Заказчики: ГорЭлектроТранс, ГУП - Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие городского электрического транспорта Подрядчики: Cognitive Pilot (Когнитив Роботикс) Продукт: Cognitive Tram PilotНа базе: Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI) Дата проекта: 2022/09 — 2023/05
|
Технология: Системы видеонаблюдения
Технология: Системы видеоаналитики
|
2023: Итоги использования ИИ в трамваях
Петербургский Горэлектротранс уже почти год эксплуатирует на линии серийные трамваи с элементами искусственного интеллекта - системой активной помощи водителю.
В июне 2023 года руководители предприятий городского электрического транспорта подвели итог и дали оценку реализации проекта СПб ГУП «Горэлектротранс» и компании Cognitive Pilot (дочернее предприятие Сбера и Cognitive Technologies) по промышленному использованию системы активной безопасности и помощи водителю Cognitive Tram Pilot на основе искусственного интеллекта (ИИ) на серийных трамваях Санкт-Петербурга, поступающих в регулярную эксплуатацию с 2022 года.
Важно отметить, что те технические решения, которые мы обсуждаем, - это не фантастическое будущее, а уже сегодняшний день. Потому что система активной безопасности реализована Горэлектротрансом Петербурга впервые в стране на штатных маршрутах города, - сказал директор СПб ГУП «Горэлектротранс» Денис Минкин. |
Так, с сентября 2022 года по май 2023 года умные трамваи с установленной, обученной и настроенной системой прошли на маршруте №24 более 50 тыс. км. Более того все серийные трамваи, поступающие в город с 2022 года по техзаданию петербургского Горэлектротранса оснащаются обновленной системой, и робот фактически участвует в управлении трамваем. На июнь 2023 года в инвентарном парке предприятия уже 82 вагона, оснащенных ИИ Cognitive Pilot.
Тема оказалась очень интересна с технической точки зрения, потому что выявила целый ряд направлений и проблем, которые мы даже представить себе не могли. Это и необходимость обучения этих интеллектуальных систем: точно так же, как мы учим водителей, мы теперь учим автопилоты запоминать маршрут, правильно реагировать на дорожные ситуации, адаптируем их алгоритмы. Второй момент – это необходимость построения системы переподготовки кадров и образования внутри Горэлектротранса, потому что в перспективе, когда эти системы внедрятся уже на уровне полноценного автопилотирования, водитель трамвая должен стать уже фактически бортинженером и изменить профиль своей специальности. Третье – принципиально иная система организации производства трамваев. Становится совершенно очевидно, что все бортовые системы должны быть интегрированы в единую систему управления, отметил Денис Минкин, директор СПб ГУП "Горэлектротранс".
|
Применение ИИ в управлении трамваями на данном этапе позволило сделать транспортный поток на линиях более равномерным, минимизировать заторы, обеспечить более комфортный для пассажиров скоростной режим, без резких рывков и торможений, сократить время ожидания трамваев на 5-10%. Кроме того, контроль скоростного режима позволяет более бережно сохранять рельсовую инфраструктуру, минимизировать число инцидентов с «биением» стрелок, повреждением крестовин и кривых участков полотна. Этот фактор, по мнению экспертов, на 30-40% может продлить срок жизни инфраструктуры и вагонов и до 15% сэкономить бюджетные средства на ремонт.Вице-премьер Дмитрий Григоренко рассказал TAdviser, как устроена цифровая модель госуправления Правительства России
Кроме того, за время эксплуатации Cognitive Tram Pilot разработчики получили большой объем информации, которая позволит повысить безопасность на дорогах. Это данные о причинах возникновения проблемных ситуаций на дорогах, разных категориях нарушения ПДД и т.д. На их основе в ближайшем будущем планируется выпуск рекомендаций водителям автотранспорта о том, как не следует ездить в общем потоке с трамваями.
Санкт-Петербург стал первым российским регионом, который массово внедрил отечественные технологии ИИ в сферу общественного электротранспорта. Для Горэлектротранса задачи повышения безопасности движения, создания более комфортной среды передвижения для пассажиров, снижения нагрузки с машиниста являются одними из первых приоритетов. Положительный результат совместного проекта - это яркий пример другим российским регионам. В наших планах развивать функционал системы. Умные трамваи будут повышать уровень автономности до полной автономии, а также смогут проводить постоянный мониторинг инфраструктуры города - определять проблемные зоны, повреждение дорожного полотна, знаков, элементов освещения и т.д. Это позволит сэкономить существенную часть бюджетных средств на ремонт, повысит качество инфраструктуры, создаст дополнительные удобства для горожан, рассказала Ольга Ускова, генеральный директор Cognitive Pilot.
|