2024/02/08 12:03:56

ИТ-аутсорсинг в банках

Банковские ИТ-специалисты опасаются, что использование аутсорсинга приведет к ухудшению их условий труда, но, как правило, не могут привести негативных примеров из личного опыта. При этом к услугам аутсорсеров прибегают уже 2/3 банков США.

Каталог проектов ИТ-аутсорсинга и поставщиков услуг на TAdviser

Содержание

2024: Закон об ИТ-аутсорсинге в банках в России увеличит расходы ИТ-компаний

В начале февраля 2024 года Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), АРПП «Отечественный софт» и Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) направили главе комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолию Аксакову письмо, в котором предупредили о существенном росте расходов ИТ-компаний из-за законопроекта, который позволит банкам передавать на аутсорсинг разработку цифровых решений и хранить данные с банковской тайной в облачных сервисах.

Речь идет о законопроекте, который был внесен в Госдуму в июле 2023 года группой депутатов во главе с Аксаковым и несколькими сенаторами. Авторы документа предлагают наделить ЦБ РФ полномочиями по установлению обязательных требований как к порядку привлечения поставщиков услуг по предоставлению ИТ-сервисов в указанных формах, так и непосредственно к их информационным системам. К февралю 2024 года законопроект прошел первое чтение в Госдуме.

РАЭК, АРПП и АП КИТ направили в Госдуму письмо, предупреждающее о существенном росте расходов ИТ-компаний из-за закона об ИТ-аутсорсинге

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на письмо РАЭК, АРПП и АПКИТ, этот законопроект может «существенно увеличить издержки» ИТ-компаний малого и среднего звена и «подорвать конкуренцию на рынке в пользу больших игроков». По мнению авторов обращения, инициатива накладывает на все ИТ-компании обязанность получать лицензию Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России (ФСТЭК), притом вне зависимости от факта передачи им банковской тайны. В результате ИТ-бизнес будет нести дополнительные расходы (получение такой лицензии обойдется в 1,5-2 млн рублей). Новые требования к информбезопасности могут обойтись каждой компании в 15 млн рублей в год, заявляют отправили письма. Кроме того, по их словам, в случае нарушения требований, указанных в законопроекте, у компании могут заморозить лицензию на срок до 90 дней с конфискацией «произведенного продукта и средств производства».[1]

2012: ИТ-сотрудники финансовых компаний с опасением смотрят на развитие аутсорсинга в банковской сфере

ИТ-сотрудники финансовых компаний с опасением смотрят на развитие аутсорсинга в банковской сфере. Об этом свидетельствуют данные исследования InformationWeek, в котором приняли участие 1359 специалистов в области ИТ, трудоустроенных в организациях финансового сектора CША. Им было предложено ответить на вопрос, к каким последствиям приводит использование аутсорсинга в компании. Большинство респондентов отметили исключительно негативные тенденции. Более половины рядовых сотрудников сообщили, что обращение к аутсорсингу ведет к сокращению предложений на рынке труда (66%) и понижает мотивацию служащих (58%). Эти же факторы вызывают опасения ИТ-менеджмента, хотя градус скепсиса среди них ниже (55% и 46% соответственно).

Среди других последствий, которые выделяют опрошенные – более низкие ставки для новых сотрудников (43% рядовых ИТ-специалистов, 36% менеджеров), меньше возможностей для карьерного роста (36% и 32%), сокращение зарплат (22% и 18%), заниженная оценка навыков сотрудников (30% и 28%). Для сравнения, доля тех, кто считает, что оценка персонала при аутсорсинге растет, гораздо меньше (13% и 16%).Вице-премьер Дмитрий Григоренко рассказал TAdviser, как устроена цифровая модель госуправления Правительства России 5.1 т

Какое влияние аутсорсинг оказывает на ИТ-специалистов? (оранжевый столбец – ответы рядовых сотрудников, красный – ИТ-руководителей)

Источник: InformationWeek, 2012


Позитивные сдвиги при переходе на аутсорсинг оказались в хвосте таблицы, оптимистично настроенных сотрудников оказалось меньшинство. При этом очевидно, что руководители относятся к выведению вовне ИТ более лояльно – менеджеры реже упоминают о негативных тенденциях и чаще называет позитивные моменты.

Говоря о пользе аутсорсинга, респонденты чаще всего отмечают возможность работы над более инновационными проектами, так как ручная работа выводится из компании (так считают 19% рядовых сотрудников и 24% ИТ-менеджеров). Ряд опрошенных отметили, что использование аутсорсинга способствует росту бизнеса (13% и 19%).Кроме того, нашлись те, кто утверждает, что использование внешних услуг способствует созданию новых рабочих мест, чтобы поддерживать усилия аутсорсера (10% и 15%).

Как аутсорсинг отразился на вашей карьере? (оранжевый столбец – ответы рядовых сотрудников, красный – ИТ-руководителей)

Image:CNews Банковские айтишники боятся аутсорсинга 02.jpg

Одновременно данные исследования говорят о том, что проблемы существуют скорее в головах сотрудников, так как 66% рядовых сотрудников и 65% менеджеров утверждают, что использование аутсорсинга вообще никак не сказалось на их карьере. Если преобразования все-таки затрагивают работников, то чаще всего это касается изменения круга обязанностей. Число потерявших работу оказалось невелико (6% и 3%), однако следует помнить, что опрос проводился среди действующих сотрудников компаний, и в нем не могли принять участие специалисты, которые были уволены и не смогли найти новое место работы. При этом 66% респондентов, ответили, что их компания прибегает услугам аутсорсинга.

Популярность данного подхода к организации ИТ связана с тем, что экономия на использовании услуг внешнего провайдера перевешивает риски, связанные с возможной утечкой данных, сбоями в предоставлении сервисов. О них, в частности, предупреждает Федеральный совет по надзору за финансовыми учреждениями (The Federal Financial Institution Examination Council, FFIEC), представители которого настороженно относятся к возможности использования ауторсинга.

Пользуется ли ваша компания услугами аутсорсинга?

Image:Пользуется ли ваша компания услугами аутсорсинга.jpg

Российские финансовые организации, в отличие от американских коллег, более консервативны и предпочитают опираться на возможности собственных ИТ-подразделений. В качестве исключений можно привести несколько небольших банков, которые полностью вынесли ИТ на аутсорсинг (например, "Старбанк" или "Экспобанк").

  • Источник: CNews

Примечания