевого управления деятельностью и ресурсами органов государственной власти, государственных учреждений указанные Правила зафиксировали основные принципы и подходы программно-целевого планирования в Республике и явились основой для разработки иерархичной системы целей, целевых программ и мероприятий Республики Алтай, программного бюджета региона.

Разработка Правил формирования системы целеполагания и программно-целевого планирования велась с учетом необходимости ввода нового инструмента – государственной программы.

Введением Правил формирования системы целеполагания и программно-целевого планирования решены вопросы «как декомпозировать стратегическую цель территории до мероприятий целевых программ?», «сколько уровней должна содержать система целеполагания территории?», «как увязать основные инструменты стратегического, тактического и бюджетного планирования?», «как взаимодействуют при этом основные участники процесса?», «как организовать процесс от определения стратегических целей территории до утверждения программного бюджета в разрезе целевых программ и стратегических целей социально-экономического развития региона?» и др.

Министерство финансов Республики Алтай и Министерство экономического развития Республики Алтай, органы государственной власти Республики Алтай выступили активными участниками данного проекта.

На начальном этапе проекта специалистами Компании «Р.О.С.Т.У.» совместно с органами государственной власти Республики Алтай была проведена экспертиза действующих в Республике программных документов. В процессе этой экспертизы было проанализировано:

  • 16 ведомственных реестров услуг (работ),
  • 6 проектов государственных целевых программ,
  • 55 республиканских целевых программ,
  • 55 ведомственных целевых программ,
  • 183 прочих документа, соотносящихся с процессом формирования системы целеполагания Республики.

Целью экспертизы было установление взаимосвязей имеющихся системы целей и целевых программ Республики Алтай, используемых при этом инструментов планирования. По результатам экспертизы был выявлен ряд серьезных проблем. Так, было установлено, что отсутствует взаимосвязь между отдельными целями и задачами, а также показателями социально-экономического развития региона, между задачами целевых программ и стратегическими целями и задачами развития региона, В большинстве случаев мероприятия целевых программ оказались сформулированы укрупненно и не имели показателей объема и качества и др.Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга 2.1 т

Кроме того, было выявлено и взято на «особый контроль» устранение выявленных в ходе анализа дублирующих функций, целей, услуг, реализуемых органами государственной власти Республики Алтай и их подведомственными учреждениями. Сотрудники органов государственной власти Республики Алтай, обладающие существенной практикой формирования дерева целей (данная работа ведется еще с 2007 г.), отметили значимость результатов проведенной экспертизы.

На следующем этапе, как уже было сказано выше, на основании Правил формирования системы целеполагания и с учетом данных проведенной экспертизы, была сформирована иерархичная система целеполагания Республики Алтай. В качестве основных элементов сформированной системы целеполагания были выделены стратегические цели и задачи развития региона, тактические цели и задачи, цели и задачи ведомств, а также конкретные мероприятия целевых программ. Важнейшим принципом выделения указанных элементов системы целеполагания стало применение правила декомпозиции, при котором каждый последующий уровень элементов должен детализировать элемент вышестоящего уровня. Кроме того, к числу важнейших принципов, на которых основывается действенная система целеполагания, следует отнести принцип необходимости исключения влияния одного элемента на показатели другого, исключения дублирования элементов, а также исключения одинаковых формулировок элементов.

В составе сформированной в 2012 году системы целеполагания Республики Алтай, специалистами Компании «Р.О.С.Т.У.» были разработаны:

  • рекомендованный перечень всех Государственных программ Республики Алтай;
  • рекомендации по составу каждой Государственной программы: перечень входящих в госпрограмму ведомственных целевых программ, подпрограмм государственной программы;
  • рекомендации по составу входящих в государственные программы ведомственных целевых программ, а именно перечень конкретных мероприятий каждого из ведомств Республики Алтай;
  • взаимосвязь каждой государственной программы с системой целей социально-экономического развития Республики Алтай.

Основными итогами проделанной работы стали объединение процессов стратегического и бюджетного планирования в единый процесс через использование Государственной программы и разработанные основные параметры для 18-ти проектов Государственных программ, которые послужили основой для формирования и программного бюджета Республики Алтай на 2013 финансовый год и плановый период 2014-2015 гг.