2017/02/09 10:43:57

ТОП-7 причин для увольнений



Каталог DLP-решений и проектов доступен на TAdviser.

Содержание

ТОП причины увольнений в 2016 году

По итогам 2016 года специалисты аналитического центра Falcongaze подготовили список наиболее распространенных причин увольнений (как по своему желанию, так и по воле работодателей) сотрудников в российских компаниях. Данные для исследования были получены от клиентов в самых разных сферах экономики, от нефтегазового и банковского сектора до логистики и туризма, использующих в своей работе программный комплекс SecureTower, предназначенный для борьбы с утечками данных, оптимизации рабочих процессов и мониторинга рабочего времени.

Главной причиной увольнений сотрудников в ушедшем году стали добровольные поиски новой работы. Это неудивительно, учитывая довольно напряженную обстановку в экономике, — растет текучка кадров, компании перестают удовлетворять требованиям сотрудников, а для амбициозных работников открываются новые перспективы. В отечественных компаниях собственная инициатива работника стала причиной увольнения в 29% случаев. При этом некоторые работники не уходят в новую компанию, а отправляются в «свободное плавание» — занимаются образованием, ищут свое призвание за границей или уходят во фриланс или дауншифтинг.

Однако не всегда расставания с работниками бывают «полюбовными». Одна из основных причин увольнения в российских компаниях — различного рода нарушения рабочего процесса. Непосредственно нарушения могут быть самыми разными: некоторые сотрудники занимались собственными делами в ущерб трудовой деятельности, кто-то не сошелся с коллективом из-за некорректного поведения, у кого-то проблемы с соблюдением рабочего графика. В разных компаниях различная корпоративная культура — в одной сквозь пальцы смотрят на прогулы, а в других организациях наказывают за малейшие опоздания. Тем не менее, в каждой компании есть черта, при переходе за которую следует увольнение. В 2016 эту черту перешло 27% от всех уволенных сотрудников.

Сокращения продолжают занимать значительную часть от всего количества уволенных. Кризисные явления все еще трясут отечественные компании, что, естественно, сказывается и на персонале. В 2016 году 23% из всех уволенных работников попали под сокращения. Это число меньше, чем в прошлом году, но все еще больше, чем хотелось бы.

На предпоследнем месте также оказалась причина, связанная с нарушениями рабочего процесса, однако значительно более серьезными, — это увольнения в связи со случаями коррупции, растрат и прямого хищения. В связи с подобными поступками распрощались с работой около 11% от всех уволенных за год сотрудников.«Группа Астра» в свободном доступе опубликовала курс по российской службе каталога ALD Pro для обучения администраторов 4.2 т

Регулярной практикой в большинстве организаций является заключение при приеме на работу соглашения о неразглашении служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны. Нарушение такого соглашения может привести к различным последствиям, от предупреждения, взыскания или увольнения вплоть до уголовного преследования, в зависимости от степени виновности сотрудника и решения руководства. В связи с разглашением конфиденциальной информации в 2016 году уволенными оказались 10% от общего числа.

Обстоятельства, ставшие причинами увольнений, разнятся, однако по большому числу случаев увольнений из-за недобросовестности сотрудников видно, что до идеальных отношений в трудовой сфере отечественным компаниям далеко. Отсюда очевиден главный посыл — как работникам, так и работодателям, для уменьшения количества проблем нужно действовать сообща, а не направлять свои усилия друг против друга. Остается надеяться, что в следующем году все именно так и будет.

ТОП причины увольнений в 2012 году

Как и в 2011, в ушедшем 2012 году наиболее популярной причиной для увольнений осталось нецелевое использование рабочего времени и интернета. Данный повод не только сохранил за собой лидирующие позиции, но и укрепил их. По подсчетам аналитиков FalconGaze (Фалконгейз) в 2012 году 34% увольнений были связаны с банальным нежеланием сотрудников исполнять свои прямые должностные обязанности. Социальные сети, чрезмерное увлечение чтением новостных лент, светских хроник и прочих материалов, окрашенных во все оттенки желтого цвета, а также интернет-покупки, онлайн-игры, общение в мессенджерах с друзьями и родственниками, просмотр шедевров кинематографа и кинолент весьма фривольного содержания – все это стало для многих работников неотъемлемой и даже преобладающей составляющей трудовых будней. Очевидно, что такой принцип построения рабочего дня является абсолютно неприемлемым для работодателей. Одно дело, когда сотрудник, ненадолго отвлекается, чтобы привести свои мысли в порядок, и совсем другое, когда работнику в буквальном смысле выплачивают зарплату за его же развлечения.

По причине нецелевого использования рабочего времени чаще всего увольняли сотрудников туристических компаний, банков, а также организаций, занимающихся информационными технологиями. В ходе исследования было установлено, что если в туристической отрасли сотрудники тратят немалое количество времени на посещение социальных сетей, то в банках процент посещения данных ресурсов гораздо ниже. Во многом это обусловлено наличием в сетях многих банковских учреждений средств, ограничивающих доступ к социальным сетям и развлекательным ресурсам в рабочее время. При этом работники банков, очевидно, компенсируя запрет на посещение соцсетей, чаще других просматривают новостные ленты и различные развлекательные таблоиды.

Среди сотрудников IT-рынка была отмечена другая тенденция: многие работники пытаются извлечь из своей деятельности двойную выгоду, занимаясь на основной работе дополнительными подработками. В желании заработать больше и разнообразить свою трудовую деятельность нет ничего крамольного, но очень немногим специалистам удается за рабочий день успевать сделать вдвое больше положенного. Как говорится, на двух стульях не усидишь. Точнее усидеть можно, если ты Юлий Цезарь, способный делать несколько дел одновременно без малейшего ущерба для каждого из них.

На втором месте, как и в 2011 году, расположилась такая причина, как обсуждение руководства и политики компании (19%). Как гласит мудрая поговорка, не кусай руку, кормящую тебя. Ну а если в работе компании что-то совсем не устраивает, то лучше воспользоваться конструктивной критикой и выяснить все спорные моменты. Если этот способ по какой-либо причине не работает, то соломоновым решением будет обратиться на рынок труда и найти компанию, с коллективом которой будет полное взаимопонимание.

Как выяснилось в ходе исследования, больше всего критики в свой адрес, а также в адрес своей организации не терпят в компаниях, занимающихся розничной торговлей, и крупных производственных предприятиях.

«Бронзовым» призером в списке причин для увольнений в 2012 году стал поиск новой работы. В желании сменить место труда нет ничего крамольного. Каждому хочется открыть для себя новые горизонты и даже банально сменить вид из окна. Но поиск нового места для применения своих знаний и навыков не должен мешать исполнению обязанностей на нынешнем рабочем месте. Составление и рассылка резюме, прохождение интервью, а также мечты о месте, где чай слаще и рубль длиннее, занимают немало времени, да и общая мотивация сотрудника, решившего покинуть стены компании, стремительно падает, что не может не сказаться на продуктивности его работы. К тому же сотрудники, покидающие организацию, часто прихватывают с собой «нажитое непосильным трудом», к примеру, клиентские базы контактов, информацию о новых разработках - в общем, все, что, как кажется сотруднику, может понадобиться ему на новом рабочем месте. С таким положением дел неудивительным является тот факт, что в 13% случаев начальники предпочитают отказаться от услуг своих подчиненных до того, как те положат на стол заявление об уходе по собственному желанию. Наиболее ревностно к жажде сотрудников обеспечить себя новым местом работы относятся в учреждениях, занимающихся торговлей. Также высокий процент увольнений именно по этой причине оказался в телекоммуникационной отрасли, которая характеризуется высокой динамикой развития и, как следствие, постоянно испытывает недостаток в квалифицированных специалистах, которых часто переманивают из одной компании в другую, предлагая более высокую оплату труда и всевозможные бонусы.

По сравнению с прошлым годом сотрудников, которых увольняли за взятки, стало немного меньше. Таким образом, не совсем законная человеческая корысть, стала причиной 11% увольнений. В эту же категорию попадает не только взяточничество в классическом виде, но также и использование своего служебного положения в личных целях. Истории, когда тот или иной сотрудник раз за разом пытается «протащить» в компанию своих друзей или родственников, которые, может, люди и неплохие, но специалисты крайне посредственные, уже давно стали, пусть грустной, но обыденностью.

Еще одна причина – халатное обращение с конфиденциальными данными. Нередки случаи, когда сотрудники в рабочей круговерти отправляют письмо с новым договором не на тот почтовый адрес или случайно упоминают информацию «не для всех» в приватной беседе. Перепутать адрес может каждый, но если подобные «огрехи» становятся систематическим явлением, то вероятность разглашения конфиденциальных данных может стать грустной реальностью. При этом, случайно совершенный проступок ничуть не оберегает компанию от весьма реальных убытков. Так, в 2012 году 10% сотрудников лишились своих рабочих мест из-за своей невнимательности. Больше всего «замечтавшихся» работников было наказано в банковской сфере, а также в торговых и логистических компаниях, где к защите данных предъявляются особо жесткие требования.

Систематические опоздания, прогулы работы без объяснения причин, некорректное поведение с клиентами и сослуживцами – все это можно объединить под термином «нарушение внутренних правил компании». Эта причина применялась для увольнения сотрудников в 8% случаев. Наиболее щепетильно к вопросам трудового распорядка в этом году относились в сфере обслуживания, в банковском секторе, а также в компаниях, оказывающих страховые услуги. Как видно, увольнения за опоздания не являются самой популярной причиной, однако такие «оплошности» часто становятся последним доводом в вопросе увольнения сотрудника, допустившего более серьезный промах.

Список самых веских причин для увольнения в 2012 году завершают ситуации, когда сотрудники компании вполне осознанно разглашали конфиденциальную информацию, имея при этом вполне меркантильные интересы. В желании поделиться с конкурентами разработками компании были уличены и затем уволены 5% сотрудников. Чаще всего на продаже данных конкурентам попадались сотрудники промышленных, торговых и IT-компаний.

Из представленных данных видно, что, как и в прошлом году, уволенные сотрудники лишались своих мест по абсолютно логичным причинам. Другое дело, что руководителю не всегда удается с первого раза определить степень серьезности проступка своего подчиненного. Поэтому было бы неплохо, чтобы для принятия подобного решения руководитель обладал бы инструментом, способным помочь объективно оценить ситуацию. Как говорится, семь раз отмерь и один раз отрежь, а поставить подпись в приказе об увольнении – это дело пары секунд.

ТОП причины увольнений в 2011 году

Специалисты аналитического отдела компании FalconGaze (Фалконгейз) на основе данных, полученных с помощью системы SecureTower, предназначенной для контроля утечки информации, а также детального анализа рабочего времени персонала, провели масштабное исследование причин, по которым чаще всего увольняли сотрудников в 2011 году.

Как оказалось, одной из самых веских причин для увольнения служило нецелевое использование рабочего времени и интернета (33%). Что только не творят сотрудники на своем рабочем месте: посещение развлекательных сайтов, чтение новостей, постоянное общение в мессенджерах, просмотр фильмов – это только мелкие прегрешения. Многие умудряются в рабочее время смотреть непристойные фильмы, в конце которых главные герои отнюдь не женятся, или играть в онлайн-игры, которые съедают гигабайты корпоративного трафика.

А вот другая ситуация: как оказалось, 21% сотрудников предприятий не отказывает себе в удовольствии отпустить парочку едких замечаний в адрес компании или своего руководителя. Отсюда и следующая причина увольнения: обсуждение компании или её руководящего состава в интернете. В общем, сотрудникам следует задуматься, прежде чем высказать колкость по поводу связей директора компании с новым молодым бухгалтером.

На третьем месте разместилась проблема, с которой в России борются со времен Ивана III, а именно коррупционные процессы, откаты и взятки. По этой причине потеряли свою работу около 14% уволенных работников.

Следующая причина – поиск новой работы (12%). Вот так сурово и беспощадно. В современных реалиях работу можно потерять в процессе поиска новой. Очевидно, что разговоры о новой работе, рассылка резюме, частое посещение сайтов о трудоустройстве способны отнимать немалую долю рабочего времени, к тому же, сотрудники, вознамерившиеся покинуть «отчий дом», очень любят прихватывать с собой «сувениры на память», такие как важные документы, или базы данных контактов.

Вот еще одна веская причина для увольнения: безответственность в обращении с конфиденциальными данными (11%). Сотрудник мог ошибиться почтовым адресом, или потерял флешку с важными разработками, как правило, такая ситуация складывается без злого умысла, но убытки компании от этого меньше не становятся.

А вот, по сути, и обратная сторона той же медали: промышленный шпионаж в пользу конкурентов (6%). В любой компании найдется информация, разглашение которой приведет к прямым убыткам. И, к сожалению, иногда попадаются неблагочестивые сотрудники, готовые набить свой карман за счет таких данных. Последней причиной в рейтинге, составленном специалистами Falcongaze, оказалось нарушение внутренних правил компании (3%). Нарушение устава, внутренних правил, касающихся работы компании, часто приводит к ухудшению атмосферы в коллективе и снижению эффективности работы.

Все вышеперечисленные причины, несомненно, являются весомым аргументом в пользу увольнения провинившегося сотрудника. Но запятую во фразе «казнить нельзя помиловать» предстоит ставить самому руководителю.