Содержание |
Товарный знак Ippon был создан дистрибьюторской компанией Merlion в начале 2000-х гг.[1] С того времени выпускается оборудование для защиты электроснабжения под этой торговой маркой. По состоянию на начало 2025 года у компании есть 9 производственных площадок, расположенных в Китае, и более 200 сервисных центров по России и СНГ.
Продуктовый портфель Ippon включает в себя ИБП как для домашнего использования, так и устройства для инфраструктурных решений, ЦОДов и другого оборудования, критичного к перепадам напряжения в электросети. Кроме того, в него входят стабилизаторы напряжения, аккумуляторные батареи для ИБП и других устройств, сетевые фильтры и адаптеры для ноутбуков.
История
2025
В Ippon приготовились к возвращению американских производителей ИБП в Россию
На рынке по состоянию на начало 2025 года ходят разговоры о возможном возвращении иностранных вендоров ИБП в Россию. Производитель ИБП Ippon в связи с этим прогнозирует два основных сценария дальнейшего развития рынка и своего бизнеса: один — если зарубежные лидеры рынка всё-таки действительно вернутся, и второй — если нет.
Генеральный менеджер Ippon Михаил Вазисов, отвечая на вопросы TAdviser на встрече с прессой в Мурманске в феврале 2024 года, отметил, что в первом случае будет сильная конкурентная борьба, поскольку иностранные производители, видя объём рынка и его привлекательность, готовы будут серьёзно инвестировать: устанавливать офисы, привозить оборудование, давать специальные условия дистрибуторам.
На этом фоне Ippon придётся «сильнее напрячься», чтобы оставить всех участников рынка на своём оборудовании. То же самое, соответственно, пришлось бы делать и другим игрокам, получившим часть рынка после ухода иностранных конкурентов из России.
![]() | Тут, конечно, зависит от конъюнктуры, но мы думаем, что в первую очередь потенциально это будут американские компании. Европейские компании к возвращению пока не готовятся, это связано с геополитической ситуацией, — отметил Михаил Вазисов. — Будет сложно, но шаги для того, чтобы эту сложность уменьшить, мы уже предприняли. | ![]() |
Второй сценарий более позитивный, хотя на высококонкурентном рынке ИБП, где сейчас присутствуют более 50 игроков, в любом случае придётся прикладывать значительные усилия и для удержания уже достигнутых позиций, и для роста. Ippon в 2025 году нацелена на фокус в определённых сегментах: например, в сегменте специальных аккумуляторных батарей компания видит потенциал для дальнейшего роста ввиду того, что, уже занимая большую долю рынка ИБП, на нём сейчас в целом расти сложно. Системы управления складом: как развивается российский рынок WMS и кто лидирует в этой сфере. Обзор TAdviser
Продуктовая линейка Ippon при этом будет развиваться не только в сторону ИБП: у компании есть идеи развития и в других направлениях на 2025 год, «которые уже воплощаются». За счёт комплексных решений и поставок сопутствующего оборудования Ippon планирует расширить свой бизнес как таковой, включая увеличение маркетинговой поддержки своего канала и количества коммуникаций с рынком, чтобы сформировать у покупателя правильное видение своего продукта.
При этом на высококонкурентном рынке особенно важно развивать технические компетенции, говорит Михаил Вазисов: «Это сейчас краеугольный камень, без этого крайне сложно в `тяжёлых` решениях. Без этого, какой бы у вас ни был топовый продукт по супер низкой цене, ничего не взлетит. Без лаборатории, где тестируются ИБП, где реализуются сценарии их работы».
Начало локализации производства ИБП в России
Ippon начала предпринимать шаги по локализации производства в России. Об этом на пресс-конференции в конце февраля 2025 года в Мурманске рассказал генеральный менеджер Ippon Михаил Вазисов. В частности, компания запускает в стране производство линейки маломощных on-line ИБП на свинцово-кислотных аккумуляторных батареях в форм-факторе Rack/Tower, «как самую популярную модель в этом сегменте».
На первое время речь идёт о крупноузловой сборке, а в дальнейших планах мелкоузловая сборка со всем диапазоном необходимых производственных операций, пояснил Михаил Вазисов, отвечая на вопросы TAdviser. За первые полгода компания рассчитывает выпустить порядка 9 тыс. единиц оборудования.
Производство будет организовано на базе партнёрской площадки. Со стороны Ippon технологическая экспертиза, материалы, инженерные компетенции, а партнёр выполняет механические функции под контролем компании. Название компании-партнёра в Ippon не раскрывают.
![]() | При успешности этого проекта мы будем экстраполировать его дальше на другие линейки, потому что по текущим коммерческим условиям этот проект помимо своей идейности в части технологического суверенитета также обладает привлекательным коммерческим потенциалом, — пояснил Михаил Вазисов. | ![]() |
При этом, выстраивая дальнейшие планы, компания будет ориентироваться и на меняющуюся экономическую ситуацию, потому что сейчас есть определённое потепление, есть разговоры о возвращении некоторых вендоров в Россию, и если это произойдёт, то это «поменяет всю рыночную ситуацию, как она поменялась в 2022 году».
В Ippon говорят, что развитие локального производства, в том числе позволит компании диверсифицировать риски при работе с Китаем как с основной производственной площадкой. По состоянию на начало года всего у неё 9 производственных площадок, и все они расположены в Китае. Широкие производственные мощности позволили компании в непростой текущей ситуации диверсифицировать риски поставок, отметил Михаил Вазисов. Если что-то случается с одним заводом, то подключаются все остальные.
Ранее в одном из интервью Михаил Вазисов рассказывал, что ещё в 2024 году планировалось организовать сборку ИБП на территории России. Однако реализация проекта столкнулась с рядом трудностей, включая санкционные ограничения, которые повлияли на поставщиков техники и создали сложности с проведением трансграничных платежей. Но, несмотря на эти препятствия, проблему с платежами в итоге удалось решить[2].
У компании также есть большие планы по выходу в новый сегмент рынка — натрий-ионных батарей, с которыми связано расширение производства. Они будут производиться на отдельном заводе в Китае, который имеет с Ippon эксклюзивное соглашение о предоставлении этой технологии. Сама Ippon участвует в разработке спецификаций и внешнего вида этих устройств.
В Ippon считают эту технологию очень перспективной. Натрий был разработан одновременно с литием, но из-за такой особенности лития как более высокая плотность, последний сейчас более популярен, чем натрий. Спрос на него стимулирует, в том числе, развитие отрасли электромобилей, а по мере роста спроса увеличивается и цена на него. Помимо малых транспортных средств, натрий-ионные ИБП применяются, например, в сфере возобновляемой электроэнергии и в ИБП. Среди плюсов натрий-ионных батарей то, что они лучше работают при минусовой температуре в отличие от свинцовых и литиевых батарей, что позволяет их применять и на улице без источников подогрева, а также их пожаробезопасность, что особенно актуально для областей применения, где крайне важна безопасность.
Но при этом производство натрий-ионных батарей в России, скорее всего, компания не станет организовывать, уточнил Михаил Вазисов. Он сделал отсылку к сложностям с организацией производства литиевых батарей на территории РФ с господдержкой (проект «Росатома»), отметив, что в текущих условиях производство аккумуляторных батарей — и литиевых, и натриевых — для компании в России не представляется возможным. Для такого производства нужен совершенно другой уровень инвестиций и технологического оборудования, «на данном этапе это бесперспективно».
Показатели выручки и её динамику по итогам 2024 года в Ippon не раскрывают. Однако в компании заявляют, что по итогам года увеличили свою долю рынка, хотя год для неё и был сложным в связи с тем, что имела место трансформация производства и переделка модельного ряда. Раньше компания продавала «огромное количество» маленьких ИБП, а теперь они менее востребованы, и «тяжёлое» оборудование продаётся лучше.
Михаил Вазисов, отвечая на вопросы TAdviser отметил, что рынок ИБП в России сейчас очень конкурентный, очень насыщенный — на нём более 50 игроков, и он остаётся привлекательным, в том числе с точки зрения маржинальности.
2024: Трансформация производственных процессов
В мае 2024 года Ippon начала трансформацию производственных процессов в связи с введением санкций, вызвавших проблемы с поставками, в том числе ИТ-товаров. Основной задачей стало оптимизировать логистику для выполнения обязательств перед клиентами. В рамках диверсификации рисков был изменен подход к формированию производственной базы, что позволило в 2,5 раза увеличить количество производственных площадок и снизить зависимость от поставщиков. Этот процесс был непростым, так как также произошла полная переработка модельного ряда продукции.
2023: Интервью TAdviser с генеральным директором Михаилом Вазисовым
История бренда Ippon на российском рынке началась более 20 лет назад. Какие изменения произошли с ним за эти годы, как трансформировался российский рынок источников бесперебойного питания за это время и чего сегодня хотят заказчики в ноябре 2023 года рассказал TAdviser Михаил Вазисов, генеральный менеджер Ippon. Подробнее здесь.
2022: Выход на первую позицию на российском рынке ИБП
По данным аналитической компании ITResearch, Ippon по итогам 2022 г. вышла на первое место в России по объему продаж ИБП и в денежном, и в натуральном выражении. Это произошло на фоне ухода из России практически всех ведущих иностранных вендоров ИБП, которых активно замещали новые, в первую очередь российские производители. За ней следует APC by Schneider Electric, прежде всего, благодаря серьезному заделу первых месяцев года, а далее компании CyberPower и Powercom.
В 2022 году продажи на рынке ИБП в России составили 1,13 млн устройств на сумму $312 млн, что по сравнению с предыдущим годом означает снижение на 17% в штуках и 14% в деньгах соответственно, оценили аналитики[3].
2007: 35% российского рынка ИБП
По данным аналитической компании ITResearch, в 2006 г. бренд Ippon занимал 32,7% всего рынка ИБП (в штучном выражении), а в III квартале 2007 г. доля Ippon достигла уже 35%. Всего, по словам бренд-менеджера торговой марки Ippon Игоря Полуэктова, за пять лет было продано свыше 2,7 млн. устройств, из них свыше 1 млн. — в 2007 г. При этом рост продаж в штуках за прошедший год составил около 40%.
Помимо России, которая является основным потребителем ИБП Ippon, техника под этой маркой уже три года поставляется на рынки Белоруссии, в течение года — на Украину и чуть меньше года — в Казахстан. По данным Merlion, на этих рынках доля Ippon в штуках составляет 15, 8 и 20% соответственно.
По состоянию на конец 2007 года Ippon закупают около 1,5 тыс. компаний из всех регионов России. При этом, по данным аналитической службы Merlion за ноябрь 2007 г., 37% всех закупок устройств осуществлялись розничными компаниями или OEM-партнерами, 36% — реселлерами, 9% — участниками франчайзингового проекта «Позитроника», 7% — компаниями из СНГ, 7% — федеральными сетями и 3% — системными интеграторами.
Василий Мочар, заместитель директора ITResearch, тогда отмечал: «Появление и становление российского бренда Ippon является классической sucсess story и достойно изучения в виде кейса по программе MBA "Стратегический маркетинг". Компания Merlion не просто воспользовалась своим готовым каналом сбыта, "загрузив" его наиболее дешевыми на рынке ИБП устройствами, но сделала это в тот момент, когда существовал значительный неудовлетворенный спрос на доступную продукцию и, что еще более важно, огромный латентный (скрытый) спрос на ИБП как продукт».