2016/11/30 11:41:41

Рынок такси (таксомоторных перевозок) в России

Рынок такси (таксомоторных перевозок) в России является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов рынка пассажирских перевозок.

Содержание

2019: Законопроект об оформлении прав водителей такси

​В августе 2019 г в штате Калифорния (США) агрегаторов такси обязали признать водителей штатными сотрудниками, из-за чего сервисы ожидают большие убытки.

В сентябре 2019 г в российскую Госдуму внесли аналогичное предложение. Законопроект подготовила инициативная группа в составе председателя профсоюза «Таксист» Ярослава Щербинина, члена общественного совета при Минтрансе Андрея Попкова, Елены Гращенковой и Петра Шкуматова из движения «Синие ведерки».

Сторонники инициативы считают, что меры, которые они предлагают, помогут сделать условия работы водителей более справедливыми и сократить число иностранцев за рулем. Поправки в Трудовой кодекс «позволят признавать водителя «фактическим работником», который «может требовать от агрегатора заключения с ним трудового договора» при соблюдении определенных условий.»

Признанный «фактическим работником» таксист не должен работать на другие агрегаторы или сторонних заказчиков в рабочее время. Также в числе возможных условий — использование одежды, автомобиля или других средств с фирменной символикой потенциального работодателя. Кроме того, работник не должен быть трудоустроен в компании, которая сотрудничает с платформой по прямому договору, и не может быть индивидуальным предпринимателем.

К чему это может привести?

1) Официальные трудовые отношения потребуют уплаты налогов, это может сделать поездки дороже на 10-30%. В пик увеличится время подачи машины.

2) Трудовой договор защитит права водителей. Агрегатор больше не сможет менять условия работы, не уведомляя об этом водителя, и будет обязан получать квоту на иностранцев в центре занятости.

3) Трудовой договор обеспечит таксистов правом на пенсию, страхованием от несчастных случаев на производстве и больничным. Такая работа станет более привлекательной для граждан России.

2016

По оценкам DISCOVERY Research Group объем рынка такси (таксомоторных перевозок) в России в 2016 г. увеличится на 14,3 млрд. руб. (+4,4%) по сравнению с 2015 г. и достигнет 339 млрд. руб. В 2015 г. он составлял 324,7 млрд. руб.

Аналитический центр при Правительств РФ оценил объем рынка такси (таксомоторных перевозок) в Москве и Московской области в 2015 году в 181 млрд. рублей. Предположим, что средняя стоимость поездки на такси в Москве составляет 400 руб. Тогда количество совершенных поездок на такси при рассчитанном аналитическим центром объеме составляет 1 млн. 240 тыс. в день. Если учесть тот факт, что за одну поездку такси в среднем перевозит более одного пассажира, предположим 1,5 пассажира, то среднесуточный пассажиропоток получится равен 1,9 млн. человек при численности населения Москвы 12,3-14,5 млн. человек. Аналитики Discovery Research Group считают, что данная оценка является завышенной. Для сравнения такси Нью-Йорка (численность населения всех районов города порядка 8,5 млн. человек) в сутки перевозит порядка 600 тыс. пассажиров. В Нью-Йорке жители значительно чаще прибегают к услугам такси, нежели в Москве. Также отметим, что московский метрополитен в день перевозит 8-9 млн. человек в сутки. Получаем, что в Нью-Йорке коэффициент отношение численности перевезенных пассажиров к численности жителей города равен 0,07, а в Москве 0,14, что на наш взгляд исключено. Равенство коэффициентов для Москвы и Нью-Йорка достигается при средней цене поездки в Москве на уровне 800 руб., что, по мнению аналитиков Discovery Research Group, также исключено. Следует иметь ввиду, что для расчетов коэффициентов мы не учитывали Московскую область, объем рынка которой оценивается, примерно, как 1/6 часть от Москвы. В любом случае включение МО в анализ существенным образом не влияет на рассматриваемые коэффициенты.

Средний годовой доход, приносимый одним пассажиром такси в России в 2016 г., достигнет показателя 2914 руб., увеличившись на 123 руб. по сравнению с 2015 г.

Среди федеральных округов наибольшую долю рынка такси в России в 2016 г. займет Центральный федеральный округ – 162,6 млрд. руб., за ним следует Приволжский федеральный округ – 49,2 млрд. руб., а далее – Северо-Западный федеральный округ с выручкой 40,8 млрд. руб. Средний доход, приносимый одним пассажиром, будет наиболее высок в Центральном федеральном округе – 5041 руб., а самый низкий будет наблюдаться в Северо-Кавказском федеральном округе – 1068 руб.

Среди субъектов Российской Федерации наибольшие доли рынка в 2016 г. займут: г. Москва – 117,7 млрд. руб., г. Санкт-Петербург – 33 млрд. руб., Московская область – 21,5 млрд. руб., Свердловская область – 8,2 млрд. руб., Самарская область – 8,1 млрд. руб., Республика Татарстан – 7,9 млрд. руб.

Теневой сектор рынка такси (таксомоторных перевозок) в России в 2016 г. сократится на 7,5% и составит 105,1 млрд. руб. В то же время доля легального рынка вырастет на 10,8% и достигнет показателя 233,9 млрд. руб.

Крупнейшими игроками на рынке такси (таксомоторных перевозок) в городах России являются диспетчерские «Везет», «Сатурн» и «Максим». Они занимают 11%, 9% и 7% рынка, соответственно. На мобильных агрегаторов («Яндекс.Такси», GettTaxi, Uber и др.) приходится 5% рынка России. В перспективе рынок такси (таксомоторных перевозок) в России продолжит расти, что связано с отсутствием жесткого регулирования отрасли со стороны государства и прогнозируемым сокращением доли теневого сектора.

Таксомоторные перевозки в городах России с населением менее 1 млн. человек

В ноябре 2016 года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка такси (таксомоторных перевозок) в городах с населением менее 1 млн. человек. В настоящее время в России, и в частности в средних и малых городах рынок таксомоторных перевозок является одним из динамично развивающихся сегментов рынка транспортных перевозок.

По оценкам DISCOVERY Research Group объем рынка такси (таксомоторных перевозок) в городах с населением менее 1 млн. человек в 2016 г. увеличится на 4,6 млрд. руб. или на 4,2% по сравнению с показателем 2015 г. и достигнет 114,1 млрд. руб. Наибольшие доли рынка такси (таксомоторных перевозок) городов с населением менее 1 млн. человек в 2016 г. будут принадлежать городам: Красноярск – 3,15 млрд. руб., Пермь – 3,145 млрд. руб., Воронеж – 2,8 млрд. руб., Саратов – 2,65 млрд. руб. Наибольший объем рынка займут следующие субъекты Российской Федерации: Краснодарский край – 4,2 млрд. руб., Кемеровская область – 4,1 млрд. руб., Красноярский край – 3,7 млрд. руб., Пермский край – 3,5 млрд. руб., Саратовская область – 3,2 млрд. руб., Воронежская область – 2,9 млрд. руб.

Аналитический центр при Правительств РФ оценил объем рынка такси (таксомоторных перевозок) в Москве и Московской области в 2015 году в 181 млрд. рублей. Предположим, что средняя стоимость поездки на такси в Москве составляет 400 руб. Тогда количество совершенных поездок на такси при рассчитанном аналитическим центром объеме составляет 1 млн. 240 тыс. в сутки. Если учесть тот факт, что за одну поездку такси в среднем перевозит более одного пассажира, предположим 1,5 пассажира, то среднесуточный пассажиропоток получится равен 1,9 млн. человек при численности населения Москвы 12,3-14,5 млн. человек. Аналитики Discovery Research Group считают, что данная оценка является завышенной. Для сравнения такси Нью-Йорка (численность населения всех районов города порядка 8,5 млн. человек) в сутки перевозит порядка 600 тыс. пассажиров. В Нью-Йорке жители значительно чаще прибегают к услугам такси, нежели в Москве. Также отметим, что московский метрополитен в день перевозит 8-9 млн. человек в сутки. Получаем, что в Нью-Йорке коэффициент отношение численности перевезенных пассажиров к численности жителей города равен 0,07, а в Москве 0,14, что на наш взгляд исключено. Равенство коэффициентов для Москвы и Нью-Йорка достигается при средней цене поездки в Москве на уровне 800 руб., что, по мнению аналитиков Discovery Research Group, также исключено. Следует иметь ввиду, что для расчетов коэффициентов мы не учитывали Московскую область, объем рынка которой оценивается, примерно, как 1/6 часть от Москвы. В любом случае включение МО в анализ существенным образом не влияет на рассматриваемые коэффициенты.

Средний доход, приносимый одним пассажиром такси в городах с населением менее 1 млн. человек, в 2016 г. достигнет показателя 1395 руб., увеличившись на 4,3% по сравнению с аналогичным показателем 2015 г. Средний доход, приносимый одним пассажиром, в 2016 г. в Красноярске составит 3235руб. (+5,5%), в Перми - 3173 руб. (+3,5%), в Воронеже – 3161 руб. (+3,1%), в Саратове – 3167 руб. (+3,3%), в Краснодаре – 3192 руб. (+4,1%), в Ульяновске – 3225 руб. (+5,2%), в Ярославле – 3204 руб. (+4,5%), во Владивостоке – 3195 руб. (+4,2%), в Хабаровске – 3232 руб. (+5,4%), в Барнауле – 3192 руб. (+4,1%), в Ижевске – 3198 руб. (+4,3%), в Тольятти – 3164 руб. (+3,2%).

Наибольший объем рынка среди городов с населением менее 1 млн. человек займут города Приволжского федерального округа. В 2016 г. выручка этих городов составит 28,6 млрд. руб. На втором месте будут находиться города Центрального федерального округа – 23,4 млрд. руб. На третьем месте будет Сибирский федеральный округ – 19,5 млрд. руб. Наименьший объем рынка у городов Дальневосточного федерального округа – 6,8 млрд. руб. и у городов Северо-Кавказского федерального округа – 7,6 млрд. руб.

Средний доход, приносимый одним пассажиром городов с населением менее 1 млн. человек, будет примерно одинаков во всех федеральный округах и составит 9600 руб. Средний доход будет отличаться только в Дальневосточном федеральном округе – 7200 руб. и в Северо-Западном федеральном округе – 6478 руб.

Крупнейшими игроками на рынке такси (таксомоторных перевозок) в городах с населением менее 1 млн. человек являются диспетчерские «Везет», «Сатурн» и «Максим». Они занимают 11%, 9% и 7% рынка, соответственно. На мобильных агрегаторов («Яндекс.Такси», Uber и др.) приходится 3% рынка городов-миллионников.

В перспективе рынок таксомоторных перевозок в городах с население менее 1 млн. человек продолжит расти, что связано с отсутствием жесткого регулирования отрасли со стороны государства и прогнозируемым сокращением доли теневого сектора.

Таксомоторные перевозки в Санкт-Петербурге

В ноябре 2016 года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка такси (таксомоторных перевозок) в Санкт-Петербурге. В России, и в частности в Санкт-Петербурге рынок такси (таксомоторных перевозок) является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов рынка пассажирских перевозок.

По оценкам DISCOVERY Research Group объем рынка такси (таксомоторных перевозок) в Санкт-Петербурге в 2016 году увеличится на 3,1% по сравнению с показателем 2015 года и достигнет 33 млрд. руб.

Аналитический центр при Правительств РФ оценил объем рынка такси (таксомоторных перевозок) в Москве и Московской области в 2015 году в 181 млрд. рублей. Предположим, что средняя стоимость поездки на такси в Москве составляет 400 руб. Тогда количество совершенных поездок на такси при рассчитанном аналитическим центром объеме составляет 1 млн. 240 тыс. в сутки. Если учесть тот факт, что за одну поездку такси в среднем перевозит более одного пассажира, предположим 1,5 пассажира, то среднесуточный пассажиропоток получится равен 1,9 млн. человек при численности населения Москвы 12,3-14,5 млн. человек. Аналитики Discovery Research Group считают, что данная оценка является завышенной. Для сравнения такси Нью-Йорка (численность населения всех районов города порядка 8,5 млн. человек) в сутки перевозит порядка 600 тыс. пассажиров. В Нью-Йорке жители значительно чаще прибегают к услугам такси, нежели в Москве. Также отметим, что московский метрополитен в день перевозит 8-9 млн. человек в сутки. Получаем, что в Нью-Йорке коэффициент отношение численности перевезенных пассажиров к численности жителей города равен 0,07, а в Москве 0,14, что на наш взгляд исключено. Равенство коэффициентов для Москвы и Нью-Йорка достигается при средней цене поездки в Москве на уровне 800 руб., что, по мнению аналитиков Discovery Research Group, также исключено. Следует иметь ввиду, что для расчетов коэффициентов мы не учитывали Московскую область, объем рынка которой оценивается, примерно, как 1/6 часть от Москвы. В любом случае включение МО в анализ существенным образом не влияет на рассматриваемые коэффициенты.

Средний годовой доход, приносимый одним пассажиром такси в Санкт-Петербурге, в 2016 году достигнет показателя 6 774 руб., увеличившись на 3,1% по сравнению с аналогичным показателем 2015 года.

Рынок такси (таксомоторных перевозок) в Санкт-Петербурге занимает крупную долю в общем объеме рынка такси (таксомоторных перевозок) в России. По оценкам аналитиков Discovery Research Group, в 2016 г. на долю Санкт-Петербурга будет приходиться 9,7% всего объема рынка такси (таксомоторных перевозок) в России.

Теневой рынок такси (таксомоторных перевозок) в Санкт-Петербурге в 2016 году сократится на 18,4% и составит 6,3 млрд. руб. В то же время доля легального рынка вырастет на 9,9% и достигнет показателя 26,8 млрд. руб.

В перспективе рынок такси (таксомоторных перевозок) в Санкт-Петербурге продолжит расти, что связано с отсутствием жесткого регулирования отрасли со стороны государства и прогнозируемым сокращением доли теневого сектора.

Таксомоторные перевозки в Москве

По оценкам DISCOVERY Research Group объем рынка такси (таксомоторных перевозок) в Москве в 2016 г. увеличится на 5,1% по сравнению с показателем 2015 г. и достигнет 117,7 млрд. руб. Рынок такси (таксомоторных перевозок) в Московской области вырастет на 4,5% и достигнет значения 21,5 млрд. руб.

Средний годовой доход, приносимый одним пассажиром такси в Москве, в 2016 г. достигнет показателя 10 230 руб., увеличившись на 5,1% по сравнению с аналогичным показателем 2015 г. Средний годовой доход, приносимый одним пассажиром такси, в Московской области в 2016 г. составит 3 403 руб., рост по сравнению с 2015 г. составит 4,5%.

По оценкам аналитиков DISCOVERY Research Group, рынок такси (таксомоторных перевозок) в Москве занимает наибольшую долю в общем объеме рынка такси (таксомоторных перевозок) в России. На долю Москвы в 2016 г. будет приходиться 34,7% всего объема рынка такси (таксомоторных перевозок) в России.

Теневой рынок такси (таксомоторных перевозок) в Москве в 2016 г. сократится на 5% и составит 22,3 млрд. руб. В то же время доля легального рынка вырастет на 12% и достигнет показателя 95,3 млрд. руб.

В перспективе рынок такси (таксомоторных перевозок) в Москве продолжит расти, что связано с отсутствием жесткого регулирования отрасли со стороны государства и прогнозируемым сокращением доли теневого сектора.