Проект

Как развивалась платформа поддержки развития бизнеса Сбербанка в 2018 году. Результаты разработки

Заказчики: Сбербанк

Москва; Финансовые услуги, инвестиции и аудит



Дата проекта: 2015/03 — 2018/12

Содержание

СМ. ТАКЖЕ (4)

Платформа поддержки развития бизнеса (ППРБ) Сбербанка объединяет в себе процессы миддл- и бэк-офиса банка, создавая технологические компоненты и продуктовые фабрики для оказания услуг клиентам. Эта платформа является одной из ключевых и стратегических в ИТ-инфраструктуре Сбербанка.

2018: Результаты разработки

В 2018 году были обеспечены надежность и производительность платформы поддержки развития бизнеса (ППРБ), подтверждены контракты 100% приоритетных компонентов, необходимых для начала тиража продуктовых фабрик на внешних клиентов, сообщил Сбербанк отчете о своей деятельности за 2 квартал 2019 года.

Также в 2018 году были реализованы механизмы переключения платформы на работу в режиме Stand-In и Stand-In прикладных фабрик, позволяющие в случае инцидентов продолжать работу без прерывания клиентского сервиса.

Фронтальные системы всех 14 тысяч офисов банка стали работать с единым профилем клиента. Был существенно расширен перечень продуктов, подключенных к ППРБ в тестовом режиме, в том числе переводы физическим лицам, услуги эквайринга, зарплатные проекты, депозиты и конверсионные операции юридических лиц. Помимо этого, в 2018 году был начат масштабный тираж бизнес-функциональности.

Цели проекта

Старший управляющий директор Сбербанка Михаил Хасин, выступая на конференции TAdviser SummIT 31 мая 2016 года, рассказал о программе создания «Платформы поддержки развития бизнеса» (ППРБ). Она предусматривает революционную трансформацию всех приложений, входящих в контур Core Banking. В разработке применяются новейшие технологии распределенных вычислений в памяти и работы приложений с большими объемами данных в реальном времени – In-Memory Data Grid.

Михаил Хасин на TAdviser SummIT 31 мая 2016 года

Цели реинжиниринга платформы, который Сбербанк рассчитывает завершить в 2018 году, - сокращение сроков вывода новых продуктов на рынок, сокращение совокупной стоимости владения автоматизированной банковской системы, повышение уровня автоматической обработки транзакций. Тиражировать новую платформу планируется на всю группу Сбербанка.

Основными предпосылками к реинжинирингу банковской платформы Михаил Хасин назвал развитие цифровых каналов связи и рост числа мобильных устройств. Последние становятся окном в мир, говорит он: клиенты хотят получать через них всевозможные услуги, в том числе и финансовые. Это заставляет банки меняться - от модели бизнеса, отталкивающейся от продуктов, переходить к модели, в центре которой потребности клиентов, а также создает для них новые технологические вызовы. CommuniGate Pro: итоги первого года работы законного правообладателя 2.5 т

Один из ключевых вызовов для банков - огромный рост объема транзакций в пиковые нагрузки, отметил Хасин. По оценкам, которые он привел, за последние 10 лет объем транзакций у Сбербанка вырос практически в 100 раз. Отсюда вытекают и новые требования к банковским платформам, в числе которых - практически неограниченная масштабируемость, 100% доступность систем, быстрый и гибкий вывод новых продуктов на рынок.

Слайд из презентации Михаила Хасина

В традиционной ИТ-архитектуре реализовывать столь высокую клиентоцентричную функциональность стоит очень дорого и занимает много времени: «Крупнейшие банки мира осознали, что если не делать принципиально нового реинжиниринга, то очень быстро их рыночная доля будет снижаться». Совершить технологический скачок позволяют технологии in-memory computing, предназначенные для распределенных вычислений на большом количестве оборудования и позволяющие работать с данными в памяти. Они позволяют обеспечить новый уровень производительности, масштабируемости, отказоустойчивости, говорит Михаил Хасин.

Реинжиниринг собственной платформы в соответствии с новыми вызовами Сбербанк планирует завершить в 2018 году. Ее целевая архитектура включает 4 слоя. Первый – это слой универсальной мультиканальной бизнес-логики, говорит Хасин. Это окно, с которым сталкивается клиент и которое позволяет выводить новую функциональность во все каналы банка – офисы, мобильный банк, контактный центр и в партнерский канал.

Слайд из презентации Михаила Хасина

Второй, ключевой слой – бизнес-хаб – содержит единый профиль клиента, его данные и всю бизнес-логику работы с клиентом, с его продуктами и пакетами тарификации. Третий слой состоит из продуктовых фабрик, которые представляют собой масштабируемые движки, обрабатывающие транзакции. В их числе – фабрики по кредитам, вкладам, переводам и др. Последний слой – фабрика данных, включающая неструктурированные данные из различных источников, которые банк анализирует и использует для более эффективного предложения клиенту.

Такая архитектура дает возможность предоставлять абсолютно новые виды и сценарии обслуживания, отметил Хасин. В качестве примера он привел случай, когда человек в Twitter рассказал о желании поехать в Мексику. Эта информация из соцсети попадает в фабрику данных, вся информация, которая есть об этом клиенте у Сбербанка, поднимается в in-memory в клиентский профиль, анализируется наличие контактных данных клиента, после чего он, например, получает СМС или e-mail о том, что может взять кредит, купить турпутевку у компании-партнера и расположение ближайшего отделения Сбербанка, где это можно сделать.

Слайд из презентации Михаила Хасина

Подобные сценарии начинают все больше развиваться и усложняться, и для того, чтобы их реализовывать, в бизнес-хаб встраиваются различные механизмы машинного обучения, позволяющие ему впоследствии вырабатывать персональные предложения для клиентов.

Любая платформа нового поколения, по мнению Хасина, должна иметь открытый API, поскольку банки развивают так называемые маркетплейсы или агрегаторы, когда вместе со своими партнерами начинают продавать не только финансовые, но и смежные услуги, такие как путешествия и страховки. Это особенно актуально в связи с тем, что экосистема банков разрастается и есть много желающих писать собственные приложения, связанные с банковскими сервисами.


О TAdviser SummIT


TAdviser SummIT, прошедший 31 мая 2016 года, посетили более 240 человек – руководителей и экспертов коммерческих и государственных организаций. В рамках мероприятия было представлено более 30 докладов. В числе докладчиков – представители Минкомсвязи, «Сбербанка», Пенсионного фонда, Федерального казначейства, «Вертолеты России» и др. В фойе саммита прошла выставка ИТ-компаний. В завершении мероприятия состоялся розыгрыш смартфона Tonino Lamborghini 88 Tauri стоимостью около 200 тыс. рублей.

TAdviser SummIT в общей сложности посетили более 240 человек

Активы Сбербанка

Компании в России

За рубежом

Информационные технологии



Примечания