2019/06/24 17:13:54

Информационные технологии в Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК)

Статья посвящена созданию и развитию информационных систем в ЦППК.

Содержание

Основная статья: Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК)

ИТ-бюджет

2018: Снижение ИТ-расходов в 2,5 раза

В 2018 году инвестиции в ИТ ЦППК составили 518,24 млн рублей, следует из годового отчета компании, опубликованного в июне 2019 года. Это составило 45,71% всех капитальных вложений ЦППК.

По сравнению с 2017 годом затраты на ИТ сократились примерно в 2,6 раз: тогда они составляли 1,356 млрд рублей и 68,88% от совокупных капитальных вложений.

Снижение расходов во многом связано с завершением основного объема работ по проекту разработки, внедрения и развития системы продаж ЦППК. В 2017 году на нее было затрачено более 1 млрд рублей, в то время как в 2018 году – около 246 млн рублей.

В 2018 году ЦППК продолжила развитие одной из ключевых ИТ-систем - системы продаж <i><small>(фото - mos.ru)</small></i>
В 2018 году ЦППК продолжила развитие одной из ключевых ИТ-систем - системы продаж (фото - mos.ru)

Система продаж ЦППК объединяет все существующие и развивающиеся бизнес-процессы, доступна на около 20 моделях устройств и, как заявляют в компании, поддерживает самый широкий в России спектр билетных носителей, таких как: «Тройка», «Стрелка», социальные карты Москвы и Московской области, электронные транспортные требования РЖД, кобрендинговые и банковские карты.

Модернизация системы продаж позволила внедрить ряд сервисов для удобства пассажиров, в частности, продажу разовых билетов через официальное мобильное приложение «Расписание и билеты ЦППК». Пользователи мобильного приложения ЦППК получили возможность оформлять проездные документы на электропоезда Павелецкого, Ярославского и Казанского направлений.

Другими наиболее крупными по объемам затрат проектами ЦППК в 2018 году стали создание ЦОДа и корпоративного хранилища данных. На них было потрачено 112 млн рублей и 63 млн рублей соответственно.

В 2018 году в компании также продолжился проект по внедрению ERP. C декабря 2017 года в ЦППК используется решение на базе «1С». Изначально планировалось использовать продукт Oracle, однако после наступления экономического кризиса и роста курса доллара некоторые позиции проекта были пересмотрены в пользу российских продуктов. Так в системе появилась компания «1C»[1].

История

2018

Популярность бесплатного Wi-Fi в электричках выросла вдвое

К бесплатной сети Wi-Fi в пригородных поездах подключились 11 миллионов раз за 2018 год, сообщил сайт правительства Москвы в январе 2019 года. Это почти в два раза больше, чем в 2017-м — тогда было зарегистрировано 5,6 миллиона интернет-сессий. Объем переданного трафика с января по декабрь прошлого года тоже увеличился до 1,8 миллиона гигабайт. Это на 50% больше, чем в 2017 году.

Пользуясь бесплатным Wi-Fi, пассажиры чаще всего просматривали видеозаписи и прослушивали аудиофайлы, общались в социальных сетях и мессенджерах. Сеть наиболее востребована у пользователей 25–34 лет: они совершают порядка 35 процентов всех интернет-сессий.

«
Доступ в интернет — один из базовых сервисов для современных пассажиров, которые привыкли всегда быть онлайн. В новых электропоездах Wi-Fi предусмотрен по умолчанию, другие мы по мере возможности также стараемся оборудовать точками доступа, — рассказал исполнительный директор Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) Иван Конев.
»

Бесплатная сеть Wi-Fi появилась в электричках в феврале 2016 года. По состоянию на начало 2019 года она доступна в 112 пригородных поездах, в 25 из них сервис появился в прошлом году, а в 18 — уже в 2019-м. В 2019 году ЦППК продолжит оснащать электрички беспроводным доступом в интернет.

Тестирование технологии распознавания лиц для оплаты проезда в электричках

В ноябре 2018 года ЦППК сообщила, что изучает необходимость внедрения технологии по распознаванию лиц пассажиров в электропоездах, приступает к тестированию системы[2].

«
Мы сейчас тестируем на паре станций прототип (системы распознавания лиц для оплаты проезда в электричках — ИФ) и хотим посмотреть, имеет ли это под собой основания или не имеет, — сказал гендиректор ЦППК Максим Дьяконов в ходе форума "Будущее городского транспорта", - Но в любом случае всё развитие транспортной системы идёт к единому билету, единому носителю и желательно к минимальному времени, которое потребуется для того, чтобы пройти все контроли.
»

Как уточнил представитель пресс-службы ЦППК, тестирование технологии распознавания лиц для прохода через турникеты в электричку ЦППК в настоящее тестируется на Киевском вокзале и ТПУ Солнечная.

«
Эксперимент направлен на опробирование биометрической технологии применительно к полигону деятельности компании. В нем принимают участие только сотрудники компании, но не пассажиры, — отмечают в ЦПКК.
»

2015: Создание ситуационно-аналитического центра

В ноябре 2015 года "Крок" сообщил о создании ситуационно-аналитического центра (САЦ) и проведении интеграции ИТ-систем ЦППК. По данным "Крок", запущенный в эксплуатацию комплекс включает в себя более 10 решений. В их числе — подсистемы ситуационно-аналитического центра, корпоративное хранилище данных, системы управления ИТ-ресурсами, нормативно-справочной информацией, а также техническим обслуживанием и ремонтом, корпоративная сервисная шина, сеть передачи данных и пр.

САЦ создан для того, чтобы осуществлять централизованное управление процессами обслуживания пассажиров и принимать управленческие решения, нацеленные на повышение качества транспортных услуг, с опорой на комплексную аналитику.

Комплекс систем САЦ включает в себя информационные мониторы, оборудование громкой связи, колонны голосовой связи, средства видеонаблюдения и видеоаналитики, а также программно-аппаратные средства, обеспечивающие функционирование бизнес-процессов ситуационно-аналитического центра. Решение обеспечивает централизованное управление комплексными процессами обслуживания пассажиров. Система в реальном времени собирает и анализирует данные о ситуации на железнодорожных станциях, которые используются во всех подразделениях компании для повышения качества принимаемых управленческих решений.

В единое хранилище данных ежедневно загружается до 3 млн. записей по проданным проездным документам и проходам через турникеты. Это ключевая система для формирования отчетности о доходах ЦППК, анализа трендов продаж и пр. Эти данные также можно использовать для прогнозирования пассажиропотока, чтобы оптимизировать расписание поездов и планировать действия в нештатных ситуациях.

Решения на основе корпоративной сервисной шины (КСШ) и системы управления нормативно-справочной информацией (СУ НСИ) обеспечивают унифицированный обмен данными между множеством информационных систем ЦППК. В их числе — подсистемы ситуационно-аналитического центра (САЦ), продажи билетов, обслуживания и ремонта оборудования, электронного документооборота, фиксации инцидентов, бизнес-аналитики и т.д.

ИТ-паспорт проектов в ЦППК


ПроектИнтеграторПродуктТехнологияГод
Описание проектаStafory (Стафори)Робот Вера, ИИHRM2019
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхKaspersky Anti Targeted Attack Platform (KATA), Kaspersky SecurityИБ - Система обнаружения мошенничества (фрод), ИБ - Антивирусы, ИБ - Антиспам2018
Описание проектаПрограммный Продукт2018
Описание проектаМобайл Информ (Mobile Inform Group)Мобайл Информ: Коперник С1Планшетные компьютеры и смартфоны2017
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхКомплексные проекты по информационной безопасностиИБ - Антивирусы, ИБ - Антиспам, ИБ - Аутентификация, ИБ - Межсетевые экраны, ИБ - Предотвращения утечек информации2015
Описание проектаBell Integrator (Бэлл Интегратор)QlikViewBI, OLAP2014
Описание проекта1С-Рарус1С:Бухгалтерия ПРОФSaaS - Программное обеспечение как услуга, Учетные системы2011
Описание проектаСитроникс Микроэлектроника---
Описание проектаКрокПроекты построения комплексной ИТ-инфраструктуры, HPE Service Manager (HPSM), Oracle Business IntelligenceИТ-аутсорсинг, Серверные платформы, ITSM - Системы управления IT-службой, BI---
Описание проектаКрокMicrosoft Windows, Microsoft Office, Microsoft SQL ServerОС, Офисные приложения, СУБД---

Примечания