2022/06/10 11:09:26

Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли
(федеральный проект)


Содержание

2022

В Москве открылся Центр развития ИТ-образования на базе МИРЭА

В Москве на базе МИРЭА - Российского технологического университета (РТУ) начал работу учебно-научный комплекс импортозамещения, созданный для подготовки и переподготовки ИТ-специалистов. В церемонии открытия приняли участие заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Елена Дружинина, президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский и ректор РТУ МИРЭА Станислав Кудж. Об этом сообщили в Минобрнауки России 04 октября 2022 года. Подробнее здесь.

Чернышенко: Более 110 тысяч студентов зачислены на «цифровые кафедры» вузов

26 сентября 2022 года стало известно о зачислении более 110 тыс. студентов на «цифровые кафедры» в российских вузах. Всего было подано свыше 140 тыс. заявлений, сообщил вице-премьер России Дмитрий Чернышенко.

По его словам, на старте обучения на «цифровых кафедрах» студенты проходят процедуру входного мониторинга цифровых компетенций. Через три месяца планируется провести промежуточную оценку уровня их сформированности. Подробнее здесь.

Более 80 тысяч студентов могут быть зачислены на «цифровые кафедры» до конца сентября

6 сентября 2022 года Минцифры сообщило о том, что более 80 тыс. студентов должны быть зачислены на «цифровые кафедры» до 30 сентября, приступить к обучению они смогут уже в начале октября.

Студенты будут обучаться по программам, прошедшим защиту на отраслевых рабочих группах. В их оценке приняли участие более 200 экспертов – представители федеральных ведомств, топ ИТ и отраслевых компаний, представители образования и науки.

«
Мы совместно с Минобрнауки России предусмотрели механизм подготовки программ в вузах, которые прошли согласование на рабочих группах, и они стали значительно качественнее, более ориентированы на отрасль и готовы для реализации на "цифровых кафедрах", – отметил замглавы Минцифры Николай Яцеленко.
»

Ожидается, что до конца 2025 года обучение на «цифровых кафедрах» завершат свыше 385 тыс. человек, а к 2030-му году более 900 тыс. студентов.

Первоначальная концепция проекта предполагала получение ИТ-квалификации только на дополнительных профессиональных программах ИТ-профиля, теперь это возможно в пределах основной образовательной программы высшего образования, реализуемой по двум направлениям, одним из которых является направление по ИТ-профилю.

«
В рамках программы "Приоритет-2030" в 2022 году был запущен масштабный проект по подготовке кадров для ИТ-отрасли. Благодаря привлечению к разработке и обсуждению новых программ экспертов ИТ-отрасли мы увидели "живые", конкурентоспособные программы, которые должны заинтересовать не только наших студентов, но и сотрудников предприятий в сфере ИТ. Университеты, в свою очередь, имели возможность получить обратную связь от экспертов и подготовить действительно востребованный продукт, – отметил директор Департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки России Виталий Гришкин.
»

Всего Минцифры России совместно с АНО ВО «Университет Иннополис» и АНО «Цифровая экономика» рассмотрели 505 программ в рамках проекта «Цифровые кафедры». В защите приняли участие более ста вузов-участников и вузов-кандидатов на участие в программе «Приоритет-2030». Вузы прошли три этапа оценки программ: первичная, экспертная и отраслевая, а теперь дорабатывают свои программы в соответствии с полученными рекомендациями.

«
Для реализации национальной программы создан механизм, объединяющий усилия государства, бизнес-сообщества и вузов в целях подготовки кадров ИТ-отрасли, за что мы очень благодарны Минцифры России и Минобрнауки России. Предварительно все программы "цифровых кафедр" защищают на заседаниях отраслевых рабочих групп, где их презентуют непосредственно руководители "цифровых кафедр". До защиты программы проходят экспертизу и получают оценку экспертов АНО "Цифровая экономика"», – подчеркнула врио директора направления «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» Юлия Горячкина.
»

Также для разработки программ Университетом Иннополис при поддержке экспертного сообщества разработана Матрица (модель) цифровых компетенций в разных сферах деятельности в области ИТ. В соответствии с ней будет проводиться обучение необходимым компетенциям.

«
Созданная Университетом Иннополис Матрица компетенций полностью отражает актуальную потребность цифровой экономики в квалифицированных кадрах с учетом отраслевой специфики. Обучение студентов по такой Матрице позволяет в последствии провести комплексную оценку обучения студента и увидеть реальные результаты осуществления проекта, – отметила руководитель Ассесмент-центра АНО ВО «Университет Иннополис» Светлана Соколова.
»

Одобрены 150 программ от 65 вузов для реализации на «цифровых кафедрах» в России

Отраслевые рабочие группы одобрили более 150 программ от 65 вузов с учетом рекомендаций ведущих ИТ и отраслевых экспертов. Остальные 350 программ будут рассмотрены на следующих заседаниях. Об этом пресс-служба Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ сообщила в конце августа 2022 года.

Как отметили в ведомстве, после доработки программы могут быть реализованы на «цифровых кафедрах» в рамках федпроекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» нацпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Одобрены 150 программ от 65 вузов для реализации на «цифровых кафедрах»

Пять очных и заочных заседаний прошли в отраслях:

  • «Здравоохранение»;
  • «Информационно-коммуникационные технологии»;
  • «Обрабатывающая промышленность»;
  • «Добывающая промышленность»;
  • «Информационно-коммуникационные технологии»;
  • «Энергетическая инфраструктура»;
  • «Искусство и культура»;
  • «Транспортная инфраструктура»;
  • «Финансовые услуги».

По сообщению Минцифры РФ, эксперты рекомендовали образовательным командам расширить набор цифровых компетенций, усилить практическое обучение, использовать сетевые технологии и интеграции блока в части импортозамещения и кибербезопасности, а также не ограничиваться узким кругом изучения отечественного или зарубежного софта.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft 2.1 т

Ожидается, что до конца 2025 года «цифровые кафедры» окончат свыше 385 тысяч человек. А к 2030 году допквалификацию по ИТ-профилю получат 1 миллион 135 тысяч студентов. Студентам в процессе обучения предстоит пройти комплексную оценку развития цифровых компетенций. Для этого на базе университета «Иннополис» сформирован ассесмент-центр. Учащимся будут предложены тесты и кейсы в соответствии с тематикой их программ дополнительной профподготовки. Результаты позволят оценить уровень сформированности цифровых компетенций студентов по окончании обучения на «цифровых кафедрах», заявили в кабмине.

Для борьбы с дефицитом кадров рассматривается вопрос оплаты второго высшего образования в области ИТ из бюджета

Совет по развитию цифровой экономики при Совете Федерации предложил исключить требования к ученой степени и званию, а также публикациям для привлечения ИТ-специалистов к преподаванию в университетах. Об этом стало известно 7 июня 2022 года. В том числе, хотят привлечь и тех, кто обучается по программам магистратуры. Предложения были подготовлены по итогам заседания на тему «Научно-образовательная политика и подготовка кадров в эпоху цифровой экономики» под председательством вице-премьера Дмитрия Чернышенко и первого вице-спикера Совета Федерации Андрея Турчака.

Помимо этого, гражданам хотят предоставить возможность получать второе высшее образование в области ИТ за счет бюджета. Для подготовки ИТ-кадров также предлагается внедрить на магистратуре программы, по которым можно обучаться онлайн и предусмотреть бюджетные места по ним.

Для скорейшего освоения профессии предлагается увеличить количество учебных часов по практикоориентированным и математическим учебным дисциплинам на первом и втором курсах обучения ИТ-специалиста. Непрофильные дисциплины при этом будут перенесены на последние годы обучения.

Совет по развитию цифровой экономики также хочет запустить кампанию по популяризации российского ПО. В этой связи предлагается перевести учебный процесс на российское ПО.

Вместе с тем в России могут быть разработать механизмы поддержки российских разработчиков, чье ПО используется в образовательном процессе. Речь идет о снижении цены лицензии либо о предоставлении софта на бесплатной основе. Помимо прочего, может быть создан госбанк доступа образовательных организаций к лицензиям и подпискам на «облачные» ресурсы.

Для отслеживания ситуации с ИТ-кадрами на рынке предлагается создать публичную цифровую платформу карьерной навигации в ИТ-сфере. С ее помощью можно будет отслеживать потребность субъектов России в ИТ-специалистах. В том числе, может появиться и государственный цифровой ресурс для организации практики обучающихся в целях быстрого подбора мест стажировки и электронного обмена документами с работодателем.

Все инициативы направлены на борьбу с острым дефицитом кадров в ИТ-отрасли. Так, за февраль и март 2022 г. Россию покинули 70 тыс. ИТ-кадров. Но их нехватка ощущалась и раньше — еще в феврале 2021 г. о дефиците 1 млн ИТ-кадров говорили представители Минцифры, и эта же цифра прозвучала на заседании Совета по развитию цифровой экономики в конце апреля 2022 г[1].

Дмитрий Чернышенко: В 115 российских университетах созданы «цифровые кафедры»

В 115 российских университетах созданы «цифровые кафедры», о чем 19 мая 2022 года заявил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. По его словам, в следующем учебном году на этих кафедрах запустят обучение по 300 образовательным программам.

«
Это, например, разработчик цифровых продуктов, веб-приложений, администрирование отечественных операционных систем и многие другие. Отмечу, что количество «цифровых кафедр» будет расширяться. Они будут открываться в университетах, которые присоединятся к программе «Приоритет-2030», – заявил Дмитрий Чернышенко.
»

Дмитрий Чернышенко: В 115 российских университетах созданы «цифровые кафедры»

По словам заместителя председателя Правительства РФ, каждый из вузов самостоятельно разрабатывает образовательные программы дополнительной профессиональной переподготовки. Студенты смогут освоить такие профессии, как разработка цифровых продуктов, веб-приложений, администрирование отечественных операционных систем и многие другие.

По планам правительства, до конца 2025 года «цифровые кафедры» окончат свыше 385 тысяч человек. А к 2030 году дополнительную квалификацию по ИТ-профилю получат 1,135 млн студентов. Студентам в процессе обучения предстоит пройти комплексную оценку развития цифровых компетенций, говорится в сообщении.

Для этого на базе университета «Иннополис» сформирован ассесмент-центр. Учащимся будут предложены тесты и кейсы в соответствии с тематикой их программ дополнительной профподготовки. Результаты позволят оценить уровень сформированности цифровых компетенций студентов по окончании обучения на «цифровых кафедрах». «Цифровые кафедры» запущены в рамках федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» (нацпрограммы «Цифровая экономика»).[2]

Российские власти разработали план по вовлечению молодых россиян в сферу разработки и производства электроники

Российские власти разработали план по вовлечению молодых россиян в сферу разработки и производства электроники. Об этом стало известно 19 апреля 2022 года. Основная его задача – к 2030 г. увеличить число кадров, приходящих в эту сферу, с 1000 до 9000 человек ежегодно.

На апрель 2022 г. в данной отрасли наблюдался большой кадровый голод. Отечественные вузы на апрель 2022 года выпускают лишь 20 тыс. профильных специалистов в год, однако лишь в пределах 5% остаются в профессии – остальные уходят в другие отрасли в поисках, помимо прочего, и более высокого дохода.

Как итог, на весну 2022 г. в российской отрасли разработки и производства электроники работало в пределах 300 тыс. человек, притом молодых специалистов в возрасте от 20 до 29 лет среди них почти не было – их насчитывалось лишь 2%. Средний возраст половины из 300 тыс. человек приближается к 50 годам.

Чтобы нарастить количество отечественных специалистов в области электроники власти России собираются запустить федеральный проект «Подготовка кадров и научного фундамента для электронной промышленности». Его реализация затребует немалых средств – на него будет выделено 312 млрд руб. Ответственными за реализацию проекта будут назначены вице-премьер Юрий Борисов и заместитель главы Минобрнауки Алексей Медведев.

Сотни миллиардов рублей власти хотят потратить на так называемую «сквозную подготовку и управление кадрами», которая затронет школы, вузы и рабочие места. Также в рамках проекта российские университеты и институты должны будут организовать совместные с действующие предприятиями лаборатории и обязательно нарастить целевой набор на профильные кафедры.

Также вузы должны будут решать задачу по вовлечению студентов в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и ежегодно открывать, по меньшей мере, 25 так называемых «молодежных лабораторий». В список мер поддержки молодых специалистов войдут и гранты.

По прогнозам российских властей, все перечисленные меры должны увеличить численность кадров в сфере электроники, решивших остаться в профессии и не уезжать из страны, приблизительно на 60 тыс. человек к 2030 г. Однако сами студенты по направлению электроники и микроэлектроники пока не очень желают работать на российских предприятиях по своей профессии. По данным «Коммерсанта», почти половина (45%) студентов инженерно-технических вузов категорически не желают работать на отечественные предприятия. Лишь 25% положительно относятся к подобной перспективе.

Главная проблема отрасли – невысокие зарплаты, что подтверждает изданию и директор консорциума «Базис» Арсений Брыкин. С его слов, Россия на апрель 2022 года сталкивается с оттоком и текучкой молодых кадров на оборонных предприятиях

«
Выпускники вузов хотят на старте иметь высокую зарплату, но на деле на профильных предприятиях получают 40–60 тыс. руб., – сказал он.
»

Арсений Брыкин добавил, что в отрасли электроники наблюдается недостаточно быстрый рост зарплат, что и мешает вовлекать молодых специалистов в новые проекты. С его слов, на фоне этого кадры охотно бегут в другие сферы и нередко начинают работать на иностранные компании, способные предложить более высокую зарплату. Также он добавил, что многие иностранные компании регулярно предлагают своим сотрудникам переехать из России в другую страну. Подобные случаи участились весной 2022 г. после начала спецоперации[3].

Возможность для более 80 тыс. студентов вузов обучаться на «цифровых кафедрах»

Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко рассказал о планах по подготовке ИТ-кадров. Вице-премьер отметил, что программы ориентированы на школьников, студентов и взрослых, желающих получить дополнительную квалификацию в ИТ-сфере. Об этом стало известно 15 февраля 2022 года.

«
Президент неоднократно отмечал, что подготовка профессиональных кадров является ключевым фактором развития ИТ-сферы. По его поручению в рамках нацпроекта `Цифровая экономика России` в учебном году 2021-2022 увеличим количество бюджетных мест в вузах по ИТ-специальностям более чем в два раза – с 80 тыс. до 160,4 тыс. Также идёт активная работа по созданию обучающих модулей, нацеленных на повышение цифровых компетенций россиян, для детей и взрослых. В 2022 году запущен федеральный проект `Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли` на основе стратегической инициативы, утверждённой Председателем Правительства, – сказал Дмитрий Чернышенко.
»

В рамках данного федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» в 2022 году более 80 тысяч студентов вузов получат возможность обучаться на «цифровых кафедрах». Программы помогут студентам сформировать востребованные цифровые компетенции. Всего до 2024 года на «цифровые кафедры» планируется принять 385 тысяч студентов. А около 100 тысяч учеников 8–11-х классов начнут изучать языки программирования на бесплатных двухлетних курсах. Обучение станет дополнением к программам общего образования и позволит ребятам получить первые навыки и определиться с выбором будущей профессии. В 2021 году программа стартовала в 10 пилотных регионах. Обучение начали более 31,5 тысячи школьников.

В 2022 году в рамках проекта «Цифровые профессии» 57,5 тысячи человек получат дополнительное образование в ИТ-сфере при поддержке государства. Им будет компенсирована половина стоимости обучения. Выпускники курсов смогут применять полученные знания в своей работе или полностью изменить сферу деятельности и раскрыть свой творческий потенциал.

Цифровые компетенции будут повышать и преподаватели. В течение года на базе университета «Иннополис» обучение пройдут порядка 18 тысяч преподавателей высшего и среднего профессионального образования. А сами образовательные программы вузов будут актуализированы в соответствии с потребностями рынка. Более 40 профессиональных стандартов будут пересмотрены при участии экспертного сообщества и организаций, участвующих в реализации проектов в сфере цифровой экономики.

Дмитрий Чернышенко добавил, что в России сохраняется высокая потребность в ИТ-специалистах. Только в январе 2021 года один из самых популярных порталов по поиску работы и подбору персонала опубликовал 86 тыс. вакансий в данной отрасли. Они являются одними из самых высокооплачиваемых на рынке.

2021: Запуск проекта

В декабре 2021 года стало известно о новом федеральном проекте «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли». На его реализацию выделяется более 27 млрд рублей, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на приложение к закону о федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, которое опубликовано в электронной базе данных Госдумы.

Согласно документу, в 2022 году на развитие ИТ-кадров будет выделено 4,8 млрд рублей, в 2023-м — уже в два раза больше (чуть более 10 млрд рублей) и в 2024-м — более 12 млрд рублей. Законопроект рассмотрен Госдумой и одобрен Советом Федерации и к 7 декабря 2021 года направлен президенту России Владимиру Путину.

В России запущен федеральный проект «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли»

Руководитель отдела образовательных программ фирмы «» Игорь Кузора в разговоре с агентством сообщил о трех главных направлениях нового федерального проекта:

  • работа со школьниками, которой будет заниматься Центр компетенций по кадрам цифровой экономики на базе Университета 2035;
  • развитие цифровых кафедр в вузах. К концу 2021 года такие кафедры уже функционируют в формате дополнительного образования в вузах-участниках программы «Приоритет 2030»;
  • создание системы внешней оценки обучения студентов на цифровых кафедрах.

«
Система внешней оценки предполагает возможность отдельно, независимо на входном и промежуточном контроле оценить состояние студентов. А итоговый контроль планируется делать с участием работодателей. Это что-то наподобие госэкзамена, — пояснил Кузора.
»

По его словам, по итогу обучения на цифровых кафедрах студенты будут получать свидетельство о дополнительном профессиональном образовании вместе с основным дипломом. Студенты направлений, не связанных с ИТ, получат вторую квалификацию в цифровой отрасли, и эта специальность будет прописана в дипломе.[4]

Примечания