2023/05/18 10:00:00

Как развивается BIM в России после ухода западных вендоров. Интервью и подкаст TAdviser с Дмитрием Деминым, «Аскон»

В 2022 году на фоне ухода западных вендоров из России взлетел спрос на отечественные BIM-системы для информационного моделирования в строительстве. Продажи, например, новых лицензий решения «Аскон» Pilot-BIM выросли на 260%, и появляются заказчики, которым требуются уже не сотни или тысячи, а десятки тысяч лицензий. Дмитрий Демин, директор дивизиона BIM компании «Аскон», в подкасте TAdviser рассказал о том, как развивается российский рынок BIM, насколько он отличается от западного, и в каком направлении движется развитие отечественных BIM-технологий. Ниже представлены аудио и текстовая версия беседы, подготовленные при поддержке «Аскон».

Содержание

::

Эволюция BIM в России: отставание от запада существенно сократилось

Дмитрий, как вы можете оценить эволюцию российского направления BIM? На какой стадии в настоящее время находится этот рынок и сильно ли он отстает от западного?

Дмитрий Демин: Если смотреть от истоков, то с конца 90-х — начала 2000-х у «Аскон» стали появляться решения, связанные с автоматизацией проектирования и процесса строительства. Так исторически сложилось, что мы изначально разрабатывали решения для проектировщиков и тесно взаимодействовали именно с ними: с проектными институтами, проектно-конструкторскими отделами на производствах. Потребность рынка привела к тому, что в конце 2000-х — начале 2010-х эти решения стали активно развиваться. Российские производители, разработчики активно обратили своё внимание на технологии информационного моделирования именно в 2010-х годах.

У «Аскон» в конце в конце 2000-х — начале 2010-х появились решения, связанные с техническим документооборотом. Была система «ЛОЦМАН:ПГС». Это, можно сказать, дедушка нашей системы Pilot-BIM. До этого, в начале 2000-х, строительные настройки были у нашего глобального машиностроительного игрока – «ЛОЦМАН:PLM». А в конце 2000-х появился отдельный продукт, который впоследствии развился до системы Pilot-BIM.Игорь Лейпи, ГК Softline: Объем поставок российских операционных систем в ближайшие годы увеличится как минимум вдвое 2.7 т

Что касается САПРовых BIM-решений – того, в чём разрабатывать, в начале 2000-х гг. появились первые строительные библиотеки, например, в системе «КОМПАС-3D», позволяющие работать непосредственно с объектами строительства: со стеной, балкой, трубопроводами и т.д. Они появились по запросам проектно-конструкторских отделов производств. Это и нефтегазовый сектор, и химическая промышленность, металлургические заводы, горнодобывающая отрасль.

Но понятно, что все разделы для объектов капитального строительства не закрывались, и требовалось развивать ПО. Это привело к тому, что в 2015 году мы выпустили на рынок систему Renga, которую по праву можно называть первой российской BIM-системой. Она активно продолжает развиваться и сейчас.

На 2023 год можно уверенно сказать, что отрасль развивается семимильными шагами. Продукты для импортозамещения существуют – они есть и у «Аскона», и у других российских разработчиков. Мы не единственные на рынке. «Средний» САПР мы можем заместить отечественными решениями. «Тяжёлые» датацентричные системы от Dassault, Aveva или система от Bentley, в которую входит 50 интероперабельных между собой решений, – это то, куда российские разработчики, в том числе «Аскон», будут развиваться. Отечественных решений такого уровня я пока не знаю.

Думаю, что рано или поздно такой рынок появится. У нас есть промышленные холдинги, которым такие системы просто необходимы для ведения бизнеса. «Аскону» также интересно это направление.

А в целом от западной отрасли у нас насколько большое отставание?

Дмитрий Демин: По «средним» САПР, я считаю, от западной отрасли отставания нет. Это показал и 2022 год, когда сначала все опешили, не знали, как дальше организовывать свою деятельность, но затем быстро пришли в себя. Мы участвовали во многих опытных эксплуатациях, пилотных проектах. Для разработки проектной документации, рабочей документации, для деятельности проектировщиков сейчас есть отечественные решения. Отставание было в «нулевых» – начале 2010-х. Сейчас оно существенно сократилось.

Насколько рынок готов к применению BIM

Согласно постановлению правительства РФ, с 1 января исполнители госконтрактов по застройке должны использовать технологии цифрового моделирования. В конце 2021 года разработчики сетовали на то, что рынок пока не спешит внедрять BIM. Что изменилось с того времени?

Дмитрий Демин: Не знаю, что это за разработчики. Мы никогда не сетовали на то, что рынок не спешит внедрять BIM. Наоборот, «Аскон» интенсивно растёт и, думаю, вся ИТ-отрасль растёт, особенно в 2022 году.

Интерес к технологии информационного моделирования был и до этого. Больше скажу – те же крупнейшие отечественные промышленные холдинги прекрасно знают, что это за технология, понимают эффекты от неё. Они её используют с конца «нулевых» начала – 2010-х. Когда у них сквозной процесс – проектирование, стройка и ввод в эксплуатацию – там и ремонты, и цифровая информационная модель, и лазерное сканирование. Это всё было еще в начале 2010-х годов.

Безусловно, ПП-331, о котором вы говорите, принесло BIM (или ТИМ) именно в госсектор, где ранее, как правило, экспертиза не принимала цифровую информационную модель или принимала, но не как обязательную, а, скорее, вспомогательную. И муниципальные управления капитального строительства и другие подрядчики её не использовали. Здесь государство подтолкнуло к знакомству с этой технологией и началу её использования.

Для нас до 2021 года сегмент муниципальных заказчиков не был коммерчески привлекательным просто потому, что там использовались довольно устаревшие технологии. В 2021 году в этом сегменте у «Аскон» появилось более 50 новых заказчиков, в 2022-м оно росло и продолжает расти. Так что здесь я вижу безусловный плюс появления ПП-331. Но, как вы сказали, «не спешат внедрять BIM», такого мы не заметили. Напротив, спешат.

Более того, в 2022 году «ДОМ.РФ» показывал карту, где основными регионами, использующими информационное моделирование, были названы Москва и Московская область, Санкт-Петербург. А в регионах вроде Якутии, Дальнего Востока, Ямало-Ненецкого автономного округа якобы не готовы. Ничего подобного: там прекрасно готовы и всё прекрасно знают. Постановление дало им импульс, и они обратили внимание на решения, которые есть на рынке.

Понятно, что трудности всегда есть, когда осваивается что-то новое, но мы не встретили какого-то глобального сопротивления, нежелания или непонимания, о чём идёт речь. Где-то с помощью локальных цифровых министерств активно начали выделяться бюджетные средства на закупку продуктов «Аскона» или других продуктов. И всё пошло нормально.

По вашему мнению, насколько целесообразно было бы в России принимать ещё какие-то меры стимулирования строительных компаний к переходу на BIM-технологии?

Дмитрий Демин: Первое, что приходит на ум: в федеральной целевой программе есть машиностроение. Это подразумевает выделение бюджетных средств на модернизацию и оптимизацию производств. Например, тракторных, автомобильных, танковых. Это достаточно распространённая практика, этих программ много – от Минпромторга, Минцифры и ряда других министерств. И здесь, наверное, было бы неплохо, чтобы было больше таких программ именно для строительных организаций. Может быть, для девелопмента отдельно сделать, для стройки внутри промышленного сектора.

Насколько я помню, мы такую программу проводили в 2017 или 2018 году по линии Минпромторга. Там была часть, касающаяся проектных институтов, проектных организаций. И ряд из них воспользовались этой возможностью. Суть была в том, что, допустим, приобретается N количество лицензий ПО и 60%, если не ошибаюсь, оплачивается государством. Это делается для модернизации процессов производства документации по факту. И через год те, кто участвует в программе, отчитываются в Минпромторг о внедрении и улучшении показателей: после внедрения сделали больше проектов, потратили меньше бумаги, выросли штатно и качественно.

Больше таких программ не было и, может быть, стоит вернуть.

Может быть, вы направите какое-то предложение регуляторам.

Дмитрий Демин: Мы с удовольствием что-то предложим регуляторам.

Сейчас есть крупные программы. Например, в рамках индустриальных центров компетенций. Но там, в основном, участвуют крупные игроки машиностроения. По ряду причин отраслевая стройка там не оказывается. Может быть, как-то пересмотреть, предложить поменять условия.

Второе – это меры по поддержке тех, кто делает цифровую информационную модель. Им можно было бы дать приоритет в каких-то конкурсах – в тендерах, я имею в виду.

Успеть за взрывным ростом продаж

Учитывая, с каким ростом спроса вы столкнулись в прошлом году, не возникло ли у вас такой проблемы, как у некоторых разработчиков, что не хватает ресурсов, чтобы обеспечить все эти новые заказы, проекты? Насколько существенно, может быть, вам пришлось расширять штат своего дивизиона?

Дмитрий Демин: Я представляю интеграторский бизнес, за разработку программных продуктов у нас отвечает отдельное подразделение. Поэтому здесь я буду делиться информацией, которую знаю от директоров разработки. Безусловно, штат расширялся и продолжает расширяться. Люди – самое ценное, что есть на рынке, и они редки, поэтому невозможно расшириться в 3-4 раза. Несмотря на то, что продажи новых лицензий Pilot-BIM в 2022 году поднялись на 260%, это не значит, что разработка увеличилась, скажем, в 2.6 раза.

Мы планомерно растём, потому что появляются новые задачи, новые требования от крупных заказчиков на развитие системы, её доработку, появление новых функциональных возможностей и «утяжеление». Pilot-BIM – это уже далеко не только про технический документооборот, а глобальная среда общих данных, позволяющая решать разные задачи.

Что касается роста штата именно разработчиков, тут приведу цитату Дмитрия Поскрёбышева, директора по разработке Pilot-BIM. Мы с ним разговаривали: «Давайте мы просто наймём ещё 100 человек. Возможности есть, рост есть». Но так это не работает, рост разработки всегда должен проходить плавно. Специалисты, которые приходят, должны максимально интегрироваться в эту среду, потому что это исключительно творческий процесс, в который нельзя просто так ворваться. Когда нанимается новый разработчик, естественно, он получает знания от сотрудника, который уже давно работает. И если выдёргивать последнего на большое количество новых специалистов, то возникнет простой в разработке.

Российский стандарт BIM - в помощь рынку

Летом 2022 года компания «Аскон» выпустила стандарт BIM для российских компаний. Принял ли его рынок, и как этот стандарт помогает вашим заказчикам?

Дмитрий Демин: Наверное, ещё рано говорить о том, принял его рынок или нет, т.к. прошло не так много времени. Стандарт – это документ, который не является статичным, он развивается. У нас есть, в том числе, публичные примеры – кейсы, которые мы публикуем на своих информационных ресурсах – тех организаций, которые используют именно наш стандарт в работе. Мне кажется, что документ очень полезный, интересный.

Наш стандарт не привязан, как аналогичные стандарты от западных вендоров, к какому-то конкретному ПО, а привязан к процессам. И именно по процессам, их схемам заказчик сможет наладить, улучшить или оптимизировать свою рабочую деятельность. Понятно, что мы для среды общих данных в стандарте указываем Pilot-BIM, а для среды разработки это будет Renga и «Компас», но если заменить их на другие решения, то ничего не поменяется. Они так же подходят.

Сейчас в стандарте реализован процесс проектирования, процесс сдачи в экспертизу. В дальнейшем он будет дополняться появлением исполнительной документации. Это уже строительство. А также дополняться появлением эксплуатационной документации – это этап эксплуатации здания/сооружения.

Это появится в 2023 году?

Дмитрий Демин: Не думаю, что в этом году появится. Скорее, это на перспективу, развитие документа на ближайшие 3-5 лет.

Вы собираете обратную связь от заказчиков и на этой основе прорабатываете дальнейший план развития стандарта?

Дмитрий Демин: Да.

Pilot-BIM: текущие возможности и планы развития

Какие ключевые функциональные возможности на текущий момент имеет ваш продукт Pilot-BIM?

Дмитрий Демин: Как я уже говорил, система Pilot-BIM на данном этапе развития уже предоставляет инструмент для организации глобальной среды общих данных, который имеет несколько весомых и важных функциональных возможностей для решения задач заказчика. В первую очередь, это организация любого документооборота: организационно-распорядительного, технического. Это значит, что с помощью Pilot-BIM любая организация сможет автоматизировать процессы, связанные с хранением документации, её согласованием, версионированием и поиском по этой документации. При этом типы документов и файлов могут быть любые.

Вторая глобальная задача, которую позволяет решать наша система, – работа с цифровой информационной моделью. Я имею в виду сборку цифровой информационной модели объекта строительства. Она может состоять из одной части либо неограниченного количества частей. Т.е. мы позволяем работать с большими объёмами данных с помощью Pilot-BIM. Естественно, помимо сборки есть аналитическая отчётность. Мы можем, например, вытащить объёмы из цифровой информационной модели – как объёмы материалов, так и ведомости объёмов работ – и дальше отдать информацию лицам, которым она нужна. Также можно до этапа строительства проверить объект на коллизии, найти опасные пересечения, которые будет очень дорого исправлять на этапе стройки, и лучше сделать это на этапе согласования модели.

Система также позволяет вести команды проектировщиков: неограниченное количество человек могут одновременно вести переписку по модели, ставить замечания на ней или каким-то образом позиционировать модель для согласования: например, применять секущие плоскости, показывать или отключать какие-то уровни – этажи, оборудование или любые другие объекты. Т.е. вся работа с моделью ведётся через Pilot-BIM на этапе проектирования объекта капитального строительства.

Если говорить об этапах реконструкции или стройки в уже застроенном пространстве, например, когда надо построить новый цех посреди завода, то вам необходимо организовать строительство, стройплощадку, понимать, каким образом будут доставлены материалы, где они будут лежать и не заденет ли кран соседний цех. Это работа с лазерным сканированием и облаками точек. Мы можем в систему подгрузить действующие объекты и в этой среде проектировать новый объект или реконструировать существующий. Сняли облако точек цеха и внутрь цеха доставляем новое оборудование, тянем трубу или меняем проёмы.

В прошлом году появились инструменты измерения внутри модели: как непосредственно BIM-объектов, так и облака точек. Сначала появились просто измерения по граням, и буквально месяц-два назад этот функционал был расширен: теперь можно мерить от точки до точки, причём и по облакам, и непосредственно по цифровой информационной модели.

Это, наверное, два глобальных блока, которые закрывает Pilot-BIM. И очень важно упомянуть, что Pilot-BIM максимально интероперабельный. Он работает с форматом IFC, и если наш заказчик, например, не использует наше решение для разработки BIM-модели, а использует другие, это ему не помешает применять Pilot-BIM. Через формат IFC мы сможем передать данные кому угодно.

Для работы с данными по насколько масштабным объектам подходит Pilot-BIM?

Дмитрий Демин: Один из последних примеров – в ННГАСУ (Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете) совместно с «Высоцкий консалтинг» и, по-моему, «Росатом» там тоже принимал участие, было загружено 600 объектов в систему. Это полноценные BIM-объекты зданий Нижнего Новгорода с мостами, дорогами и реками – фактически город. Это интересный кейс, он активно освещался в прошлом году в сети. И, если нашим слушателям будет интересно, думаю, они его найдут по поиску «Нижний Новгород Pilot-BIM».

И это не предел?

Дмитрий Демин: Это не предел. Наш разговор начинался с того, насколько технология информационного моделирования в России отстаёт либо менее популярна, чем на западе, и куда расти. Так вот, что касается функциональной части, например, того же Pilot-BIM, то с аналогичными западными системами, которые выполняют похожие задачи, скорость и загрузка больших объектов существенно выше в нашем решении. Это показывают тесты и заказчики. Но ещё есть, куда расти.

Следующий вопрос как раз об этом. Как вы планируете развивать Pilot-BIM? Какие новые технологии и интеграционные возможности вы планируете реализовать?

Дмитрий Демин: Думаю, коллеги не будут против. Поделюсь информацией от наших разработчиков. Всё прозаично и понятно. Многое продиктовано текущими событиями. Прежде всего, это поддержка Linux-систем, т.е. появление кроссплатформенной версии. Это будет веб-версия – Pilot-BIM в вебе, которая сможет работать и на Linux, и на Windows.

Тут имеются в виду и базирующиеся на Linux российские ОС?

Дмитрий Демин: Да. Это неважно – браузер есть, и можно в нём работать. До конца текущего года мы планируем перевести клиентскую часть Pilot-BIM на Linux. Думаю, в первом квартале следующего года мы уже получим релиз, который можно будет использовать в коммерческом поле.

При этом серверная часть Pilot-BIM у нас уже давно, лет 5-6, может работать на Linux. Если АРМ во многих организациях всё ещё работают на Windows, то серверы на Linux многие уже давно перевели. У нас в «Асконе» тоже серверная часть на Linux.

Второе – глобальное улучшение, развитие, которому компания уделяет много внимания, – это кластеризация и усиление отказоустойчивости системы. Сейчас, как правило, мы используем один сервер, и технология Pilot-BIM позволяет использовать один сервер для неограниченного количества подключений. Но мы прекрасно понимаем, что есть заказчики, которым нужны не сотни, а тысячи лицензий. И больше скажу, даже появляются заказчики, которым нужны десятки тысяч лицензий.

Это требует совершенно другого подхода именно к архитектуре системы. Такая работа тоже ведётся, до конца года мы планируем её завершить. Это для того, чтобы одновременно десятки тысяч пользователей могли работать с системой, и система обладала определённым уровнем отказоустойчивости.

Т.е. это некие работы по распараллеливанию.

Дмитрий Демин: Совершенно верно. Работы по распараллеливанию серверных мощностей, каналов передачи и т.д. Это два глобальных направления, на которые мы тратим сейчас основные ресурсы. Понятно, что появляется и функционал для решения каких-то небольших, локальных задач. А появляются и большие функциональные новинки. Буквально недавно в канале Pilot-BIM в Telegram вышла новость о том, что будет презентована оптимизация системы координат. Это когда, допустим, модель находится в Санкт-Петербурге или Москве, но проектировщик по какой-то причине начало координат задал в Тихом океане. И для того, чтобы эту модель открыть и понятно с ней работать, чтобы не было искажений, вводится дополнительная система координат.

В этом квартале будет выпущен данный функционал и пройдёт вебинар для заказчиков, чтобы им объяснить, как с этим работать.

Интересно, конечно, было бы узнать, кому нужны десятки тысяч лицензий…

Дмитрий Демин: Не могу сказать.

... но я и предполагала, что вы вряд ли скажете. Может быть, хотя бы обозначить сферы, отрасли?

Дмитрий Демин: Тоже не могу сказать. Но могу обозначить, что это промышленный сектор, не гражданское строительство.

Растаявшие надежды на возвращение западных вендоров

В 2022 году, судя по вашей статистике продаж лицензий Pilot-BIM, заказчики довольно активно переходили с импортных решений. В этом году вы наблюдаете такую же тенденцию?

Дмитрий Демин: В этом году, я думаю, будет больше активностей, потому что прошлый год – это всё-таки был год выжидания, анализа, какого-то сравнения перед выбором, опытных эксплуатаций. Плюс западные вендоры ушли, но много кто приобретал лицензии на три года. Промышленный сектор, как правило, таким образом, минимизирует свои затраты на лицензии. Далеко не у всех лицензии кончились, далеко не все лишились инструментов.

И ещё буквально в сентябре ходили разговоры о том, что, вдруг, западные вендоры вернутся. Но 2022 год прошёл, и теперь всем всё стало понятно. И мы отмечаем, что 2023 год – это год ещё большего роста.

Плюс заказчики, наверное, наблюдали за опытом коллег – как у них это будет происходить.

Дмитрий Демин: Да, кто-то смотрел и занял выжидательную позицию. Это время прошло. Сейчас время принимать решения. И однозначно это должны быть отечественные решения хотя бы потому что, как сказали коллеги, на одном из машиностроительном предприятии по поводу Siemens: «Даже если они вернутся, то доверия к ним уже нет, потому что у нас были проблемы с производством». Это бизнес. Никто не хочет, чтобы вставало производство, чтобы пропадала техподдержка. Один раз ушли, были проблемы, и теперь заказчик сам не хочет больше работать с Siemens.

Уважаемые партнёры стали менее уважаемыми.

Дмитрий Демин: Ну, даже если они вернутся. Я всегда за то, чтобы была здоровая конкуренция. Это правильно. Но ситуации бывают разными, все всё понимают, поэтому 2023 год – это год выбора.

«Среды общих данных будут развиваться до того, чтобы работать с данными уровня городов»

Предлагаю под конец немного, наверное, пофантазировать. Как вы считаете, можно ожидать создания в России цифровых двойников всех многоквартирных домов и крупных промышленных объектов?

Дмитрий Демин: Если коротко, ожидать можно. Работа в этом направлении ведётся и давно. Скажу больше, ведётся в очень разных плоскостях. Есть государственные инициативы – Минстроя, Главгосэкспертизы. Есть ГИСОГД (Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности РФ), которая сейчас активно будет внедряться и использоваться именно в сфере работы с городской средой, планированием и т.д. Есть и геоинформационные системы, которые развиты и используются, и мы их постоянно применяем.

А есть BIM-системы, которые как раз-таки предназначены для того, чтобы всю информацию хранить, и чтобы это был не просто кубик-домик, как когда мы смотрим в «Яндекс.Карты». С точки зрения ремонта это бесполезный кубик, хотя для людей всё нормально работает.

Так вот, я думаю, что будут развиваться системы сред общих данных типа Pilot-BIM, и они будут включать в себя возможности геоинформационных систем. Просто потому, что будут развиваться процессорные мощности, мощности памяти. И, естественно, удобнее и правильнее будет работать с городами через такие системы. И VR будет развиваться, и AR. Это неизбежно просто потому, что это приносит определённые очевидные эффекты: например, удешевит стоимость перекладки труб, потому что можно сначала посмотреть всё это в 3D.

Недавно мы делали вебинар, где в конце тоже речь зашла об этой теме: что над землёй много чего есть – дома и т.д., а сети сложно оцифровать, многих просто нет, многие указаны на старых планах, если мы говорим про городскую среду. Это зона роста, это нужно развивать. Думаю, что среды общих данных будут развиваться до того, чтобы работать с данными уровня городов.

Даже Москвы?

Дмитрий Демин: Думаю что да, даже Москвы.

Дмитрий, спасибо вам за интересные ответы.

Дмитрий Демин: Спасибо за интересные вопросы.

Надеюсь, что и нашим слушателям было интересно, и что мы ещё встретимся в наших следующих подкастах.