2023/12/29 15:00:13

Транспорт в Москве


Содержание

Основная статья: Москва

Транспортная система

Интеллектуальная транспортная система

Основная статья: Интеллектуальная транспортная система (Москва)

Интеллектуальная транспортная система Москвы — одна из важнейших составляющих Smart City. В Москве это более двух тысяч светофоров, трех с половиной тысяч детекторов мониторинга дорожного движения и двух тысяч камер видеонаблюдения. Данные с них попадают в ситуационный центр ЦОДД, где их анализируют в режиме реального времени, что помогает управлять ситуацией на дорогах. В дальнейшем эта информация позволяет ЦОДД сделать прогноз дорожной обстановки, если планируется перекрыть улицу, ввести одностороннее движение или открыть выделенную полосу для автобусов и троллейбусов.Как зародилась масштабная коррупционная схема при внедрении ИТ в ПФР при участии «Техносерва» и «Редсис». Подробности 38.5 т

Более 160 электронных табло на главных трассах города оперативно сообщают водителям о погоде, расчетном времени в пути (например, до МКАД или Третьего транспортного кольца) и о загруженности дорог. Они отображают и сведения об ограничении или перекрытии движения. С внедрением интеллектуальной транспортной системы количество аварий на дорогах Москвы уменьшилось почти наполовину. А средняя скорость увеличилась на 13 процентов, несмотря на то, что машин стало намного больше.

Центр организации дорожного движения (ЦОДД) и Департамент транспорта и связи города Москвы с 2011 года развивают ИТС. ИТС состоит из двух моделей – статической и динамической.

Статическая модель

Статическая транспортная модель создана для прогнозирования вариантов изменения дорожной обстановки на длительный период.

СТМ учитывает следующие вводные:

  • население города;
  • население района;ис
  • возраст жителей;
  • пол жителей;
  • социальное положение;
  • занятость населения.

Алгоритмы СТМ разбивают каждый район на транспортные участки. Чтобы изучить активность и время передвижения людей из одного района другой, подчитать объем потока, используются технологии анализа Больших данных и социологические опросы.

Динамическая модель

С помощью динамической транспортной модели (ДТМ) отслеживается множество параметров, таких как:

  • скорость и интенсивность транспортных потоков;
  • перемещение общественного транспорта;
  • ДТП по степени значимости;
  • места расположения социальных объектов;
  • перекрытия дорог.

Кроме того, используя ДТМ можно производить мониторинг работы мобильных комплексов фото- и видеофиксации и т.д.

ДТМ использует данные с датчиков ГЛОНАСС, камер, транспортных детекторов. На ДТМ лежит ответственность за управление светофорами, анализом очагов аварийности и т.д.

Ситуационный центр является важным элементом ИТС Москвы.

Ситуационный центр отвечает за:

  • управление светофорами;
  • управление камерами телеобзора;
  • мониторинг условий дорожного движения;
  • визуальное информирование участников дорожного движения;
  • фото- и видеофиксацию нарушений.

Московский метрополитен

Основная статья: Московский метрополитен

Трамваи

К концу 2022 года для перевозок в Москве будет закуплено 600 новых трамваев, рассказал в интервью телеканалу РБК глава «Мосгортранса» Евгений Михайлов. По его словам, в настоящее время город уже подписал с производителем контракт на поставку 300 трамваев, а еще 300 должны быть закуплены в 2020—2022 годах.

Москва решила стать мировым лидером по числу трамваев

После завершения закупок Москва, по словам Михайлова, получит самый большой и самый современный в мире парк трамваев. «Поэтому все разговоры о смерти трамвая, мягко говоря, преувеличены», — сказал глава «Мосгортранса», отметив, что новые трамваи будут оснащены климат-контролем, светодиодным освещением и системами рекуперации электроэнергии.

Двери в новых трамваях будут открываться при нажатии желающим войти или выйти пассажиром. При этом входить в них можно будет через любую из шести дверей, так как турникетов устанавливать в новых трамваях не планируется.

Электромобили и зарядки

Основная статья: Электромобили в Москве

  • Энергия Москвы - единая ИТ-система, которая объединяет всех операторов зарядных станций для электромобилей

Парковки

Основная статья: Парковки в Москве

История

2024: В Москве вводят идентификацию и рейтинг пользователей электросамокатов

Операторы аренды электросамокатов Москвы введут в своих приложениях идентификацию и рейтинг пользователей. Кроме того, будет проводиться тестирование на знание правил дорожного движения. Об этом в середине марта 2024 года сообщил Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры российской столицы. Подробнее здесь.

2023

Ликсутов сообщил, когда в Москве появятся беспилотные трамваи

Беспилотный трамвай может начать ходить по маршрутам в Москве в ближайшие пару лет. Об этом в конце декабря 2023 года журналистам сообщил заместитель мэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

«
Мы в следующем [2024] году планируем и работаем над автономным ходом трамваев. Задача – запустить беспилотный трамвай – там вообще не будет человека, трамвай будет полностью сам двигаться, — отметил он.
»

Беспилотный трамвай может начать ходить по маршрутам в Москве в ближайшие пару лет

По словам Ликсутова, над созданием автопилота для трамваев работает подразделение Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Оно, в частности, занимается написанием программного обеспечения и интеграцией систем.

Заммэра Москвы отметил, что на первое этапе беспилотными трамваи будут ездить с водителями, но в будущем этот транспорт станет полностью самоуправляемым.

«
На следующем этапе мы видим, что в трамваях вообще не будет человека, они будут работать полностью в автономном режиме, видеть все, что происходит на улично-дорожной сети, предугадывать поведение как пассажиров, так и водителей. Надеемся, что все эти задачи… за следующий и 2025 год мы полностью реализуем, - сказал Ликсутов на пресс-конференции 27 декабря 2023 года (цитата по «Интерфаксу»).
»

Он также привел данные, согласно которым к концу 2023 года около 600 тыс. поездок совершается на столичных трамваях каждый день.

В сентябре 2023 года Максим Ликсутов говорил, что проект беспилотного трамвая находится в разработке в Москве, однако увидеть полноценную автоматизированную систему, которая умеет управлять трамваем в условиях города, можно будет не раньше, чем через 5-6 лет. Он отмечал, что существует много вещей, на которые автоматика должна уметь быстро реагировать, а пока лучше человека это никто не делает.[1]

На московских дорогах на 4% сократилось число автомобилей

К концу 2023 года в Москве количество выезжающих каждый день на дороги автомобилей сократилось на 4%, или на 130 тыс. штук. Об этом в столичном Дептрансе сообщили 20 декабря 2023 года.

По данным ведомства, в в среднем по улицам Москвы ежедневно проезжают 2,84 млн машин. Для сравнения, еще в 2019 году ежесуточный трафик измерялся 3,07 млн автомобилей. Общее число дней, когда фиксировалась «высокая загруженность», в 2023 году сократилось на 28%.

Количество выезжающих каждый день на дороги Москвы автомобилей сократилось на 4%

Власти столицы объясняют тенденцию к снижению числа автомобилей на дорогах развитием общественного транспорта. С 2019 года услуга такси стала популярнее на 61%, развивается каршеринг, большими темпами вводятся новые станции метро, заявил Максим Ликсутов, вице-мэр и руководитель Дептранса.

«
Создается доступная альтернатива личному автомобилю — городской транспорт с каждым годом становится удобнее, комфортнее и привлекательнее. При этом провозной запас создан на десятилетия вперед, — добавил Ликсутов.
»

Свой вклад в разгрузку городских улиц внесло развитие внутригородских электричек: в 2023 году введены два новых диаметра — МЦД-3 (Зеленоград — Раменское) и МЦД-4 (Железнодорожный — Апрелевка). При этом, по данным ГИБДД, количество зарегистрированных в Москве автомобилей за последние 5 лет выросло на 6% — к концу декабря 2023 года на учете в столице стоят 8 млн транспортных средств.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин в разговоре с «Коммерсантом» отметил, что Москва всегда была лидером по росту и обновлению автопарка, но к 2023 году возможностей у москвичей покупать новые машины меньше из-за роста цен. По словам эксперта, эксплуатация машины постепенно смещается «в зону роскоши или почти люкса».

«
Топливо и обслуживание дорожают, а доходы не растут такими темпами, - добавил Шапарин.[2]
»

В Москве заблокировали более 7 тыс. аккаунтов нарушителей ПДД на электросамокатах

С начала сезона в Москве было заблокировано более 7 тыс. аккаунтов нарушителей правил дорожного движения (ПДД) на электросамокатах. Об этом 31 июля 2023 года сообщила пресс-служба столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

«
Наша главная задача — повышать безопасность поездок. Для пользователей сервисов аренды всегда действовали внутренние штрафы, а за грубые нарушения, повлекшие аварии, или системные нарушения ПДД пользователи в сервисах блокируются, - отметил заммэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
»

В Москве заблокировали более 7 тыс. аккаунтов самокатчиков

В московском дептрансе напомнили, что с марта 2023 года для всех водителей электросамокатов и других так называемых средств индивидуальной мобильности (СИМ) действуют ПДД, за их соблюдением следят сотрудники столичной Госавтоинспекции. Со старта сезона к административной ответственности за нарушения привлекли более 15 тыс. человек, добавили в ведомстве 31 августа 2023 года.

Сопредседатель рабочей группы «Безопасность дорожного движения» в рамках «регуляторной гильотины» Евгений Литвин в разговоре с «Коммерсантом» напомнил, что региональные и муниципальные власти обязаны организовывать движение для электросамокатов в городах (знаки и разметка уже есть в ПДД), но по факту этим мало кто занимается, за исключением Москвы и ряда крупных городов.

«
Основная работа должна происходить на местах, все инструменты для этого даны, — согласен заместитель директора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Владимир Луговенко. — Обоснования ограничений, запретов, вопросы инфраструктуры — все это работа, которая ложится на органы местного самоуправления.[3]
»

Утверждение создания верфи для судов на электротяге

20 июня 2023 года мэр Москвы Сергей Собянин сообщил о начале строительства в городе верфи по производству трех видов судов. Инвестиционный проект разработан совместно с производителями судов.

«
Ну, конечно, нужны еще и федеральная поддержка, долгосрочные заказы под такие проекты. Уверен, что новые, современные суда, в том числе электрические, будут востребованы и в Москве, и в стране, — сказал столичный градоначальник на совещании по развитию речного судоходства с президентом России Владимиром Путиным (цитата по ТАСС).
»

Мэр Москвы Сергей Собянин

При этом Собянин не назвал ни место, где может появиться судостроительный завод, ни инвесторов. Источник «Ведомостей», близкий к Минпромторгу, рассказал, что идея создания новой верфи в столице «обсуждается давно». По его словам, завод планируется построить на территории бывшего Московского судостроительного и судоремонтного завода, который был закрыт в 2014 году. К июню 2023-го на его территории находится ЖК «Ривер парк». Часть территории осталась незастроенной, сохранился эллинг и причалы, объяснил собеседник.

Собеседник газеты в Sitronics говорит, что в качестве альтернативной площадки рассматривается район Северного речного вокзала. Компания, которая будет заниматься созданием предприятия и строительством судов, к 20 июня 2023 года не определена, утверждает он.

Источник издания, знакомый с проектом пассажирских судов на 50 человек Sitronics, утверждает, что одно судно стоит 260 млн рублей, что делает окупаемость судов крайне непростой задачей. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что Москва как основной интересант проекта может предложить будущему инвестору в производственную площадку максимально выгодные условия. Организация производства, по мнению эксперта, обойдется в 200–300 млн рублей, если речь идет о крупноузловой сборке в Москве.[4]

Открытие движения электросудов по Москве-реке

20 июня 2023 года президент России дал старт запуску первого регулярного маршрута электрических речных трамвайчиков в Москве. Их запуск позволит улучшить транспортное обслуживание около 1,5 млн человек, проживающих в 18 районах столицы, и предоставить им альтернативные варианты поездок, говорится на официальном сайте мэра Москвы. Подробнее здесь.

2022

План запуска оплаты по QR-коду через СБП

В середине июня 2022 года мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор АО «Национальная система платежных карт» Владимир Комлев подписали меморандум о сотрудничестве, в рамках которого планируется использование Системы быстрых платежей (СБП) для оплаты проезда в столичном транспорте.

Для покупки билетов с помощью СБП пассажирам не потребуется банковская карта и технология NFC для беспроводной передачи данных. Достаточно будет установить на смартфон мобильное приложение одного из банков — участников СБП и воспользоваться камерой для считывания QR-кода.

В московском транспорте вводится оплата через СБП. Банковская карта и NFC не нужны

Автовладельцы на платных парковках также смогут экономить, комиссия при пополнении счета в приложении «Парковки России» составит 0,65% и в дальнейшем будет снижаться. Для сравнения: операторы сотовой связи берут комиссию в размере до 5,6%, а банки — до 1%.

Внедрить возможность оплаты проезда с помощью СБП в кассах и на турникетах метро планируется до конца 2022 года, в наземном транспорте и мобильных приложениях городского транспортного комплекса — в течение 2023-го.

К июню 2022 года оплата с помощью СБП работает в кассах станций Большой кольцевой линии метро и мобильном приложении «Парковки России». По прогнозам московской мэрии, со временем оплатой проезда с помощью СБП ежедневно будут пользоваться до 700 тыс. пассажиров городского транспорта.

Заключенный в июне 2022 года меморандум предусматривает совместную работу правительства Москвы и АО «НСПК» по дальнейшему развитию инструментов безналичной оплаты проезда в московском транспорте.

В мае 2022 года Банк России начал внедрение оплаты в Системе быстрых платежей при помощи прикладывания смартфона с технологией NFC. С помощью этой опции можно совершать покупки, например, в кафе или магазине.[5]

В Москве начинают тестировать водородные автобусы

В конце мая 2022 года стало известно о предстоящем начале тестирования водородных автобусов в Москве. Это будет транспорт отечественного производства.

«
Первые образцы водородных автобусов уже в ближайшее время начнут в экспериментальном режиме ездить по улицам столицы Российской Федерации, - заявил ТАСС глава Российского энергетического агентства (РЭА) при Минэнерго России Алексей Кулапин, который принял участие в 78-й сессии Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), состоявшейся в столице Таиланда в конце мая 2022 года.
»

Планируется, что пересадить москвичей на новый вид транспорта можно будет в 2022 году, когда первый тестовый водоробус поступит в Мосгортранс.

В Москве начали тестировать водородные автобусы

Министерство энергетики ранее предложило перевести к 2030 году на водород 10% городского транспорта на внутреннем рынке. Кроме того, имеются планы по развитию водородной заправочной инфраструктуры на территории страны. К указанному сроку в РФ планируется построить около 1 тыс. водородных заправок.

«
На сегодняшний день [к 30 мая 2022 года] у нас принят план по развитию заправочной инфраструктуры на электричестве и водороде, - говорит Алексей Кулапин. - РЭА является одним из центров компетенции по реализации этого плана, выделяются бюджетные средства на стимулирование этого направления... В частности, будут выделяться субсидии регионам РФ на создание электро-заправочной инфраструктуры.
»

О планах пересадить россиян на работающие на водороде автобусы стало известно из проекта технологической стратегии развития водородной отрасли в феврале 2022 года. Тогда в Мосгортрансе отметили, что перед полным переводом системы необходимо протестировать водоробус в реальных условиях при разных температурных режимах.[6]

2021

Запуск сервиса вызова автобуса к остановке как такси

1 октября 2021 года в Москве заработал сервис «По пути», который позволяет вызывать автобусы к остановке и ездить на них подобно такси. Подробнее здесь.

Москва запускает первые электрические речные трамвайчики

13 сентября 2021 года стало известно название первых электрических трамвайчиков в Москве. В столице возродится регулярный речной транспорт, прекративший работать в 2006 году. Подробнее здесь.

Москвичи смогут оплатить проезд в автобусе через систему распознавания лиц

Москвичи смогут оплатить проезд в городском транспорте через систему распознавания лиц. Об этом стало известно 10 августа 2021 года из материалов соответствующего тендера, размещенного Центром организации дорожного движения (ЦОДД). В конкурсе победило ООО «Интеллектуальные социальные системы», которое в рамках контракта получит около 329 млн рублей. Подробнее здесь.

2020: Правительство Москвы представит Стратегию развития транспортного комплекса города до 2040 года

Правительство Москвы представит Стратегию развития транспортного комплекса города до 2040 года, сообщает в июне Парламентская газета.

В октябре 2019 года мэрия столицы заказала разработку Концепции развития транспортного комплекса до 2040 года. Ее предыдущий вариант была разработан в 2011 году. Документ был рассчитан до 2020 года. Основной задачей Стратегии стало увеличение пропускной способности автомагистралей, снижение загруженности дорог. Для этого последние годы создавались выделенные полосы для общественного транспорта, строились новые станции метро, произошло открытие МЦК.

Проект новой транспортной стратегии содержит около 20 приоритетных направлений. В том числе: увеличение пропускной способности сети, повышение эффективности пассажирского и грузового автотранспорта, активизация Московских центральных диаметров (МЦД), развитие метро, организация многоуровневых паркингов, использование беспилотных технологий, искусственного интеллекта, биометрии, больших данных, виртуальной и дополненной реальности, внедрение беспилотного автотранспорта.

По мнению экспертов, предложенные решения могут быть реализованы в отдаленной перспективе. Многие из них требуют правового регулирования. Возможно, изменить ситуацию с пробками на улицах столицы способны наземные беспилотники. Технологии уже давно апробированы в Москве и Казани, к тому же в развитии этой отрасли заинтересованы и в Правительстве РФ. Кабмин утвердил концепцию по ускорению развития в России беспилотных транспортных средств. Согласно документу, автодроны позволят снизить количество аварий на дорогах, уменьшат стоимость перевозки пассажиров и грузов.

1996

Один из новых пешеходных мостов на МКАД, 1996 год

1987

Уборка снега на Манежной площади, 1980-е

1962

Движение на МКАДе, 1962
МКАД (пересечение с Рублёвкой), 1962 г

1959

Остановка 25 троллейбуса «Балчуг», 1959

1956

Нанесение дорожной разметки, 1956 год, Москва
Речной молоковоз ранним утром уже спешит в Москву, 1956 год.
Школа юных автомобилистов. Москва, 1956 год

1951

ЗИС-112 с шестилитровым двигателем. Максимальная скорость «Циклопа» составляла 204 км-ч, масса более 3 т. 1951 г.

1941: Грузовые троллейбусы

Грузовой троллейбус груженный дровами на улице Горького, Москва, 1941 год. Увидеть грузовой троллейбус большая редкость, а грузовой троллейбус с прицепом еще большая редкость.

1939

Троллейбус ЯТБ-3 на Пушкинской площади, 1939

1921

Аэровагон на Павелецком вокзале, 1921

1910: Вывоз снега на санях

Вывоз снега на санях, 1901-1910 гг

1900: Конка

Ко́нка (конно-железная городская дорога). Покровка, Москва, 1900 год

1897

Московский извозчик в XIX. веке

См. также

Примечания