2014/09/01 15:11:31

Онлайн-образование (мировой рынок)

Каталог решений, разработчиков, интеграторов и проектов Систем дистанционного обучения (Learning Management System) доступен по этому адресу.

Содержание

Основные тренды мирового рынка онлайн-образования

  • Микрокурсы - наблюдается тренд к уменьшению среднего времени одного ролика до 1-3 минут.
  • Геймификация – основной задачей площадок является необходимость удержать внимание пользователя, для чего наиболее часто используется инструментарий геймификации.
  • Новые технологии – многие эксперты и аналитики рынка говорят о том, что развитие технологий дополненной реальности сможет стать дополнительным драйвером роста всего рынка.
  • B2B – корпоративный сегмент обращает все большее внимание на отрасль. Крупные корпорации выступают как в качестве потребителей, так и в качестве провайдеров услуг.
  • Прикладные навыки – наблюдается тенденции к росту количества площадок, предлагающих именно прикладные знания и навыки. Особенно данная тенденция заметна в РФ.

2019

В 2018 году старшеклассники Средней школы журналистики в Бруклине (США) устроили акцию протеста против платформы онлайн-обучения Summit Learning. В 2019 году уже родители и преподаватели выражают сомнения, что их детям нужно высокотехнологичное обучение в каждом классе.

Как пишет Wall Street Journal, в округе Балтимор, штат Мэриленд, из государственных школ уже пять лет, как исчезли бумажные учебники, тетради и ручки. Все ученики от детского сада до 12-го класса получают вместо этого ноутбук.

Это произошло потому, что 5 лет назад Министерством образования США была поставлена цель достичь соотношения «один к одному» - один ребёнок на один компьютер, и полностью перейти на компьютерное обучение. Эта цель в настоящий момент, несмотря на протесты учеников, по-прежнему стоит по всей стране.

За последнее десятилетие американские школы потратили миллионы долларов на различные образовательные устройства и приложения, полагая, что это поможет многим детям быстрее учиться и быть лучше подготовленными к новой конкурентной экономике. Но сейчас уже даже сами американские школьники понимают, что, если под «формированием людей нового технологического уклада подразумевается переход на электронные учебники и доски, то это профанация образования, ведущая к глобальному невежеству», - пишет WSJ.

Основная претензия учащихся к новым высокотехнологичным образовательным программам - то, что они исключают большую часть человеческого взаимодействия: общение с учителями, дискуссии с одноклассниками, которые нужны, чтобы улучшить критическое мышление.

Кроме снижения уровня обучения, школьников беспокоит безопасность своих данных. Программа Summit Learning собирает их, не спрашивая разрешения. Обучающая программа собирает их имена, номера телефонов, email-адреса, записи о посещении, болезнях, пропусках, отчислениях, а также пол, этническую принадлежность, социально-экономический статус и внеучебные активности. На сайте Summit Learning также сказано, что они планируют отслеживать жизнь учеников и после выпуска, что наводит на мысль о том, что вся собранная информация впоследствии обобщается и анализируется нейросетями в интересах работодателей.

Анализ успеваемости 115 000 учеников в школах Балтимора до и после введения онлайн- обучения показал, что за последние 5 лет средняя успеваемость в округе Балтимор резко снизилась. Теперь многие родители и учителя начинают задаваться вопросом, был ли переход на цифровое образование в принципе хорошей идеей.

2016

J’son & Partners Consulting

Цифровое образование – один из наиболее быстрорастущих сегментов мирового рынка образования (+23% в год в течение 2012-2017), по-прежнему занимает небольшую долю (<3%) в общем рынке образовательных услуг.

Рост рынка поддерживается дигитализацией изучения иностранных языков, подготовки к тестам, ростом спроса на онлайн репетиторов и развитием корпоративного рынка онлайн обучения. Растет потребность в моделях сквозного обучения на протяжении всей жизни (life-long learning), позволяющих обеспечивать постоянное до-обучение персонала в соответствии с меняющимся кругом задач.

$5.5 млрд инвестиций в образовательные стартапы по всему миру за 2015-16 гг. ускорили развитие проектов во всех вертикалях рынка: от иностранных языков до специализированных платформ для корпораций и университетов.

США занимает около 50% всего рынка, при этом Азия растет втрое большими темпами как в объеме потребляемых услуг, так и в количестве новых проектов. 34% всех инвестиций в 2015 в EdTech было в Китае. В Китае появляются крупные и значимые проекты в различных вертикалях:

  • XuetangX– китайская лидирующая MOOC платформа, 5 млн слушателей на октябрь 2016 и 400 курсов (~7% рынка). Очень быстрый рост на внутреннем рынке и признание от местных ВУЗов.
  • Genshixue (название переводится как «С кем учиться?») - >70 тыс преподавателей, $50M венчурного финансирования в 2015 г.
  • 17zuoye (название переводится как «Учимся вместе») – подготовка школьников по английскому и математике, >7 млн студентов, $135M финансирования в т.ч. от DST (Юрий Мильнер).

Массовые курсы становятся более ориентированными на практику, поиск работы и потребности работодателей:

  • Все платформы в 2016 делают упор на продажу комплексного обучения: специализации (Coursera), Nanodegrees (Udacity), Xseries (EdX)

Платформы заключают партнерства с корпорация для обучения их сотрудников:

  • Coursera for Business – ужеработаютс BCG, L’Oreal, Axis Bank
  • iVersity Professional Development – европейская платформа MOOC вслед за Coursera продает сертификаты и предлагает компаниям составить обучающие программы для сотрудников
  • Udacity forBusiness – те же курсы и nanodegrees, упакованные под нужды корп. HR

Корпорации готовят собственные курсы для поиска новых сотрудников:

  • Microsoft и Google лидеры в производстве курсов (78 и 50 курсов соответственно).
  • Другие ИТ-компании подхватывают тренд (Facebook, Cisco, AT&T и др.)

Растет востребованность проектного обучения - сделать сайт, написать книгу, создать сценарий, спаять микросхему:

  • Coursera заключает партнерства с Google, Instagram и Shazam для финальных проектов по специализациям (capstone projects)

Изучение иностранных языков, детское обучение, прикладные специальности (бизнес и ИТ) – наиболее востребованные направления обучения:

  • Пример: ABCmouse– обучающая игровая платформа для детей 2-7 лет, привлекла рекордные $150M в мае 2016 по оценке в >$1 млрд.
  • BabyStep– российская платформа с контентом для детей - крупнейшая в мире библиотека видеоуроков для родителей.

Технологические тренды:

  • Mobile learning и кросс-платформенность становятся базовыми требованиями к любой обучающей платформе
  • Носимые устройства будут играть большую роль в обучении
  • Big Data необходима для улучшения технологий обучения

Тематические тренды:

  • Курсы со знаменитыми людьми (актерами, спортсменами, режиссерами)
  • Подбор коучей и репетиторов
  • Мобильный тьютор в определенной сфере
  • Курсы для творческих профессий
  • Компании учат услугам, косвенно связанным с продуктом - повышают product awareness
  • Узкая специализация – весь сайт про одну тему

Методологические тренды:

  • Сближение рекрутмента и обучения
  • Serious Games – геймификация в B2B-сегменте
  • Обучение в игровой форме (НЕ традиционная геймификация!)
  • Обучение через наблюдение и копирование

2015 Прогноз

Мировой рынок электронного обучения на 2015г. оценивается экспертами в $107 млрд: Европа – 41,6%, Азия – 28,4% Северная Америка – 22,4%, Южная Америка – 3,3%. Основными игроками на этом рынке являются Открытые, Виртуальные, Электронные, Сетевые и Кибер-университеты, Smart-университеты, основной рост которых пришелся на последнее десятилетие. Масштабы их деятельности поражают, в каждом из них обучаются более 500 тыс. человек. В первую очередь это открывает широкие возможности для людей с ограниченными возможностями и оборонных предприятий. Однако большую озабоченность вызывает тот факт, что в России эти процессы представлены незначительно.

2013

Согласно результатам нового исследования Frost & Sullivan «Анализ глобального рынка решений для записи лекций (LCS)» (Analysis of the Global Lecture Capture Solutions (LCS)), в 2013 г. объем выручки предприятий на этом рынке составил 162 млн. долл. США и, согласно прогнозам, достигнет 592,2 млн. долл. США к 2019 г. (среднегодовой темп роста на уровне 24,1%). В исследовании рассматривались сегменты оборудования и программного обеспечения, в том числе предоставляемого по модели SaaS.

Несмотря на их весомые преимущества до недавнего времени уровень проникновения решений LCS на рынок оставался невысоким. Это связано с ограниченностью ресурсов отделов продаж поставщиков и сомнениями заказчиков относительно масштабируемости и ценности подобных решений. Уровень распространенности решений LCS растет на рынке Северной Америки, а также на мировом рынке. Поставщики наращивают ассортимент продуктов, объемы продаж и расширяют возможности дистрибуции.

Вместе с тем, существует ряд проблем, в числе которых низкая осведомленность потенциальных заказчиков о решениях LCS, недостаточная осведомленность преподавателей о подобных технологиях, сложный процесс закупки, особенно в сегменте средней школы, а также ограниченный бюджет образовательных учреждений. С появлением облачных решений и настольных клиентов динамика рынка улучшилась. Руководители образовательных учреждений пришли к пониманию того, что современные цифровые технологии необходимы их организациям для поддержания высокой конкурентоспособности.

Рынок онлайн-образования достаточно долгое время находился в стадии зарождения. Несмотря на то, что первые площадки появились еще в 90-е годы, а первый значимый проект (MIT OpenCourseWare) в 2002 году, настоящий взлет рынка случился в 2012 году, когда были запущены три крупнейшие площадки: Coursera, EdX и Udacity[1].


¹ Fixed time courses – курсы, привязанные к расписанию, проходящие только в определенное время с сопровождением преподавателями. Обычно новые лекции и задания выдаются еженедельно.

² Более 7 млн пожертвований

Несмотря на затяжной старт, онлайн-образование моментально стало популярным, а рынок онлайн-обучения привлек множество инвесторов. Слушателями Топ-10 мировых ресурсов в области онлайн-образования являются около 20 млн человек, а совокупные инвестиции в эти ресурсы превысили 300 млн долл.

Согласно оценке компании Docebo, текущий объем мирового рынка онлайн-образования оценивается в более чем 40 млрд долл. По прогнозу, в 2016 году эта цифра превысит 50 млрд долл. Структура мирового рынка по ключевым географическим сегментам представлена ниже.

Смотрите также

Примечания