Разработчики: | Российские космические системы (РКС) |
Дата премьеры системы: | 1982 |
Дата последнего релиза: | 2021/09/30 |
Отрасли: | Государственные и социальные структуры |
Технологии: | Спутниковая связь и навигация |
Содержание[Свернуть] |
2024: Завершение испытаний полезной нагрузки поиска и спасания
Холдинг «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») завершил летные испытания полезной нагрузки поиска и спасания для международной спутниковой системы КОСПАС-САРСАТ, установленной на космическом аппарате «Метеор-М» №2-3. Об этом РКС сообщили 12 февраля 2024 года.
Гидрометеорологический спутник для экомониторинга Земли «Метеор-М» №2-3 был запущен 27 июня 2023 года с космодрома Восточный. Аппарат, предназначенный для наблюдения за климатом и окружающей средой, также оснащен созданным в холдинге РКС радиокомплексом спасания, который применяется для приема и ретрансляции сигналов аварийных радиобуев системы КОСПАС-САРСАТ.
В испытаниях был задействован стенд наземных средств, расположенный на территории центрального офиса холдинга РКС в Москве. Стенд состоит из четырех антенн диаметром 3,5 м, имитатора радиосигналов радиомаяков системы КОСПАС-САРСАТ, другой аппаратуры для измерения и приема данных. Оборудование, разработанное специалистами РКС, обеспечивает проведение испытаний отечественной бортовой аппаратуры поиска и спасания для системы КОСПАС-САРСАТ, устанавливаемой на российских низкоорбитальных, среднеорбитальных, геостационарных аппаратах и спутниках на высокоэллиптической орбите.
По итогам тестирования специалисты сделали вывод о том, что тактико-технические характеристики аппаратуры поиска и спасания на «Метеор-М» №2-3 соответствуют требованиям международной программы КОСПАС-САРСАТ, и она может быть использована по целевому назначению.
![]() | Программно-математическое обеспечение полезной нагрузки на «Метеор-М» № 2-3 было модернизировано с учетом итогов эксплуатации аппаратуры этого типа на предыдущем аппарате «Метеор-М» № 2-2. В частности, в последнем поколении приемного устройства улучшен алгоритм приема аварийных сигналов от радиобуев, что позволит четче выделять нужную информацию из радиоэфира, увеличивая в итоге точность определения координат терпящих бедствие,
сказал главный конструктор направления бортовой аппаратуры поиска и спасания РКС Сергей БУКИН.
| ![]() |
2023: Сертификация аварийно-спасательной радиостанции Р-855С в системе КОСПАС-САРСАТ
АО «Ярославский радиозавод» (ЯРЗ, входит в холдинг «Российские космические системы» Госкорпорации «Роскосмос») завершило сертификацию в международной спутниковой системе поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ и запускает в серийное производство аварийно-спасательную радиостанцию Р-855С. Об этом в РКС сообщили 6 сентября 2023 года. Подробнее здесь.
2021
Бортовой радиокомплекс поиска и спасания (БРКС) с каналом обратной передачи данных
30 сентября 2021 года компания «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») сообщила, что ее специалисты разработали Бортовой радиокомплекс поиска и спасания (БРКС) следующего поколения для среднеорбитального российского сегмента международной космической системы КОСПАС-САРСАТ. Теперь аппаратура не только доставит в спасательные службы мира оперативную информацию о точном местонахождении самолетов, морских судов и людей, терпящих бедствие, но также по данному каналу обратной связи сообщит, что сигнал принят и помощь в пути.
Разработанный в РКС спасательный радиокомплекс устанавливается на модернизированные навигационные спутники системы ГЛОНАСС. Помимо штатного канала ретрансляции, который передает в систему КОСПАС-САРСАТ данные от аварийного радиобуя, радиокомплекс получил канал обратной передачи данных – канал «квитирования». Российские наземные технические средства смогут передавать на бортовую аппаратуру подтверждение о получении системой КОСПАС-САРСАТ сигнала радиобуя, оснащенного приемной навигационной аппаратурой ГЛОНАСС.
Бортовой радиокомплекс далее обеспечит передачу этого подтверждения в массиве данных штатного навигационного сигнала, который будет принят активированным аварийным радиобуем. Так система даст знать, что сигнал буя «услышан» системой КОСПАС-САРСАТ, и помощь уже в пути. Такая обратная связь поможет поддержать активное психоэмоциональное состояние попавших в бедствие и позволит снизить вероятность необдуманных действий и деструктивной паники.
![]() | «Как ответственные за отраслевые стандарты при создании аппаратуры мы сделали акцент на унификации наших решений. Такой подход сократил сроки разработки, уменьшил количество применяемых комплектующих, позволил использовать единые схемотехнические решения к установке нашей аппаратуры на различные космические платформы», - говорит главный конструктор направления бортовой аппаратуры поиска и спасания РКС Сергей Букин. | ![]() |
В отличие от спутников на низкой орбите, относительно малое число которых в системе КОСПАС-САРСАТ неизбежно создает «слепые зоны» и длительные (в некоторых случаях до 2-3 часов) задержки передачи данных в службы поиска и спасания, удаленность спутников от Земли на расстояние 20 тысяч километров и многочисленность группировки позволяет новой среднеорбитальной составляющей КОСПАС-САРСАТ охватить и непрерывно принимать сигналы со всей территории Земли в реальном времени.«Гознак» развивает систему «Электронный бюджет» с помощью импортозамещенных решений экосистемы EvaTeam
Международная спутниковая система поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ почти 40 лет помогает спасать человеческие жизни. С момента запуска в 1982 году первого спутника с аппаратурой поиска и спасания разработки РКС с помощью этой системы спасено более 50 тысяч человек по всей планете.
Запуск интеграции с ГЛОНАСС
25 августа 2021 года Холдинг «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») сообщил о том, что запустил процесс интеграции среднеорбитальной спутниковой группировки ГЛОНАСС в международную космическую систему КОСПАС-САРСАТ. Среднеорбитальные навигационные космические аппараты будут дополняться бортовой аппаратурой поиска и спасания и начнут помогать поисково-спасательным службам разных стран эффективнее реагировать на сигналы бедствия для спасения человеческих жизней на Земле.
На август 2021 года в российском сегменте КОСПАС-САРСАТ успешно эксплуатируется наземная и космическая аппаратура, использующая ресурсы низкоорбитальных и геостационарных спутников. Но оперативность реакции «низколетов» на аварийный сигнал ограничена количеством космических аппаратов и радиусом зоны радиовидимости, а «геостационары» лишены технической возможности независимо определять координаты бедствия.
![]() | Эволюция системы КОСПАС-САРСАТ побуждает переходить на использование среднеорбитальных космических аппаратов с аппаратурой ретрансляции аварийных сигналов на борту. Спутник на средней орбите обеспечивает неразрывность приема сигнала от аварийного радиобуя на судне, самолете или в руках человека, оперативнее передает его поисково-спасательным службам. Орбиты высотой около 20 тысяч километров расширяют зону обзора, позволяют принимать сигнал бедствия с несравнимо больших площадей. Такое решение вместе с радиобуями 2-го поколения выводит международную поисково-спасательную систему на иной уровень эффективности, сказал главный конструктор по направлению систем поиска и спасания РКС Андрей ФЕДОСЕЕВ.
| ![]() |
В среднеорбитальный сегмент войдут бортовые приборы на спутниках ГЛОНАСС, наземные станции приема и обработки информации и служебная инфраструктура на территории России.
![]() | Мы завершили модернизацию бортовой поисково-спасательной аппаратуры для перспективных спутников системы ГЛОНАСС. Аппаратура получила обновленный канал обратной связи – квитирования, который позволяет информировать терпящего бедствие, что его аварийный сигнал был «услышан». Такая «обратная связь» сохранит его активное психоэмоциональное состояние, поможет избежать необдуманных действий и паники, отметид главный конструктор направления бортовой аппаратуры поиска и спасания РКС Сергей БУКИН.
| ![]() |
Переход к спутникам на средней орбите потребовал от специалистов РКС иных подходов к созданию наземных станций: каждая будет укомплектована активными фазированными антенными решетками (АФАР) для приема сигнала с 12 космических аппаратов одновременно. Станции смогут обрабатывать сигналы аварийных радиобуев, ретранслируемые спутниками навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo и BeiDou.
На среднюю орбиту на август 2021 года уже выведены три навигационных спутника системы ГЛОНАСС с бортовой аппаратурой ретрансляции радиобуев КОСПАС-САРСАТ. Уже в ближайшее время планируется начать эксплуатацию этой аппаратуры. В результате проект обеспечит России поддержание паритетных позиций с ведущими странами-участниками этой международной гуманитарной космической программы.
Международная спутниковая система КОСПАС-САРСАТ почти 40 лет обеспечивает спасение человеческих жизней. Со момента запуска в 1982 году первого спутника с аппаратурой поиска и спасания по всей планете спасено более 50 тысяч человек.
2017: Возможность в режиме реального времени отслеживать сигналы бедствия
Международная спутниковая система поддержки поисково-спасательных операций КОСПАС-САРСАТ позволяет в режиме реального времени отслеживать сигналы бедствия судовых, авиационных и персональных аварийных радиомаяков, определять их географические координаты и мгновенно информировать о чрезвычайных происшествиях поисково-спасательные службы и ответственные координационные центры. Система ежегодно обеспечивает спасение сотен человеческих жизней и во многих странах является составной частью национальной инфраструктуры поиска и спасания.
Проект КОСПАС-САРСАТ основан четырьмя странами – сторонами Соглашения о международной программе (Россия, Канада, Франция и США). Система объединяет десятки стран. Доступ к ней является открытым, а использование — безвозмездным для терпящих бедствие.
Для работы системы используется группировка из более 30 низко- и среднеорбитальных, а также геостационарных космических аппаратов, оснащенных оборудованием для обработки и ретрансляции сигналов аварийных радиомаяков на частоте 406 МГц. Во всем мире используются 1,7 миллиона радиобуев, сигнал с которых принимают спутники орбитальной группировки. Информация сбрасывается на наземные станции, а через них поступает в специальные координационные центры системы.
Сотрудничество с Международной организацией гражданской авиации, Международной морской организацией, Международным союзом электросвязи и другими межправительственными учреждениями позволяет расширять парк космических аппаратов и развивать возможности проекта в точном соответствии с потребностями, стандартами и рекомендациями пользователей из разных стран.
30 июня 1982 года с космодрома «Плесецк» был запущен космический аппарат «КОСПАС-1» - первый КА глобальной международной космической системы поиска и спасания судов и самолетов КОСПАС-САРСАТ.
Главный конструктор систем поиска и спасения РКС Александр РОМАНОВ: «Разработанная в РКС аппаратура системы КОСПАС-САРСАТ установлена на бортах космических аппаратов дистанционного зондирования Земли «Электро-Л» №1 и №2, двух аппаратов системы «Глонасс», и планируется к размещению на борту космических аппаратов «Метеор-М» №2-1 и №2-2. Комплекты аппаратуры нового поколения планируется установить и на аппаратах «Метеор-М» № 2-3 и № 2-4».
Перспективная аппаратура системы в будущем также будет размещена на нескольких новых российских спутниках. Продолжаются работы по созданию новейшего комплекса наземных средств с улучшенными характеристиками для замены техники предыдущего поколения.
Подрядчики-лидеры по количеству проектов
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
Данные не найдены
Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
Данные не найдены
Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)
![](/skins/ta/img/0.gif)