Пять ступеней в «облака»
Инструкция перевода бизнеса в облака
На данный момент существует уже достаточно большое количество удачных примеров использования облачных технологий среди различных компаний и все очевиднее становятся преимущества использования облачного вычисления. Это и возможность сокращения капитальных вложений, и сокращение сроков реализации ИТ-проектов, и удешевление менеджмента технической инфраструктуры.
Каталог решений класса Cloud computing доступен на TAdviser.
Перевод бизнеса в облака
Аудит. Первое, с чего начинается путешествие в «облака» - полноценный аудит текущей ИТ-инфраструктуры, включающий:
- инвентаризацию аппаратного и программного обеспечения;
- степень использования ресурсов;
- статистику по обращениям пользователей в службу help desk.
Обратите внимание на периметр сетевой инфраструктуры, поскольку качество и доступность облачных услуг напрямую зависит от того, как организована «последняя миля» до операторов, какие резервы или альтернативы вам доступны.Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
Уровень сервиса (SLA). Каждый раз, когда вы будете обращаться к поставщикам облачных услуг, соглашение об уровне сервиса (SLA) будет краеугольным камнем в ваших отношениях. Поэтому необходимо сразу подобрать профессионального провайдера ИТ-услуг, который работает по проверенным временем договорам.
Бизнес-кейс. Имея на руках детальную картину по текущей инфраструктуре и ожидания по уровню сервиса, вы можете проанализировать, как переход на облачную платформу позволит сэкономить. Например, вы используете собственную платформу виртуализации для хостинга Интернет-магазина со средней загрузкой 40%. При этом гарантийный срок оборудования подходит к концу. Что делать? Очевидно, что этот блок инфраструктуры - хороший кандидат на миграцию в облако. Однако точные расчеты по шаблону типового бизнес-плана дадут надежную основу для принятия решения на уровне генерального директора.
Миграция. Поставщик облачных услуг всегда заинтересован в том, чтобы переезд ваших виртуальных машин и приложений произошел как можно быстрее и безболезненней. При этом всегда лучше закладывать полноценный проект по миграции приложений в «облако». Наймите архитектора облачных инфраструктур, проработайте сервисную модель поддержки ИТ с учетом добавления служб поддержки аутсорсера в ваши процессы ITSM. Для критичных бизнес-систем сделайте стресс-тесты.
Эксплуатация. На этапе эксплуатации убедитесь, что «облако» не стало для вас «черным ящиком». В идеале должны поддерживаться отношения на 3-х уровнях управления: исполнительном (Business Executive, CEO), операционном (IT Operations, CIO) и техническом (Service Desk, IT Support). Никогда не стесняйтесь спросить облачного провайдера какие новые услуги он планирует запускать в ближайшее время. Убедитесь, что эти новые сервисы хорошо ложатся на ваши собственные планы по развитию ИТ.
Таким образом, собрав ключевые знания о процессе перехода в облака, вы сможете взаимодействовать с поставщиком облачных сервисов на профессиональном уровне, что повысит удовлетворенность конечных пользователей и позволит оптимизировать бизнес[1].
При хорошо продуманном и своевременном внедрении соответствующих технологий, а также соответствующей корректировке бизнес-процессов под условия облачного бизнеса, облачные вычисления могут создать уникальные стратегические преимущества для бизнеса. Ниже представлены 5 основных моментов, подробно раскрывающих суть облачных вычислений и их преимуществ:
1. Аутсорсинг – первый шаг в «Облака»
- Текущий ремонт и профилактическое обслуживание компьютеров, серверов (диагностика неисправностей, замена вышедших из строя комплектующих, настройка ПО);
- Текущий ремонт и профилактическое обслуживание принтеров и копиров (диагностика неисправностей, замена вышедших из строя комплектующих, заправка и чистка картриджей для лазерных принтеров и копиров);
- Администрирование ваших серверов и ЛВС (разграничение прав доступа пользователей, организация резервного копирования);
- Поддержание работоспособности кабельной системы ЛВС;
- Технические консультации по телефону в объеме, не требующем диагностики оборудования и непосредственного вмешательства специалиста;
Вы платите фиксированную абонентскую плату профессиональной организации, и в вашем распоряжении команда специалистов. Специалисты оперативно приезжают к вам всякий раз, когда вы их вызовете.
2. Хостинг – второй шаг в «Облака»
Хо́стинг (англ. hosting) — услуга по предоставлению вычислительных мощностей для физического размещения информации на сервере, постоянно находящемся в сети (обычно Интернет). Хостингом также называется услуга по размещению оборудования клиента на территории провайдера с обеспечением подключения его к каналам связи с высокой пропускной способностью (колокация, от англ. colocation).
Обычно под понятием услуги хостинга подразумевают как минимум услугу размещения файлов сайта на сервере, на котором запущено ПО, необходимое для обработки запросов к этим файлам (веб-сервер). Как правило, в услугу хостинга уже входит предоставление места для почтовой корреспонденции, баз данных, DNS, файлового хранилища и т. п., а также поддержка функционирования соответствующих сервисов.
3. ЦОД Центр обработки данных – третий шаг в «Облака»
ЦОД Центр обработки данных, Дата-центр (от англ. data center) — специализированное здание для размещения (хостинга) серверного и коммуникационного оборудования и подключения к каналам сети Интернет.
Дата-центр исполняет функции обработки, хранения и распространения информации, как правило, в интересах корпоративных клиентов. ЦОД ориентирован в первую очередь, на решение бизнес-задач, путем предоставления услуг в виде информационных сервисов. Консолидация вычислительных ресурсов и средств хранения данных в ЦОД позволяет сократить совокупную стоимость владения IT-инфраструктурой за счет возможности эффективного использования технических средств, например, перераспределения нагрузок для оптимального решения бизнес-задач, а также за счет сокращения расходов на администрирование.
Дата-центры обычно расположены в пределах или в непосредственной близости от узла связи или точки присутствия какого-либо одного или нескольких операторов. Качество и пропускная способность каналов влияют на уровень предоставляемых услуг, поскольку основным критерием оценки качества работы любого дата-центра является время доступности сервера.
4. Виртуальная машина – четвертый шаг в «Облака»
Виртуальная машина (virtual machine) — программная и/или аппаратная система, эмулирующая аппаратное обеспечение некоторой платформы. На виртуальную машину, как и на реальный компьютер, можно устанавливать операционные системы (например, Windows можно запускать в виртуальной машине под Linux или наоборот). На одном компьютере может функционировать несколько виртуальных машин (это может использоваться для имитации нескольких серверов на одном реальном сервере с целью оптимизации использования ресурсов сервера).
5. Программное обеспечение как услуга – пятый шаг в «Облака»
Программное обеспечение как услуга (англ. software as a service, сокр. SaaS), программное обеспечение по требованию(англ. software on demand, сокр. SoD) — бизнес-модель продажи и использования программного обеспечения, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчикам доступ к программному обеспечению через Интернет.
Основное преимущество модели SaaS для потребителя состоит в отсутствии затрат, связанных с установкой, обновлением и поддержкой работоспособности оборудования и работающего на нём программного обеспечения.
В модели SaaS:
- приложение приспособлено для удаленного использования;
- одним приложением пользуется несколько клиентов (приложение коммунально);
- оплата взимается либо в виде ежемесячной абонентской платы, либо на основе объема операций;
- техническая поддержка приложения включена в оплату;
- модернизация и обновление приложения происходит плавно и прозрачно для клиентов.
В рамках модели SaaS заказчики платят не за владение программным обеспечением как таковым, а за его аренду (то есть за его использование через веб-интерфейс). Таким образом, в отличие от классической схемы лицензирования ПО заказчик несет сравнительно небольшие периодические затраты, и ему не требуется инвестировать значительные средства в приобретение ПО и аппаратной платформы для его развертывания, а затем поддерживать его работоспособность.
Схема периодической оплаты предполагает, что если необходимость в программном обеспечении временно отсутствует, то заказчик может приостановить его использование и заморозить выплаты разработчику.
С точки зрения разработчика проприетарного ПО модель SaaS позволяет эффективно бороться с нелицензионным использованием программного обеспечения, поскольку само программное обеспечение не попадает к конечным заказчикам. Кроме того, концепция SaaS часто позволяет уменьшить затраты на развёртывание и внедрение систем технической и консультационной поддержки продукта, хотя и не исключает их полностью.
5 скрытых затрат при миграции в облако
Облачные вычисления дают новый, более простой способ предоставить необходимые ИТ-ресурсы, но следует знать обо всех связанных с этим расходах.
Руководители бизнеса спешат реализовать потенциал экономии облачных вычислений, требуя от своих директоров по технологии как можно скорее перейти в облако. Однако при этом следует понимать, что существуют скрытые затраты, связанные с таким переходом. Этому вопросу посвящено исследование, проведенное Ассоциацией аудита и контроля информационных систем (ISACA), под названием «Вычисление облачной отдачи: с точки зрения заказчика» («Calculating Cloud ROI: From the Customer Perspective»).
Непредвиденные расходы при первичной миграции систем
Помимо платы за лицензирование ПО и поддержку, услуги поставщика облака, системное администрирование облака и передачу данных, есть и другие, менее очевидные расходы при миграции. Они включают стоимость переделки приложений, чтобы они могли работать в виртуализированной среде, изменение форматов данных, чтобы они совпадали с форматами поставщика SaaS, организацию единого управления идентификацией и доступом и разработку процессов для управления облаком. Эти расходы могут оказаться неожиданностью для ИТ-менеджера.
Возвращение услуг при изменении регулятивных требований
Может оказаться, что организации придется вернуть некоторые ИТ-ресурсы из облака обратно - скажем, если новые регулятивные требования устанавливают более строгие правила обеспечения конфиденциальности данных, что делает невозможным использование облака. В таком случае организации придется перенести данные из облака обратно, обеспечив их точность, произвести уничтожение или очистку данных, хранимых в облаке, сконфигурировать собственные системы, чтобы заменить облачные сервисы, выплатить компенсацию за досрочное расторжение договора, перераспределить ИТ-ресурсы для поддержки возвращенных услуг и, возможно, приобрести новые физические ресурсы, чтобы обеспечить хостинг перенесенных услуг.
Внедрение контрмер по смягчению риска
Возможно, организациям придется предпринять действия, чтобы избежать риска - например, внедрить средства шифрования данных, спланировать и протестировать стратегии смягчения риска и обеспечить хранение резервных копий и журналов аудита на автономных носителях. ИТ-менеджеры могут не всегда предвидеть проблемы.
Потеря внутренних ИТ-ресурсов, обеспечивавших конкурентное преимущество
Организации могут использовать стратегические внутренние системы или приложения, которые, если их перенести в облако, потеряют свою эффективность.
Модели, ведущие к «привязке», могут ограничить ваш выбор
Риск оказаться жестко привязанным к определенным поставщикам облака или к проприетарным моделям обслуживания может затруднить будущее принятие услуг на основе открытых стандартов по мере их появления.