Проект

Система интеллектуального видеонаблюдения (ИСВН) Московского метрополитена

Заказчики: Московский метрополитен

Москва; Транспорт

Продукт: Комплексные проекты видеонаблюдения

Дата проекта: 2013/12 — 2016/09
Бюджет проекта: 3633 млн рублей руб.
Технология: Системы видеонаблюдения
подрядчики - 322
проекты - 819
системы - 674
вендоры - 317
СМ. ТАКЖЕ (1)

2017: Создание системы интеллектуального видеонаблюдения категорированных объектов

В 2015-2017 гг. компанией "Энсис Технологии" выполнен проект по созданию системы интеллектуального видеонаблюдения категорированных объектов Московского метрополитена. Подробнее о проекте здесь.

2015

Совет директоров «Ростелекома» и ГУП «Мосгортранс» одобрили в октябре 2015 года договор по оснащению вестибюлей и станций метро камерами наблюдения. Об этом «Газете.Ru» рассказал пресс-секретарь «Ростелекома» Андрей Поляков.

Система видеонаблюдения позволит значительно поднять уровень безопасности пассажиров метро. Видеокамеры смогут фиксировать лица и получат возможность биометрической идентификации. «Ростелеком» займется подготовкой инфраструктуры метрополитена и обеспечением строительно-монтажных работ. Начальная цена договора составляет 3,7 млрд руб.

Различные компании смогут участвовать в тендере на выполнение непосредственно технической части работ в срок до 9 ноября. Это уже второй тендер от руководства московского метро на установку видеонаблюдения, первый прошел в марте и был признан недействительным по требованию Федеральной монопольной службы, так как не была опубликована полная проектная документация.

Конкурс на выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ

В октябре 2015 года Московский метрополитен объявил конкурс на выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по оснащению объектов метро системой интеллектуального видеонаблюдения[1]. Начальная цена закупки составляла почти 3 689 млн рублей.

Характер работ

Согласно техзаданию исполнитель проекта должен был в течение 330 дней в вестибюлях 188 станций метро установить технические средства системы интеллектуального видеонаблюдения. На постах транспортной безопасности станций и в ситуационном центре должны были быть организованы автоматизированные рабочие места системы, Помимо этого, требовалось создать узлы коммутации для сбора поступающих видеоданных, а также построить и оснастить центр обработки данных на территории электродепо «Печатники».

Система должна была обеспечивать обзорное видеонаблюдение в вестибюлях станций, обладать видеоаналитическими возможностями с функциями автоматического обнаружения нештатных ситуаций и автоматическим отображением места тревожной ситуации.Как зародилась масштабная коррупционная схема при внедрении ИТ в ПФР при участии «Техносерва» и «Редсис». Подробности 38.6 т

Архитектура системы должна была предусматривать дальнейшее наращивание функций, в том числе за счет добавления возможностей автоматической биометрической идентификации, автоматического выявления «безбилетников» и лиц входящих в список нарушителей.

Всего в рамках проекта должно было быть установлено порядка 450 обзорных и 5 тыс. ситуационных видеокамер.

Итоги проекта

Итоги конкурса были подведены в ноябре 2015 года. На конкурс были поданы 4 заявки от компаний "Энсис Технологии", "Ростелеком", "Газпром автоматизация" и ФГУП "Свэко" ФСО России. Однако, к участию было допущено только одно предприятие "Свэко". Остальные предложения были забракованы. В протоколе рассмотрения заявок было сказано, что они не отвечали условиям конкурса, поскольку содержали нарушения требований документации.

Как сообщали «Ведомости»[2], в связи с таким решением «Ростелеком» и «Газпром автоматизация» обратились с жалобой в ФАС. По словам представителя «Газпром автоматизации», заявка компании была отклонена по формальному признаку, поэтому она ходатайствовала об отмене итогов торгов и выдаче Московскому метрополитену предписания устранить нарушения, допущенные при проведении конкурса. Предложение «Газпром автоматизации» было дешевле, чем у «Свэко», однако, ФАС эту и повторную жалобу отклонила, рассказывал представитель компании.

Победителем закупки стало «Свеко», стоимость договора составила 3633 млн рублей.

Сторонние подрядчики

Весной 2016 года «Свеко» заключило договор с компанией "ПК Аквариус" на выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по проекту в московском метро[3]. Стоимость договора оказалась на 73 млн рублей меньше первоначального контракта между «Свэко» и Московским метрополитеном.

2014: "Оптима"

23 сентября 2014 года пресс-служба компании Optima сообщила о завершении работ в проекте внедрения системы видеонаблюдения на станции «Спартак» Московского метрополитена. Систему видеонаблюдения создала компания Optima Transport, структурное подразделение Группы Optima, на основе разработанной специалистами прикладной программной платформы «Регламент-ПП».

Подробнее о проекте смотрите здесь.

2013: Конкурс на разработку проектной документации ИСВН

В конце декабря 2013 года состоялся конкурс на разработку проектной документации на оснащение системой интеллектуального видеонаблюдения (ИСВН) категорированных объектов ГУП «Московский метрополитен». Сумма контракта составила более 387 млн. рублей. Это лишь 10% от общей суммы, составляющей приблизительно 4 млрд. рублей, выделенной из федерального и городского бюджета на внедрение в Московском метрополитене современнейшей ИСВН. Это самый амбициозный проект по видеоаналитике с точки зрения технологий и бюджета в России и СНГ.

Начиная с середины 2012 года на многих станциях Московского метрополитена проводились пилотные внедрения интеллектуального видеонаблюдения различных российских и зарубежных вендоров, с целью демонстрации возможностей и оценки их применимости в условиях столичной подземки. На основании полученных данных, метрополитеном было подготовлено техническое задание на разработку проектной документации на оснащение системой интеллектуального видеонаблюдения 188 станций, 15 депо, тоннелей, электроподстанций, пунктов управления движением с учетом уровней безопасности для различных категорий объектов метрополитена, современной системой видеонаблюдения. Согласно техническому заданию, помимо внутренних служб метрополитена, к системе интеллектуального видеонаблюдения будут подключены внешние пользователи из подразделений ведомств ФСБ России, МВД России, Минтранс России, МЧС России, а также, в соответствии с Постановлением правительства Москвы от 07 февраля 2012 г. №24, система будет подключена к ЕЦХД Правительства Москвы.

Система интеллектуального видеонаблюдения будет объединять в себе шесть основных подсистем

Таблица 1. Подсистемы ИСВН Московского метрополитена

Подсистема Задачи
Обзорное и ситуационное видеонаблюдение Автоматическое выявление и информирование о следующих событиях:
  • падение людей и предметов на путевое пространство
  • несанкционированный проход пассажиров в запрещенные зоны метрополитена (туннели, служебные помещения и т. п.)
  • образование скопления людей (толпы)
  • движение в запрещенном направлении, в том числе против основного потока людей
  • быстрое движение (бег)
  • появление оставленных (бесхозных) предметов
Биометрическое видеонаблюдение Автоматическое обнаружение и распознавание лиц пассажиров в зонах биометрического видеонаблюдения, в том числе:
  • автоматическая фиксация изображений всех пассажиров
  • автоматическое выявление фактов прохода через турникеты без оплаты и автоматическая фиксация фотографий «безбилетников»
  • <распознавание лиц, проходящих через рубежи контроля, автоматическое выявление лиц, входящих в список нарушителей и другие списки
  • формирование сигнала тревоги о факте фиксации лица, входящего в список нарушителей и другие списки
  • прогнозирование на основе данных о времени фиксации распознанного лица в зонах биометрического видеонаблюдения траектории движения зафиксированного лица
Информационно – аналитическая подсистема Предоставление функций анализа статистики пассажиропотоков (в виде таблиц и графиков):
  • общий подсчет пассажиров
  • подсчет пассажиров без оплаты проезда
  • длина очереди
  • время в очереди
  • количество людей в зоне (скопление людей)
Управление и мониторинг Подсистема должна обеспечивать:
  • контроль оборудования
  • представление детальной информации по каждому контролируемому устройству
  • мониторинг качества предоставляемых видеопотоков
  • локализацию отказов и неисправностей устройств; оповещение обслуживающего персонала и предоставление необходимых сведений для оперативного устранения неисправностей
Управление патрулями/нарядами
  • оперативное уведомление о всех тревожных событиях в зоне ответственности патруля\наряда
  • оперативная проверка по базе лиц нарушителей, включая фотографирование подозрительного лица, формирования запроса в подсистему биометрического видеонаблюдения и автоматической проверки по спискам зафиксированных ранее нарушителей
Информационная безопасность Выявление основных видов угроз информационной безопасности:
  • противоправные действия третьих лиц
  • ошибочные действия пользователей и обслуживающего персонала
  • отказы и сбои программных средств
  • вредоносные программно-технические воздействия на средства вычислительной техники и информацию

На данный момент, ни одна компания в мире не способна самостоятельно решить такой огромный перечень задач, в связи с чем интеллектуальная система видеонаблюдения метрополитена будет состоять из решений разных поставщиков, но все же представлять собой единое целое, в котором все подсистемы взаимодействуют друг с другом.

Основой для интеграции оборудования и программного обеспечения различных поставщиков является международный стандарт ONVIF. Впервые в истории государственных проектов такого масштаба, ONVIF прописан в техническом задании как обязательное требование. Предполагается использовать ONVIF для трансляции живого и архивного видео, метаданных и событий видеоаналитики, а также для централизованного управления всеми компонентами.

Сопоставление информации полученной от обзорного видеонаблюдения, биометрической и ситуационной видеоаналитики, позволит в автоматическом режиме выявлять противоправные действия, фиксировать нарушителей и проверять их по базам розыска. А также прогнозировать маршрут их перемещения для осуществления задержания службой охраны. Для выполнения этих задач будут использоваться камеры двух типов, для обзорного и ситуационного видеонаблюдения – IP-камеры, а для биометрического видеонаблюдения – камеры машинного зрения.

Информационно-аналитическая подсистема также играет важную роль, ведь ежедневно столичное метро пропускает более 8 млн. пассажиров. Получение статистических данных о распределении пассажиропотоков позволит скорректировать работу эскалаторов, интервалы между поездами, работу касс и обслуживающего персонала.

Таким образом, интеллектуальная система видеонаблюдения должна решить не только задачу повышения безопасности перевозки пассажиров, но также стать инструментом управления работы всего метрополитена.

В соответствии с «Системой категорирования объектов по степени потенциальной опасности и террористической уязвимости» ГУП «Московский метрополитен» относится к Первой категории и предъявляет жесткие требования к показателям точности видеоаналитики на объекте.

Таблица 2. Требования к показателям точности ситуационной видеоаналитики

Характеристика Значение
вероятность истинно положительных срабатываний не менее 98%
вероятность ложно положительных срабатываний не более 0,5%

Требования к показателям точности биометрической видеоаналитики

Характеристика Значение
вероятность детектирования лица в пассажиропотоке не менее 95%
вероятность истинно положительно идентификации человека не менее 85%
вероятность ложно положительной идентификации не более 0,5%

В техническом задании не описана методика испытаний и оценки фактических показателей точности видеоаналитики. Видимо, разработчики ТЗ опираются на методику наиболее масштабных испытаний видеоаналитики, проведенных на станции Новокосино.

Для обоснования размещения камер ИСВН, оценки показателей точности видеоаналитики и исключения мертвых зоны предполагается провести трехмерное моделирование объектов метрополитена и зон действия камер. Московский метрополитен настолько многолюден, что неизбежно ежедневное выявление видеоаналитикой огромного количества событий. Некоторые события не требуют молниеносной реакции персонала метрополитена и внешних служб, но есть и другая категория событий, например падение человека на рельсы или обнаружение опасного преступника. Для того чтобы в первую очередь реагировать на наиболее важные, не терпящие отлагательства события, в системе интеллектуального видеонаблюдения будет предусмотрена система приоритетов (ранжирования событий).

Приоритет события может зависеть от различных признаков: типа события, зоны наблюдения, точности распознавания, дальности объекта и других, а также от комбинации этих факторов. Причем для разных категорий пользователей приоритет будут разными, так как у каждой службы своя зона ответственности.

Для оперативного получения информации о тревожных событиях, патрульные службы, осуществляющие контроль за порядком на территории метрополитена, а также другие сотрудники метрополитена будут оснащены мобильными терминалами. На них будут поступать оперативные уведомления о тревожных событиях, требующих быстрого реагирования, в том числе, о появлении лиц, представляющих интерес для патруля. При обнаружении такого лица система интеллектуального видеонаблюдения будет определять возможную траекторию его следования и отправлять уведомление на мобильные терминалы нарядов, находящихся в непосредственной близости от этой траектории. В уведомлении будет отображаться фотография зафиксированного лица, время и место его обнаружения, а также причина привлечения внимания патруля и инструкция по действиям. Время доставки тревожного события на мобильное устройство составит не более 10 секунд, а передача информации будет осуществляется при помощи беспроводных Wi-Fi точек доступа и с использованием сетей GSM 2G\3G.

Конечно, Московскому метрополитену еще предстоит провести большую работу по подготовке регламентов и обучению персонала, и пока не ясно, как созданной инфраструктурой будет пользоваться метрополитен, ведь вся документация по системе интеллектуального видеонаблюдения сфокусирована на технологии. Но в том, что ИСВН на порядок повысит безопасность и качество работы метрополитена, сомнений нет.

Примечания