Разработчики: | Министерство транспорта РФ |
Отрасли: | Логистика и дистрибуция, Транспорт |
Технологии: | Логистическая информационная система |
Содержание |
2024
В России создают единый цифровой реестр автоперевозчиков
В России с 1 марта 2025 года планируется ввести единый электронный реестр автоперевозчиков грузов под названием «ГосЛог». В рамках этого проекта будет создан единый цифровой реестр автоперевозчиков. Об этом в июле 2024 года сообщил глава Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев.
По данным профильного комитета Госдумы, в мае 2024 года только 20% от общего числа собственников уведомляют власти о начале перевозочной деятельности. Новая система призвана усилить контроль за перевозками из-за роста числа ДТП с грузовым автотранспортом и бороться с «серыми» схемами уклонения от налогов, охватывающими 60% объема перевозок грузов.
В реестр «ГосЛог» должны будут войти данные о перевозчиках (юридических лицах и индивидуальных предпринимателях) и их транспортных средствах с максимальной массой свыше 3,5 тонн. Также в перечень будут включены сведения о перевозимых грузах и максимальной страховой сумме.
Руководитель Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов Вадим Филатов отметил, что внедрение системы поможет повысить безопасность грузоперевозок и станет важным шагом на пути к повышению прозрачности отрасли.Метавселенная ВДНХ
Ожидается, что создание единой платформы упростит процессы обмена документами на международном уровне и будет способствовать улучшению межгосударственного сотрудничества. Система предполагает использование электронных навигационных пломб для непрерывного мониторинга перемещения грузов.
Однако эксперты автомобильной отрасли отмечают ряд потенциальных сложностей при внедрении системы. Среди них – необходимость стандартизации и координации между различными участниками рынка, вопросы безопасности и защиты данных, а также возможное увеличение административной и финансовой нагрузки на перевозчиков.[1]
Интеграция с системами грузоперевозок в Китае и Индии
8 июля 2024 года стало известно о том, что российская цифровая национальная платформа для грузоперевозок сможет взаимодействовать с аналогичными системами в Китае и Индии. Предполагается, что интеграция упростит товарооборот между странами.
Как сообщает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на информацию, полученную от участников рынка, нацплатформа поможет частично решить проблемы отсутствия электронного обмена транспортными документами и разрешениями между государствами БРИКС, ШОС и АСЕАН. Кроме того, могут быть унифицированы перевозочные документы, включая их содержание. Система обеспечит бесшовные мультимодальные перевозки, оформленные в полностью электронном виде. Необходимость в повышении прозрачности процессов обусловлена переориентацией транспортных потоков РФ на Восток в связи со сформировавшейся геополитической обстановкой.
Вместе с тем участники отрасли указывают на ряд потенциальных сложностей в плане стыковки корпоративных систем сопровождения грузов с государственной платформой. Дело в том, что большинство логистических компаний активно развивают собственные программные решения: при цифровизации на федеральном уровне потребуется перестроение таких систем. Говорится также, что вопросы пограничных формальностей при перевозках компании решают самостоятельно, накапливая определенный опыт. Вопрос о том, «насколько он может и будет учтен при стыковке федеральной системы с иностранными логистическими операторами, остается открытым».
Основатель цифровой транспортной компании Deliver Данил Рудаков полагает, что трудностей в «стыковке» систем не произойдет, поскольку ее «платформа построена на различных интеграциях и готова к ним». Рудаков добавляет, что оцифровка автомобильных грузоперевозок государством сможет в значительной степени «обелить» рынок и убрать серые схемы.[2]
Постановление об эксперименте по созданию, апробации и внедрению цифровой платформы
Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал постановление о проведении эксперимента по созданию, апробации и внедрению национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Об этом 5 июля 2024 года TAdviser сообщили представители Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика».
По их словам, платформа создается для повышения эффективности отечественного бизнеса в сфере грузовых перевозок путем использования цифровых решений и сервисов для интеграции государственных и корпоративных платформ. Ожидается, что создание платформы будет способствовать взаимодействию с аналогичными системами дружественных стран, а также увеличению пропускной способности портовой и транспортно-логистической инфраструктуры. Это особенно актуально в связи с переориентацией транспортных потоков на Восток и возросшим товарооборотом в этом на направлении, подчеркнули в ассоциации.
Оператором цифровой платформы в рамках эксперимента определен Минтранс России. Разрабатывать систему будет ФГБУ «СИЦ Минтранса России» (Ситуационно-информационный центр).
Тестирование информационной системы запланировано на период с 1 августа 2024 года по 1 июня 2025 года на добровольной основе. Одна из целей работы – внедрение электронного документооборота на всех этапах грузоперевозок, которые ведутся автомобильным, морским, речным, железнодорожным и воздушным транспортом.
Кроме того, в рамках эксперимента будет апробирована технология предоставления разрешительных и товаросопроводительных документов через механизм «одного окна». Так, одна из основных проблем транспортно-логистической отрасли по состоянию на 2024 год – отсутствие унифицированного механизма обмена перевозочными, разрешительными и товаросопроводительными документами. Участникам рынка требуется предоставлять множество документов при перевозке грузов (117 для импорта, 150 для экспорта).
«Национальная транспортно-логистическая платформа является одним из крупнейших цифровых проектов в отрасли, способствующий интеграции России в международное торговое пространство. Цель проведения эксперимента заключается в проверке нескольких мультимодальных маршрутов, выявлении узких мест, где отсутствует обмен документами в электронном формате между бизнес-участниками и федеральными органами исполнительной власти», – отметил заместитель министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Баканов. |
Как он добавил, важно также выяснить причины разрыва цепочек и разработать механизмы для их решения. По результатам тестирования будут предложены изменения в нормативной базе и разработаны стандарты обмена данными между участниками перевозки.
Для отработки маршрутов и информационного взаимодействия между участниками рынка, включая представителей крупного транспортно-логистического бизнеса, по поручению Минтранса России при Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» образована рабочая группа по созданию платформы.
«Платформа создается по запросу участников логистического рынка, это общая глобальная задача, которую мы должны решать совместно в интересах как бизнеса, так и государства. Сегодня далеко не везде взаимодействие происходят в электронном виде, где-то присутствуют бумажные документы, где-то используются разные стандарты, отсутствует прослеживаемость перевозимых товаров на всем пути их следования. Именно эти проблемы и должна решить платформа, а эксперимент позволит более точно определить «узкие места», – прокомментировала директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова. |
По её мнению, платформа позволит бизнесу решать операционные вопросы, при этом необходимо определить, на каких принципах она будет работать, а также интегрироваться с другими странами.
Еще одна задача – формирование электронного рейтинга грузоперевозчиков, с целью обеспечения государственных органов власти и игроков рынка достоверными данными об участниках платформы.
Помимо этого, в ходе испытаний предполагается отработать взаимодействие цифровой платформы с действующими информационными системами крупных перевозчиков.
По словам директора ФГБУ «СИЦ Минтранса России» Дмитрия Горшкова, ключевой задачей при разработке платформы является создание доверенной среды обмена данными между бизнесом и государством, применение самых современных технологий, обеспечение национального технологического суверенитета.
Предполагается, что участниками эксперимента станут в том числе органы исполнительной власти, грузоотправители, экспедиторы, перевозчики, грузополучатели, операторы железнодорожного подвижного состава и владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта, операторы информационных систем электронных перевозочных документов.
В целом ожидается, что создание национальной цифровой транспортно-логистической платформы будет способствовать достижению цели национального развития «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы», которая определена указом президента в мае 2024 года.
Создание платформы «единого окна» «ГосЛог», которая объединит все ГИС в сфере транспорта и логистики
В начале апреля 2024 года стало известно о том, что в России создаются национальная цифровая транспортно-логистическая платформа «ГосЛог» и электронный реестр уведомлений о перевозке грузов. Целями проекта являются формирование правовых условий и механизмов, обеспечивающих защиту интересов потребителей транспортных услуг, а также повышение качества и безопасности перевозок грузов автомобильным транспортом.
Отмечается, что «ГосЛог» — цифровая платформа «единого окна», включающая в себя цифровые продукты, информацию, государственные информационные системы, функционирующие в сфере транспорта, а также совокупность нормативных правовых, организационных, методологических правил и процедур, обеспечивающих деятельность участников рынка перевозок. В свою очередь, реестр уведомлений представляет собой базу данных, содержащую сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, сообщивших об оказании услуг по перевозке грузов, а также об используемых ими транспортных средствах.
В соответствии с новыми требованиями юрлица и предприниматели обязаны уведомить уполномоченный орган о начале осуществления деятельности по перевозке грузов на коммерческой основе, в том числе с использованием прицепа или полуприцепа. Право осуществления соответствующей деятельности предоставляется с момента регистрации уведомления в реестре.
Платформа «ГосЛог» создается федеральным органом исполнительной власти, «осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта». При этом правительство РФ утверждает состав участников информационного взаимодействия, состав сведений, размещаемых в информационной системе, а также порядок, сроки и способы обмена информацией между участниками отрасли.[3]
2023
Представление Национальной цифровой платформы для грузоперевозок
Архитектура Национальной цифровой платформы для грузоперевозок (НЦТЛП) презентована 19 декабря 2023 года. Первые сервисы НЦТЛП для грузоперевозчиков будут доступны уже в 2024 году.
Облик и архитектура НЦТЛП были сформированы Министерством транспорта России при непосредственном участии крупного транспортно-логистического бизнеса на площадке Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика».
НЦТЛП призвана объединить цифровые логистические сервисы грузоперевозчиков на одной платформе, стать своеобразной службой «одного окна» для взаимодействия государства, перевозчиков и их клиентов. Создание единой системы упростит взаимодействие между всеми звеньями логистической цепочки, позволит отказаться от устаревших форматов обмена документами (за счет создания единого, юридически значимого электронного документооборота), а также снизит итоговую стоимость перевозки и позволит грузоотправителям выбирать наиболее оптимальные маршруты перевозки. Кроме того, перевозчик получит мгновенный доступ к данным о состоянии объектов транспортной инфраструктуры, их загруженности, поможет спрогнозировать транспортные потоки.
В базовую архитектуру НЦТЛП войдет Портал сервисов для взаимодействия с федеральными и региональными органами власти, органами местного самоуправления, Блок функциональных подсистем, Единая база данных, Портал коммерческих сервисов для работы грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и логистических операторов, Подсистема платформенного информационного взаимодействия для взаимодействия с иными государственными информационными системами и зарубежными логистическими платформами.
Первые сервисы платформы появятся в 2024 году. Основными сервисами экосистемы НЦТЛП станут:
- «Единое окно» выдачи перевозочных, товаросопроводительных и разрешительных документов;
- Цифровой профиль участника платформы;
- Предоставление информации о движении грузов;
- Предоставление данных о перевозках и объектах транспортно-логистической инфраструктуры.
То, что мы делаем - это глобальное изменение транспортно-логистической отрасли. Бизнес готов менять свои бизнес-модели, проводить пилотные проекты. Мы все должны понимать, что это вызов, вызов с которым мы, уверен, справимся. Вызов мирового масштаба, поскольку примеров такой платформы в мире нет, - сказал заместитель министра транспорта России Дмитрий Баканов на презентации архитектуры платформы. |
Крупный бизнес готов вложиться в доработку своих корпоративных систем для того, чтобы можно было интегрировать их с создаваемой национальной платформой. В этом они видят заинтересованность и просят создать то самое «единое окно». Мы в рабочей группе по НЦТЛП стремимся к тому, чтобы можно было подать все документы, которые интересуют контрольно-надзорные органы, в «единое окно» и там получить в отметки о согласовании. В свое время мы в рабочей группе подсчитали, что грузоперевозчикам требуется предоставить 150 документов при ввозе груза в страну и 117 при вывозе. Это документы в абсолютно разных форматах для различных систем госорганов, в которых дублируются одинаковые сведения. Поэтому так важно создать «единое окно», что позволит убрать дублирование и сократит время на подачу и проверку документов. Мы поднимаем этот вопрос уже 5 лет, но именно сейчас видим заинтересованность со стороны федеральных органов власти, - сказала директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова. |
НЦТЛП станет следующим этапом цифровой трансформации транспортной отрасли. В 2022 году в эксплуатацию введена и сейчас активно развивается Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), являющаяся основой для цифровой трансформации отрасли. Очередные приоритетные задачи развития ГИС ЭПД – интеграция с системой ОАО «РЖД» ЭТРАН и цифровизация документов для морских перевозок. Это создает необходимые условия для перехода на цифровые бизнес-модели мультимодальных грузовых перевозок.
Следующий этап отраслевой цифровой трансформации в сфере грузовых перевозок – и масштабнее, и амбициознее. В соответствии с поручением Президента РФ с участием отечественного бизнеса на площадке Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» формируются облик и архитектура национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Цель - формирование единого национального цифрового пространства в сфере транспортно-логистических услуг в интересах и государства, и бизнеса, в том числе, при осуществлении международных перевозок.
Работу НЦТЛП в будущем планируется увязать с цифровыми национальными логистическими платформами стран БРИКС и ШОС, например с китайской Logink и индийской ULIP.
НЦТЛП разрабатывается под эгидой Минтранса РФ во взаимодействии с крупным бизнесом (задействованы ОТЛК ЕРА, FESCO, «ДелоТех» (входит в группу компаний «Дело»), ПЭК, «Деловые линии», «Евросиб» и другие), а также Ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика».
Конкурс на исследования и планирование НЦТЛП
Министерство транспорта РФ создает Национальную цифровую транспортно-логистическую платформу (НЦТЛП), которая позволит обмениваться информацией со странами АСЕАН, БРИКС, ШОС и ЕАЭС. Об этом стало известно в начале июля 2023 года.
Как пишут «Ведомости» со ссылкой на материалы на сайте госзакупок, Минтранс объявил конкурс на исследования и планирование НЦТЛП и готов заплатить подрядчику 57 млн рублей. По сообщению газеты, создание платформы запланировано в транспортной стратегии до 2030 года Документ утвержден распоряжением правительства в конце ноября 2021 года, говорится в описании к конкурсу Минтранса. Цель системы – обеспечение «бесшовной грузовой логистики». Это подразумевает повсеместное использование электронных навигационных пломб, передающих информацию о местоположении транспортного средства и обеспечивающих контроль доступа к грузовому отсеку, а также сквозной обмен электронными документами на межгосударственном уровне и создание цифровых площадок заказа грузоперевозок, логистических услуг и услуг электронной коммерции.
По словам опрошенных изданием экспертов, к июлю 2023 года в России нет ни единой базы по объектам транспортно-логистической инфраструктуры, ни единых стандартов документооборота и решений для сквозного мониторинга груза при смене транспортного средства. Разработка Национальной цифровой транспортно-логистической платформы может обойтись правительству 1 млрд рублей, считают специалисты.
Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что в 2022-2023 гг. логистика полностью поменялась и транспортные потоки переориентировались, а к июлю 2023 года стал понятен список стран, с которыми осуществляется основная торговля, и это как раз ЕАЭС, ШОС, БРИКС.[4]
Примечания
Подрядчики-лидеры по количеству проектов
Axelot (Акселот) (198)
ITOB (АЙТОБ) (145)
Ай Ти Скан (IT Scan) (123)
LogistiX (Логистикс-Тех) (103)
Ant Technologies (АНТ Технолоджис) (70)
Другие (427)
Ай Ти Скан (IT Scan) (9)
StockM Consulting (СтокМ.ру) (5)
Axelot (Акселот) (3)
LogistiX (Логистикс-Тех) (2)
Антор Бизнес Решения (Antor) (2)
Другие (15)
Ай Ти Скан (IT Scan) (11)
Яндекс (Yandex) (2)
1С-Рарус (2)
Axelot (Акселот) (2)
LogistiX (Логистикс-Тех) (2)
Другие (11)
Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров
1С Акционерное общество (3, 233)
Axelot (Акселот) (2, 228)
ITOB (АЙТОБ) (3, 146)
Ай Ти Скан (IT Scan) (3, 123)
LogistiX (Логистикс-Тех) (7, 103)
Другие (125, 458)
Ай Ти Скан (IT Scan) (2, 9)
StockM Consulting (СтокМ.ру) (1, 5)
1С Акционерное общество (2, 4)
Axelot (Акселот) (2, 3)
LogistiX (Логистикс-Тех) (1, 2)
Другие (11, 16)
Ай Ти Скан (IT Scan) (2, 11)
Axelot (Акселот) (2, 3)
Яндекс (Yandex) (1, 3)
LogistiX (Логистикс-Тех) (1, 2)
StockM Consulting (СтокМ.ру) (1, 2)
Другие (7, 8)
Ай Ти Скан (IT Scan) (1, 9)
LogistiX (Логистикс-Тех) (1, 6)
StockM Consulting (СтокМ.ру) (1, 5)
1С-Рарус (1, 4)
1С Акционерное общество (2, 3)
Другие (12, 15)
1С-Рарус (1, 3)
LogistiX (Логистикс-Тех) (1, 3)
Ситек (Ижевск) (1, 3)
1С Акционерное общество (1, 3)
StockM Consulting (СтокМ.ру) (1, 2)
Другие (3, 5)
Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения
1С:WMS Логистика. Управление складом (Axelot) - 224
1С:Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS - 144
LogistiX LEAD WMS - 89
Expert Logistic RTW - 72
WMS Logistics Vision Suite - 70
Другие 477
Expert Logistic RTW - 6
StockM (Россия) - 5
Проксима-Склад - 3
CWMS-3000 - 2
LogistiX LEAD WMS - 2
Другие 17
Expert Logistic RTW - 9
Яндекс.Маршрутизация - 3
Axelot: TOS Управление контейнерным и портовым терминалом - 2
StockM (Россия) - 2
LogistiX LEAD WMS - 2
Другие 10