Проект

С блокчейном авиаперевозчики планируют экономить на банках до $1 млрд в год

Заказчики: Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA)

Транспорт

Подрядчики: Lykke
Продукт: Проекты на базе блокчейн-технологии

Дата проекта: 2016/12 — 2017/04

В декабре 2016 года Международная ассоциация воздушного транспорта IATA запустила пилотный проект на блокчейн-технологии, сообщил TAdviser соучредитель компании-разработчика Lykke Сергей Ивлиев. С помощью расчетов на блокчейне авиакомпании, входящие в IATA, рассчитывают экономить на обслуживании банков и услугах международных платежных систем до $1 млрд в год.

По словам Сергея Ивлиева, на традиционные платежные механизмы приходится более $8 млрд издержек IATA. Авиаперевозчики рассчитывают заменить их блокчейн-технологией, на основе которой будут осуществляться транзакции. Для этого компании-участники будут использовать криптовалюту IATA Coin, ее курс привязан к доллару. Предполагается, что помимо снижения расходов такая система должна ускорить расчеты между компаниями.


Математическую модель блокчейн-системы разработали сотрудники первой в России лаборатории криптоэкономики и блокчейн-систем в Пермском государственном национальном исследовательском университете (ПГНИУ), которую возглавляет Сергей Ивлиев.[1] Разработкой и внедрением занимается российско-швейцарская компания Lykke. Сумма инвестиций IATA в проект будет определена по итогам пилота, который сейчас идет, пояснил руководитель компании.

На старте пилотной версии технология используется пока только между двумя авиакомпаниями, входящими в IATA (какими – разработчики не раскрывают, ссылаясь на договор о неразглашении конфиденциальной информации). Позднее она может быть масштабирована и внедрена в расчетную систему других авиаперевозчиков. Всего в IATA входит 270 авиакомпаний, которые осуществляют порядка 80% всех международных рейсов (данные на декабрь 2016 года). Через несколько лет к системе смогут подключиться туроператоры и пассажиры. Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг

Подвести итоги работы пилотной версии IATA и Lykke планируют весной 2017 года.

Стоит отметить, что у авиаперевозчиков это уже не первые попытки использовать блокчейн. Например, в октябре 2016 года Сбербанк и ФАС России начали экспериментировать с блокчейном при документообороте. При этом сообщалось, что в проекте участвует «Аэрофлот» (правда, каким именно образом – не уточнялось).

Еще одна авиакомпания, которая уже попробовала использовать технологию распределенных реестров, это – S7. 21 декабря 2016 года совместно с «Альфа-Банком» они провели сделку по оплате услуг через аккредитив с использованием смарт-контрактов на основе технологии блокчейн.

Примечания