Основная статья: Культура России
Михаил Фёдорович Ларионов - русский художник. Первый русский авангардист. Создатель одного из первых направлений авангардной живописи - лучизма.
Родился 22 мая 1881 года в крепости Бендеры, расположенной недалеко от Тирасполя Херсонской губернии в семье военного медика и дочери местного агронома. До замужества мать занималась живописью и все трое её детей унаследовали эту страсть: художником был погибший в Первую мировую войну Иван, брат Михаила Ларионова, прекрасно знала современную живопись сестра Ксения[1].
1895: Переезд с семьёй из Тирасполя в Москву
В 1895 году в возрасте 14 лет Михаил Ларионов переезжает с семьёй в Москву - сначала на Чистые пруды, затем в дом в Введенском переулке[1].
Михаил Ларионов поступил в реальное училище Воскресенского - одно из самых известных учебных заведений Москвы. В отличие от официальной гимназической программы, ориентированной, в основном, на гуманитарные науки и языки, здесь делался упор на математику, физику, химию, то есть училище давало "реальное" образование.
Учебный корпус училища находился в доме Э. А. Липгарта и Рингеля на Мясницкой улице (дом 47) (ныне Мясницкая ул., д 43). В обучении преобладал технический уклон. Среди выпускников училища было много знаменитых в будущем личностей. Помимо прочих, в 1876 году его закончил Михаил Нестеров — выдающийся русский и советский художник-живописец.
Здание учебного корпуса Реального училища Воскресенского в доме Э.А.Липгарта, 1905 г.
1898: Поступление в МУЖВЗ
В 1898 Ларионов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на обще образовательное отделение.
Здание МУЖВЗ на углу Мясницкой и Боброва переулка (фото 1880-1885)
В этот период в училище происходили перемены: пришли новые педагоги - В.А.Серов, К.А.Коровин, общие предметы преподавали прекрасные профессора, в т.ч. курс истории читал В.О.Ключевский. Помимо прочих, в училище Ларионов познакомился с Владимиром Маяковским.
Дама с муфтой, 1890-е (
ГРМ)
Девочки с козами в лесу, 1898 г.
Женщина и фламинго. Иллюстрация к арабским сказкам, 1898
Кукольный театр, 1890-е (
ГРМ)
В 1913 году сам Ларионов предлагал следующую периодизацию своего творчества:
- с 1900 по 1907 - произведения импрессионистические и переходные к синтезу (в т.ч. под влиянием Коровина);
- с 1907 по 1912 - синтетические, кубистические, футуристические и примитив;
- с 1912 - лучистые и пневмолучистые (представлены в отдельной статье "Лучизм").
1900: Произведения импрессионистические и переходные к синтезу
Деревья на фоне дома, 1900 г.
За столом. Начало ХХ века
Рад вам служить, мадам!.. 1900 г
Из Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где Ларионов считался одним из самых талантливых, его изгоняли, причем дважды. По легенде, один раз, поскольку он продолжал ходить на занятия, ему купили билет в Тирасполь и проследили, чтобы он сел на поезд и больше не появлялся в училище. Причем за что его изгнали? За рисунки, которые сочли непристойными, даже порнографическими[2].
В 1901 Михаил Ларионов знакомится со своей будущей женой Натальей Гончаровой, которая также училась в МУЖВЗ.
Натюрморт с бокалом и двумя грушами. 1900-е
Натюрморт с грушей и бутылкой "Бенедиктина", 1900-е
Натюрморт с фруктами, 1900-е
В 2012 году на торгах МасDougall`s работу Михаила Ларионова «Цветы на веранде» продали по нижней границе оценки за 1,1 млн фунтов ($1,9 млн)[3].
Женщина на скамейке, 1902
Портрет сидящей женщины, 1902
Мадам Башкирова, начало 1900-х
Портрет сидящей девочки, 1900-е
Стоящий человек. Начало ХХ века
Натюрморт с черепом, вазой и чайником, 1900-е
Пейзаж. Сцена в парке, 1900-е
Женщина с детьми в парке, 1900-е
Две девушки на Ривьере, 1903
В 1903 году Ларионов и Наталья Гончарова стали жить вместе и в том же году совершили своеобразное "свадебное" путешествие сначала в Тирасполь, затем - в Одессу. Это была их единственная совместная летняя поездка, в последующие годы Ларионов и Гончарова будут искать вдохновения каждый в местах своего детства: она - в Калужской губернии, в бывшем имении Гончаровых Полотняный завод, он - в Тирасполе[1].
Морской пейзаж с двумя лодками на горизонте. 1900-е
Закат на Чёрном море. 1900-е
Солдаты, играющие в карты, 1903
В 1903 году Михаил Ларионов знакомится с Сергеем Дягилевым.
Акации весной (Верхушки акаций), 1904,
ГРМ
Рыбы при заходящем солнце, 1904,
ГРМ
Три купальщицы с розой, 1904
В 1904 году коллекционер И.И.Трояновский приобретает десять пастелей Ларионова.
Пивной натюрморт, 1904,
ГРМ
Портрет Натальи Гончаровой, 1905
Натюрморт с цветами в кувшине, 1906
Натюрморт, 1906, Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА)
Три женщины с зонтиком, 1900-е
Женщина в белом, 1906
Сад весной, 1906. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Ночь, Тирасполь, 1906, Нижегородский государственный художественный музей
В октябре 1906 года по приглашению Сергея Дягилева Ларионов едет в Париж для участия в Выставке русского искусства на Осеннем салоне. Экспонирует импрессионистические работы, удостоен звания "пожизненного члена" Осеннего салона. Посещает ретроспективную выставку Поля Гогена. В Лондоне знакомится с живописью Уильяма Тёрнера[1].
Натюрморт с чайником, 1906
Абстрактная композиция, 1906
1907: Синтез, кубизм, футуризм и примитив
В 1907 году Михаил Ларионов вместе с Давидом Бурлюком организует выставку "Венок - Стефанос".
Продавщица вод, 1907, Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых, Киров
Натюрморт со стулом и букетом желтых цветов на табурете, 1907
Натюрморт с омаром, 1907, Музей Людвига, Кёльн
Натюрморт с апельсинами, 1907, Архангельский музей изобразительных искусств
Рыбы (Натюрморт с луком-пореем), 1907
Сквозь сети: Купальщики на пляже, 1900-е
Сирень. Натюрморт со стулом, 1907
Хризантемы, 1900-е
Портрет женщины, 1907
Костюм в стиле кубизма, 1907
Натюрморт с рисунком и двумя вишнями, 1907
Картина белым, 1907, Тейт,
Лондон
Три обнажённые фигуры, 1900-е
Натюрморт с грушами и рюмкой, 1908
В 1908 году Ларионов и Гончарова обосновались в Трёхпрудном переулке (в доме, построенном по проекту С.М.Гончарова, отца художницы), где получили собственную квартиру, состоящую из трёх комнат, одну из которых приспособили под мастерскую[1].
Площадь провинциального города, 1908,
ГТГ
В 1908-1910 годах Ларионов участвует в организации серии выставок "Золотое руно" (1908-1910) и в издании одноимённого журнала, публикует статьи (№2-3, 11-12)[1].
Лежащая обнаженная в розовых тонах, 1909
Офицерский парикмахер, 1909
Натюрморт с небольшим чайником, 1909
Трактирный nature morte в мажорной гамме, 1909
Натюрморт с ноготками и суккулентом в горшке, 1909, Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду,
Париж
Ветка в кувшине, 1909,
ГРМ
Венский бульвар. Портрет женщины, 1909
Проходящая женщина, 1909, Ульяновский областной художественный музей
Деревенские купальщицы, 1909, Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко
Ларионов говорил: «Меня угнетает все, что утвердилось в искусстве. Я чувствую в этом дыхание застоя, и оно меня душит. Хочется убежать из стен в безграничный простор. Хочется чувствовать себя в постоянном движении».
Пекарь, 1909, Музей Тиссен-Борнемисы,
Мадрид
Натюрморт с рыбой и цветами, 1909
1910: Исключение из МУЖВЗ, отдых на юге у Бурлюков, окончание училища, "Бубновый валет", армия, персональная выставка
Синее дерево, 1910
Весной 1910 года Ларионов в очередной раз исключен из МУЖВЗ, на этот раз с группой молодых художников (А.В.Куприным, А.В.Лентуловым, И.И.Машковым) "за излишнее увлечение французской заразой" современной живописью французских мастеров. Неоднократно подаёт прошения о восстановлении в числе учащихся[1].
В статье 1910 года Бенуа впервые сформулировал понятие "авангарда", разделив все русское искусство на авангард, центр и арьергард. Себя и мирискусников он причислил к центру; арьергард — это Союз русских художников, московская школа, Коровин и так далее. А вот авангард — это молодежь: Михаил Ларионов, Георгий Якулов, Павел Кузнецов[4].
Портрет А.В.Фонвизина,
ГРМ
Портрет мужчины с книгой, 1910, Музей Людвига, Кёльн
Летом 2010 года Ларионов и Гончарова живут в имении Бурлюков в Чернянке Херсонской губернии, где знакомятся с поэтом Велимиром Хлебниковым.
Портрет поэта Велимира Хлебникова, 1910
Наталья Гончарова спящая, 1910 г.
Пейзаж, (Роспись крышки оловянной шкатулки), 1910
Три собеседницы, 1910-е
Турок и турчанка. Из цикла "Воображаемое путешествие в Турцию", 1910
Турецкая сцена. Курильщица, 1910
Возвратившись в Москву, Ларионов предложил исключённым из МУЖВЗ художникам объединиться и сформировать собственную выставку. Он же придумал название для неё - "Бубновый валет". Во французском языке (это значение было известно и в России) прозвище Бубновый валет означало "мошенник", бубновым тузом метили в России одежду каторжников, наконец, в популярном романе П. де Терайля "червонными валетами" именовала себя шайка шантажистов. Название "Бубновый валет" вынесенное на афишу, вызвало широкое возмущение и из-за своей скандальности сыграло на руку устроителям[1].
После исключения из училища над художником нависла угроза трёхлетнего пребывания в казармах в качестве солдата. В конце 1910 он подаёт в Совет МУЖВЗ прошение о присуждении ему звания художника и наконец заканчивает учёбу. В 1910-1911 Ларионов всё же оказывается на военной службе, но в качестве офицера.
Служил он сначала в Кремле, затем - под Петербургом. Служба не занимала всего времени, поэтому художник успевал не только бывать в музеях и устраивать выставки, но и писать картины. Новые впечатления вылились в знаменитую "Солдатскую серию"[1].
Утро в казармах. Мотив из солдатской жизни, 1910
Отдыхающий солдат, 1911,
ГТГ
Купающиеся солдаты, 1911,
ГТГ
Ссора в кабачке (Сцена в трактире), 1911, Нижегородский государственный художественный музей
8 декабря 1911 года Михаил Ларионов организовал свою однодневную художественную персональную выставку. На ней было показано 124 картины. Выставка вызвала большой интерес. Почти все газеты, которые вообще интересовались искусством, опубликовали свои отклики. Красной нитью во всех рецензиях проходила одна и та же мысль: это художник, который совершенно необычно эволюционирует, развивается. И оценили эту эволюцию почти все рецензенты негативно. Даже придумали для нее название — «прогрессивный паралич» (так называлась одна из статей). Так же, как у больного человека постепенно отнимаются органы чувств, у Ларионова, считал рецензент, отнимаются в его искусстве последовательно рисунок, эстетическое чувство, колорит, сюжет.
Критики указывали на переход художника от поэтического высокого, от красоты — к низменному, к бытовому, к уродливому, к тому, что не попадало раньше в искусство (и, как считали люди в 1911 году, и не должно попадать в искусство).
Кошка на стуле, 1911,
ГТГ
Бульвар в Тирасполе (Пейзаж при свете луны), 1911, 74 х 73 см., Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж
1912: Лучизм
Основная статья: Лучизм (Rayonism)
Лучистские работы Михаила Ларионова представлены в статье "Лучизм".
«Солдатскую серию» Михаил Ларионов показал в Москве в 1912 году на выставке «Ослиный хвост».
Осень жёлтая. Осень счастливая, 1912,
ГРМ
Осень. Из цикла "Времена года", 1912
Зима. Из цикла "Времена года", 1912
Лето. Из цикла "Времена года", 1912
Натюрморт с розами, 1910-е
Пастораль. Турецкая идиллия. Из цикла "Воображаемое путешествие в Турцию", 1912 (Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж)
Цыганка в Тирасполе, 1910-е
Натюрморт с кувшином и иконой, 1910-1912
В 2007 году работа «Натюрморт с кувшином и иконой» стала лидером торгов Sotheby`s. Эксперты оценили картину в $2-3 млн и пророчили, что она станет звездой аукциона. Так и вышло. В ходе торгов борьба разгорелась между человеком, находящимся в зале, и участником, предлагающим цену по телефону. В результате полотно продали за $4,5 млн[3].
Обложка книги А.Крученых "Старинная любовь", 1912
Иллюстрация в книге А.Крученых "Старинная любовь", 1912
Иллюстрация в книге А.Крученых "Старинная любовь", 1912
Последняя обложка книги А.Крученых "Старинная любовь", 1912
Иллюстрация к книге А.Крученых и В.Хлебникова "Мирсконца", 1912
Иллюстрация из литографированной книги А.Крученых и В.Хлебникова "Мирсконца", 1912
Портрет Натальи Гончаровой. Из серии литографированных открытых писем, изданных А.Кручённых, 1912
Город. Из серии литографированных открытых писем, изданных А. Крученых, 1912
Улица. Из серии литографированных открытых писем, изданных А. Крученых, 1912
Отдыхающий солдат. Из серии литографированных открытых писем, изданных А. Крученых,1912
1913: Футуризм
В 1913 году Ларионов предлагает несколько футуристических проектов, в том числе футуристические грим, моду, кухню и театр.
Михаил Ларионов, Наталия Гончарова и Илья Зданевич. Фотография из манифеста футуристов «Почему мы раскрашиваемся». 1913 год. Раскраска на лицах выполнена Михаилом Ларионовым. Saatchi Gallery
В 1913 году Михаил Ларионов участвовал как актёр и один из авторов сценария в фильме "Драма в кабаре №13". Фильм видимо не сохранился, кроме фотографии одного кадра.
Михаил Ларионов держит на руках Наталью Гончарову в единственном сохранившемся кадре утерянного немого фильма "Драма в кабаре футуристов №13", 1913 г.
Оформление обложки книги Алексея Кручёных "Помада", 1913
Страница из книги А.Крученых "Помада", 1913
Разносчица фруктов. Иллюстрация из литографированной книги А.Крученых "Помада", 1913
Купальщица. Иллюстрация из литографированной книги А.Крученых "Помада", 1913
Обнажённая женская фигура. Иллюстрация из литографированной книги А.Кручёных "Помада", 1913,
ГРМ
Пальмы. Иллюстрация из литографированной книги А.Крученых "Помада", 1913
Иллюстрация из литографированной книги А.Крученых "Помада", 1913
Иллюстрация к книге Алексея Крученых "Помада". Литография, 1913
Черт. Иллюстрация из литографированной книги А. Крученых «Полуживой», 1913
Обложка книги В.Парнаха "Словодвиг", 1913
Аполлинер пишет религиозную вещь, 1913
Портрет Фернана Леже, 1913
Ослиный хвостъ и мишень, 1913
Группа художников на выставке «Ослиный хвост». 1913. Слева направо: Михаил Ларионов, Сергей Романович, Владимир Оболенский, Наталия Гончарова, Морис Фаббри, Александр Шевченко
Портрет Н.Гончаровой, 1910-е
Автопортрет, 1910-е
Натюрморт с васильками в кофейнике, 1913
Стоящая обнажённая, 1910-е
Лежащая обнажённая, 1910-е
Композиция. Кубизм. 1910-е
Натюрморт с кувшином и лимоном, 1910-е
Натюрморт с графином и шторами, 1914
Натюрморт с рыбой в тарелке, 1910-е
Два кувшина с цветами, 1910-е
Конные экипажи на фоне озера, 1914
1 августа 1914 года Михаил Ларионов был мобилизован в связи с началом Первой мировой войны. Участвует в боевых действиях в Восточной Пруссии. 30 августа того же года он был контужен и вернулся в Москву, где до декабря находился в госпитале. После был демобилизован.
1915: Декорации для балетов
Михаил Ларионов около 1915 г.
Эскиз декораций к балету "Русские сказки", 1915
Дизайн женского костюма для балета "Русские сказки", 1915
Ярило. Дизайн костюма для балета "Снегурочка", 1915
Эскиз театрального костюма, 1910-е
Эскиз оформления балета "Полуночное солнце", 1915
Постановка "Полуночное солнце", 1915
Эскиз к сказке "Королевич Бова", 1910-е
Портрет Н.С.Гончаровой, 1915,
ГТГ
Абстракция, 1915, Тейт,
Лондон
Лес. Эскиз декорации к балету "Русские сказки", 1916
Дизайн костюма для балета "Русские сказки", 1916
Леший. Эскиз костюма к хореографической миниатюре "Баба-Яга", 1916 г
Интерьер избы. Эскиз декорации к хореографической миниатюре "Кикимора", 1916 г
Портрет двух девушек, 1916
Абстрактная композиция, 1917
Спираль, 1917 (дата изменена художником на 1915), MOMA,
Нью-Йорк
Портрет Натальи Гончаровой, 1910-е
Сергей Дягилев и Леонид Мясин за столом, 1910-е
Аполлинер и Дягилев за кулисами, 1917
Аполлинер и Дягилев на репетиции, 1910-е
Русалка. Эскиз костюма. 1916-1918 гг. Бумага, акварель, соус
Гусляр. Эскиз костюма. 1916-1918 гг
Баба в оранжевой кофте и синем платке. Эскиз костюма. 1916-1918 гг
Крестьянин. Эскиз костюма. 1916-1918 гг
Композиция. Иллюстрация для поэмы А.Блока "Двенадцать", 1918 г.
Оформление книги А.Кручёных "Замауль I", 1919
Композиция 1. Серия "Современное театральное искусство", 1919
Композиция 2. Серия "Современное театральное искусство", 1919
Композиция 3. Серия "Современное театральное искусство", 1919
Композиция 4. Серия "Современное театральное искусство", 1919
Композиция 5. Серия "Современное театральное искусство", 1919
Композиция 6. Серия "Современное театральное искусство", 1919
Композиция 7. Серия "Современное театральное искусство", 1919
Композиция 8. Серия "Современное театральное искусство", 1919
Композиция 9. Серия "Современное театральное искусство", 1919
Композиция 10. Серия "Современное театральное искусство", 1919
Обложка из программ концертных вечеров в галерее Barbazange, 1919,
ГТГ
Обложка из программ концертных вечеров в галерее Barbazange, 1919,
ГТГ
Дизайн декораций для балета Сергея Дягилева, 1920-е
Натюрморт с фаянсовой тарелкой, 1920
Натюрморт на фоне пейзажа, 1920
Пейзаж со спящей на тропинке собакой, 1920-е
Портрет Сергея Прокофьева, 1921
Михаил Ларионов, Сергей Прокофьев и Сергей Дягилев на репетиции балета "Шут", 1921 г.
Портрет Пабло Пикассо, 1921
Музыкант. Дизайн театрального костюма, 1921
Эскиз костюма для постановки "Белые ночи", 1920-е
Лиса. Эскиз костюма для балета И.Стравинского "Байка про лису", 1921
Лис, переодевшийся в монахиню. Дизайн костюма для балета И.Стравинского "Байка про лису", 1921, Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА)
Урядник Баран. Эскиз костюма к балету И.Стравинского "Байка про лису", 1922
Портрет Натальи Гончаровой в мастерской, 1922
Натюрморт с кувшином и портретом, 1920-е,
ГРМ
Абстрактный натюрморт, 1920-е
Абстрактная композиция, 1920-е
Обложка литографированной книги В.Маяковского "Солнце", 1923
Дизайн для фруктовой парфюмерии, 1920-е
Михаил Ларионов на снимке около 1925 г.
Две девушки на берегу ручья, 1920-е
Заколдованный лес, 1920-е
Пассажирская повозка с лошадьми, 1920-е
Натюрморт с лимоном и яйцом, 1920-е
Девушка на пляже, 1920-е
Морской пейзаж с лодкой, 1920-е
Деревья и морской пейзаж. Франция. 1920-е
Дамский парикмахер, 1920-е
Проститутка у парикмахера, 1920-е,
ГТГ
Натюрморт с розами, 1920-е
Натюрморт с капустой, 1928
Собаки на берегу гавани. Из альбома "Путешествие в Турцию", 1928
Турчанка с трубкой. Из альбома "Путешествие в Турцию", 1928
Женская голова и ветка. Из альбома "Путешествие в Турцию", 1928 (ГРМ)
Женская фигура. Из альбома "Путешествие в Турцию", 1928
Женская голова и птичка с веткой в клюве. Из альбома "Путешествие в Турцию", 1928
Маня Курва. Из альбома "Путешествие в Турцию", 1928
Павлины под деревом, 1928
1930: После смерти Дягилева
Лежащая обнажённая, 1930, Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду,
Париж
С антрепризой «Опера-Балет Мишеля Бенуа», организованной родственником А.Н.Бенуа – Михаилом Альбертовичем Бенуа – Н.Гончарова и М.Ларионов сотрудничали в конце 1920-х - начале 1930-х гг., оформив для неё целый ряд оперных и балетных спектаклей[5].
В 1931 году Михаил Ларионов в качестве художника участвует в постановке одноактного балета «Классическая симфония», на музыку 1-й («Классической») симфонии С.С. Прокофьева. «Опера-балет Мишеля Бенуа», театр «Пигаль», Париж, балетмейстер Т. Славинский.
Композиция с цветком, 1930-е
Натюрморт с куклой, 1930-е
Восточная танцовщица, Порт-Саид. 1935 (?)
В мастерской Гончаровой на улице Висконти, 13. Париж. Август 1939 года
Михаил Ларионов и Наталья Гончарова у себя дома. Париж, 1950-52 гг.
Музыкант с аккордеоном, 1950-е