Царскосельский лицей

Компания

СМ. ТАКЖЕ (2)

Основная статья: Царское Село

2023: Президент Путин согласился возродить Царскосельский лицей как учебное заведение

С предложением возродить лицей к Путину обратился ректор РАНХиГС Комиссаров во время встречи в Кремле. Президент идею поддержал.

На уточняющий вопрос президента ректор РАНХиГС сообщил, что планируется возродить лицей «именно как учебное заведение»: «Для того чтобы готовить молодежь уже с юных лет к государственной службе, воспитывать в духе патриотизма и давать самое лучшее образование».

После этого Путин поинтересовался, идет ли речь о создании учебного заведения именно на площадях Царскосельского лицея, где сейчас музей. «Разные варианты рассматриваем. Там есть площади, которые можно использовать: частично — исторические, частично — новые», — пояснил ректор РАНХиГС, добавив, что для разработки проекта финансирования не потребуется.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы 6.4 т

«Но, конечно, нам нужна ваша поддержка, потому что если такой лицей делать, то это должен быть лицей президента Российской Федерации», — добавил Комиссаров. «Хорошо. Давайте», — поддержал идею Путин.

1918: Лицей закрыт. В здании Пролетарский политехникум

29 мая 1918 года постановлением Совета народных комиссаров лицей был закрыт. Освободившееся здание занял Пролетарский политехникум.

1843: Перевод лицея в Петербург

В 1843 году учебное заведение было переведено в Санкт-Петербург в здание Александринского сиротского дома по адресу Каменноостровский проспект, дом 21. По указанию императора Николая I после переезда лицей стал именоваться Императорским Александровским.

1817: Установка плиты Genius loci

Друзья-Поэты! Лицей есть храмъ Весты, въ которомъ не гаснетъ огонь Поэзіи святой; онъ горитъ невидимо, и его питаетъ Добрый Геній... (genius loci) Записка профессора Кошанского, присланная воспитанникам при возвращении их поэтических опытов.

Второй директор Царскосельского лицея Е.А. Энгельгардт был человеком символа. Он придумал герб и девиз Лицея, положил начало немалому числу лицейских традиций и ритуалов. Не вызывает сомнения, что именно Егор Антонович в середине августа 1817 года вдохновил пятерых воспитанников Царскосельского лицея: Дельвига, Илличевского, Кюхельбекера, Матюшкина и Пущина, установить рядом с Лицеем памятную плиту, посвященную Гению места.

Этот монумент, установленный в подражание римским алтарям genio loci (genius loci — гений места, дух-покровитель местности), как символ верный и соразмерный царскосельскому лицею, породил множество слухов, толкований и споров, не утихающих даже после того, как сам памятник был обновлен, перенесён, утерян и создан заново[1].

Однажды лицейский монумент genio loci даже привлёк к себе высочайшее (и отнюдь не благосклонное) внимание. Инцидент состоял в том, что мраморная плита, с течением времени потерявшая свой первоначальный вид, была отреставрирована усилиями лицеистов XII-го выпуска. Надпись на плите была дополнена и стала выглядеть так: «GENIO LOCI. I Cursus erexit. XII Cursus renovavit» <Гению места. I-м курсом создан, XII-м курсом восстановлен> (из заметки в «Русской старине» лицеиста V-го курса (выпуск 1829 года), писателя, историка И.Р. Фон дер Ховена). Весьма вероятно, что этот текст был также оммажем Медному всаднику, или скорее надписи на его пьедестале: «PETRO primo CATHARINA secunda». <Петру I-му Екатерина II-я>

Незамедлительно из штаба военно-учебных заведений (которому Лицей был подчинен в то время) последовал грозный окрик: «... по какому случаю поставлен в лицейском саду памятник Пушкину и с чьего разрешения?». В это время штаб возглавлял великий князь Михаил Павлович, поэтому понятно, что раздраженное недоумение исходило именно от него. Как тут не вспомнить запись от 1834 года в дневнике Пушкина о беседе с в.к. Михаилом Павловичем: «Великий князь был очень любезен и откровенен. «Vous êtes bien de votre famille, — сказал я ему: tous les Romanof sont révolutionnaires et niveleurs».

<Мы такие же хорошие дворяне, как император и вы, - Вы истинный член вашей семьи. Все Романовы революционеры и уравнители> ... Разговор обратился к воспитанию, любимому предмету его высочества. Я успел высказать ему многое. Дай бог, чтобы слова мои произвели хоть каплю добра!»

Очевидно существовавший неизвестный нам доносчик, да и сам великий князь, связавшие образ genius loci лицея с именем поэта, были не одиноки в таком толковании. Пушкин, как никто запечатлевший в своих стихах историю и топографию Царского Села, многим видится прообразом лицейского доброго гения. До наших дней многим носителям русского языка, приехавшим побродить по парку, то и дело приходят на память пушкинские: «Роняет лес, багряный свой убор...», «Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила...», «Старик Державин нас заметил...», «Друзья, прекрасен наш союз...».

Но только ли одного Александра Сергеевича можно увидеть в ипостаси воображаемого genius loci Царскосельского лицея? Время от времени на эту роль выдвигали и Е.А. Энгельгардта, и великую княгиню Елизавету Алексеевну. Между прочим, дата установки памятника (в середине августа, когда отмечают именины Александра) может указывать не только на поэта, но и на самого Александра I. Этой версии, кстати, придерживался А.И. Тургенев, который в Царском Селе чужим не был (напомним, что именно хлопотами Александра Ивановича Саша Пушкин стал лицеистом).

Но (возвращаясь, к истории с грозным окриком из штаба) вновь процитируем И.Р. Фон дер Ховена: «На что Г.М.< Тут опечатка — бывшего тогда директора лицея Броневского звали Дмитрием Богдановичем> Броневский имел честь лично объяснить бывшему тогда начальнику всех военно-учебных заведений, его императорскому высочеству великому князю Михаилу Павловичу, что находящийся в саду лицея памятник не есть памятник Пушкину, а что возобновлен только старый, существующий с 1-го выпуска, поставленный ими местному воображаемому «гению», как гласит и самая надпись: «Genio loci». Тем запрос этот и кончился».

В начале статьи мы упомянули о том, что памятная плита, посвященная Гению места — это символ точный и соразмерный именно Царскосельскому лицею. Поэтому нельзя было в 1844 году перемещать её в Петербург вслед за переводом лицея к зданию на Каменноостровском проспекте. И, конечно, совершенно в логике мифа было исчезновение монумента из «неправильного» места. В 1873 году И.Р. Фон дер Ховен напишет: «Желая удостовериться, существует ли в настоящее время столь дорогой нам камень, я отправился в лицей, где в саду… я нашел в земле четырехугольное, наполненное водой углубление… но ни памятника, ни доски с надписью «Genio loci» — более не существует!».

Но Добрый Гений не покинул Царское Село. Совсем не обязательно жить где-то рядом, достаточно приехать в Пушкин, зайти в Лицей или немного побродить по парку, чтобы почувствовать, какое это особенное место. И как будто подтверждением того, что там, где расположен Царскосельский лицей, «огонь Поэзіи святой» не угас до сих пор, стало появление нового памятника «Genio loci». 6 июня 1999 года по инициативе и на средства жителей города Пушкина памятный знак GENIO LOCI был создан вновь (автор проекта Ю.Э. Гуттовский, архитектор А.А. Вайсман).

И не так уж важно, что новый монумент не является точной копией той первой мраморной плиты. А важно, что до наших дней, как указано в записке профессора Кошанского, здесь — в царскосельском лицее по-прежнему «не гаснетъ огонь Поэзіи святой; онъ горитъ невидимо, и его питаетъ Добрый Геній... (genius loci)».

1816: Знакомство Пушкина с Чаадаевым в Царском Селе

Лицейский Пушкин и блестящий гвардейский офицер Чаадаев, получивший боевое крещение под Бородиным, познакомились летом 1816 года в Царском Селе. Обширными познаниями и начитанностью, глубиной мышления, свободным владением четырех языков, красивый, безукоризненно одетый Чаадаев резко выделялся на фоне других знакомых Пушкину гусар.

1811: Основание лицея указом Александра I

Императорский Царскосельский лицей — привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян в Российской империи, было основано в Царском Селе (современный город Пушкин Ленинградской области) в 1811 году по указу императора Александра I. В него принимали детей от десяти до 14 лет. Прием осуществлялся каждые три года, продолжительность обучения первоначально составляла шесть лет.

Список воспитанников Лицея, в который вошли 30 юношей, в том числе А.С.Пушкин, был высочайше утвержден императором Александром I.

В лицее изучали следующие дисциплины:

  • нравственные (закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);

  • словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);

  • исторические (российская и всеобщая история, физическая география);

  • физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);

  • изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

Среди самых известных воспитанников лицея: поэт Александр Пушкин, канцлер Александр Горчаков, декабрист Иван Пущин, писатель Михаил Салтыков-Щедрин, поэт Лев Мей, полярный исследователь Федор Матюшкин, революционер Михаил Петрашевский и др.

Примечания

  1. Автор текста — Варвара Сергеевна Фомичева, специалист тематических программ Мемориального Музея-Лицея и музея-дачи А. С. Пушкина.