Московский драматический театр имени А. С. Пушкина

Компания

СМ. ТАКЖЕ (1)

Основная статья: Театры в России

1950: Камерный театр был переименован в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина

В августе 1950 года Камерный театр был переименован в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина.

1949: Таиров уволен из театра в ходе борьбы с космополитизмом

26 августа 1946 года вышло постановление ЦК ВКП(б), практически запрещающее зарубежную драматургию. 9 мая 1949 года, в ходе кампании по борьбе с космополитизмом, Таиров был уволен из Камерного театра, несмотря на то, что незадолго до этого в связи с 30-летним юбилеем театра был награждён орденом Ленина. В конце июня этого же года вместе с Алисой Коонен был переведён в Театр имени Вахтангова, но к работе не приступил.

1924: Постановка Таировым "Грозы" Островского

1921: Провал постановки "Ромео и Джульетты" с костюмами Александры Экстер

Большой удачей было то, что один из ведущих русских художников-оформителей, Александра Экстер, … приняла приглашение Таирова работать в Камерном театре. Как позднее писал сам Таиров об Экстер, она была "художницей с исключительной чуткостью", отозвавшейся на его "сценические замыслы и на первых же шагах обнаружившей прекрасное чувство действенной стихии театра". Экстер принадлежала "к тем немногим деятелям русского авангарда, которые сумели преодолеть рамки живописной поверхности и организовать формы в их взаимодействии с пространством … Она не страдала аскетизмом и лаконичностью … Так, в своем оформлении "Ромео и Джульетты" Экстер прибегала к роскоши и великолепию, которые для Таирова были "слишком зрительны". Своими декоративными излишествами, … это оформление более подходило для пантомимы или цирка и постановка провалилась. Некоторые критики даже говорили о "Ромео и Джульетте" 1921 года как о "самой горькой странице" в истории Камерного театра". Таиров "не переставал восхищаться Экстер, но они больше никогда не сотрудничали в театре. Понятно, почему Таиров приветствовал приход архитектора Александра Веснина в Камерный театр … в 1920 году. …Веснин обладал той сдержанностью и чувством меры, которых не хватало Экстер… Экстер могла увлечься роскошью форм, не всегда достижимой в послереволюционном театре…" (Джон Э.Боулт)

Эскизы костюмов для испанского танца Александры Экстер написаны экспрессивно. Женские фигуры показаны в порывистом движении, резкие контрасты цветов и ломанность форм усиливают динамику и передают темперамент испанского танца.Елена Истомина, Directum: Как no-code меняет стоимость проекта 6.1 т «Александра Экстер одной из первых обратилась к объемно-кубистическому решению костюмов на сцене. Каркасность костюмов, переданная на эскизах, при изготовлении достигалась использованием проволоки, твердой подкладки и прокрашиванием складок», – рассказывала в 2023 г старший научный сотрудник Бахрушинского музея Инна Войтова.

Экстер А.А. Испанский танец. Эскиз женского костюма, к спектаклю У.Шекспира "Ромео и Джульетта" для московского Камерного театра под руководством Александра Таирова, 1921 г. Бахрушинский музей
Экстер А.А. Испанский танец. Эскиз женского костюма к спектаклю У.Шекспира "Ромео и Джульетта" для московского Камерного театра под руководством Александра Таирова, 1921 г. Бахрушинский музей

1914: Открытие Камерного театра Таирова спектаклем `Сакунтала` по произведению Калидасы

В 1914 г спектаклем `Сакунтала` по произведению древнеиндийского поэта и драматурга Калидасы открылся московский Камерный театр Таирова. Именно во время работы над этой постановкой режиссера Александра Таирова живописец Павел Кузнецов раскрылся как самобытный театральный художник.

Эскиз П. Кузнецова к спектаклю Камерного театра Сакунтала, 1914 г. Бахрушинский музей
Эскиз женского костюма к спектаклю Сакунтала в московском Камерном театре 1914 г. Художник - П. Кузнецов. Бахрушинский музей