EAM-cистема
EAM-cистема (Enterprise Asset Management System) — cистема управления основными фондами. Предназначена для автоматизации бизнес-процессов учета, технического обслуживания и ремонта основных фондов. Обеспечивает комплексную и согласованную деятельность организации, целью которой является идеальное управление физическими активами и режимами их работы, рисками и расходами в процессе жизненного цикла для достижения и выполнения стратегических планов организации. EAM дает возможность уменьшения простоя оборудования, сокращения затрат на техобслуживание, ремонты и материально-техническое снабжение.
Каталог EAM-систем и проектов доступен на TAdviser.
Содержание |
Методология EAM
Методология EAM дает возможность за счет применения информационных технологий, не прибегая к закупкам нового оборудования, увеличить производственную мощность предприятия. EAM-системы позволяют согласованно управлять такими процессами как:
- ТОиР — техническое обслуживание и ремонт;
- МТС — материально-техническое снабжение;
- ТОиР — управление складскими запасами (запчасти для);
- в области ТОиР и МТС — управление финансами, персоналом и документами.
EAM-системы появились из CMMS-систем (систем управления ремонтами). Сечас модули EAM являются составляющими крупных пакетов управленческого программного обеспечения, таких как ERP-систем (IFS Applications, Oracle E-Business Suite, Галактика ERP и др.).Рынок аутсорсинга информационной безопасности в России: особенности развития и перспективы. Обзор TAdviser
Каждому EAM-объекту любого уровня присваивается карточка-паспорт, которая учитывает десятки административных, технических и экономических параметров оборудования. Каждая такая карточка-паспорт оборудования может иметь связь с корпоративной СУБД для передачи данных.
Задачи и функции
Фактически, задачей EAM-системы является оказание помощи руководству предприятия в поиске оптимального соотношения между затратами на изменение и ремонт производственных фондов — и потерями, которые могут возникнуть вследствие внеплановой остановки производства. В то же время EAM-системы призваны решать четыре основные задачи управления:
- Управление финансами;
- Управление материально-техническим обеспечением (materials management) — подходящие модули обычно объединяются с системами управления закупками, дают возможность автоматически регистрировать поступление комплектующих и деталей на склад, контролируют заказы на доставку;
- Управление кадрами (HRMS);
- Управление активами (asset management) — полное описание активов, предупредительный ремонт, руководство запросами на обслуживание, составление расписания и смет на работы.
Функциями EAM-системы являются:
- Формирование целостной базы оборудования и нормативно-справочной информации по его обслуживанию;
- Составление плана мероприятий по техническому обслуживанию и ремонтам оборудования (ТОРО);
- Организация заявочной компании;
- Наблюдение за процессами обслуживания и ремонта оборудования;
- Контроль реальных затрат в разрезе объектов и мероприятий;
- Фиксация главных технологических подходов в работе оборудования (выходы из строя, простои);
- Прорабатывание требующихся мероприятий по обслуживанию на базе данных АСУТП;
- Обеспечение передачи необходимой информации в ERP;
- Проведение оценки информации по ТОРО и организация корпоративной отчетности.
EAM-системы являются одной из составляющих комплексных корпоративных информационных систем и дают возможность:
- сократить производственные расходы и стоимость владения главными производственными фондами;
- увеличить их окупаемость;
- повысить результативность планирования ремонтов;
- гарантировать действенность и безопасность производства.
Все более расширяющийся круг компаний и организаций в российской нефтегазовой отрасли, проявляющих интерес к развитию систем управления ТОРО на базе современных информационных технологий, объясняется тем, что доля операционных затрат на ТОРО в общей структуре себестоимости добычи может достигать 25-30 %. Поэтому даже относительно небольшое в процентном отношении снижение затрат, может существенно улучшить общие показатели эффективности предприятия. Обычный, практически типовой, набор задач ТОРО включает: оперативный производственный учет наличия оборудования в местах как эксплуатации, так и ремонта или временного хранения; сбор, обработку и хранение сведений о техническом состоянии оборудования, получаемых как средствами инструментальной диагностики, так и в результате визуальных наблюдений за работой оборудования; регистрацию всех событий, связанных с нарушениями или отклонениями от нормальных режимов работы оборудования, планирование и организацию ремонтно-восстановительных мероприятий по устранению нарушений, отказов или аварий; планирование мероприятий, направленных на предупреждение отказов в работе оборудования (планово-предупредительные ТОРО); оперативное управление процессами ТОРО, выполняемыми как внешними сервисными организациями, так и собственными ремонтными подразделениями; годовое планирование ТОРО и оценку потребности в ресурсах, необходимых для ремонтно-эксплуатационных нужд.
Управление ТОиР
Хронометраж рабочего времени механика ремонтной службы (пример)
Достоинства ЕАМ-систем
К числу положительных сторон EAM относится:
- Сокращение трудоемкости процессов управления главными фондами;
- Увеличение показателя готовности оборудования, повышение срока его работы;
- Обеспечение совместного планирования ремонтов оборудования и уменьшение времени их проведения;
- Увеличение продуктивности работы ремонтного персонала;
- Сокращение объема складских запасов ТМЦ и оптимизация расходов на выполнение заявочной компании,
- Способность оценить расходы и эффективность деятельности подразделений по обеспечению работоспособности оборудования.
- Методология управления, с помощью которой можно повысить производственную мощность предприятия используя только ИТ, без приобретения нового оборудования.
Таким образом, использование EAM-систем позволяет сократить время простаивания, уменьшаются затраты на техобслуживание оборудования, и эксплуатация базовых средств становится наиболее эффективной.
Главные требования к EAM-системе
- Детальное изображение активов, основываясь на иерархической модели оборудования, выполнение подробного долговременного графика сервиса оборудования, создание списка деталей, которые необходимы для планового и непланового производственного ремонта;
- Руководство персоналом, с помощью которого можно назначать персонал на работы по обслуживанию в соответствии с его квалификацией;
- Проработка статистики производительности и качества оборудования;
- Электронный мониторинг главного оборудования;
- Приобретение необходимых комплектующих;
- Осуществление политики предупредительного обслуживания (Preventive, predictive maintenance) и политики обслуживания, которое основано на распределенной надежности (reliability-centered maintenance, RCM);
- Контроль и списывание серийных номеров отдельного оборудования;
- сервисное обслуживание оборудования по вызову и на месте, приготовление наряд-заказов;
- Оценка финансового состояния на основании полного контроля расходов на обслуживание оборудования;
- Монтаж и управление проектом строительства;
- Обслуживание с учетом предоставления гарантии;
- Отдельный контроль главных и оборотных видов активов.
Каталог EAM-систем, разработчиков, интеграторов и проектов
Ознакомиться с решениями EAM, которые были внедрены на российских предприятиях можно в статье ИС ТОиР (рынок России). А также в этом EAM-каталоге.
Ссылки
- ISB — Система управления основными фондами предприятия (EAM, Enterprise Asset Management)
- Библиотека публикаций о EAM-системах
- EAM — Википедия