Содержание

Украинский интернет-предприниматель. Основатель фотобанка Depositphotos.

Биография

Сергеев – выходец из Ярославля. В Украину он приехал 12 лет назад. До этого успел поработать на Кипре, где, как он говорит, «торговал интернет‑трафиком».

2005-2008: Depositfiles

В Киеве предприниматель пробовал себя в шоу‑бизнесе, создал несколько стартапов, один из которых – крупный файлообменник Depositfiles. В свое время он прорвался в топ‑100 наиболее посещаемых интернет‑сайтов в мире по версии Alexa.com. На пике популярности в 2007–2008 годах на него заходили 30–40 млн уникальных посетителей в месяц. Ежедневно они загружали на сайт десятки терабайт информации. Этим гигантским цифровым ульем управляла небольшая киевская команда под руководством Сергеева. Он запустил Depositfiles в 2005‑м, но спустя три года файло­обменник стал скорее обузой, чем бизнесом.

Крупный файлообменный сервис приносит владельцу и менеджменту очень много проблем – в первую очередь, связанных с авторскими правами.

«Ежедневно нам приходилось вручную удалять тысячи файлов по обращению правообладателей», – с содроганием вспоминает Сергеев. Проект был на грани окупаемости, вышел в небольшой плюс, зарабатывая на платной подписке. В 2008 году грянул кризис, а у Сергеева появилась идея более перспективного и законного бизнеса. Он стал активно искать покупателя на Depositfiles.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга 2.4 т

По словам предпринимателя, сервисом интересовался крупный российский медиахолдинг, но сделка в последний момент сорвалась. В 2009‑м проект купили украинские инвесторы, их имена и сумму сделки Сергеев не разглашает. Говорит только, что компанию оценили в два годовых оборота. Два участника рынка, знакомые с условиями сделки, рассказывают, что Сергеев получил около $10 млн.

От Depositfiles Сергеев избавился очень вовремя. Через полтора года началась общемировая травля файлообменных сервисов, в которую включились ФБР и Интерпол. Показатели Depositfiles в разы сократились, по итогам 2011-го ежедневная аудитория сайта составляла 14 млн уникальных пользователей – втрое меньше, чем при Сергееве.

Еще до продажи Depositfiles Сергеев экспериментировал с копикэтами различных западных сервисов – пробовал запускать локальную социальную сеть, сервис микроблогов, службу онлайн‑отзывов о брендах. После сделки он решил сосредоточить усилия на создании интернет‑­фотобанка, в названии которого фигурировало уже знакомое по предыдущему большому проекту слово – Deposit.

2009: Depositphotos

Сергеев заинтересовался рынком фотостоков еще до продажи Depositfiles. Общий знакомый свел его с дизайнером Игорем Калюжным, который с 2007 года продавал 3D‑модели и графику через Shutterstock и другие сервисы. Калюжный хорошо знал специфику микростоков, а у Сергеева был огромный опыт работы с терабайтами информации и умение создавать сайты, выдерживающие миллион посещений в день. В 2009-м сервис начал работать. «Мы столкнулись со скепсисом и даже агрессией сообщества: все считали, что рынок микростоков поделен и мы там лишние», – вспоминает Калюжный.

Depositphotos нашел, чем привлечь и продавцов, и покупателей. Проекты в начале нулевых создавали выходцы из среды фотографов и дизайнеров. Сергеев привнес в микростоковый бизнес свой опыт работы с Depositfiles. Сайт сделали удобнее и технологичнее, чем у конкурентов, многие функции со временем позаимствовали члены «большой пятерки». Например, украинская команда первой ввела онлайн‑поддержку клиентов в реальном времени. Но главным стимулом все‑таки стали деньги. Чтобы привлечь фотографов, Depositphotos платил за каждую размещенную на сайте фотографию 10 центов. Акция действовала, пока сервис не набрал миллион единиц контента – на это ушел примерно год[1].

Image:Сергеев_Дмитрий_2013.jpg

«В обсуждениях на профильных сайтах фотографы говорили, что после прекращения акции поток контента снизится, но он только вырос», – рассказывает Калюжный. Сегодня в библиотеке Depositphotos – более 16 млн файлов. Каждый месяц она пополняется минимум на полмиллиона новых фотографий и видеороликов. Такими темпами не может похвастаться ни один из стоков.

«За два года компания выросла почти в 30 раз – таких в Рунете крайне мало»

Интервью

См. также

Страница Сергеева в LinkedIn

Примечания