Русская аквакультура
Содержание |
ПАО «Русская аквакультура» занимается производством атлантического лосося и форели в России, а также дистрибуцией охлажденной и свежемороженой рыбы и морепродуктов. Ключевыми направлениями деятельности компания называет товарное выращивание атлантического лосося в акватории Баренцева моря в Мурманской области и форели в озерах Карелии; сегмент дистрибуции охлажденной и свежемороженой рыбы. В настоящее время компании принадлежат права на 29 участков для выращивания лосося и форели. Общий объем потенциального выращивания на данных участках составляет около 70 тыс. т красной рыбы.
Направления деятельности
На июль 2014 года ОАО «ГК «Русская аквакультура» работает в двух сегментах: дистрибуция и аквакультура, то есть разведение рыбы. В первом сегменте за первое полугодие 2014 года компания увеличила объем продаж на 3% до 74,1 тыс. т, во втором объем продаж составил 870,7 т, тогда как за первое полугодие 2013 года было продано лишь 19,8 т.
В целом за январь-июнь 2014 года выручка ГК «Русская аквакультура» составила, по данным компании, 9,1 млрд рублей, что на 16,2% больше по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.
Собственники
На июнь 2014 года согласно последнему опубликованному списку аффилированных лиц, 60,94% акций компании приходятся на RSEA Holdings Limited, которая на паритетных правах принадлежала Воробьеву и Тимченко, 8,8% — принадлежат Людмиле Воробьевой, 11,1% — Михаилу Кенину, 5,3% — Дмитрию Коцюбинскому и 0,5% — гендиректору группы Дмитрию Дангауэру. Часть акций находится в свободном обращении.
История
2011: Тимченко покупает 30% в компании у Максима Воробьева
Структуры Геннадия Тимченко получили 30% в «Русском море» в 2011 году. Сообщалось, что Тимченко приобрел долю компании у Максима Воробьева за 1,6 млрд рублей.
Это вертикально интегрированная компания, работающая по трем основным направлениям:
- производство готовой рыбной продукции (компания "Русское море"),
- поставка охлажденной и свежемороженой рыбы и морепродуктов ("Русская рыбная компания"), аквакультура ("Русское море – Аквакультура").
На март 2011 года группа компаний имеет более 30 офисов и филиалов на территории Российской Федерации. Общая численность персонала составляет более 2 000 человек.
2013: Продажа перерабатывающих мощностей
В 2013 году «Русское море» продало свои перерабатывающие мощности (ЗАО «Русское море» со всеми товарными знаками и перерабатывающий завод в Ногинске) немецко-белорусской компании «Санта-Бремор», сумма сделки оценивалась в $52 млн.
2014
Покупка двух кораблей
В июне 2014 года для решения собственных логистических задач по международной перевозке кормов для лосося и мальков и снижению зависимости от норвежских контрагентов компания приобрела два корабля за $11 млн.
Тимченко продает 30% в компании своему зятю Франку
В июле 2014 года стало известно, что Геннадий Тимченко продал рыбный бизнес в России. Как сообщил «Известиям» источник, близкий к владельцам группы компаний «Русское море», Тимченко больше не является акционером компании, бизнесмен продал свою часть акций Глебу Франку. Глеб Франк является зятем Геннадия Тимченко, и выступает партнером в ряде его бизнесов. К тому же у Франка товарищеские отношения с другим собственником ГК «Русское море» — Максимом Воробьевым. На июль 2014 года они владеют равными пакетами акций компании «Русское море — Добыча» (по 34% каждый), не входящей в группу.
Источник «Известий» охарактеризовал Франка как профессионала, знающего и хорошо чувствующего рыбную отрасль. Пресс-секретарь Тимченко Антон Куревин подтвердил факт продажи доли «Русского моря».
- Мы подтверждаем, что Геннадий Тимченко продал свою долю в ГК «Русское море» (30%). Покупателем выступили структуры, входящие в инвестиционную компанию «Роквелл Капитал», которой владеет предприниматель Глеб Франк, — сообщил Куревин.
По его словам, сделка прошла на рыночных условиях и завершилась в конце июня 2014 года. Сумма, которую получил бизнесмен в ходе продажи актива, не разглашается. Антон Куревин отрицает связь введения Западом санкций против бизнесмена с продажей рыбного бизнеса и отмечает, что инициатором сделки был Глеб Франк.
— Продажа связана с желанием Геннадия Тимченко сконцентрироваться на развитии ключевых направлений бизнеса Volga Group, таких как энергетика, нефтехимия, логистика и инфраструктурные проекты. Инвестиция в ГК «Русское море» была финансовой для Volga Group, но акционеры активно участвовали в развитии актива. В результате ГК «Русское море» прошла серьезный путь трансформации бизнеса и вышла на новый этап развития. Геннадий Тимченко считает данное направление бизнеса важным для продовольственной безопасности страны. Он рад, что Глеб Франк как инвестор, который разделяет его логику, обратился с предложением о покупке доли в компании, — заявил Куревин.
В пресс-службе Глеба Франка сообщили, что он выступил в данной сделке как самостоятельный инвестор.
— В сделке участвовали структуры, входящие в его инвестиционную компанию «Роквелл Капитал». Г-н Франк давно занимается рыбным бизнесом, у него уже есть серьезные вложения в этой отрасли. Он расценивает сделку по вхождению в капитал группы компаний «Русское море» как перспективную, — отметили в пресс-службе.
Эксперты оценивают стоимость 30-процентной доли Геннадия Тимченко в несколько десятков миллионов долларов.
- Исходя из капитализации компании примерно в $140 млн (акции группы торгуются на Московской бирже, под тикером RSEA), доля Тимченко может стоить $40 млн. Учитывая, что с момента покупки в 2011 году стоимость компании на бирже практически не изменилась, то вероятно, что миллиардер продал актив примерно за ту же сумму, что и приобретал, — говорит Дмитрий Раннев, гендиректор финансовой компании GKFX[1].
При этом аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов считает акции «Русского моря» недооцененными, по его мнению, их справедливая цена вдвое выше текущей.
2015
Группа компаний «Русское море» объявила о переименовании
ОАО «Группа компаний «Русское море» объявило о переименовании компании, с 18 февраля 2015 года официальное название – публичное акционерное общество «Русская аквакультура» (ПАО «Русская аквакультура»), говорится в распространенном пресс-релизе компании. Переименование связано в том числе с созданием первой вертикально интегрированной компании в секторе аквакультуры в России, говорится в сообщении[2].
К 2019-2020 году компания намерена увеличить объем производства более чем в четыре раза и производить не менее 21 тыс. т охлажденной рыбной продукции для внутреннего рынка, построить собственный завод по выращиванию малька атлантического лосося мощностью до 12 млн штук смолта в год и завод по производству кормов производственной мощностью до 80 тыс. т в год. Дополнительные инвестиции в проект «Аквакультура» могут составить более 13 млрд руб., следует из сообщения компании. Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы