Проект

Власти Москвы не могут перейти на российский почтовый сервис из-за дефектов

Заказчики: Департамент информационных технологий Москвы (ДИТ)

Москва; Государственные и социальные структуры

Продукт: Новые облачные технологии: МойОфис

Дата проекта: 2016/08 — 2016/10
Бюджет проекта: 43 млн руб.
Количество лицензий: 6000
Технология: SaaS - Программное обеспечение как услуга
подрядчики - 1168
проекты - 15168
системы - 1824
вендоры - 1030
Технология: Офисные приложения
подрядчики - 333
проекты - 1241
системы - 649
вендоры - 363
Технология: Почтовый сервер
подрядчики - 91
проекты - 282
системы - 49
вендоры - 36

2018: Обнаружение дефектов в приложении «МойОфис Почта»

В октябре 2018 года стало известно о том, что московские власти все еще не могут внедрить приложение «МойОфис Почта» (разработано компанией «Новые облачные технологии») вместо зарубежного сервиса электронной почты, из-за 33 выявленных дефектов. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо министра правительства Москвы Артема Ермолаева, направленное главе Минкомсвязи Константину Носкову и вице-премьеру Максиму Акимову.

Ермолаев попросил министерство повлиять на НОТ. Как отмечает газета, 20 сентября аппарат правительства передал письмо в Минкомсвязи, а 21 сентября в министерство обратился гендиректор НОТ Дмитрий Комиссаров, заявивший, что 25 пунктов из 33 были исправлены в релизе ПО в 2017 году. Еще четыре дефекта будут устранены до апреля 2019 года, а для оставшихся двух нужно «четко формализировать требования».

Власти Москвы не могут перейти на российский почтовый сервис из-за дефектов

«Для объективной оценки функциональности ПО» Комиссаров предложил демонстрацию работы актуальной версии почтовой системы или «провести независимую оценку третьей стороной». По его словам, «МойОфис Почта» отвечает требованиям правительства к отечественному офисному софту, а письмо ДИТ содержит «отчасти дополнительные пожелания по улучшению программного обеспечения, отчасти ошибки, которые устранили в текущей реализации».

В то же время любые замечания заказчика позволяют совершенствовать продукт, отмечает он.

«
Для доказательства соответствия НОТ предложила Минкомсвязи провести открытое тестирование на выбранной министерством площадке,— рассказал Комиссаров.
»

В Департаменте информационных технологий Москвы (ДИТ) изданию сообщили, что рассматривают возможность участия в тестировании ПО, в Минкомсвязи не предоставили комментариев.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг

«МойОфис Почта» внесли в реестр отечественного программного обеспечения в 2016 году, и тогда в ДИТ объявили о прекращении использования почтового клиента Microsoft.[1]

2017

Сложности при внедрении

Проект миграции с сервиса электронной почты Microsoft на отечественное почтовое ПО «МойОфис» идет нелегко, признался в интервью газете «Коммерсант» руководитель ДИТ Москвы Артем Ермолаев в конце мая 2017 года[2]. Ермолаев пояснил, что речь идет о том, как работает система.

«
Мы, как заказчик, имеем как минимум трехмесячную задержку проекта ввиду того, что столкнулись с большим количеством технических тонкостей. Продукт готов не до конца и не полностью соответствует текущим нуждам, - заявил он.
»

Чиновник добавил, что при этом он не сомневается в правильном тренде и векторе импортозамещения, но говорить о «галопирующей скорости» здесь не надо, и торопиться не надо.

Артем Ермолаев пожаловался на работу почты на базе решения «МойОфис»

Артем Ермолаев отметил, что задача состоит в том, чтобы люди, которые перейдут на это ПО, не были ограничены в своей работе.

«
Приведу пример. Обращение гражданина, который нам пишет на сайт, в конечном итоге может попасть в почту. Если софт будет работать неадекватно, значит, пострадает москвич, которому мы не ответим на запрос. И москвичу абсолютно все равно, с помощью какого ПО мы ему отвечаем: российского или иностранного. Ему нужен результат, - пояснил Ермолаев. - При этом мы, как ответственные за отрасль, естественно, должны поддерживать отечественного производителя.
»

В разработчике «МойОфис» - компании «Новые облачные технологии» - заявили TAdviser, что не могут комментировать этот проект и сказали, что все вопросы следует направлять к «Ростелекому», который является исполнителем проекта.

В «Ростелекоме» заявили TAdviser, что в ходе реализации проекта по импортозамещению почтового сервиса для ДИТ Москвы возникали некоторые технические и технологические сложности.

«
Помимо необходимого функционала продукта требовалось обеспечить переход пользователей с существующей системы электронной почты на новую. Уникальность данного проекта состоит в том, что «Ростелекому» необходимо было обеспечить прозрачность перехода пользователей на отечественную систему. В какой-то момент необходимо было обеспечить одновременную работу двух систем в едином рабочем пространстве. Для этого мы реализовали ряд специфических интеграционных решений, и в данный момент проводим оптимизацию этих решений, направленную на обеспечение именно бесшовной интеграции, - пояснили TAdviser в компании.
»

В «Ростелекоме» также отметили, что явным преимуществом продукта отечественной разработки, в отличие от зарубежного решения, является возможность кастомизировать систему, встроить ее в существующую систему заказчика. Благодаря этому имеется возможность реализовывать именно такие специфические задачи, говорит подрядчик.

Беспрецедентное внедрение почты «МойОфис»: все учреждения Москвы, 600 тыс. пользователей

В 2017 году Департамент ИТ Москвы (ДИТ) планирует масштабный проект по переводу городских учреждений на единый сервис электронной почты «МойОфис», рассказал руководитель Артем Ермолаев в сентябре 2016 года. В общей сложности на него перейдут около 600 тыс. пользователей. Ермолаев пояснил, что ДИТ, как централизованный орган, отвечает за информатизацию правительства Москвы и всех подведомственных ему структур, систем образования и здравоохранения – всего в городе, поэтому речь идет о переходе на новую почтовую систему во всех учреждениях города.

В ДИТ уточнили TAdviser, что основные типы учреждений, которые могут получить доступ к единой почтовой системе, - это поликлиники, больницы, НИИ, специализированные учреждения, школы, детские сады, детские дома, центры социального обслуживания, дома культуры, предприятия жилищно-коммунальной сферы, предприятия транспортной сферы и т.д.

Аналогов этому проекту по масштабам в России пока нет, говорит руководитель ДИТ Москвы. По его оценкам, реализация проекта займет больше года.

Масштабной миграции будет предшествовать реализация первого этапа проекта, когда до конца года на почту «МойОфис» с Microsoft Exchange в пилотном режиме будут переведены 6 тыс. чиновников. При этом будет вестись доработка продукта под потребности заказчика. Закупку услуг по реализации этого этапа проекта ДИТ провел в августе 2016 года. Тогда же о ней писал TAdviser (см. подраздел ниже). Затем число пользователей почтовой системы должно быть увеличено до 60 тыс.

Московское правительство начинает постепенную миграцию на российское программное обеспечение для электронной почты

Артем Ермолаев пояснил TAdviser, что закупка услуг для перевода всех 600 тыс. пользователей на почтовый сервис «МойОфис» в 2017 году будет проводиться путем новых конкурсов. В рамках действующего пилотного проекта ДИТ более четко сформулирует функциональность сервиса, будет уточнено техническое задание, которое будет использовано в дальнейшем.

Лицензии почты «МойОфис» обойдутся дешевле, чем лицензии Microsoft Exchange, отмечают в ДИТ. Одни из преимуществ российского разработчика Артем Ермолаев считает его большую гибкость по сравнению с мировыми вендорами: до последних часто бывает непросто «достучаться» со своими пожеланиями по доработке функциональности продукта.

Москва является одним из лидирующих мегаполисов мира с точки зрения информатизации, отметил Ермолаев, и наличие такого внедрения для «Новых облачных технологий» будет способствовать продвижению ее продуктов на международном рынке, куда компания планирует выходить. На таком крупном проекте разработчик сможет доработать продукт и довести его до совершенства, чтобы он мог успешно продаваться на международной арене, полагает руководитель ДИТ.

Ермолаев добавил, что Москва, наряду с другими субъектами РФ, стремится соответствовать требованиям, предъявляемым регуляторами в отношении ИТ-систем, и шаг за шагом будет менять в дальнейшем и офисные пакеты, и системное программное обеспечение на российские решения. Перевести пользователя на новое системно ПО сложнее, чем заменить прикладные программы, и к этому нужно подготовить пользователей, говорит руководитель ДИТ.

2016

Начало миграции на почтовый сервис «МойОфис»

11 августа 2016 года столичный департамент информационных технологий объявил итоги тендера на модернизацию "Единой почтовой системы Правительства Москвы" (ЕПС ПМ)[3].

Система служит для предоставления работникам московских органов власти и подведомственных им организаций сервиса электронной почты. Общее число пользователей – около 60 тысяч человек.

В основе ЕПС ПМ лежит платформа Microsoft Exchange Server. Клиентский доступ к ней обеспечивается через Microsoft Outlook, браузеры и мобильные платформы Android, iOS и Windows Phone. До 30% пользователей читают почту через веб-интерфейс, до 70% - через почтовый клиент. Около 70% также используют мобильный доступ к почте.

Проект модернизации запускается с двумя целями: сокращение объема использования документов на бумажном носителе и диверсификация рисков, связанных с использованием почтовой платформы иностранных разработчиков, говорится в ТЗ.

Победитель - "Ростелеком" - предложил реализовать проект на базе продукта "МойОфис Почта", разработанного российской компанией "Новые облачные технологии".

Получивший по итогам тендера второе место системный интегратор "Ай-Теко" также предлагал внедрить в московском правительстве "МойОфис".

Третий участник - "Старттелеком" - намеревался выполнить проект с помощью решения CommuniGate Pro, разработанного компанией с российскими корнями CommuniGate Systems (СталкерСофт), но не входящего в реестр российского ПО.

"МойОфис Почта" – продукт для создания и управления корпоративной почтовой системой в государственных организациях и коммерческих предприятиях. Включает почтовый сервер и приложения для работы с электронными сообщениями, контактами и календарем. Позволяет работать на компьютерах, мобильных устройствах и в веб‑браузерах.

Начальная цена закупки составляла 45 млн рублей, "Ростелеком" выразил готовность выполнить проект за 43 млн. Модернизацию необходимо провести за 59 дней с момента заключения контракта.

На первом этапе, согласно техзаданию, оператору предстоит обеспечить российским сервисом электронной почты 6 тысяч пользователей. В дальнейшем должна быть предусмотрена возможность масштабирования системы до 60 тысяч.

В столичном ДИТ на момент объявления тендера в июле 2016 года говорили TAdviser, что ключевой риск использования импортного решения в почтовой системе связан с невозможностью нормально развивать и эксплуатировать систему, так как закупка софта возможна только из реестра отечественного ПО.

«
При этом в реестре уже достаточно продуктов с функцией почты, поэтому ожидаем, что миграция будет безболезненной, - отмечал представитель департамента
»

О том, что программное обеспечение, входящее в почтовую платформу системы, должно быть включено в реестр российского программного обеспечения, прямо говорилось в требованиях к модернизации ЕПС.

По состоянию на июль 2016 года решение для обеспечения сервиса электронной почты "МойОфис Почта" было единственным продуктом такого рода, содержащимся в реестре.

Читайте также

Исследование: Использование электронной почты в государственной инфраструктуре РФ

Примечания