2014/09/01 15:11:31

Онлайн-образование (мировой рынок)

Каталог решений, разработчиков, интеграторов и проектов Систем дистанционного обучения (Learning Management System) доступен по этому адресу.

Содержание

Основные тренды мирового рынка онлайн-образования

  • Микрокурсы - наблюдается тренд к уменьшению среднего времени одного ролика до 1-3 минут.
  • Геймификация – основной задачей площадок является необходимость удержать внимание пользователя, для чего наиболее часто используется инструментарий геймификации.
  • Новые технологии – многие эксперты и аналитики рынка говорят о том, что развитие технологий дополненной реальности сможет стать дополнительным драйвером роста всего рынка.
  • B2B – корпоративный сегмент обращает все большее внимание на отрасль. Крупные корпорации выступают как в качестве потребителей, так и в качестве провайдеров услуг.
  • Прикладные навыки – наблюдается тенденции к росту количества площадок, предлагающих именно прикладные знания и навыки. Особенно данная тенденция заметна в РФ.

2016

J’son & Partners Consulting

Цифровое образование – один из наиболее быстрорастущих сегментов мирового рынка образования (+23% в год в течение 2012-2017), по-прежнему занимает небольшую долю (<3%) в общем рынке образовательных услуг.

Рост рынка поддерживается дигитализацией изучения иностранных языков, подготовки к тестам, ростом спроса на онлайн репетиторов и развитием корпоративного рынка онлайн обучения. Растет потребность в моделях сквозного обучения на протяжении всей жизни (life-long learning), позволяющих обеспечивать постоянное до-обучение персонала в соответствии с меняющимся кругом задач.

$5.5 млрд инвестиций в образовательные стартапы по всему миру за 2015-16 гг. ускорили развитие проектов во всех вертикалях рынка: от иностранных языков до специализированных платформ для корпораций и университетов.

США занимает около 50% всего рынка, при этом Азия растет втрое большими темпами как в объеме потребляемых услуг, так и в количестве новых проектов. 34% всех инвестиций в 2015 в EdTech было в Китае. В Китае появляются крупные и значимые проекты в различных вертикалях:

  • XuetangX– китайская лидирующая MOOC платформа, 5 млн слушателей на октябрь 2016 и 400 курсов (~7% рынка). Очень быстрый рост на внутреннем рынке и признание от местных ВУЗов.
  • Genshixue (название переводится как «С кем учиться?») - >70 тыс преподавателей, $50M венчурного финансирования в 2015 г.
  • 17zuoye (название переводится как «Учимся вместе») – подготовка школьников по английскому и математике, >7 млн студентов, $135M финансирования в т.ч. от DST (Юрий Мильнер).

Массовые курсы становятся более ориентированными на практику, поиск работы и потребности работодателей:

  • Все платформы в 2016 делают упор на продажу комплексного обучения: специализации (Coursera), Nanodegrees (Udacity), Xseries (EdX)

Платформы заключают партнерства с корпорация для обучения их сотрудников:

  • Coursera for Business – ужеработаютс BCG, L’Oreal, Axis Bank
  • iVersity Professional Development – европейская платформа MOOC вслед за Coursera продает сертификаты и предлагает компаниям составить обучающие программы для сотрудников
  • Udacity forBusiness – те же курсы и nanodegrees, упакованные под нужды корп. HR

Корпорации готовят собственные курсы для поиска новых сотрудников:

  • Microsoft и Google лидеры в производстве курсов (78 и 50 курсов соответственно).
  • Другие ИТ-компании подхватывают тренд (Facebook, Cisco, AT&T и др.)

Растет востребованность проектного обучения - сделать сайт, написать книгу, создать сценарий, спаять микросхему:

  • Coursera заключает партнерства с Google, Instagram и Shazam для финальных проектов по специализациям (capstone projects)

Изучение иностранных языков, детское обучение, прикладные специальности (бизнес и ИТ) – наиболее востребованные направления обучения:

  • Пример: ABCmouse– обучающая игровая платформа для детей 2-7 лет, привлекла рекордные $150M в мае 2016 по оценке в >$1 млрд.
  • BabyStep– российская платформа с контентом для детей - крупнейшая в мире библиотека видеоуроков для родителей.

Технологические тренды:

  • Mobile learning и кросс-платформенность становятся базовыми требованиями к любой обучающей платформе
  • Носимые устройства будут играть большую роль в обучении
  • Big Data необходима для улучшения технологий обучения

Тематические тренды:

  • Курсы со знаменитыми людьми (актерами, спортсменами, режиссерами)
  • Подбор коучей и репетиторов
  • Мобильный тьютор в определенной сфере
  • Курсы для творческих профессий
  • Компании учат услугам, косвенно связанным с продуктом - повышают product awareness
  • Узкая специализация – весь сайт про одну тему

Методологические тренды:

  • Сближение рекрутмента и обучения
  • Serious Games – геймификация в B2B-сегменте
  • Обучение в игровой форме (НЕ традиционная геймификация!)
  • Обучение через наблюдение и копирование

2015 Прогноз

Мировой рынок электронного обучения на 2015г. оценивается экспертами в $107 млрд: Европа – 41,6%, Азия – 28,4% Северная Америка – 22,4%, Южная Америка – 3,3%. Основными игроками на этом рынке являются Открытые, Виртуальные, Электронные, Сетевые и Кибер-университеты, Smart-университеты, основной рост которых пришелся на последнее десятилетие. Масштабы их деятельности поражают, в каждом из них обучаются более 500 тыс. человек. В первую очередь это открывает широкие возможности для людей с ограниченными возможностями и оборонных предприятий. Однако большую озабоченность вызывает тот факт, что в России эти процессы представлены незначительно.

2013

Согласно результатам нового исследования Frost & Sullivan «Анализ глобального рынка решений для записи лекций (LCS)» (Analysis of the Global Lecture Capture Solutions (LCS)), в 2013 г. объем выручки предприятий на этом рынке составил 162 млн. долл. США и, согласно прогнозам, достигнет 592,2 млн. долл. США к 2019 г. (среднегодовой темп роста на уровне 24,1%). В исследовании рассматривались сегменты оборудования и программного обеспечения, в том числе предоставляемого по модели SaaS.

Несмотря на их весомые преимущества до недавнего времени уровень проникновения решений LCS на рынок оставался невысоким. Это связано с ограниченностью ресурсов отделов продаж поставщиков и сомнениями заказчиков относительно масштабируемости и ценности подобных решений. Уровень распространенности решений LCS растет на рынке Северной Америки, а также на мировом рынке. Поставщики наращивают ассортимент продуктов, объемы продаж и расширяют возможности дистрибуции.

Вместе с тем, существует ряд проблем, в числе которых низкая осведомленность потенциальных заказчиков о решениях LCS, недостаточная осведомленность преподавателей о подобных технологиях, сложный процесс закупки, особенно в сегменте средней школы, а также ограниченный бюджет образовательных учреждений. С появлением облачных решений и настольных клиентов динамика рынка улучшилась. Руководители образовательных учреждений пришли к пониманию того, что современные цифровые технологии необходимы их организациям для поддержания высокой конкурентоспособности.

Рынок онлайн-образования достаточно долгое время находился в стадии зарождения. Несмотря на то, что первые площадки появились еще в 90-е годы, а первый значимый проект (MIT OpenCourseWare) в 2002 году, настоящий взлет рынка случился в 2012 году, когда были запущены три крупнейшие площадки: Coursera, EdX и Udacity[1].


¹ Fixed time courses – курсы, привязанные к расписанию, проходящие только в определенное время с сопровождением преподавателями. Обычно новые лекции и задания выдаются еженедельно.

² Более 7 млн пожертвований

Несмотря на затяжной старт, онлайн-образование моментально стало популярным, а рынок онлайн-обучения привлек множество инвесторов. Слушателями Топ-10 мировых ресурсов в области онлайн-образования являются около 20 млн человек, а совокупные инвестиции в эти ресурсы превысили 300 млн долл.

Согласно оценке компании Docebo, текущий объем мирового рынка онлайн-образования оценивается в более чем 40 млрд долл. По прогнозу, в 2016 году эта цифра превысит 50 млрд долл. Структура мирового рынка по ключевым географическим сегментам представлена ниже.

Смотрите также

Примечания