Разработчики: | Lawson Software |
Отрасли: | Пищевая промышленность |
Технологии: | ERP |
Как самостоятельное направление Lawson M3 Food & Beverage развивается компанией Lawson Software с 1992 года и на сегодняшний день аккумулирует в себе опыт более 400 компаний по всему миру.
Lawson M3 Food & Beverage: Позиционирование на рынке
В пищевой отрасли нет однотипных категорий (подотраслей) – каждая из них имеет как общие, так и уникальные характеристики. Например, цепочки поставок и производственный процесс кардинально отличаются у производителей рыбной продукции, зерна или коньяка. Кроме того, предприятия пищевой промышленности имеют разнообразные каналы сбыта, которые можно сгруппировать в три основные категории:
- Сфера общественного питания (рестораны, кафе, торговые автоматы и т.д.);
- Розничная торговля (супермаркеты, магазины шаговой доступности и т.д.);
- Поставка ингредиентов для других предприятий пищевой отрасли (2-й уровень производства).
В своем ERP-решении компания Lawson Software изначально учла специфику каждой из целевых категорий (подотраслей) пищевой промышленности. Ниже наглядно представлено позиционирование ERP-решения Lawson M3 Food & Beverage: CommuniGate Pro: итоги первого года работы законного правообладателя
Категории (Подотрасли):
- Мясо, Птица, Морепродукты;
- Молочные продукты;
- Фрукты и овощи;
- Кондитерские изделия;
- Бакалея;
- Замороженные продукты.
Масштабы бизнеса:
- Производство и/или дистрибуция продуктов питания;
- Годовой оборот от 75 млн. долл. США;
- Численность персонала от 100 сотрудников;
- Локальный или распределенный бизнес.
Lawson M3 Food & Beverage может использоваться как комплексное ERP-решение для управления всеми сферами деятельности предприятия пищевой отрасли, так и внедряться по-модульно в дополнение к уже существующим системам (например, только для автоматизации функций планирования продаж, управления запасами, производством, дистрибуцией и пр.).
Решение ключевых проблем пищевой отрасли
Проблема 1: Безопасность продукта. Первые полосы газет по всему миру ежедневно пестрят заголовками по поводу сальмонеллы, генно-модифицированных продуктов, птичьего и свиного гриппа, коровьего бешенства и т.п. СМИ с удовольствием подхватывают любые темы, связанные с безопасностью продуктов питания, т.к. подобные материалы увеличивают тиражи газет и аудиторию ТВ-каналов. Многие руководители предприятий пищевой отрасли до сих пор максимальным риском считают возможные штрафы, но самым большим риском является подрыв доверия к бренду. Затраты производителей на безопасность продуктов питания никогда не были так высоки, т.к. это стало глобальной проблемой.
Решение: Используя ERP-решение Lawson M3 Food & Beverage, Вы получаете исчерпывающую информацию об истории продукта по принципу «от фермы до вилки» (из каких партий сырья он произведен, в какие торговые точки был отгружен и пр.). Обладая быстрым доступом к такой информации, Вы можете реализовать необходимые мероприятия по предотвращению инцидентов, а также быстро реагировать на претензии.
Проблема 2: Крайне низкая маржа. Ключевые ритейлеры определяют объемы поставок и контролируют цену за единицу продукции. Таким образом, производитель имеет реальную возможность влиять только на одну часть уравнения – затраты. Следовательно, поддержание маржи на приемлемом уровне становится возможным только за счет снижения затрат. Однако производитель может управлять далеко не всеми статьями затрат: расходы по работе с ритейлерами, расходы по соответствию нормативам, рост цен на топливо и пр. – все эти факторы принимаются «как данное».
Решение: С одной стороны, цена должна быть привлекательной для потребителя, с другой – обеспечивать необходимую маржу производителю. Внедрив ERP-решение Lawson M3 Food & Beverage Вы сможете получать качественную и непротиворечивую информацию о затратах и себестоимости продукции, что является ключевым фактором для определения отпускных цен и поддержания необходимой маржи.
Проблема 3: Зависимость от ключевых ритейлеров. В большинстве случаев работа с крупнейшими ритейлерами (АШАН, МЕТРО и т.д.) и предприятиями сферы общественного питания (McDonald’s и т.д.) означает увеличение объемов и оборотов, но неизменно влечет за собой внутренние организационные сложности и высокие затраты на обеспечение клиентского сервиса. Вот как можно охарактеризовать принципы работы с ключевыми ритейлерами:
- Если ритейлеру что-либо необходимо, то производителю не остается ничего другого как сказать: «Спасибо!»;
- Ритейлеры (зачастую без каких-либо гарантий) требуют от производителей новые продукты и настаивают на производстве пробной партии;
- Ритейлеры постоянно стремятся к снижению стоимости готовой продукции, однако качество продукта при этом должно быть непременно высоким;
- Производитель должен учитывать индивидуальные требования к качеству товара, упаковке и т.д. (например, один ритейлер может захотеть упаковку из трех штук только потому, что его конкурент продает упаковку из двух штук);
- Инфраструктура производителя должна соответствовать техническим требованиям ритейлера. Если нет – то дальнейшие переговоры скорее всего не потребуются.
Решение: ERP-решение Lawson M3 Food & Beverage поможет Вам соответствовать технологическим требованиям крупнейших ритейлеров (например, электронный обмен информацией по EDI, пополнение запасов по принципу VMI, совместное планирование), а также управлять множеством таких параметров, как качество, сроки годности, упаковка, финансы, дистрибуция и т.д. Вы получите все необходимые инструменты для планирования и контроля операционной деятельности, обеспечения высокого качества продукции и уровня сервиса.
Проблема 4: Постоянно меняющиеся предпочтения потребителей. В последнее время мы предпочитаем тратить меньше времени на приготовление пищи и уделять больше времени наслаждению вкусом еды и напитков. Кроме того, до 50% пищи мы потребляем вне дома. Эти тренды обуславливают фокус на производство готовых блюд и полуфабрикатов в различной стадии готовности. Также в приготовление еды вносят свой вклад культурные различия (кошерная, вегетарианская пища и т.п.), локальные требования и многие другие факторы. Если Ваша продукция не будет соответствовать последним тенденциям — потребители и ритейлеры переключатся на другие продукты и на других производителей. Все, кто занят в пищевой отрасли, хорошо знают — только от 2 до 5% новых продуктов пробиваются на рынок, и только 50% из них добиваются успеха, т.е. риски очень высоки.
Решение: Точность планирования продаж, а также сроки вывода нового продукта приобретают решающее значение: рыночные тренды должны быть выявлены и формализованы очень быстро, а время от возникновения идеи нового продукта до изготовления пробной партии и запуска в производство должны быть минимальными. ERP-решение Lawson M3 Food & Beverage будет для Вас хорошим инструментом для консолидации спроса, планирования продаж по различным каналам сбыта, технологической подготовки и управления производством.
Проблема 5: Собственные и частные торговые марки. Значительная часть доходов ритейлеров в пищевой отрасли генерируется за счет товаров под частными торговыми марками. Задача производителя – изготовить и упаковать данные товары точно в соответствии со спецификацией ритейлера. Учитывая, что один производитель может выпускать продукцию как под собственными торговыми марками, так и под частными, не остается ничего другого, как производить так называемый «Bright Stock» (товары без этикеток). В дальнейшем в соответствии с величиной спроса выполняется наклейка соответствующих этикеток под частный бренд или собственную торговую марку производителя. Если качество товара не соответствует стандартам и клиент его не принимает (истекает срок годности, несоответствующая упаковка и пр.), для производителя (или дистрибьютора) это означает необходимость замены и сбыта товара на вторичном рынке, что ведет к ощутимым убыткам.
Решение: Не важно, сколько торговых марок Вы производите – с ERP-системой Lawson M3 Food & Beverage у Вас будут все необходимые инструменты для управления «Bright Stock» (небрендированной продукцией). Вы можете резервировать товар под конкретные бренды, а также выполнять операции брендирования (наклейки этикеток) и упаковки как непосредственно на складе, так и в производстве – в ERP-решении Lawson M3 Food & Beverage реализованы обе схемы.
Решения Lawson Software в России и странах СНГ представляет компания BSC.
Подрядчики-лидеры по количеству проектов
Первый Бит (657)
Корпорация Галактика (483)
1С-Рарус (407)
1С-Авиант (318)
Компас (298)
Другие (8646)
1С-Рарус (20)
Первый Бит (20)
ИТАН (ФинПроСофт) (8)
Корус Консалтинг (8)
ППВТИ - Прикамское предприятие вычислительной техники и информатики (Oxtron, Окстрон) (6)
Другие (147)
1С-Рарус (31)
БизнесАвтоматика НПЦ (12)
Wiseadvice (Вайзэдвайс) (Интелис-Автоматизация) (9)
Первый Бит (9)
Райтек ДТГ (Raytec DTG) (7)
Другие (75)
Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров
1С Акционерное общество (105, 5112)
Microsoft (125, 1299)
SAP SE (55, 918)
Корпорация Галактика (12, 804)
Компас (7, 360)
Другие (602, 3083)
1С Акционерное общество (17, 146)
Microsoft (4, 17)
SAP SE (5, 16)
ИТАН (ФинПроСофт) (1, 8)
БизнесАвтоматика НПЦ (1, 4)
Другие (17, 21)
1С Акционерное общество (17, 101)
БизнесАвтоматика НПЦ (1, 12)
SAP SE (2, 8)
ИТАН (ФинПроСофт) (1, 6)
ITLand Group (АйТиЛенд-Софт) (1, 3)
Другие (14, 17)
1С Акционерное общество (9, 73)
БизнесАвтоматика НПЦ (2, 6)
ИТАН (ФинПроСофт) (1, 6)
Константа Стандарт (1, 3)
СП.АРМ (1, 3)
Другие (7, 11)
1С Акционерное общество (12, 69)
БизнесАвтоматика НПЦ (2, 7)
1С:Апрель Софт (1, 5)
СП.АРМ (1, 3)
Таларикс, Talarix (ранее Резон ВЦ) (1, 2)
Другие (9, 11)
Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения
1С:Предприятие 8.0 - 2118
1С:ERP Управление предприятием 2 - 932
Галактика ERP - 665
SAP ERP - 587
1С:Предприятие 8.2 - 508
Другие 5903
1С:ERP Управление предприятием 2 - 114
Microsoft Dynamics 365 - 12
ИТАН: Управленческий баланс - 8
SAP ERP - 7
SAP S/4HANA - 6
Другие 55
1С:ERP Управление предприятием 2 - 68
Visary Low-code платформа (ранее Визари АИС) - 12
1С:Комплексная автоматизация 8 - 7
1С:ERP. Управление холдингом - 7
SAP S/4HANA - 6
Другие 42