2024: Александр Афанасьев: о цифровизации, импортонезависимости и особенностях построения эффективных ИТ-структур
Александр Афанасьев – эксперт в области разработки и оптимизации ИТ-систем, директор по цифровой трансформации в LEOMAX, руководитель комитета по цифровизации ритейла и электронной коммерции Ассоциации цифрового развития Краснодарского края – 5 февраля 2024 года рассказал о цифровизации, импортонезависимости и особенностях построения эффективных ИТ-структур.
Ключевые задачи цифровизации или почему все говорят о цифре
Цифровизации сегодня на слуху в любой сфере: о ней говорят в бизнесе, государственном управлении, финансах и даже в спорте. В чем же суть этого процесса и какие задачи он поможет решить?
Погружаясь в данную тему важно отличать цифровизацию от автоматизации. По сути, это различные стадии развития бизнеса. Под автоматизацией обычно понимают первоначальное внедрение компьютерных технологий вместо ручного выполнения тех или иных операций. А вот цифровизация – более глубокий процесс, который подразумевает использование цифровых форматов, позволяющих перейти к работе с более глубоким анализом показателей. По сути, это два близких понятия. Но если автоматизация помогает только упростить и ускорить бизнес-процессы на начальных этапах развития, то цифровизация призвана создавать новые точки управления и оптимизации бизнеса.
Какие задачи решает цифровизация
Быстрое масштабирование бизнеса. Внедрение цифровых технологий максимально исключает человеческий фактор из процесса прогнозирования и анализа с одной стороны и устраняет рутину с другой. Имея больше времени, достоверные данные и сформированные на основе надежных алгоритмов прогнозы, бизнес может гораздо оперативнее принимать решения о направлениях дальнейшего развития, открытии новых направлений или расширении географии.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
Повышение конкурентоспособности на рынке – еще одна задача, которую легко решить при помощи цифровизации бизнеса. Новые технологии сегодня помогают не только изучать собственные показатели и показатели конкурентов, но и дают возможность узнавать, анализировать и прогнозировать поведение потребителя. В этом смысле тот, кто владеет цифровой информацией владеет миром.
Снижение себестоимости итогового продукта – одна из основных задач внедрения цифровых технологий, и они с ней прекрасно справляются. Среди главных цифровых инструментов, которые помогают снижать расходы, а соответственно и себестоимость, – правильное распределение нагрузки, перспективное планирование, контроль расходования ресурсов и непрерывное отслеживание сроков и качества выполнения задач каждым из подразделений. Причем это одинаково хорошо работает в любом бизнесе, включая и небольшие компании, и крупные промышленные производства.
Интеграция систем и снижение количества ошибок. Эксперт привел пример: будучи ИТ-директором OFFPRICE, Александру Афанасьеву удалось разработать и внедрить пакет информационных систем, который позволил свести работу пользователей в единую систему, что позволило снизить количество ошибок, структурировать и минимизировать доработки, поднять эффективность человеко-часа и лояльность сотрудников к компании.
Новые возможности для развития бизнеса за счет высвобождения человеческого ресурса, перехода от рутины в пользу креативных решений. Правильно внедренная цифровизация позволяет значительно изменить настроение и мотивированность команды. Работники, часть рутинного функционала которых передано технологиям, имеют больше времени и сил на разработку новых идей и стратегий, что при правильном подходе к рассмотрению, оценке и реализации новых идей может привести к внедрению принципиально новых подходов и направлений.
Повышения эффективности бизнеса за счет цифровизации и новых технологий обмена данных. Например, будучи СТО в компании Спортмастер, Александру Афанасьеву удалось внедрить новые системы обмена данными между системами ESB (шина данных), что позволило получить среднее время интеграции около 5 секунд даже между системами, находящимися в 9000 км друг от друга. Это позволило обнулить ошибки интеграции в операционном контуре, которых были десятки в неделю на всех 200 системах. Кроме того, накопление и анализ цифровых данных о деятельности компании и ее подразделений позволяют не только выявить боли и узкие места каждого из этапов и подразделений, но и спрогнозировать эффективность, стоимость и финансовую выгоду от тех или иных изменений.
Главные итоги цифровизации бизнеса:
- ускоренное перемещение и обработка информации внутри компании,
- упрощение принятия управленческих решений и повышения их точности,
- создание новых направлений, каналов продаж и повышение уровня сервиса для клиентов,
- устранение человеческого фактора и ошибок в рутинных операциях,
- снижение себестоимости продукта и операций,
- быстрое и эффективное масштабирования бизнеса,
- возможности оперативной аналитики и перспективного планирования развития.
Все эти составляющие позволяют не только увеличить эффективность бизнеса и производства в кратчайшие сроки, но и помогают сокращать затраты, прогнозировать новые этапы развития, уменьшают или помогают предвидеть риски и принимать управленческие решения исходя из объективной статистики. Именно поэтому цифровизация сегодня – главная тема для всех отраслей и масштабов бизнеса.
Необходимые условия для эффективной цифровизации
Для того, чтобы иметь возможность успешно реализовать все этапы цифровизации бизнеса и реально повысить его эффективность необходимо сформировать условия для целого ряда решений:
- Привлечь ИТ эксперта, ИТ архитектора.
Если не привлекать эксперта, то стоимость и сроки цифровизации кратно вырастают, а результат может и не быть достигнут вовсе. Экспертов высокого класса, способных решить непростые задачи масштабной цифровизации, на рынке мало. Если нет уверенности, что в штате есть специалист, обладающий исчерпывающей компетенцией, лучше нанять ИТ эксперта как услугу на рынке. Даже при высокой стоимость услуг, привлечение ИТ архитектора обойдется дешевле ошибок, которые могут быть допущены без него.
У каждого из этих решений есть плюсы и минусы. Собственный ЦОД обычно выходит немного дешевле в горизонте 5-7 лет, правда зачастую за счет снижения качества и безопасности. Владелец собственного ЦОДа регулярно несет CAPEX расходы на покупку и обновление оборудования, а также оплачивать его обслуживание и работу системных администраторов.
Облачный ЦОЦ, напротив, позволяет нести регулярные OPEX расходы, не вынимая деньги из оборота, но тут нужно понять и привыкнуть к тому, что ваши данные лежат не на вашей территории.
В идеале лучше создать гибридные решения. Например, в компании OFFPRICE выстроили с нуля гибридное облако с уровнем доступности 99.98%. В компаниях LIME и КОЛЕСА ДАРОМ шагнули из только собственного проприетарного ЦОД в облако, существенно увеличив его масштабируемость и предоставив новые возможности бизнесу.
- Команда разработки и/или внедрения.
В этой отрасли Александр Афанасьев рекомендует ключевые компетенции держать в штате компании, а если их нет, то искать и растить своих специалистов. Эту работу, конечно, можно отдавать на аутсорс, но аутсорсом необходимо качественно управлять, для этого в компании должны быть свои компетентные сотрудники.
В команде разработки важно иметь все роли: разработчики, аналитики, тестировщики. «Например, в компании КОЛЕСА ДАРОМ у нас была команда 1С разработки, ядро которой было в штате, в добавление к ним были подрядчики на аутсорс и на аутстафф, что позволяет решать масштабные задачи в более сжатые сроки», – отметил эксперт.
- Внешние подрядчики, как экспертные, так и рабочие руки.
Внешние эксперты позволят не допустить ошибки и не потерять время и деньги. Внешние рабочие руки помогут провести быстрое масштабирование команды, когда это будет востребовано.
Например, в компании КОЛЕСА ДАРОМ мы стали привлекать внешних экспертов на реализацию специфичных задач, что позволило реализовать проекты, стоявшие годами. А внешние рабочие руки позволили смасштабировать ресурс, когда это было необходимо, – поделился Александр Афанасьев. |
Вызовы санкционных ограничений: борьба за импортонезависимость?
Импортные ИТ-продукты можно разделить на два больших класса систем: фундаментальные и бизнес-специфичные. К фундаментальным ИТ-продуктам стоит отнести, например, операционную систему Windows, офисный пакет Microsoft Office, СУБД MS SQL Server, Oracle.
Мы успешно встали на путь импортозамещения фундаментальных систем. Например, успешно внедряются Astra Linux вместо Windows, пакет Мой Офис вместо Microsoft Office, СУБД PostgreSQL вместо MS SQL и Oracle. Однако уровень зрелости отечественных решений с точки зрения набора функциональности, потенциала для масштабирования, удобства использования все еще отстает от лидеров отрасли. По этой причине бизнес ищет возможность воспользоваться параллельным импортом, пока отечественные решения переживают бурное развитие, – отметил директор по цифровой трансформации в LEOMAX. |
Бизнес-специфичные же системы, к которым можно отнести SAP, Oracle EBS, Microsoft DAX и множество других решений вполне подлежат импортозамещению, здесь возможен переход на российские решения на базе 1С, например, или разработка собственного ПО.
Важно понимать, что нам необходимо заниматься не только импортозамещением, но и импортонезависимостью. Например, вместо сетевого оборудования американской Cisco можно использовать оборудование китайской Huawei. То же самое касается серверных решений.
Специфика телемагазинов относительно офлайн и онлайн ритейла в том числе с точки зрения построения, поддержки и развития ИТ-системы:
- Отсутствуют розничные магазины, по этой причине нет необходимости поддерживать работу большого количества географически распределенных точек, что существенно снижает затраты.
- Магазин сам управляет спросом так как покупатель приобретает то, что появляется в эфире. Это значит, что нет большой проблемы с зависшими стоками на складах.
- Ограниченная аудитория, которую сложно масштабировать, она стабильна, поэтому на первый план выходят ИТ решения, позволяющие поднять конверсию даже на стабильной базе клиентов.
- Возрастная аудитория, что не позволяет полноценно использовать современные средства коммуникации с клиентами наподобие Telegram, Whatsapp и прочих.
- Специалистов компании часто путают с телефонными спамерами, когда они звонят клиентам с их согласия, это значит, что при помощи ИТ приходится решать задачи по преодолению такого рода барьеров (автоответчиков, ассистентов Олега и других).
- Основной канал продаж телемагазина – это колл-центр. Поэтому важная функция ИТ - поддерживать работу сотрудников КЦ в режиме онлайн 24/7. В последнее время приходится также решать вопрос обеспечения работы сотрудников на удаленке, которых становится все больше.
- Товары доставляются курьерами по всей стране, поэтому необходимо настроить много интеграций с курьерскими компаниями, больше, чем у любого онлайн ритейлера.
- Телеканал вещает 24/7 в прямом эфире, поэтому собственные ИТ-системы поддерживают работу прямого эфира, эти системы требуют постоянной доработки.
С точки зрения внутреннего устройства телемагазин больше похож на онлайн-ритейл с той лишь разницей, что основной канал продаж – это ТВ-канал. Однако компания, в которой я работаю, также имеет собственный бренд, который продается также на сайте как полноценный онлайн ритейлер, кроме того, мы торгуем на всех маркетплейсах, – пояснил Александр Афанасьев. |
Если говорить про вектор развития телемагазинов, то в будущем этот вид продаж, по мнению эксперта, полностью сольется с онлайн-ритейлерами и перестанет от них отличаться, поскольку презентация их товаров в YouTube в формате видеоконтента полностью идентична с форматом телемагазина.
Смотрите также