2019/03/20 16:33:31

Система-112
Единая система экстренного вызова

Система экстренного вызова оперативных служб должна обеспечить вызов пожарной охраны, милиции, "скорой помощи", газовой сети, а также службы "Антитеррор" по единому номеру 112.

Содержание

Система-112 предназначена для приема и обработки вызовов от населения области по каналам проводной и сотовой связи, а также в виде СМС-сообщений, поступающих в единые дежурно–диспетчерские службы (ЕДДС), и передачи в соответствующие экстренные оперативные службы (ДДС-01, 02, 03) для оказания оперативной помощи жителям региона. После введения системы в опытную эксплуатацию у диспетчеров ЕДДС появится возможность сразу же передавать полную информацию о происшествии всем необходимым оперативным службам, а также определять местонахождение позвонившего и автоматически дозваниваться до него, если соединение прервалось. Кроме того, Система-112 обеспечивает прием и обработку информации и сигналов, поступающих от датчиков, установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах, в том числе от автомобильных терминалов системы экстренного реагирования при возможных авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». Среднее время ожидания ответа оператора на входящий вызов составит 8 секунд, а максимальное не превысит 20 секунд.

«Система-112» предназначена для обеспечения вызова экстренных оперативных служб, таких как полиция, скорая медицинская помощь, пожарная охрана по единому телефонному номеру «112», доступному с любого телефонного аппарата. Обращение населения по принципу «одного окна» через номер «112» повысит скорость реагирования на экстренные вызовы, усилит качество управления и взаимодействия сил быстрого реагирования, создаст единую информационную систему сбора данных по всем чрезвычайным ситуациям.

Система создается в рамках федеральной целевой программы, рассчитанной на 2013–2017 годы.

История создания и развития системы

2018

Система 112 постоянно эксплуатировалась только в 17 из 85 регионов РФ

20 марта 2019 года стало известно, что к концу 2018 г. Система 112 постоянно эксплуатировалась только в 17 из 85 регионов РФ. К таким выводам пришла Счетная палата РФ (СП), проанализировав исполнение соответствующей ФЦП. Согласно программе, полноценно и повсеместно система должна была заработать до конца 2017 г. Аудиторы СП одной из причин провала сроков реализации ФЦП назвали сокращение объемов ресурсного обеспечения в пять раз. Так, общее финансирование программы с 2013 г. по 2017 г. сократилось с 65,8 млрд руб. до 11,5 млрд руб. Ознакомившись с отчетом СП, президент РФ поручил правительству РФ проработать вопросы ресурсного обеспечения и предусмотреть другие сроки развертывания Системы 112 на всей территории РФ. Кроме того, должна быть возобновлена работа над принятием федерального закона, регламентирующего работу Системы 112.

Служба 112

Создание во всех субъектах РФ системы вызова экстренных служб по единому номеру 112 должно было обеспечить их оперативное комплексное реагирование на сообщения о происшествиях и чрезвычайных ситуациях. Однако, согласно выводам Счетной палаты, создать единую скоординированную систему реагирования на вызовы не удалось. По факту к концу 2018 г. Система 112 находилась в постоянной эксплуатации лишь в 17 субъектах РФ. На их долю приходится менее 15% территории, где проживает около 28% населения России.

Как констатировал начальник инспекции Счетной палаты РФ Михаил Поляков, на март 2019 года Система 112 введена в эксплуатацию в 20 регионах. Еще в трех регионах есть соответствующие приказы Минкомсвязи о введении в эксплуатацию системы в апреле 2019 г.

По данным МЧС, на март 2019 года в полном объеме система работает лишь в 26 субъектах РФ. Как сообщил начальник отдела координации создания Системы 112 МЧС Сергей Панов, Система 112 при координации МЧС и поддержке других ФОИВ развернута и прошла государственные приемочные испытания в 75 субъектах РФ. Из них в 69 субъектах эти испытания признаны успешными.

Как предупредила Счетная палата, проведенный анализ показал недостаточность разработки механизма координации действий органов исполнительной власти на федеральном, региональном и местном уровнях, что привело и приведет в дальнейшем к невозможности разработки единых каталогов, баз данных и протоколов межведомственного взаимодействия. Как следствие, стоит ожидать невозможности интеграции с ведомственными сервисами в автоматическом режиме передачи данных для ускорения реагирования.

Кроме того, СП фиксирует нерешенную проблему совместимости оборудования различных производителей и модификаций. Это затрудняет взаимодействие между центрами обработки вызовов и экстренными оперативными службами.

Важным аспектом качественной работы Системы 112 является совместимость программного обеспечения Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) и ДДС, позволяющая передавать данные карточки вызова в автоматическом режиме. По данным аудиторов, такая совместимость отсутствует в республиках Бурятия, Тыва, Марий Эл, Крым, Алтайском крае, Амурской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Магаданской, Мурманской, Омской, Оренбургской, Орловской, Псковской, Смоленской областях, Еврейской автономной области.

К концу июля 2018 г., в соответствии с решением Правительственной комиссии, МЧС согласовало субъектам РФ планы по развитию и дальнейшему совершенствованию Системы 112 на 2018-2022 гг. Так, госпрограммы на 2018 г. и последующие годы, включающие в себя отдельные мероприятия по созданию Системы 112, приняты 71 субъектом РФ, еще 10 госпрограмм предусматривают отдельные меры по созданию Системы 112.

Счетная палата фиксирует, что в оставшихся четырех регионах (Краснодарский край, Рязанская область, Москва и Петербург) госпрограммы для создания Системы 112 не приняты. В Краснодарском крае и Рязанской области финансирование мероприятий по созданию Системы 112 в 2018-2020 гг. не предусмотрено. В Москве и Петербурге финансирование отдельных мер по созданию Системы 112 осуществляется за счет средств, выделенных на построение АПК "Безопасный город".

«
Для ввода в постоянную эксплуатацию органами исполнительной власти субъектов РФ не только необходимо развернуть Систему 112 с полным функционалом на всей территории региона - при звонке абонента на номер 112 ему должен ответить живой оператор системы - и успешно пройти государственные приемочные испытания, но и выполнить рекомендации госкомиссии. В том числе обеспечить информационное взаимодействие с ведомственными системами экстренных оперативных служб, а также провести аттестацию Системы 112 на соответствие требованиям защиты информации - персональных данных звонящего, - пояснил представитель МЧС.
»

Сергей Панов напомнил о том, что, несмотря на работу единого номера 112, номера 101, 102, 103, 104 будут по-прежнему продолжать свою работу.

По данным Счетной палаты, объемы средств, запланированные на создание Системы 112 в госпрограммах субъектов РФ и предусмотренные региональными законами о бюджете на 2018-2020 гг., различаются. Так, на 2018 г. в госпрограммах указано выделение 3,9 млрд руб., тогда как учтено в законах о бюджете 4,5 млрд руб. В 2019 г. и 2020 г. 2,5 млрд руб. и 2,3 млрд руб. будут приходиться на госпрограммы. Учтены же в бюджете будут 2,8 млрд руб. и 2,7 млрд руб. соответственно[1].

В Тверской области

21 декабря 2018 года "Ростех" сообщил, что Национальный центр информатизации (входит в "Ростех") завершил проект по развитию системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Тверской области. В крупнейшем регионе ЦФО автоматизированная инфраструктура развернута в 43 муниципальных образованиях – в Твери, 7 городских и 35 муниципальных округах. Система-112 входит в контур цифровых платформ «Умный город» и «Безопасный город», которые помогают управлять городскими ресурсами и создавать комфортную, экологичную и безопасную городскую среду.

Централизованная обработка обращений повышает качество и скорость предоставления помощи и помогает эффективно принимать оперативные решения в случае чрезвычайных ситуаций. Такой подход влияет на снижение числа пострадавших и ущерба при происшествиях.

«
Система-112 в Тверской области должна работать надёжно, без перебоев и обеспечивать чёткую маршрутизацию вызовов экстренных служб, чтобы жители региона как можно быстрее получали необходимую помощь.
Игорь Руденя, губернатор Тверской области
»

В Тверской области Система-112 внедрена на 163 объектах. Это центр обработки вызовов, 42 единые диспетчерские службы и 120 дежурных диспетчерских служб. Автоматизированные рабочие места оснащены оборудованием и программным обеспечением российских разработчиков, в том числе решениями по обработке информации и передаче данных с использованием криптографической защиты.

«
Создание комплексных решений для комфортной и безопасной городской среды – одно из приоритетных направлений развития гражданского крыла Ростеха. Следующим этапом сотрудничества Госкорпорации и региона может стать запуск на территории Тверской области проекта «Безопасный город», реализация которого масштабно проходит во многих российских городах.
Сергей Сахненко, индустриальный директор радиоэлектронного кластера Госкорпорации Ростех
»

Трехкратное резервирование каналов связи (оптоволоконные и цифровые каналы связи, а также беспроводные каналы связи 3G) гарантирует работу сети при нештатных ситуациях. Внедрение заняло 2,5 месяца. Проект прошел тестовые испытания и принят государственной комиссией. Ввод в промышленную эксплуатацию запланирован на 2019 год.

«
Система-112 является одной из ключевых внешних интегрируемых подсистем для «Безопасного города» и обладает современным функционалом. Например, определение геолокации звонящего абонента позволяет оказать экстренную помощь, даже когда у пострадавшего нет возможности передать сообщение. Благодаря этой функции еще на этапе опытной эксплуатации системы был найден потерявшийся человек. Всего за полтора месяца пилотирования системы успешно обработано порядка 42 тысяч вызовов.
Константин Солодухин, генеральный директор Национального центра информатизации
»

В дальнейшем предусмотрена интеграция с системами шестью соседних областей. Единая цифровая инфраструктура будет способствовать эффективному межрегиональному взаимодействию экстренных оперативных служб.

В Чувашской Республике

Система электронной связи «112» введена в эксплуатацию Государственным комитетом Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и уже обслуживает реальный поток вызовов, сообщили TAdviser 15 августа 2018 года в компании Keysystems.

По состоянию на август, в Чувашии завершается работа по созданию системы вызова экстренных служб, которая функционирует в режиме опытной эксплуатации. В тестовом режиме система заработала в июне 2017 года. С тех пор она прошла все государственные испытания. В рамках финального этапа по созданию системы-112 в Чувашской Республике сотрудники «КСБ-Софт» установили средства защиты и провели аттестацию установленных подсистем в соответствии с требованиями безопасности информации. В результате проведения полного комплекса работ по защите информации информационно-коммуникационная подсистема, обрабатывающая данные о вызовах и обеспечивающая получение информации из архива в оперативном режиме, полностью готова к дальнейшему бесперебойному функционированию с точки зрения информационной безопасности, заявили в Keysystems.

Как сообщил на заседании Комиссии по ИТ, состоявшейся 29 июня, начальник отдела организационно-правовой работы, планирования и контроля ГКЧС Чувашии Александр Добрышкин, полноценный запуск проекта состоится после получения официального разрешения от Минкомсвязи России и МЧС России. Также решается вопрос об увеличении штатной численности операторов и создании резервного центра обработки вызовов.

Прием экстренных сообщений ведет Центр обработки вызовов. По данным центра, общее количество обращений в 2018 году уже достигло порядка 600 тыс. звонков. Ежедневно поступает до 3000 звонков, почти половина которых адресована скорой медицинской помощи.

Создание подобной системы позволит обеспечить экстренное реагирование соответствующих служб благодаря обеспечению прямого автоматического соединения абонентов системы-112 с минимальными потерями вызовов и временем ожидания, отметили в Keysystems.

В Чукотском автономном округе

«Ростелеком» заключил в мае 2018 года государственный контракт на создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории городского округа Эгвекинот, Провиденского городского округа и Чукотского муниципального района Чукотского автономного округа. Ранее компания уже подключила к системе Анадырский, Билибинский и Чаунский районы Чукотки.

«
«Проект по внедрению "Системы-112" на Чукотке начался осенью 2016 г., когда в Анадыре мы создали первый центр обработки вызовов. За эти два года была проделана большая работа. Сегодня мы выходим на финишную прямую – ведем строительство в самых удаленных районах округа. До конца года Чукотка будет полностью подключена к системе», – сказала Елена Хитрова, директор Хабаровского филиала «Ростелекома».
»

Разработка единой платформы для систем «Безопасный город», ЭРА-ГЛОНАСС и «112»

Госкорпорация «Ростех» 24 апреля 2018 года сообщила о том, что входящий в её состав концерн «Автоматика» ведёт работу по созданию технологической платформы «Видеогард», которая позволит объединить системы «Безопасный город», ЭРА-ГЛОНАСС и «112». Разработка в целом призвана минимизировать время реакции на экстренные ситуации и повысить безопасность граждан, отметили в госкорпорации. Подробнее здесь.

2017

В Свердловской области

Компания «Ростелеком» завершила строительство и сдала в опытную эксплуатацию базовую инфраструктуру системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (Система-112) в 72 -х муниципальных образованиях Свердловской области и обеспечила её взаимодействие с Центром обработки вызовов (ЦОВ) в Екатеринбурге. Работы проводились в соответствии с контрактом, заключенным с Государственным бюджетным учреждением Свердловской области «Оператор электронного правительства».

В Калининградской области

В ноябре 2017 года Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сообщает о том, что сегодня в сетях местной телефонной связи и сетях подвижной радиотелефонной связи Калининградской области началась постоянная эксплуатация «Системы-112». Соответствующий приказ №545 размещен на сайте Минкомсвязи России. С этого дня граждане могут использовать единый бесплатный номер 112 для обеспечения круглосуточного вызова экстренных оперативных служб.

Пользователи услуг связи Калининградской области в сетях местной телефонной связи и сетях подвижной радиотелефонной связи помимо единого номера 112 также могут вызвать экстренные службы по трехзначным номерам 101, 102, 103, 104. В сетях местной телефонной связи по-прежнему действуют двузначные номера 01, 02, 03, 04.

В Тульской области и Республике Коми

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 15 сентября 2017 года объявило о том, что в сетях местной телефонной связи и сетях подвижной радиотелефонной связи Тульской области и Республики Коми началась постоянная эксплуатация «Системы-112». Соответствующие приказы №398 и №399 размещены на сайте ведомства. Граждане теперь могут использовать единый бесплатный номер 112 для обеспечения круглосуточного вызова экстренных оперативных служб.

Помимо единого номера 112, пользователи услуг связи Тульской области и Республики Коми в сетях местной телефонной связи и сетях подвижной радиотелефонной связи также могут вызвать экстренные службы по трехзначным номерам 101, 102, 103, 104. В сетях местной телефонной связи по-прежнему действуют двузначные номера 01, 02, 03, 04.

Согласно требованиям приказа Минкомсвязи России №607, с 1 мая 2017 года в регионах, где «Система-112» вводится в постоянную эксплуатацию, должна действовать система автоматического определения местонахождения абонента при совершении вызова по номеру 112. Данное решение призвано помочь дежурно-диспетчерской службе определить место происшествия и сократить время реагирования. Для оценки реализации операторами связи и «Системой-112» в субъекте РФ положений этого приказа была также разработана соответствующая программа и методика.

По данным Минкомсвязи на сентябрь 2017 года, «Система-112» введена в постоянную эксплуатацию в 11 субъектах РФ: Воронежской, Калужской, Курской, Московской, Новосибирской и Тульской областях, Республиках Коми и Татарстан, Санкт-Петербурге, Хабаровском крае и Ханты-Мансийском автономном округе – Югра. Опытная эксплуатация системы ведется на территории более 30 субъектов РФ. До конца 2017 года «Систему-112» планируется запустить во всех регионах России в соответствии с федеральной целевой программой (ФЦП) «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013–2017 годы». Заказчиком-координатором ФЦП является МЧС России.

Софт «Системы-112», который МЧС бесплатно раздало регионам, оказался несовместимым с российскими ОС

В рамках построения АПК «Безопасный город» Иркутская область вынуждена использовать импортные операционные системы (ОС) вместо отечественных для автоматизации единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) региона из-за их несовместимости с ключевым функциональным программным обеспечением (ПО). Это следует из документации к закупке комплексов средств автоматизации для ЕДДС муниципальных образований Иркутской области в рамках построения АПК «Безопасный город», размещенной в августе 2017 года.

Подробнее о проекте смотрите здесь.

«Ростелеком» завершил первый этап проекта «Система-112» в Ингушетии

25 августа 2017 года компания «Ростелеком» сообщила о выполнении на базе собственных оптических сетей первого этапа работ по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Создан центр обработки вызовов (ЦОВ) в г. Магас, подключены 5 основных дежурно-диспетчерских служб в городах Магас и Назрань. Сегмент системы готов к функционированию в режиме опытной эксплуатации. Второй этап реализации предусматривает охват системой всех муниципальных районов республики.

Как рассказал вице-президент – директор макрорегионального филиала «Юг» «Ростелекома» Денис Лысов, «Ростелеком» за счёт собственных инвестиционных средств активно развивает в регионе волоконно-оптическую сеть, на базе которой компания уже предоставляет услуги в городах Магас, Назрань, Малгобек. В частности, организована техническая возможность подключения таких социально значимых объектов, как Перинатальный центр, Детская республиканская клиническая больница, Дворец спорта «Магас», Ледовая арена «Эрзи», Джейрахская больница и другие. Что касается малых населённых пунктов, в рамках проекта «Устранение цифрового неравенства» оптикой охвачены два района Ингушетии — Джейрахский и Сунженский.

«Ростелеком» начал обеспечивать видеонаблюдение при проведении ЕГЭ в республике с 2014 г., когда были подключены 337 аудиторий, 98% из них — в режиме онлайн. Уже к 2015 году онлайн-трансляция велась из 100% аудиторий проведения ЕГЭ. В настоящий момент оптический доступ в интернет от «Ростелекома» организован в 16 школах региона, Денис Лысов выразил готовность компании развивать это направление.

Не менее значимый вопрос — подключение лечебно-профилактический учреждений Ингушетии к сети интернет и развитие телемедицины — планируется активно решать в 2017-2018 годах. Проектом предусмотрено подключение 11 медицинских объектов республики за этот период.

«
Несмотря на то, что Республика Ингушетия позже других регионов вошла в состав «Ростелекома» на Юге, развитие связи здесь ведётся активно. Да, это сложный для связистов горный ландшафт, требующий значительных инвестиций, но основная наша задача — создать в Ингушетии развитую телекоммуникационную сеть, не уступающую другим регионам. А на базе этой сети — предоставить власти, бизнесу и жителям республики доступ ко всем современным информационным и коммуникационным ресурсам. Я уверен, это станет мощным драйвером развития Ингушетии и повысит качество жизни в ней, — добавил Денис Лысов.
»

К концу 2017 года на Среднем Урале будет полностью внедрена Система-112

В Свердловской области продолжается внедрение Системы единого телефонного номера экстренных служб 112 – к концу текущего года все муниципалитеты региона будут полностью подключены к единой системе. Об этом сообщили в Центре обработки вызовов Системы-112.

«К концу 2017 года мы получим отлаженный механизм приема обращений от жителей области по принципу «одного окна». Внедрение системы позволит повысить скорость реагирования на возникающие угрозы вне зависимости от места происшествия, усилить качество управления и координацию действий сил быстрого реагирования, в том числе, при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях», – отметил заместитель губернатора Свердловской области Азат Салихов.

На лето 2017 года день к Системе-112 уже подключены более сорока муниципальных образований, включая Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Серов и другие крупные города. К концу 2017 года система будет внедрена на оставшихся территориях Свердловской области. Таким образом, в регионе будут работать 73 единые дежурно-диспетчерские службы, объединенные в одну сеть.

Работы по установке нового и обновлению уже существующего оборудования, а также программного обеспечения в рамках госконтракта, заключенного с Оператором электронного правительства, будет проводить компания «Ростелеком». До конца 2017 года компании предстоит создать надежную инфраструктуру с использованием передовых технологий. Так, при подключении объектов экстренных оперативных служб провайдером будут заменены медные линии связи на современные оптические, что позволит расширить каналы связи и увеличить их надежность. Кроме того, исполнитель должен будет произвести необходимую модернизацию аналоговых телефонных станций там, где это необходимо.

«Система-112» начала работу в Новосибирской области

1 августа Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации объявило о начале постоянной эксплуатации «Системы-112» в сетях местной телефонной связи и сетях подвижной радиотелефонной связи Новосибирской области. С этого дня для обеспечения круглосуточного вызова экстренных оперативных служб граждане могут использовать единый бесплатный номер 112. Соответствующий приказ опубликован на сайте Минкомсвязи России.

Новосибирская область стала девятым субъектом Российской Федерации, в котором «Система-112» введена в постоянную эксплуатацию.

Пользователи услуг связи Новосибирской области в сетях местной телефонной связи и сетях подвижной радиотелефонной связи, помимо единого номера 112, также могут вызвать экстренные службы по трехзначным номерам 101, 102, 103, 104. Кроме того, в сетях местной телефонной связи по-прежнему действуют двузначные номера 01, 02, 03, 04.

В соответствии с требованиями приказа Минкомсвязи России №607, с 1 мая 2017 года в регионах, где «Система-112» вводится в постоянную эксплуатацию, должна также действовать система автоматического определения местонахождения абонента при совершении вызова по номеру 112. Данное решение позволит дежурно-диспетчерской службе определить место происшествия и сократить время реагирования.

По состоянию на 1 августа 2017 года «Система-112» введена в постоянную эксплуатацию в Воронежской, Калужской, Курской, Московской, Новосибирской областях, Республике Татарстан, Санкт-Петербурге, Хабаровском крае и Ханты-Мансийском автономном округе — Югра. Опытная эксплуатация системы ведется на территории более 30 субъектов РФ. До конца 2017 года «Систему-112» планируется запустить во всех регионах России в соответствии с федеральной целевой программой «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 в Российской Федерации на 2013–2017 годы». Заказчиком-координатором федеральной целевой программы является МЧС России.

«Ростелеком» расширяет границы «Системы-112» на Чукотке

«Ростелеком» объявил в июне 2017 года о расширении границы системы для вызова экстренных оперативных служб по единому номеру телефона «112» в Чукотском автономном округе. Помимо Анадыря и Анадырского района, «Система-112» начнет работать на территории населенных пунктов Певек и Билибино. Работы будут проводиться в рамках государственного контракта с Управлением гражданской защиты и противопожарной службы ЧАО.

Реализация проекта по внедрению «Системы-112» на Чукотке началась осенью 2016 года, тогда в Анадыре был создан первый центр обработки вызовов. Теперь мы расширяем географию работы этой системы на соседние населенные пункты. Все работы планируем завершить к ноябрю этого года», – сказала Елена Хитрова, директор Хабаровского филиала «Ростелекома».

В рамках контракта «Ростелеком» выполнит монтаж серверов и необходимого оборудования, их настройку и запуск. Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий будет обеспечен прием и обработка вызовов от населения из сетей связи общего пользования по единому номеру телефона. После завершения пуско-наладочных работ будет проведен инструктаж операторов и диспетчеров экстренных служб.

Государственный контракт на оказание услуг заключен с Управлением гражданской защиты и противопожарной службы Чукотского автономного округа в рамках реализации мероприятий Государственной программы «Предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечение пожарной безопасности в ЧАО на 2015 - 2019 годы».

«Система-112» начала работу в Санкт-Петербурге

В июне 2017 года Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сообщило, что в сетях местной телефонной связи и сетях подвижной радиотелефонной связи Санкт-Петербурга началась постоянная эксплуатация «Системы-112». С этого дня для обеспечения вызова экстренных оперативных служб граждане могут использовать единый номер 112. Соответствующий приказ опубликован на сайте Минкомсвязи России.

Пользователи услуг связи Санкт-Петербурга в сетях местной телефонной связи и сетях подвижной радиотелефонной связи помимо единого номера 112 также могут вызвать экстренные службы по трехзначным номерам 101, 102, 103, 104. В сетях местной фиксированной телефонной связи также действуют двузначные номера 01, 02, 03, 04.

В настоящее время «Система-112» введена в постоянную эксплуатацию в Воронежской, Калужской, Курской, Московской областях, Республике Татарстан, Хабаровском крае и Ханты-Мансийском автономном округе – Югра. Опытная эксплуатация системы ведется на территории 25 субъектов РФ: в Астраханской, Белгородской, Волгоградской, Иркутской, Калининградской, Костромской, Липецкой, Мурманской, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской, Свердловской, Тверской, Тульской и Тюменской областях, в Республиках Дагестан, Калмыкия, Карелия, Коми, Марий Эл, Северная Осетия и Удмуртской Республике, а также в Камчатском, Пермском и Ставропольском краях. До конца 2017 года «Систему-112» планируется запустить во всех регионах России в соответствии с федеральной целевой программой «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру `112` в Российской Федерации на 2013–2017 годы».

Для запуска системы «112» в срок не хватает финансирования

Введение в России федеральной системы вызовов оперативных служб по единому номеру «112» из-за недофинансирования могут продлить на три года, до 2020-го. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства, разработанному МЧС России и опубликованному в марте 2017 года.

В соответствии с текущей версией программы по созданию системы, объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета на реализацию ее мероприятий в 2017 году составляет 3,21 млрд руб. Вместе с тем, объем доведенных бюджетных ассигнований на реализацию программы в 2017 году составляет 604 млн руб. При сохранении финансирования программы в 2017 году на этом уровне, создание системы «112» на всей территории РФ невозможно, поясняет МЧС.

При таком уровне финансирования не будут оснащены центры обработки вызовов в 29 субъектах России, не будет оснащена программно-аппаратными комплексами 581 дежурно-диспетчерская служба пожарной охраны и 77 резервных центров обработки вызовов.

МЧС предлагает разработать новую редакцию федеральной целевой программы, которая предусматривает выполнение мероприятий до 2020 года при сохранении целей и комплекса мероприятий текущей редакции программы, отмечается в пояснительной записке.

Сроки полномасштабного запуска системы «112» могут сдвинуться на три года
Сроки полномасштабного запуска системы «112» могут сдвинуться на три года

Подавляющая часть финансирования программы, запланированного на 2017 год, направляется на субсидии субъектам РФ. В МЧС ожидают, что ввод в постоянную эксплуатацию системы-112 в 2017 году будет завершен в 42 субъектах РФ.

В числе мероприятий, запланированных на 2017 год, - завершение интеграции дежурно-диспетчерских служб МВД и ФСБ с системой-112, завершение разработки системных проектов телекоммуникационной инфраструктуры системы-112, переход к дистанционной форме обучения персонала дежурно-диспетчерских служб МВД и ФСБ, взаимодействующих с системой.

Услуга работает в Московской, Воронежской областях и Хабаровском крае

1 марта Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сообщило, что в сетях местной телефонной связи и сетях подвижной радиотелефонной связи на территории Московской и Воронежской областей, а также в Хабаровском крае начинается промышленная эксплуатация «Системы-112». Вызвать экстренные оперативные службы в этих регионах можно будет по единому номеру 112.

Пользователи услуг связи в Московской и Воронежской областях, а также в Хабаровском крае также смогут вызвать экстренные службы по трехзначным номерам 101, 102, 103, 104. Также в сетях местной фиксированной телефонной связи действуют двузначные номера 01, 02, 03, 04.

«Система-112» также введена в промышленную эксплуатацию в Калужской и Курской областях и в Республике Татарстан. Опытная эксплуатация системы ведется в Астраханской, Волгоградской, Тульской областях, Республике Коми, Ханты-Мансийском автономном округе и Санкт-Петербурге. До конца 2017 года «Систему-112» планируется запустить во всех регионах России в соответствии с федеральной целевой программой «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру `112` в Российской Федерации на 2013–2017 годы».

Порядок предоставления данных о местонахождении абонента при звонке на 112

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации определило порядок предоставления данных о местонахождении абонента, объем этих данных и правила определения местонахождения пользовательского оборудования при совершении вызова или передачи короткого текстового сообщения по единому номеру 112. Это позволит экстренным службам оперативно реагировать на происшествия за счет точного и автоматизированного определения места положения абонента, находящегося в зоне происшествия. Соответствующий приказ вступит в силу 1 мая 2017 года и будет действовать в тех субъектах РФ, где «Система-112» работает в промышленной эксплуатации.

После вступления приказа в силу при совершении вызова в «Систему-112» на основании данных оператора связи автоматически будет поступать информация о фактическом местонахождении абонента. При необходимости оператор «Системы-112» дополнительно сможет запросить фамилию, имя и отчество абонента, год рождения, адрес его регистрации по месту жительства. Согласие пользователя услуг связи на обработку и предоставление его персональных данных в «Систему-112» не требуется. Оператор связи при этом обязан обеспечить защиту переданных данных в соответствии с законодательством РФ.

«Принятие нового приказа стало результатом комплексного согласования требований закона `О связи` с реальными техническими возможностями операторов связи. Уверен, это станет важной вехой в развитии системы обеспечения экстренных вызовов и повышении ее эффективности. Приказ позволит автоматически, без участия абонента определять его местонахождение в зоне происшествия. Таким образом, даже если человек не способен по каким-то причинам сообщить оператору `Системы-112` необходимые сведения, за него это сделает автоматика. Это позволит значительно снизить уровень смертности и числа пострадавших при происшествиях и чрезвычайных ситуациях и повысить скорость реагирования спасателей на звонки о помощи наших граждан», — сказал глава Минкомсвязи России Николай Никифоров.

Напомним, согласно п. 1 ст. 52 закона «О связи» каждому абоненту гарантирована возможность круглосуточного бесплатного вызова экстренных оперативных служб. Также законом была предусмотрена обязанность операторов вместе с вызовом передавать информацию о местонахождении абонента. Принятый приказ утвердил правила определения местонахождения абонента и порядок предоставления информации, необходимой для оперативного реагирования на происшествии, о которых заявил абонент по номеру 112.

«Ростелеком» развивает «Систему-112» в Воронежской области

Воронежский филиал «Ростелекома» в рамках двух государственных контрактов выполнил в 2016 году работы по развитию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

Специалисты компании развернули подсистемы, которые позволяют вести оперативный учёт движения технических средств между всеми объектами «Системы-112» Воронежской области, автоматизировать инвентаризацию программных и аппаратных средств, а также проводить сетевой мониторинг серверов и рабочих мест и управлять изменениями платформ инфраструктуры «Системы-112». Оборудование системы установлено в телекоммуникационные шкафы, которые оснащены охранной сигнализацией и централизованным удаленным управлением доступа.

2016

Система-112 Воронежской области рекомендована к эксплуатации

ЗАО «СФЕРА» объявила об успешном завершении приемочных испытаний Системы-112 Воронежской области. Это третья система, построенная на основе программного комплекса «КоордКом». Фактически работу по внедрению удалось завершить менее чем за три месяца.

Система-112 Воронежской области включает в себя различные экстренные и аварийные службы — номера «01», «02», «03» и «04». Она позволяет автоматизировать и значительно ускорить процесс реагирования на входящие звонки. Позвонить по номеру «112» можно как со стационарного телефонного аппарата, так и с любого мобильного телефона (и даже без SIM-карты).

Правительство распределило 454 млн рублей на систему вызова служб по номеру 112

Правительство России распределило 454,2 млн руб. между 24 регионами и Севастополем на реализацию программы по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 на 2013—2017 годы.

Об этом сообщается на сайте кабмина[2].

Средства предназначены для оснащения центров обработки вызовов в регионах программно-техническими комплексами.

Субсидии в размере от 16,8 млн руб. до 19,5 млн руб. получили Адыгея, Алтай, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Северная Осетия — Алания, Тыва, Хакасия, Чувашская Республика, Красноярский и Приморский края, Брянская, Владимирская, Кемеровская, Костромская, Магаданская, Мурманская, Новгородская, Псковская, Рязанская, Смоленская, Тюменская, Ярославская области, а также Севастополь.

«Система-112» начнет работу в Калужской области

С 15 мая 2016 года в сетях местной фиксированной и мобильной телефонной связи на территории Калужской области начнется эксплуатация «Cистемы-112». Соответствующий приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ.

Калужская область станет третьим регионом, где вызвать экстренные оперативные службы можно будет по единому номеру «112». В сетях местной фиксированной и мобильной телефонной связи пользователи также смогут вызвать экстренные службы по трехзначным номерам «101», «102», «103», «104». Также в сетях местной фиксированной телефонной связи действуют двузначные номера «01», «02», «03», «04».

«Система-112» введена в промышленную эксплуатацию в Курской области и Республике Татарстан. Опытная эксплуатация системы ведется в Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Тульской, Московской областях, Республике Коми, Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, городе Санкт-Петербурге и в Хабаровском крае.

2015

Счетная Палата РФ: Система «112» не готова

14 октября 2015 года Счетная палата сообщила о неготовности системы 112 по результатам проверки совместно с региональными контрольно-счетными органами Тульской и Новосибирской областей[3].

Коллегия Счетной палаты РФ рассмотрела результаты внедрения системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», работа над которой началась в 2008 году. Изначально планировалось завершение проекта в 2012 году, однако сроки дважды пересматривались. При этом, до октября 2015 года полномасштабное развертывание системы в регионах не обеспечено, а действующие нормативные документы не в полной мере регулируют отношения в этой сфере.

В 2013 году для сбалансированного поэтапного разворачивания системы 112 на территории РФ приняли федеральную целевую программу «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в субъектах Российской Федерации на 2013-2017 гг.». В 2013 году паспортом ФЦП предусматривалось внедрение системы «112» в трех регионах, в 2014 году — в шести, в 2015 году — в двух, в 2016 году – в пяти и в 2017 году — в 67 регионах страны.

Эти планы выполнить не удалось. На 14 октября 2015 года система создана и введена в постоянную эксплуатацию в двух регионах РФ — Республике Татарстан и Курской области.

Проверка показала слабый контроль над использованием выделенных из федерального бюджета субсидий регионам для создания системы «112» со стороны МЧС России. Министерство аккумулирует отчеты регионов без проверки достоверности и анализа представленных данных. При этом в них выявлена некорректная информация, что, в свою очередь, приводит к искажению отчетности МЧС, направляемой в Минэкономразвития и Росстат.

В результате совместной со Счетной палатой Тульской области проверки установлено: часть средств, выделенных в 2014 году Тульской области (15,7 млн руб. из 48,33 млн руб.), направили на объекты строительства, которые не были указаны в адресном распределении субсидии и соглашении о ее предоставлении.

В ходе проверки были также выявлены многочисленные нарушения требований законодательства о контрактной системе, в частности:

  • отсутствие обоснования начальных (максимальных) цен контрактов,
  • сокращение сроков подачи заявок на участие в торгах,
  • неправомерное продление сроков выполнения работ,
  • несоответствие фактически выполненных и принятых заказчиком работ условиям контракта.

МЧС не соблюдало порядок внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, полученных по государственным контрактам на выполнение научных исследований по созданию системы «112», отметила в своем сообщении Счетная палата.

Аудиторское ведомство предупредило о рисках невыполнения мероприятий ФЦП в установленный срок до 2017 года. Об этом свидетельствуют результаты внедрения системы «112» на октябрь 2015 года.

Система-112 заработала в Московской области

В Подмосковье в ноябре 2015 года официально заработала Система-112, внедренная компанией ЗАО «Сфера» — теперь вместо номеров «01», «02», «03» или «04» жители Московской области могут набрать один номер «112» для вызова аварийных служб. Система-112 Московской области — самая масштабная из всех, внедренных в России на данный момент (и одна из самых крупных в Европе). В промышленной эксплуатации в России на сегодняшний день находятся три Системы-112 — в Курской области, в Республике Татарстан и в Московской области. Система-112 МО построена на основе интеллектуальной платформы «КоордКом» — программного комплекса, позволяющего создавать расширяемые системы сбора и обработки информации о происшествиях.

Система-112 Московской области построена в рамках федеральной целевой программы. Процесс внедрения был завершен в рекордные сроки — меньше, чем за один год. По количеству рабочих мест Система-112 Московской области является самой большой в стране и одной из самых крупных в Европе. В течение суток она обрабатывает до 20 тысяч обращений граждан.

Система-112 Московской области построена на основе программного комплекса «КоордКом» (ЗАО «СФЕРА»). ПК «КоордКом» — это интеллектуальная платформа повышенной надежности для систем обеспечения вызова экстренных оперативных служб, позволяющая создавать расширяемые системы сбора и обработки информации о происшествиях. Платформа обеспечивает своевременное оповещение населения, координацию взаимодействия служб при комплексных происшествиях, в том числе чрезвычайных ситуациях. На основе ПК «КоордКом» создаются Системы-112, элементы АПК «Безопасный город», системы приема и обработки экстренных вызовов аварийно-восстановительных служб, системы обеспечения безопасности промышленных объектов.

2014

Финансирование системы «112» сократят почти в 2 раза

Правительство РФ почти вдвое сократит объем финансирования федеральной целевой программы (ФЦП) по созданию системы вызова экстренных служб по номеру «112». Общий объем финансирования программы до 2017 г. будет уменьшен на 40% до 24,6 млрд рублей по сравнению с планируемыми ранее 40,4 млрд рублей, сообщил в ноябре 2014 года «Интерфакс» со ссылкой на проект постановления правительства на Едином портале раскрытия информации[4].

За счет федерального бюджета до 2017 г. теперь планируется выделить 8,1 млрд рублей, а не почти i23 млрд, как планировалось ранее. Остальные средства должны будут поступить из бюджетов регионов: ранее планировалось i17,5 млрд, теперь представлена цифра на 1 млрд руб меньше — 16,5 млрд рублей.

Основные перемены заложены в последние 2 года действия программы. В 2014-2015 г.г. же расходы на программу планируется оставить практически в тех объемах, которые планировались ранее — 0,94 млрд рублей и 0,99 млрд рублей соответственно.

Медведев распределил субсидии на систему «112» для регионов

В феврале 2014 г. правительство утвердило распределение субсидий на реализацию мероприятий ФЦП «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 в РФ на 2013–2017 гг.» на текущий год.

В 2014 г., согласно документу, федеральные субсидии по программе совокупным объемом 553,67 млн руб. получат девять регионов: Республика Коми, Астраханская, Калужская, Калининградская, Московская, Новосибирская, Орловская и Тульская области, а также Санкт-Петербург.

Предоставление субсидий позволит регионам создать базовую инфраструктуру системы «112»: разработать и ввести в действие основные и резервные центры обработки вызовов системы «112», включая строительство помещений и их оснащение, отмечают в правительстве.

Почти все регионы списка числились получателями субсидий и в 2013 г.
Почти все регионы списка числились получателями субсидий и в 2013 г.

В числе необходимых условий для получения субсидии – предоставление согласованной с МЧС проектной документации на создание системы «112» и на создание основного и резервного центров обработки вызовов.

Согласно официальным методическим указаниям для регионов по созданию системы «112», выпущенным в 2013 г., центры обработки вызовов могут создаваться путем технического перевооружения уже существующих в регионе зданий и помещений или путем строительства новых. Размер субсидии при этом от выбранного варианта создания центров не зависит.

Там же отмечается, что субсидии выдаются регионам в первый год реализации проекта – на создание основного центра обработки вызовов, а во второй – на создание резервного центра.

Первые субсидии для регионов на создание инфраструктуры системы «112» в размере 935,5 млн руб. правительство распределило в 2013 г. Как и в списке 2014 г., их получателями тогда числились Республика Коми, Московская, Новосибирская, Калужская, Тульская, Астраханская области и Санкт-Петербург. Помимо них, в прошлогоднем списке также присутствовали Республика Татарстан и Курская область.

ЗАО «СФЕРА» сообщила о испытании системы-112 в Тульской области

В декабре 2014 года ЗАО «СФЕРА» сообщила о завершении приемочных государственных испытаний сегмента первой очереди системы-112 Тульской области, которые проходили с участием представителей ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) и Минкомсвязи России.

Государственные испытания проходили с 17 по 19 ноября 2014 года в Туле и 17 муниципальных образованиях Тульской области. В ходе работы государственной комиссии проведена проверка корректной работы системы обеспечения вызова экстренных служб по единому номеру «112». Помимо технических параметров оценивалась результативность действий сотрудников системы-112 в штатном режиме, а также наличие необходимой эксплуатационной документации.

По итогам работы госкомиссии было признано, что первая очередь системы-112 Тульской области соответствует требованиям технического задания, а также методическим рекомендациям МЧС России.

Федорович Даниил Михайлович, начальник «Службы 112» Тульской области, оценил работу, проделанную сотрудниками ЗАО «СФЕРА»: «Мы стали первым регионом, который не входил в пилотную зону по запуску системы-112, но тем не менее значительно продвинулся в реализации проекта. Госкомиссия рекомендовала принять программно-технические средства и каналы передачи данных первой очереди системы-112 Тульской области в постоянную эксплуатацию. На мой взгляд, это стало возможным благодаря правильно выбранному исполнителю проекта. Специалисты ЗАО «СФЕРА» обладают нужным уровнем экспертизы и квалификации, позволяющем реализовать столь масштабный и значимый для всей области проект. По оценке внешних экспертов созданная в Тульской области система экстренного реагирования – одна из самых современных из существующих в стране на данный момент».
Бодров Александр Александрович , генеральный директор ЗАО «СФЕРА»: «В рамках проекта была создана автоматизированная система, позволяющая оптимальным способом решать задачи, стоящие перед различными службами, вовлеченными в реагирование на обращение по номеру «112». Мы гордимся тем, что на большей части территории области система-112 была создана менее чем за год. В настоящее время ведется работа над завершением второй очереди системы-112 Тульской области. Мы ожидаем, что создание системы будет закончено в ближайшие месяцы».

Благодаря системе-112 жители Тульской области смогут воспользоваться единым номером «112» для вызова служб экстренного реагирования.

«Восход» разработает требования к построению федеральной инфраструктуры определения местоположения в рамках Системы-112

Минкомсвязь России заключила осенью 2014 года контракт с «Научно-исследовательским институтом «Восход» на выполнение научно-исследовательской работы по разработке требований к построению, управлению, организационно-техническому функционированию, условиям взаимодействия, эксплуатации и финансирования федеральной инфраструктуры определения местоположения (ФИОМ) в рамках создания и развития Системы-112.

Цена контракта составила 7,6 млн рублей, при начальной (максимальной) стоимости 8 млн рублей. Контракт действует до 31 декабря 2014 г.

В задачи исполнителя входит определение требований к построению, управлению, организационно-техническому функционированию, условиям взаимодействия, эксплуатации и финансирования ФИОМ в рамках создания и развития Системы-112, разработка проекта концепции федеральной инфраструктуры определения места нахождения оконечного оборудования пользователя, инициировавшего обращение в Систему-112, а также разработка проекта технического задания на разработку технического проекта федеральной инфраструктуры определения места нахождения оконечного оборудования пользователя, инициировавшего обращение в Систему-112.

Кроме того, исполнитель должен будет определить перечень и разработать проекты нормативных правовых актов, обеспечивающих построение и функционирование ФИОМ.

2013

Утверждение ФЦП системы «112» на 2013-2017 гг.

В марте 2013 г. правительство утвердило федеральную целевую программу «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на 2013 - 2017 гг. Общий объем ее финансирования за этот период должен составить 40,4 млрд руб. из бюджетов различных уровней, из которых 22,9 млрд руб. приходится на средства из федерального бюджета.

Согласно плану программы, в 2013 г. система «112» должна быть внедрена в трех субъектах России, в 2014 г. - в шести, в 2015 г. – в двух, в 2016 г. – в пяти, а в 2017 г. она должна быть запущена в оставшихся 67 регионах.

Под строительство центров обработки экстренных вызовов в ходе реализации программы для субъектов предполагаются субсидии, размер которых может варьироваться в зависимости от объемов средств, которые готов вложить в проект сам субъект.

Федеральными заказчиками по программе выступают стали Минкомсвязи, МЧС, Минздрав, а также МВД и ФСБ.

Власти отрегулируют оплату звонков в системе «112»

Готовится ряд изменений в нормативно-правовые акты, необходимые для ввода в действие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», рассказал TAdviser замдиректора департамента регулирования радиочастот и сетей связи Минкомсвязи Дмитрий Костров в начале октября 2013 г.

Значительная их часть затрагивает взаимодействие с операторами в рамках проекта. Наладить каналы связи для обработки экстренных вызовов с технической точки зрения возможно, отмечает Костров, однако одним из ключевых нерешенных вопросов, например, остается вопрос оплаты таких звонков.

«Для самих граждан звонок в службу «112» официально является бесплатным, предполагается, что платит за это субъект. При этом не очень понятно – если это местный вызов, то это одна сумма, а если междугородний, то суммы совсем другие, - поясняет представитель Минкомсвязи. - Также встает вопрос и об оплате обратного вызова, совершаемого после принятия звонка от абонента»

В пример изменений в нормативно-правовые акты, над которыми ведется работа, Костров приводит введение обязательств для операторов междугородной/международной связи показать результат присоединения к узлам экстренных оперативных служб вызовов. Раньше это касалось присоединения только на местном уровне.

Планируется определить и порядок предельных цен на услугу присоединения, для чего - внести соответствующие изменения в постановление правительства о госрегулировании цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами.

Кроме того, власти рассчитывают закрепить на правовом уровне обязательство операторов обеспечить обратный звонок абоненту в рамках системы «112».

По словам Дмитрия Кострова, в общей сложности подготовлено порядка 47 проектов изменений, наиболее важные из которых планируется опубликовать для общественного обсуждения к концу ноября 2013 г., а к концу года - получить по ним обратную связь.

2012

Правительство РФ утвердило концепцию создания системы 112

Правительство России утвердило в мае 2012 года Концепцию федеральной целевой программы создания системы вызова экстренных служб по единому номеру 112 на 2012–2017 гг. Результатом реализации программы должно стать укрепление национальной безопасности и рост благополучия граждан России.

В соответствии с утвержденным документом государственным заказчиком-координатором создания Системы-112 определено МЧС РФ. Объем финансирования из федерального бюджета составит почти 23 млрд руб. В рамках реализации программы планируется создать необходимую информационно-коммуникационную инфраструктуру, разработать технические решения, обучить персонал, оснастить навигационным оборудованием ГЛОНАСС транспорт экстренных служб. Полномасштабное развертывание на всей территории страны предполагается завершить к 2017 году.

Основная цель внедрения Системы-112 - обеспечить в круглосуточном режиме информационное взаимодействие дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований и экстренных служб. Ожидается, что в результате внедрения время реагирования на происшествия и чрезвычайные ситуации сократится на 15–25%, а число погибших и пострадавших – на 7–9%.

Консорциум Энвижн, НИС, Сфера, Протей, ИскраУралТел и Ростелеком

15 мая 2012 года на выставке «Связь-Экспокомм 2012» представители ЗАО «Энвижн Груп», ОАО «Навигационно-информационные системы» ЗАО «Сфера», ООО НТЦ «Протей» и ЗАО «ИскраУралТел» подписали двусторонние соглашения о сотрудничестве с ОАО «Ростелеком». С этого дня компании займутся совместной разработкой единой «Системы 112» в масштабах всей страны.

«Энвижн Груп» является ведущим российским интегратором и разработчиком «Системы 112». Компания имеет уникальную экспертизу по проектированию и практической эксплуатации Системы и ее компонентов. Объединение этих наработок, а также опыта четырех других участников проекта на технологической платформе «Ростелекома» позволит в короткие сроки создать единую «Систему 112» для всей России. Подписание соглашений является логическим продолжением усилий ОАО «Ростелеком» по созданию консорциума разработчиков облачных сервисов для последующего размещения на Национальной облачной платформе О7.

Проект «Системы 112» реализуется на уникальных вычислительных и телекоммуникационных мощностях «Ростелекома» и является одним из инновационных сервисов Национальной облачной платформы О7 – «О7.112». Основные преимущества использования платформы распределенной обработки данных: высокая скорость развертывания за счет сокращения времени работ на строительство ЦОД, закупки и монтажа оборудования, а также бесшовная интеграция региональных компонентов и возможность эластичного увеличения мощностей. Кроме того, согласно экспертным оценкам, экономия затрат на создание и эксплуатацию системы при использовании «облачной» инфраструктуры составляет до 45%.

2011

Вице-премьер Сергей Иванов: внедрение 112 сорвано

На заседании правительственной комиссии по транспорту и связи в 2011 году вице-премьер Сергей Иванов заявил, что создание системы экстренных вызовов по единому номеру "112" в России фактически сорвано.

Он напомнил, что еще в 2009 году данная система должна была быть реализована в 20 регионах, а в 2010 на территории 44 субъектов Федерации.

"На самом деле мы имеем единичные и пилотные проекты функционирования системы, - констатировал Иванов. - Выполнение плана мероприятий по реализации концепции создания системы 112 фактически сорвано".

Зампред правительства отметил, что несмотря на подписанную концепцию еще в 2008 году, понадобилось два с половиной года, чтобы разграничить полномочия МЧС и Минкомсвязи.

При этом он подчеркнул необходимость форсировать работу по созданию дежурно-диспетчерских служб органов исполнительной власти регионов и единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. В перспективе, по его словам, после определенного периода полноценного функционирования системы в России будет рассмотрен вопрос "О создании юридического лица с преимущественным госучастием для управления этой системой".

Иванов напомнил, что помимо уже существующих служб пожарной охраны, полиции, скорой помощи и газовой сети "система 112" объединит также создаваемые службу реагирования в чрезвычайных ситуациях и службу "Антитеррор".

Локализация производства словенского оборудования

Программа реализации «Меморандума между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Словения о важных проектах для расширения двустороннего экономического сотрудничества», утвержденная 16 февраля 2011г. предусматривает сотрудничество, в рамках проекта «Система-112», со словенской стороны d.o.o. «Искрател», а с российской ЗАО «ИскраУралТЕЛ», при поддержке МЧС и Министерства связи и массовых коммуникаций России.

Вышеназванный документ подтвердил выбранный ранее курс на локализацию производства и передачу инновационных технологий, в рамках которой ЗАО "ИскраУралТЕЛ" получило права интеллектуальной собственности на технологическую и конструкторскую документацию, а также программное обеспечение, входящее в состав комплексного решения «Системы-112». Это позволяет предприятию на собственной производственной базе производить, адаптировать под требования заказчика, модернизировать и обеспечивать долгосрочную поддержку предлагаемого решения.

ЗАО "ИскраУралТЕЛ" предлагает техническое решение, основанное на опыте внедрения «Системы-112» в странах ЕС, учитывающее особенности российских сетей электросвязи, требования регулирующих органов и обеспечивающие:

  • создание узлов обработки вызовов экстренных и оперативных служб (УОВЭОС) для операторов связи;
  • создание центров обработки вызовов (ЦОВ) единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) муниципальных образований;
  • заказную разработку и адаптацию прикладного программного обеспечения для организации взаимодействия сегментов сети связи общего пользования и рабочих мест ЕДДС и ДДС.

ПО НИИ "Восход" и опытная зона в Курской области

Программное обеспечение для внедрения в России службы экстренных вызовов через единый номер "112" готово к тиражированию по всей стране. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в мае 2011 года в пресс-службе Минкомсвязи.

Необходимые программные решения специалисты ФГБУ НИИ Восход разработали для реализации пилотного проекта в Курской области, где сейчас создана опытная зона службы "112". "Эти решения готовы к тиражированию по всей стране", - сказали в Минкомсвязи. Там подчеркнули, что на Минкомсвязи возложена ответственность только за телекоммуникационную составляющую этой системы, то есть, "за возможность обеспечить каждому человеку на территории Российской Федерации доступ к этой системе по каналам и линиям связи". Координатором же деятельности по созданию в России Единой диспетчерской службы "112" в декабре 2010 года указом президента было назначено МЧС.

"Проблемы создания системы "112" не только и не столько в инженерных решениях, сколько в организационных мероприятиях, связанных с участием большого числа федеральных органов исполнительной власти и органов управления в регионах", - отметили в Минкомсвязи, добавив, что сейчас ведомство на ряду с другими заинтересованными органами исполнительной власти участвует в подготовке "концептуального документа, определяющего принципы создания, а главное функции такой сложной системы".

На заседании правительственной комиссии по транспорту и связи 20 мая вице-премьер Сергей Иванов подверг критике ход реализации этого проекта, заявив, что создание системы экстренных вызовов по единому телефонному номеру 112 в России фактически сорвано. Он напомнил, что еще в 2009 году данная система должна была быть реализована в 20 регионах, а в 2010 на территории 44 субъектов Федерации. Зампред правительства отметил, что несмотря на подписанную концепцию еще в 2008 году, понадобилось два с половиной года, чтобы разграничить полномочия МЧС и Минкомсвязи.

В МЧС заверяют, что создание службы "112" завершится в течение нескольких лет. Пока же для связи с экстренными службами придется набирать короткие номера: 01 - для пожарной службы, 02 - для полиции, 03 - для скорой помощи и 04 - для газовой службы. В МЧС сообщили, что единые диспетчерские службы уже работают в Курске и Татарстане, завершается их создание в Псковской и Свердловской областях.

Создание системы экстренных вызовов по единому телефону "112" завершится в течение нескольких лет. Об этом сообщила начальник Управления информации МЧС России Ирина Андрианова, отвечая на вопрос ИТАР-ТАСС о срыве сроков создания системы 112. "Планируется, эта работа будет завершена работу в течение нескольких лет", - сказала она.

Андрианова напомнила, что координация деятельности по созданию в РФ Единой диспетчерской службы "112" была возложена Указом президента РФ на МЧС России 28 декабря 2010 года. "Именно с этого момента МЧС занимается координацией этой работы. Ранее это было возложено на Министерство связи", – уточнила она.

По словам представителя МЧС, за этот период /с 28 декабря 2010 года – прим. ТАСС/ было подготовлено Положение /о создании системы 112/, концепция и Федеральная целевая программа, которая находится на рассмотрении в правительстве.

Представитель МЧС отметила, что "система 112" уже создана в нескольких субъектах РФ, ее финансирование осуществляется как из федерального бюджета, так и из региональных.

"Единые диспетчерские службы работают в Курске и Татарстане, завершается их создание в Псковской и Свердловской областях. В ближайшее время работа начнется в Архангельской области", - уточнила Андрианова, отметив, что "список субъектов РФ будет только увеличиваться".

Представитель МЧС сказала, что Министерство связи и массовых коммуникаций проводило только работу технического характера. "Например, в Москве освобождались номера, начинающиеся с "единицы", - пояснила Андрианова.

Работа по введению системы 112 сложная, так как надо объединить диспетчерские службы сразу трех ведомств и обучить специалистов, заключила она.

"Стинс Коман" выиграл конкурс на план внедрения 112

В августе 2011 года компания «Стинс Коман» выиграла конкурс на разработку системно-технических решений и технико-экономического обоснования по созданию системы вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» с использованием ресурсов «ГЛОНАСС».

Федеральная целевая программа (ФЦП) по созданию «Системы 112» во всех субъектах Федерации вступает в действие с 2012 года, в то время как в августе 2012 года идет подготовительный этап. В ходе него должна быть проведена работа по оценке готовности субъектов Федерации к развертыванию «Системы 112», разработаны технические решения для системы и план ее внедрения в России. Для решения этих задачи была выбрана компания «Стинс Коман». Специалисты компании также разработают план внедрения системы и рабочую документацию для пилотного пункта, которым выбран Краснодарский край.

Во время реализации ФЦП будут выделены средства на внедрение, закупку оборудования, ПО, создание рабочих мест, выделение каналов связи, организация взаимодействия между службами, организация единого информационного пространства всех систем.

НИС ГЛОНАСС - выиграл конкурс на типовой проект

В сентябре 2011 года Федеральный сетевой оператор «НИС ГЛОНАСС» признан победителем открытого конкурса, проведенного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), на разработку типового проекта системы вызова экстренных оперативных служб с использованием единого номера 112 («Система-112») для субъектов РФ. В рамках контракта будет разработан технический проект для создания «Системы-112» в субъектах Российской Федерации, в котором предусматривается её интеграция с системой экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» и другими системами на основе технологий ГЛОНАСС.

2010: МЧС - координатор ФЦП

Координация за выполнением ФЦП в соответствии с указом Президента от 28 декабря 2010 года № 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб на территории РФ» возложена на МЧС.

Зачем нужна система 112

Создание единой системы вызова оперативных службы 112 крайне необходимо, так как в случае, если человек попадает в кризисную ситуацию, он должен знать один номер вызова дежурных служб - "112". На него можно будет позвонить с любого мобильного телефона.

До этого короткие номера "01" пожарной службы, "02" полиции, "03" скорой помощи и "04" газовой службы можно было набрать только со стационарного телефона, но не с мобильного.

«Система 112» - комплекс программно-аппаратных средств, предназначенных для автоматизированной обработки вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Система предполагает создание единого номера для обращения населения в случае экстренной ситуации (не 01, 02, 03, и т.д., а некий аналог 911 в США), обеспечение внешнего контроля за действиями экстренных служб, межведомственную координацию, создание центров обработки данных со всех критически важных объектов, мониторинг и сбор статистики по ЧС.

Автоматизированная система должна:

  • ускорить процесс реагирования и взаимодействия оперативных служб в чрезвычайных ситуациях,
  • позволить организовать единое информационное пространство для служб реагирования,
  • позволить повысить информированность населения о возникновении ЧС, способах защиты и мер по безопасности,
  • снизить затраты на осуществление деятельности по предупреждению и ликвидации ЧС.

Система будет включать в себя такие возможности, как определение номера абонента, восстановление связи в случае прерывания соединения, оповещение населения и организация по разным каналам связи, запись переговоров, прослушивание и визуальное наблюдение за действиями операторов, ведение статистической информации и т.д

«Система 112» является территориально-распределенной информационной системой и объединяет на основе единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) муниципальных образований дежурно-диспетчерские службы (ДДС) следующих экстренных оперативных служб:

  • служба пожарной охраны;
  • служба реагирования в чрезвычайных ситуациях;
  • служба милиции;
  • служба скорой медицинской помощи;
  • аварийная служба газовой сети;
  • служба «Антитеррор» и др. оперативные службы.

Как должна работать система 112

Процесс работы «Системы 112» будет организован таким образом: сообщение о происшествии принимается в центре обслуживания вызовов 112, либо в ДДС одной из экстренных служб, входящих в Систему 112. Далее, в автоматизированном режиме оператор осуществляет ввод в базу данных основных характеристик происшествия, передает их в ДДС по назначению, осуществляет контроль реагирования на происшествие, анализирует и вводит в базу данных информацию, полученную по результатам реагирования, при необходимости уточняет и корректирует действия привлеченных ДДС и информирует взаимодействующие ДДС об оперативной обстановке, принятых и реализуемых мерах. В ходе и по окончании мероприятий по экстренному реагированию на принятый вызов или сообщение ДДС должны заносить в базу данных «Системы 112» информацию о принятых мерах.

Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 реализуется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.03.2013 № 223 «О федеральной целевой программе «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013–2017 годы» («Программа-112»). Основным документом, определяющим назначение «Системы-112», является «Положение о системе-112», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 958. Согласно данному документу «Система-112» предназначена для информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.

eCall (emergency call - экстренный вызов) в Европе

Основная статья: eCall (emergency call - экстренный вызов)

eCall («emergency call» - экстренный вызов) – разработанная Европейским союзом автоматическая автомобильная система экстренного оповещения при авариях. Система eCall позволяет автоматически передавать минимальный набор данных на заранее запрограммированный номер экстренной службы. Этот набор включает информацию о времени аварии, точном местоположении транспортного средства, последнем направлении движения, а также регистрационный номер автомобиля и сведения о том, каким образом была активирована система eCall – автоматически или вручную. После передачи минимального набора данных, система устанавливает голосовое соединение, с помощью которого водитель может напрямую переговорить с диспетчерским центром экстренной службы.

Примечания