Проект

В Великом Новгороде протестировали интеллектуальную систему транспортной безопасности «Скайтрэк»

Заказчики: Автобусный парк (Великий Новгород)

Великий Новгород; Транспорт

Подрядчики: SkyTrack (Скайтрэк)
Продукт: Skytracking Transport Security (STTS)
На базе: Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI)

Дата проекта: 2017/11 — 2018/02
Технология: Интернет вещей Internet of Things (IoT)
подрядчики - 234
проекты - 742
системы - 606
вендоры - 395
Технология: Системы безопасности и контроля автотранспорта
подрядчики - 209
проекты - 1041
системы - 333
вендоры - 225

Содержание

Компания "Скайтрэк" в марте 2018 года объявила о завершении тестирования российской инновационной системы транспортной безопасности Skytracking Transport Security (STTS) собственной разработки в "Автобусном парке" в Великом Новгороде.

Предпосылки

По распоряжению Президента и Правительства, под эгидой "Агентства стратегических инициатив", НТИ и отраслевого союза "НейроНет" в 2017 году стартовал проект, призванный объединить различные технологии мониторинга, контроля водителей и транспортных средств в сфере общественного и грузового транспорта. В проект вошли три российские компании. Одна из них — резидент "Сколково" "Скайтрэк", разработчик решений в области машинного обучения, нейросетевых технологий, видеоанализа.

«
На момент нашего вхождения в проект мы уже обладали отдельными решениями и экспертизой по обработке видеопотока с помощью нейросетей. Кроме этого, партнерство с АО ГЛОНАСС позволило нам получить опыт применения технологий геопозиционирования для решения различных прикладных задач. Но проект АСИ стал настоящим вызовом, он потребовал консолидации нашего опыта и знаний во всех областях работы с данными, — рассказал генеральный директор "Скайтрэк" Илья Гоценко.
»

Ход проекта

За 4 месяца команде "Скайтрэк" удалось создать и протестировать прототип системы SkyTracking Transport Security (STTS), а также подготовиться к проведению испытаний в полевых условиях.

К моменту пилотного проекта STTS представляла собой интеллектуальную систему видеоанализа, обработки и визуализации данных о состоянии водителя и транспортного средства с использованием технологий машинного обучения и геопозиционирования ГЛОНАСС, способную осуществлять раннее предупреждение негативных инцидентов на транспорте в режиме реального времени.Российский рынок ERP-систем сократился, но приготовился к росту. Обзор и рейтинг TAdviser 250 т

Благодаря активному участию АСИ, его представительства в Великом Новгороде и лично губернатора Андрея Никитина испытания решено было провести на транспортных предприятиях Великого Новгорода в период с ноября 2017 года по февраль 2018 года.

На первом этапе проекта комплекс оборудования STTS, включающий в базовой комплектации видеокамеру, мини-компьютер, передатчик ГЛОНАСС, был установлен в кабине водителя на 5 транспортных средствах — 4-х городских автобусах китайского производства и 1-м троллейбусе. Затем фотографии водителей были занесены в базу, что позволило осуществлять их идентификацию через видеокамеру по точкам на лице перед началом движения.

На рабочих компьютерах руководителей транспортного предприятия "Скайтрэк" развернул портал мониторинга и контроля транспортной безопасности для отображения данных об инцидентах и аналитических показателей в режиме реального времени.

Работа комплекса вкратце представляет собой следующий процесс:

  • Информация из транспортных средств, включая видеопоток и координаты, поступает в мини-компьютер, предварительно обрабатывается, затем передается через модем в платформу процессинга данных Heaven на серверы "Скайтрэк" в Москве.
  • В Heaven данные обрабатываются с помощью нейросетей, далее результат отправляется в портал SkyTracking Transport Security для визуализации и генерации отчетности. Инциденты фиксируются системой в автоматическом режиме, каждый сопровождается координатами ГЛОНАСС и коротким видеороликом водителя в момент инцидента.

Таким образом, оператор портала имеет возможность получать информацию о каждом инциденте в разрезе транспортных предприятий, автомобилей и водителей. Интерактивная карта показывает перемещение автомобилей в режиме реального времени.

Итоги пилота

В ходе «пилотного» проекта было зафиксировано более 200 инцидентов, включая прохождение/непрохождение идентификации, отвлечение от дороги, сон, курение, разговор по мобильному телефону, превышение скорости.

Пример инцидента "Снижение внимания" в интерфейсе портала:

Пример инцидента "Курение" в интерфейсе портала:

«
Мы сразу столкнулись с рядом эффектов, которые осложняли корректную работу комплекса. Пришлось «бороться» с бликами на стеклах автобусов, которые определялись как лицо водителя. В некоторых ситуациях поручни интерпретировались как сигареты. Мы более десяти раз "переучивали" нейросети, вносили радикальные изменения в программное обеспечение на стороне транспортного средства, в портальной и серверных компонентах системы, — рассказал руководитель проекта, исполнительный директор "Скайтрэк" Мария Филистеева.
»

Работа STTS позволила сделать неожиданное, но приятное открытие: почти все инциденты, связанные с нарушением водителями правил поведения за рулем, будь то курение или разговор по телефону, фиксировались системой исключительно в моменты остановки транспортных средств.

В результате «пилотного» проекта были доказаны ключевые технологические гипотезы, в первую очередь, о возможности фиксации поведенческих параметров водителя с применением средств видеоанализа и нейросетей. Также была убедительно продемонстрирована работа системы в режиме реального времени с передачей данных за сотни километров с задержкой не более 2 секунд.

Как заключили в "Скайтрэк", результаты проекта в Великом Новгороде с очевидностью подтверждают пользу применения и необходимость внедрения подобных систем на базе технологий искусственного интеллекта и геопозиционирования, что позволит существенно снизить риски ДТП с участием общественного и грузового транспорта, а также риски террористических угроз, связанных с использованием крупногабаритных транспортных средств (автобусов, грузовиков).

Планы по развитию проекта

«
Решение о дальнейшем внедрении подобных комплексов в федеральном масштабе связано с необходимостью изменения законодательной базы, проведением дополнительных экспертиз, консультаций с профильными ведомствами и автопроизводителями. Проект в Великом Новгороде стал одним из первых шагов в этом направлении, показал свою результативность с точки зрения апробации инноваций в сфере транспортной безопасности. После окончательного подведения итогов проекта мы планируем и дальше поддерживать развитие проекта в регионе совместно с АСИ и консорциумом компаний-разработчиков, — рассказал о планах на будущее Николай Курмышев, заместитель руководителя Администрации Губернатора Новгородской области – начальник управления Администрации Губернатора Новгородской области по развитию цифровой экономики и информационно-коммуникационных технологий.
»

Ближайшей задачей проекта является осуществление доработок со стороны всех трех компаний-участников с целью создания интегрированной системы, объединяющей преимущества каждой.

"Скайтрэк" приступил к проектированию ключевой компоненты комплекса — устройства, объединяющего высокопроизводительный мини-компьютер и модем в защищенном исполнении. Производство планируется начать в течение ближайших 3 месяцев.

Одним из направлений развития системы также рассматривается ее интеграция с ГАИС ЭРА-ГЛОНАСС в рамках партнерства с АО ГЛОНАСС.

Что касается STTS, то Илья Гоценко заявил следующее:

«
"Скайтрэк" ждет большая работа по расширению функциональности системы для повышения безопасности передвижения граждан. Эта инициатива изменила наши представления о возможностях цифровых технологий в решении задач транспортной безопасности. Мы проводим эксперименты с видеокамерой, обращенной из кабины транспортного средства на дорогу, для фиксации нарушений правил разметки и других нарушений. Научились получать данные из диагностической системы автомобиля. Есть еще несколько прорывных идей. Возможно, вся эта работа в будущем приведет нас к партнерству с автопроизводителями в проектах создания беспилотных транспортных средств. Как знать.
»