2019/03/29 15:05:16

Каршеринг (car sharing) рынок России

Каршеринг (от англ. car sharing) — это автоматизированный почасовой или поминутный прокат автомобиля. Услуга предназначена для коротких поездок по городу. Доступные для аренды автомобили стоят в разных частях города, об их точном расположении можно узнать из мобильных приложений для смартфонов. Через приложение частично осуществляется управление автомобилем – бронирование, запуск двигателя, открытие дверей.

Содержание

Каршеринг – это зонтичный термин для ситуации, при которой человек пользуется не собственным автомобилем. Термин покрывает несколько различных бизнес-моделей[1]:

  • каршеринг – аренда машины;
  • сетевые агрегаторы такси (иногда называются ridehailing, ride sharing или car sharing);
  • карпулинг (иногда ride sharing) – совместное одновременное использование автомобиля в случае поездки в одинаковом направлении. Следует отметить, что в 2015–2016 гг. данный сервис начал использоваться рядом крупных агрегаторов такси (например, Didi Chuxing, Uber, Gett).

Драйверами развития рынка являются:

  • выгода для потребителя;
  • рост числа подключенных автомобилей (умный автомобиль);
  • активные инвестиции автопроизводителей;
  • беспилотные технологии;
  • повышение экологических требований. Так, каршеринг популяризируется в Азиатско-Тихоокеанском регионе из экологических соображений.

На российском рынке представлено несколько каршеринговых проектов, самые крупные из них действуют в Москве. По данным J’son & Partners Consulting, каршеринговые сервисы набирают популярность в России, растет число проектов и охват городов. Наиболее популярными по количеству пользователей в России являются сетевые агрегаторы такси, а также карпулинговый проект BlaBlaCar. Чисто каршеринговые сервисы пока находятся в стадии тестирования и формирования рынка.

Целевая аудитория каршеринговых сервисов – это жители мегаполисов молодого и среднего возраста, которые предпочитают самостоятельное вождение службам такси. При этом они стремятся сэкономить на поездках.

В основном каршеринговым сервисом пользуются мужчины 25–35 лет, сообщали основатели BelkaCar. В декабре 2016 года представители департамента транспорта Москвы сообщали, что операторы каршеринга планируют увеличивать свой автопарк до 1-1,5 тыс. единиц ежегодно.

Каршеринг

2018

Сбербанк: Российский рынок каршеринга заработал 7 млрд рублей

ПАО "Сбербанк" проанализировало российский рынок каршеринга. По итогам 2018 г. его ключевые показатели, а именно количество пользователей, выручка, парк автомобилей, выросли более чем в пять раз. По оценкам Сбербанка, по итогам всего 2018 года выручка компаний сектора составила 7 млрд руб.

По данным Сбербанка, объем расходов на каршеринг в России еще в начале 2019 г. превысил 1 млрд руб. в месяц. В Москве пользователи каршеринга совершили в среднем 33 поездки в год, в Петербурге и Ленинградской области - 21 поездку. Как правило, в других регионах, где есть каршеринг, россияне совершают 18 поездок в год. Услугами этого сервиса хотя бы раз воспользовались представители 83 регионов России. Средний чек - от 183 руб. в Уфе и почти 300 руб. - в Петербурге.

Как сообщает Сбербанк, типичный пользователь тратит на каршеринг 3469 руб. в месяц, средняя цена его поездки - 260 руб. Авторы исследования полагают, что жесткая конкуренция в секторе вряд ли позволит значительно поднять тарифы. И чтобы увеличить прибыли, компании прибегают к нестандартным решениям - например, в их парке появляются премиальные автомобили.

По данным Сбербанка, если в декабре 2017 г. 51,6 тыс. россиян тратили на кратковременную аренду автомобиля 295,3 млн руб. в месяц, то в декабре 2018 г. число выросло до 228,8 тыс. человек. А их совокупные расходы на каршеринг составили 951,5 млн руб. В январе 2019 г. эта цифра превысила 1 млрд руб.

Если в середине 2017 г. на рынке активно работало пять компаний, то в начале прошлого года - уже 13. Лидер рынка - Москва (85%). К концу 2018 г. парк каршеринговых авто здесь составлял 16 тыс., а во всех остальных регионах - суммарно около 3,8 тыс. За первые месяцы 2019 г. столичный парк увеличился до 18 тыс. машин.

Пользователей каршеринга Сбербанк поделил на начинающих и активных - совершающих поездки более четырех месяцев. Типичный активный пользователь - москвич 21-35 лет, ежемесячно он совершает 7-19 поездок на автомобилях двух-пяти компаний и тратит на это 1942-4617 руб. Новые пользователи, обычно молодежь 18-20 лет или люди старше 41 года, совершают четыре-шесть поездок на автомобилях одной-двух компаний и тратят до 1660 руб. в месяц. К этой категории относятся в основном клиенты из Петербурга, Башкортостана, Свердловской, Самарской, Новосибирской, Нижегородской областей и Краснодарского края.

Пик пользования каршерингом приходится на вторую половину дня. Водители старше 66 лет чаще всего берут такие машины в районе 17 часов, а более молодые - после 20:00. Если человек редко прибегает к услугам каршеринга, он, как правило, делает это по выходным, согласно данным Сбербанка.

Москва - лидер в Европе по количеству машин для каршеринга

О том, что столичный автопарк для краткосрочной аренды является крупнейшим в Европе, заявил мэр Москвы Сергей Собянин на своей страничке в Twitter.

Как напомнил московский градоначальник, каршеринг в столице запущен осенью 2015 г. С тех пор развитие этой услуги привело к тому, что ежедневно краткосрочной арендой автомобилей в Москве пользуются порядка 25 000 раз. К концу года автопарк для краткосрочной аренды планируется увеличить до 10-15 тыс. транспортных средств.

«По этому показателю мы уже обошли все европейские города», – пишет по этому поводу у себя в Twitter Сергей Собянин.

На сегодня каршеринг в столице предоставляет целый ряд компаний, среди которых «Делимобиль», Anytime, YouDrive, EasyRide, Car5, BelkaCar и др.

2017

По данным ресурса Truesharing.ru, на начало 2018 года в России существует 26 каршеринговых сервисов, еще четыре готовятся к запуску. Первый в стране сервис такого рода открыла московская компания Anytime, известная также как ООО «Ситикар», в апреле 2013 г.

В Москве насчитывается 7 каршеринговых сервисов, общий автопарк которых превышает 2,7 тыс. автомобилей. По динамике роста автопарка Москва является лидером среди городов мира. Несмотря на это, количество каршеринговых авто в городе составляет всего 0,2 на тысячу жителей. Для Берлина, например, этот показатель составляет 0,66, для Милана — 1,16.

Информационное агентство «РИА новости» передает со ссылкой на руководителя исследовательских проектов национальной технологической инициативы «Автонет» (Национальная технологическая инициатива (НТИ)) Татьяну Ледовскую, что общий объем инвестиций в каршеринг в Москве составляет на данный момент 1,7 млрд руб. В августе 2017 г. власти города распорядились выделить средства для субсидирования каршеринговых операторов[2].

Количество зарегистрированных пользователей московского каршеринга превысило 500 тысяч человек, сообщает в июне 2017 года пресс-служба мэра столицы. По данным пресс-службы, 60% из них – москвичи, имеющие личный автомобиль. В среднем за сутки одной машиной из парка столичного каршеринга пользуются семь – восемь раз в день, а среднее время поездки - не менее часа. Парк каршеринга в Москве составляет более 2,3 тысячи автомобилей, что на 600 единиц больше, чем в начале 2017 года, но для максимально эффективной работы сервиса требуется порядка 10 тысяч транспортных средств.

В начале января 2017 года столичный департамент транспорта опубликовал статистику, согласно которой автопарк провайдеров каршеринговых услуг («Делимобиль», Car5, YouDrive, AnyTime, BelkaCar) совокупно составляет 1,5 тыс. единиц. Зона действия системы каршеринга охватывает территорию внутри МКАД и 10 километров за магистралью[3].

В системе столичного каршеринга уже зарегистрировались более 280 тыс. абонентов. Количество поездок с сентября 2015 года превысило 1,3 млн. Каждым прокатным автомобилем в среднем пользуется восемь человек в сутки. По данным «Делимобиля», средняя продолжительность пути составляет 37 минут.


В 2017 году каршеринг освоят города-миллионники и курортные зоны Черноморского побережья

В ближайшие годы система краткосрочной аренды автомобилей (carsharing) будет развиваться в 15 городах-миллионниках России и в курортных зонах Черноморского побережья.

«В 2015-2016 годах мы наблюдали стремительное развитие системы поминутной аренды автомобилей в Москве и ближнем Подмосковье. Грядущий 2017 год станет началом всероссийского бума каршеринг системы»– уверен один из создателей навигационно-телематической платформы СARiOT Михаил Седых.

Планы на экспансию в регионы строят сегодня почти все компании-операторы. Кто-то начал работу в Петербурге в 2016, другие операторы сообщают о старте проекта в северной столице в первой половине 2017. В регионах между тем, повышается интерес к системе каршеринга у компаний, сдающих автомобиль в долгосрочную аренду.

Главным на повестке дня остается вопрос поддержки данного вида предпринимательства государственной властью на региональном и федеральном уровнях. «Скорее всего, такая поддержка будет предоставлена операторам под определенные гарантии и условия – продолжает эксперт – но произойдет это не ранее 2018 года, когда власти смогут оценить и проанализировать положительное влияние совместного использования авто на дорожную и экологическую ситуацию в городах».

2016

За первую половину 2016 г. число операторов услуг каршеринга для населения выросло в 4 раза.

Среднее количество машин в автопарке оператора сопоставимо с плотностью населения в конкретном регионе и варьируется от 30 до 200. Исключение составляет оператор Делимобиль (работает в Москве и Подмосковье) – в его автопарке более 700 машин.

Эксперты вендорной компании CARiOT (оборудование и интерфейс для каршеринга) прогнозируют 8ми кратный рост автопарка для поминутной аренды в Москве в течение 5 лет и существенное расширение географии услуги в городах с население более 1 млн. человек.

Поддерживают развитие услуг по краткосрочной аренде автомобилей городские и федеральные органы власти. По словам руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Максима Лискутова, отвечающего за столичный транспорт, в московской мэрии довольны увеличением количества каршеринговых компаний. Чиновник подчеркнул, что рынок каршеринга становится привлекательным для сторонних инвестиций.

Смотрите также

Примечания