Разработчики: | Российский институт истории искусств |
Отрасли: | Образование и наука |
Музыкальный Петербург — многотомная энциклопедия, выпускаемая издательством "Композитор" (Санкт-Петербург) с 1999 года. Энциклопедия готовится в основном силами сотрудников Российского института истории искусств. Здесь впервые в полном объеме представлена картина музыкальной культуры Санкт-Петербурга начиная с XVIII века — то есть с начала истории профессиональной музыки в России.
Тома энциклопедии
Книги 1-3: Словарь о музыкальной жизни Петербурга XVIII века
«Музыкальный Петербург». Энциклопедический словарь. Том I — ХVIII век. Книги 1-3 / отв. ред. А. Л. Порфирьева; члены ред. коллегии: Л. Н. Березовчук, Г. Н. Добровольская, В. Г. Карцовник, А. Н. Крюков, И. Ф. Петровская, Е. С. Ходорковская. СПб., 1999–2000.
Книга 4: Синхронические таблицы
Книга 4-я — синхронические таблицы событий музыкальной жизни крупнейших европейских столиц (включая Санкт-Петербург) XVIII века.
«Музыкальный Петербург». Энциклопедический словарь. Том I — ХVIII век. Книга 4 / отв. ред. А. Л. Порфирьева; сост.: Ж. В. Князева, Г. В. Петрова, А. Л. Порфирьева. СПб., 2001.
Книга 5: Рукописный песенный сборник
Книга 5-я воспроизводит рукописный песенный сборник XVIII века.
«Музыкальный Петербург». Энциклопедический словарь. Том I — ХVIII век. Книга 5 / отв. ред. Е. Е. Васильева. изд. подготовили: Е. Е. Васильева, В. А. Лапин, Н. О. Атрощенко. СПб., 2002.
Книга 6: Сочинения Тица
Книга 6-я знакомит с инструментальными сочинениями Антона Фердинанда Тица (известного в Петербурге конца XVIII — начала XIX века немецкого скрипача-виртуоза и композитора).
«Музыкальный Петербург». Энциклопедический словарь. Том I — ХVIII век. Книга 6. Тиц Антон Фердинанд. Инструментальная музыка / отв. ред. Н. А. Огаркова; сост. Тематического каталога сочинений А. Ф. Тица: Н. В. Губкина, В. Г. Карцовник, Н. А. Огаркова, Ф. Э. Пуртов. СПб., 2002.
Книга 7: Обзор упоминаний музыкальных инструментов в газетах
Книга 7-я посвящена обзору упоминаний музыкальных инструментов в газетах «Санктпетербургские ведомости» и «Sankt-Petersburgische Zeitung» 1728—1780.
«Музыкальный Петербург». Энциклопедический словарь. Том I: XVIII век. Книга 7. Музыкальные инструменты в газетах «Санктпетербургские ведомости» и «Sankt-Petersburgische Zeitung» 1728—1780 / отв. ред. А. Л. Порфирьева; сост.: В. В. Кошелев, А. Л. Порфирьева. СПб., 2004.Российский рынок ИТ-услуг за год вырос на 27% и достиг 681,4 млрд рублей
Таким образом, необычное строение энциклопедии (например, ряд томов по XVIII представляют собой своеобразное приложение к «основному тексту» — энциклопедическому словарю) оправдывается необычностью структуры корпуса сохранившихся документов. Необходимость восстановления общей картины по неполным сведениям продиктовала идею публикации в качестве образцов: рукописного сборника, рукописных нот, печатных нот (единичных экземпляров, сохранившихся из малого тиража); из аналогичных соображений — важность косвенных источников, по которым возможно восстановить отчасти общую картину музыкальной жизни — предпринята публикация газетных объявлений о продаже, покупке, пропаже, ремонте музыкальных инструментов и т. п.
Книга 8: Пока не выпущена
Книга 8 пока не выпущена.
Книга 9: Двенадцать сонат Мадониса для скрипки и баса
«Музыкальный Петербург». Энциклопедический словарь. Том I—XVIII век. Книга 9. Лодовико Мадонис. Двенадцать сонат для скрипки и баса / сост. И. Безуглова, Ю. Кружнов. СПб., 2006.
Книги 10-11
Книги 10-я и 11-я представляют собой энциклопедический словарь-исследование, посвященное музыкальному Петербургу XIX века (1801—1917).
Петровская И. Ф. Музыкальный Петербург 1801—1917. Энциклопедический словарь-исследование. Книги 10-11. СПб., 2009–2010.
Книга 12
Монография «Музыкальный Петербург XIX века: страницы биографии» выполнена авторским коллективом на материале исследований, осуществляемых сектором музыки Российского института истории искусств в рамках проекта «Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. XIX век. 1801–1861», поддержанного в 2009–2010 годах фондом РГНФ.
В каждой из статей монографии представлены эксклюзивные материалы (архивные, мемуарные, эпистолярные, газетно-журнальные и др. источники), открывающие широчайшие перспективы для исследования петербургской культуры в рамках диалога «европейское — русское», так и в области актуализации феномена «русская музыка».
Том 13: Материалы по музыкальной культуре Петербурга первой половины XIX в.
Книга "Музыкальный Петербург XIX века. 1801-1861: Материалы к энциклопедии" (2014 г) выполнена авторским коллективом на основе исследований, осуществляемых сектором музыки Российского института истории искусств в рамках проекта "Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. XIX век. 1801-1861", поддержанного в 2009-2010 годах фондом РГНФ. Цель авторов - представить читателю новые материалы по истории музыкальной культуры Петербурга первой половины XIX века: письма, документы, тексты сценических произведений, рецензии и отзывы из газетной и журнальной периодики XIX века. Одни материалы публикуются впервые, другие - ранее издававшиеся, но имеющие сегодня статус раритетов, - вводятся в научный оборот с необходимыми авторскими комментариями. Впервые на страницах книги размещена информация, отражающая состояние фортепианной концертной жизни Петербурга (1830-е годы) и музыкально-театральной жизни Москвы (1806-1812). Также включены в структуру настоящего издания материалы, выполненные в жанрах энциклопедической и исследовательской статьи, в формах подробных, информативно насыщенных комментариев.
Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь-исследование. Том 13. XIX век. 1801-1861 | Герцман Евгений Владимирович, Долгушина Марина Геннадьевна
Том 14
В очередном томе материалов к энциклопедии продолжается исследование магистральных направлений фундаментального проекта:
- «европейское — русское» в музыкальной культуре Петербурга;
- Петербург и русская композиторская школа;
- композитор, социум, творчество;
- музыкальный театр — театральное дело — артисты и публика;
- исполнитель-виртуоз — композитор;
- город и музыкальная среда;
- поэты, писатели, критики — слово о музыке;
- нотные рукописи и издания как феномен петербургской музыкальной культуры.
В каждом из сюжетов книги авторы стремились к поиску и исследованию нового, эксклюзивного материала.
Книга «Музыкальный Петербург. XIX век. 1801–1861. Т. 14: Материалы к энциклопедии» выполнена авторским коллективом на материале исследований, осуществляемых сектором музыки Российского института истории искусств в рамках проекта «Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. XIX век. 1801–1861», поддержанного в 2009–2010 гг. фондом РГНФ.
Содержание:
- От редактора
- Евгений Герцман. Первая попытка становления российской музыкальной византинистики
- Наталия Огаркова. Композитор в России XIX века: Заметки о профессионализме, дилетантизме, творчестве
- Марина Долгушина. Петербургские дилетанты братья Голицыны
- Анна Груцынова. Петербургские «приключения» Адольфа Адана
- Зивар Гусейнова. «Блуждающая фугетта» (Н. А. Римский-Корсаков в работе над «Моцартом и Сальери»)
- Анна Порфирьева. «Дней Александровых прекрасное начало...»
- Анна Порфирьева. Две папки
- Марианна Константинова. Артист императорских театров: О взаимоотношениях с Театральной дирекцией
- Наталья Серегина. О музыкальном мотиве пьесы «Молодые супруги»: Грибоедов — Фильд — Моцарт
- Светлана Лащенко. Анджелика Каталани в Петербурге
- Елена Воробьева. Константин Голланд — «тенорист» и режиссер немецкой оперы в Петербурге
- Виктор Лапин. Иван Рупин и журнал «Русский певец и фортепианист»
- Татьяна Берфорд. Первый скрипач Бонапарта при дворе русского императора: Неизвестный Пьер Род
- Галина Петрова. Иоганн Беньямин Гросс — виолончелист-виртуоз и забытый композитор
- Георгий Ковалевский. К истории гитарной школы в Петербурге в начале XIX века
- Юлия Савельева. Зрелищные представления и концерты в Петербурге: От исполнителей к публике
- Андрей Михаилов. Инвалидные концерты в Петербурге первой половины XIX века
- Список сокращений
- Список иллюстраций
- Указатель имен
- Сведения об авторах
Том 15: ХIХ век. 1801-1861 гг: Персоналии А — Б
В тома персональных статей в порядке алфавита входят имена профессиональных музыкантов-исполнителей — арфистов, виолончелистов, гитаристов, духовиков, контрабасистов, пианистов, скрипачей, органистов, певцов и актеров (гастролеров и музыкантов петербургских театров), капельмейстеров и дирижеров, композиторов; музыкантов-любителей, балетмейстеров, танцовщиков, театральных администраторов, режиссеров, антрепренеров, педагогов, драматургов, либреттистов, писателей о музыке, музыкальных критиков, фольклористов, императоров и членов императорского дома, организаторов кружков и хозяев салонов, меценатов, церковнослужителей, инструментальных мастеров, владельцев фабрик музыкальных инструментов, нотоиздателей и владельцев музыкальных магазинов.
Избранная хронологическая рамка энциклопедии-исследования — 1801–1861 годы: от начала XIX века до открытия Санкт-Петербургской консерватории. 15-й том (персоналии: А — Б) начинает серию изданий, посвященных жизни и творчеству музыкантов, работавших в Петербурге в исследуемую эпоху.
Содержание:
- От редактора
- Список основных сокращений
- Список библиографических сокращений
- Сиглы библиотек и архивов
- Аблец Исаак Михайлович — Г. Н. Добровольская
- Адан (Adam) Адольф-Шарль — А. П. Груцынова
- Аделунг (Adelung) Фридрих — Н. В. Губкина
- Азаревичевы, семья танцовщиц — Г. Н. Добровольская
- Азарова Екатерина Петровна — Г. Н. Добровольская
- Азлова Анна Федоровна — Г. Н. Добровольская
- Аккерман (Ackermann), семья немецких актеров — Н. В. Губкина
- Аксенов Семен Николаевич — Г. В. Ковалевский, М. Г. Долгушина (список вокальных сочинений)
- Александр I, российский император — Н. А. Огаркова
- Альбони (Alboni) Мариетта — А. Л. Порфирьева
- Альбрехт (Albrecht) Карл Иосиф — Г. В. Петрова
- Алябьев Александр Александрович — М. А. Константинова, М. Г. Долгушина (вокальное творчество)
- Амвросий, митрополит — Н. С. Серегина
- Ангри (Angri) Елена — Н. А. Огаркова
- Андреянова Елена Ивановна — А. П. Груцынова
- Андриё (Andrieu) Валери — Е. Б. Воробьева
- Анжели (Angely) Луи — Н. В. Губкина
- Антонин (Antonin), французский танцовщик — Г. Н. Добровольская
- Антонолини (Antonolini) Фердинандо — М. Г. Долгушина
- Арапов Пимен Николаевич — А. Н. Крюков
- Арнольд (Arnold) Георг (Юрий Карлович) фон — Н. А. Огаркова
- Арресто (Arresto) Кристлиб Георг Генрих — Н. В. Губкина
- Артемьев Петр Николаевич — Г. Н. Добровольская
- Арто (Artôt) Александр Жозеф — Т. В. Берфорд
- Архузен (Arhusen) Иоганн — В. В. Кошелев, М. В. Сергеев
- Асенкова Александра Егоровна — М. А. Константинова
- Асенкова Варвара Николаевна — М. А. Константинова
- Ассандри (Assandri) Лаура — Н. А. Огаркова
- Бабтист, семья французских танцовщиков — Г. Н. Добровольская
- Бавери (Baveri) Эдуард — Г. В. Петрова
- Байков Сергей Яковлевич — М. А. Константинова
- Байо (Baillot) Пьер — Т. В. Берфорд
- Балабанов Андрей Федорович — Г. В. Петрова
- Балф (Balfe) Майкл Уильям — Н. А. Огаркова
- Барлов (Barlow) Фридрих Вильгельм — Е. Б. Воробьева
- Бартенева Прасковья Арсеньевна — Н. А. Огаркова
- Батов Иван Андреевич — М. В. Сергеев
- Бауэр (Bauer) Каролина — Н. В. Губкина
- Бах (Bach) Иоганн Себастьян — Т. В. Шабалина
- Бахман Георг Христиан — В. В. Кошелев
- Башинская Зинаида Павловна — Н. А. Огаркова
- Беггров (Beggrow) Иоганн Фридрих — Ф. Э. Пуртов
- Бек, инструментальный мастер — В. В. Кошелев
- Бек (Beck) Петр Фридрих — М. В. Сергеев
- Беккер (Becker) Якоб — М. В. Сергеев
- Беккерова Екатерина Ивановна — Г. Н. Добровольская
- Бекс Карл — В. В. Кошелев
- Белинг (Behling) Генрих Август — Ж. В. Князева
- Белинский Виссарион Григорьевич — С. В. Кучепатова
- Беллини (Bellini) Винченцо — Н. А. Огаркова
- Белой Андрей — Г. Н. Добровольская
- Бельвиль (Belleville, Belleville-Oury) Анна Каролина де — Д. А. Шумилин
- Бендер (Bender), братья (Франц Иосиф, Петр) — Г. В. Петрова
- Бендер (Bender) Игнац — Г. В. Петрова
- Бер (Beer) Иоганн Адольф — Г. В. Петрова
- Бер (Beer) Фридрих Христиан — В. В. Кошелев
- Бер (Beer) Цезарь Андреас — Г. В. Петрова
- Бервальд (Berwald), семья шведских музыкантов — Г. В. Ковалевский
- Бергер (Berger) Людвиг — Н. Р. Мелик-Давтян
- Бергман, инструментальный мастер — В. В. Кошелев
- Бергольд Вильгельмина Федоровна — Г. Н. Добровольская
- Берио (Bériot) Шарль Огюст де — Т. В. Берфорд
- Беркмейер Франц — В. В. Кошелев
- Берлиоз (Berlioz) Луи Гектор — Г. В. Петрова
- Берман (Baermann) Генрих Йозеф — А. В. Доценко
- Берман (Baermann) Карл, брат Г. Й. Бермана — А. В. Доценко
- Берман (Baermann) Карл, сын Г. Й. Бермана — А. В. Доценко
- Бернаделли (Bernadelli), семья итальянских танцовщиков — Г. Н. Добровольская
- Бернард (Bernard) Мориц — Ф. Э. Пуртов, М. Г. Долгушина (вокальное творчество)
- Бертен (Berten) Жени — Е. Б. Воробьева
- Бертольд (Berthold) Карл Фридрих Теодор — Ж. В. Князева
- Бертран (Bertrand) Алина — Г. В. Ковалевский
- Бетхе Иоганн Густав — В. В. Кошелев
- Бетховен (Beethoven) Людвиг ван — А. И. Климовицкий
- Бетц (Bätz) Эдуард — Г. В. Петрова
- Бешенцов Павел Савельевич — М. А. Константинова
- Бём, инструментальный мастер — В. В. Кошелев
- Бём (Böhm) Франц (Людвиг) — Н. А. Огаркова
- Билибина Александра Яковлевна — Н. А. Огаркова
- Бирей (Bierey) Готлоб Бенедикт — Г. В. Ковалевский
- Биркина София Васильевна — М. А. Константинова
- Бишоп (Bishop) Анна — С. К. Лащенко
- Блас (Blaes) Арнольд Йозеф — Г. В. Петрова
- Блаш (Blache) Алексис-Сципион — О. А. Федорченко
- Блюм (Blum) Генрих — Г. В. Ковалевский
- Богданов Александр Константинович — Т. В. Берфорд
- Богданова Надежда Константиновна — А. П. Груцынова
- Бозио (Bozio) Анджолина — Н. А. Огаркова
- Бокса (Bochsa) Робер Николя Шарль — Г. В. Ковалевский
- Болина Дарья Максимовна — М. А. Константинова
- Бонне (Bonnet) Генриетта — Н. П. Гришкун
- Боргондио (Borgondio) Жентиль — С. К. Лащенко
- Борер (Bohrer) Йозеф Антон — Т. В. Берфорд
- Борер (Bohrer) Макс — Т. В. Берфорд
- Борер (Bohrer) София — Д. А. Шумилин
- Борк (Borck), семья немецких актеров — Е. Б. Воробьева
- Бортнянский Дмитрий Степанович — Н. А. Рыжкова
- Боткин Василий Петрович — А. Н. Крюков
- Боченков Василий Васильевич — М. А. Константинова
- Браунс, инструментальный мастер — В. В. Кошелев
- Брейтинг (Breiting) Герман — Е. Б. Воробьева
- Брель Иоганн — В. В. Кошелев
- Брикс (Briks), династия фортепианных мастеров — В. В. Кошелев, М. В. Сергеев
- Брис (Brices), семья французских певцов — Е. Б. Воробьева
- Брод (Brod) Анри — Г. В. Петрова
- Буальдьё (Boieldieu) Франсуа-Адриен — Е. Б. Воробьева, М. Г. Долгушина (вокальное творчество)
- Бузани Иноченцо — Г. Н. Добровольская
- Бузуев Аверьян Михайлович — М. А. Константинова
- Булахов Павел Петрович — М. А. Константинова
- Булахова Анисья Александровна — М. А. Константинова
- Булгарин (Bułharyn) Фаддей Венедиктович — Н. А. Огаркова
- Булль (Bull) Уле Борнеман — Т. В. Берфорд
- Бунина Александра Ивановна — Н. А. Огаркова
- Буткевич Христиан Егорович — Г. Н. Добровольская
- Буторина Екатерина Ивановна — Г. Н. Добровольская
- Бухарт, инструментальный мастер — В. В. Кошелев
- Бухонина Мария — Г. Н. Добровольская
- Буше (Boucher) Александр Жан — Т. В. Берфорд
- Буше (Boucher) Селеста Элеонора — Т. В. Берфорд
- Бьёрк Александр — Г. Н. Добровольская
Список иллюстраций Указатель имен Сведения об авторах