Разработчики: | Скантроник Системс (Scantronic Systems), Московский Государственный Университет (МГУ), Торий |
Отрасли: | ВПК, Логистика и дистрибуция, Транспорт |
Содержание |
Инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) СТ-серии предназначены для таможенного, пограничного и иных видов контроля и являются высокоэффективным средством обнаружения незадекларированных товаров или незаконных вложений, например, взрывчатых и наркотических веществ, оружия и боеприпасов.
ИДК – полностью отечественная разработка компании «Скантроник Системс» и специалистов Лаборатории электронных ускорителей МГУ.
На октябрь 2018 года СТ-серия включает следующие комплексы:
- Инспекционно-досмотровый комплекс СТ-6035 на основе линейного ускорителя электронов предназначен для быстрого и эффективного досмотра грузов, транспортных средств и контейнеров.
- Инспекционно-досмотровый комплекс СТ-2630Т на основе ускорителя электронов предназначен для досмотра грузов, перевозимых по железной дороге, а также подвижного состава. Комплекс спроектирован для использования в различных климатических условиях.
- Инспекционно-досмотровый комплекс СТ-2640 представляет собой систему для контроля грузов, перемещаемых в автотранспортных средствах с целью выявления запрещенных вложений, таких как: оружие, боеприпасы, взрывчатые и наркотические вещества, делящиеся материалы. Работа комплекса основана на использовании при сканировании высокоэнергетичного тормозного излучения с высокой проникающей способностью, позволяющего получить на экране монитора высококачественное радиоскопическое изображение контролируемых автотранспортных средств и перевозимых товаров и грузов, включая строительные материалы. Комплекс позволяет досматривать весь груз, перевозимый в легковых и грузовых автотранспортных средствах (независимо от плотности укладки).
- Инспекционно-досмотровый комплекс СТ-2630Л представляет собой систему для контроля грузов, перемещаемых в автотранспортных средствах. Комплекс позволяет досматривать весь груз, перевозимый в легковых и грузовых автотранспортных средствах (независимо от плотности укладки).
- Инспекционно-досмотровый комплекс СТ-2630К представляет собой перебазируемый конвейерный инспекционно-досмотровый комплекс для контроля легковых автотранспортных средств и микроавтобусов.
- Инспекционно-досмотровый комплекс СТ-2630M представляет собой мобильный инспекционно-досмотровый комплекс для контроля автотранспортных средств и контейнеров.
2023: Поставки комплексов в РФ и за рубеж на 5,5 млрд рублей
Входящие в «Ростех» компании «Скантроник Системс» и «Торий» в 2023 году заключили контракты на поставку инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) на сумму более 5,5 млрд рублей. Об этом пресс-служба госкорпорации сообщила 6 марта 2024 года.
Основная часть продаж оборудования пришлась на российских клиентов. Что касается зарубежных проектов, то поставки осуществлялись в Киргизию и Мьянму. Всего к концу 2023 года в пунктах пропуска через государственную границу России и на объектах транспортной инфраструктуры использовалось более 30 ИДК разных видов, среди которых - мобильные, стационарные и портальные инспекционно-досмотровые комплексы (позволяют досматривать транспортные средства в движении, без их остановки). При этом в 2021 году были заключены госконтракты на поставку только трех систем. В 2024 году планируется поставить еще 12-17 единиц, сообщил директор по особым поручениям «Ростеха» Александр Попов.
Как утверждают разработчики, мобильные и стационарные досмотровые комплексы позволяют сканировать до 25 автомобилей в час, портальные системы – до 120 машин. Стационарные железнодорожные комплексы способны в автоматическом режиме «увидеть» незаявленный груз в вагонах или контейнерах, которые движутся на скорости до 70 км/ч.Эволюция в развитии российских средств защиты от сетевых угроз: как Kaspersky NGFW меняет расстановку сил на рынке
С помощью ИДК за несколько минут выводятся рентгеновские изображения транспортных средств с перевозимым в них грузом. Оборудование обнаруживает даже небольшие тайники и скрытые вкладки в грузе весом в десятки тонн. Комплекс «видит» сквозь сталь толщиной до 40 см и не просто дает высококачественное радиоскопическое изображение содержимого, а распознает объекты по составу вещества. Он может точно указать, что пытаются перевезти: наркотики, взрывчатку, боеприпасы или другие запрещенные грузы, говорится в сообщении «Ростеха».[1]
2021: Старт использования грузовиков с рентгеном для выявления запрещенных грузов в авто и поездах
30 марта 2021 года «Ростех» рассказал о первых российских инспекционно-досмотровых комплексах (ИДК), разработанных входящим в госкорпорацию холдингом «Росэлектроника». Они буквально «видят» груз сквозь стены и способны обнаружить запрещенные товары любого размера.
ИДК позволяют за несколько минут, не вскрывая грузовые помещения транспортных средств, получать их рентгеновские изображения с перевозимым в них товаром. Досмотровое оборудование обнаруживает в том числе малые тайники и скрытые вкладки в грузе весом десятки тонн. При этом железнодорожный транспорт не нужно останавливать – вагоны можно досматривать в движении на скорости до 70 км/час, что ускоряет процесс пограничного контроля.
По словам разработчиков, комплекс «видит» насквозь через сталь толщиной до 32 см, при этом распознавания объекты по составу вещества (наркотики, взрывчатку, контрабандный трепанг и т. п.). Также ИДК обладает функцией дистанционной оценки веса всей товарной партии или ее части с погрешностью не более 10%, отмечает пресс-служба «Ростеха».
Мобильные комплексы можно оперативно разворачивать в любом месте. Алгоритм системы способен автоматически «вычитать» стенки контейнера, чтобы исключить возможность «закладок» в металлическом корпусе.
«Росэлектроника» установила такие ИДК для досмотра поездов в Забайкальске – крупнейшем железнодорожном пункте пропуска на границе с Китаем. На его долю приходится более половины всех перевозок из России в Китай и обратно.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ «Росэлектроника» определена единственным исполнителем госконтракта с ФГКУ Росгранстрой на оборудование железнодорожными ИДК пунктов пропуска «Пограничный» и «Нижнеленинское» через российско-китайскую границу. Инспекционно-досмотровые комплексы холдинга также установлены на границе с Литвой, Киргизии с Узбекистаном, Таджикистана с Китаем.[2]