2020/06/09 10:37:11

ИТ в образовании РФ

В декабре 2014 года Правительством РФ была утверждена "Концепция информатизации регионов", рассчитанная до 2018 года. Согласно ей, в фокусе развития ИКТ-решений в сфере образования в регионах окажутся такие задачи как дистанционная подача заявлений для зачисления в организации образования (от дошкольного до высшего), дистанционный доступ к сведениям об успеваемости, развитие дистанционного обучения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями, системы учета в образовательных учреждениях из "облака".

Содержание

2020

Рособрнадзор будет использовать систему распознавания лиц во время проведения ЕГЭ

Рособрнадзор будет использовать систему распознавания лиц во время проведения ЕГЭ, сообщает в июне REGNUM.

В ведомстве сообщают, что применять систему будут в нескольких пунктах проведения экзаменов в ряде регионов, в каких именно пока не сообщается. С помощью искусственного интеллекта станут выявлять нарушения во время ЕГЭ. В том числе случаи, когда экзамен приходили сдавать другие лица.

В тестовом режиме систему апробировали в 2019 году в 8 пунктах проведения экзамена на базе одного из субъектов федерации. С помощью нейросети программа анализировала видеопоток с ЕГЭ. Если в аудитории происходила так называемая внештатная ситуация - кто-то из учеников начинал переговариваться или вставал с места, то система сообщала о подозрении нарушения процедуры проведения экзамена. Уведомление об этом тут же направлялось наблюдателям.

Кроме того, в 2019 году нейросети подключали и к анализу почерка на бланках ЕГЭ. Благодаря технологии искусственного интеллекта выявили 17 работ, выполненных различающимися почерками, в 11 случаях почерковедческая экспертиза подтвердила факт расхождения почерков. Еще 9 нарушений такого же типа было обнаружено в ходе дополнительного периода ЕГЭ.

Рособрнадзор будет использовать систему распознавания почерка на ЕГЭ

В конце февраля 2020 года Рособрнадзор сообщил о том, чтобы будет использовать систему распознавания почерка во время проведения Единого госэкзамена. Как пояснил временно исполняющий обязанности руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев на пресс-конференции, посвященной старту кампаний ЕГЭ и ОГЭ, технология была протестирована в 2019 году, а в 2020-м её планируется задействовать уже в «штатном режиме».

«
Пропускаем работы через программу, она определяет почерк. Порядка 35 работ экспертиза подтвердила, что они выполнены разными участниками экзамена. Подавляющее большинство подмен было в следующей последовательности: на сочинение приходил кто-то другой. А на ЕГЭ мы видели работу настоящего участника, — сообщил он.
»

Музаев добавил, что работа определения почерка позволила из 5 миллионов сканов выделить единичные нарушения, которые возникли в ходе экзамена.

Реклама
Ультралегкие Fujitsu LIFEBOOK для вашего бизнеса

Производительные устройства с высокой степенью защиты данных для комфортной работы как в офисе, так и дома. Ваше рабочее место всегда с вами вместе с мобильными Fujitsu LIFEBOOK

Узнать больше

Говоря о поведенческом анализе действий участников экзамена с использованием нейросети, Музаев отметил, что пока нормативно-правовая база не позволяет ввести данную технологию в штатном режиме в порядок проведения экзамена, передаёт ТАСС.

Что касается распознавания лиц на ЕГЭ, то, по словам чиновника, его пока не будет. Такая технология действительно тестируется, но применяться она может только с согласия родителей, поэтому в штатном режиме она пока работать не будет, отметил он.

Музаев подчеркнул, что бывают случаи, когда работу за выпускника делает кто-то другой, а на ЕГЭ приходит он сам, поэтому чтобы не допустить подобного, нужна нейросеть.

Проверка всех письменных работ ЕГЭ с помощью технологий искусственного интеллекта начнется в штатном режиме уже в 2020 году. Благодаря алгоритмам будет исключена предвзятость со стороны преподавателей, а оценка активности студентов будет проводиться более объективно.[1]

2019

Рособрнадзор: нейросети будут следить за нарушениями на ЕГЭ

В конце декабря 2019 года стало известно о том, что нейросети будут использоваться для выявления нарушителей во время Единого государственного экзамена. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) внедряет технологию машинного анализа видеотрансляций из аудиторий, которая позволит в режиме реального времени выявлять подозрительную активность во время тестирования учеников. Подробнее здесь.

В России появятся цифровые школьные аттестаты

11 декабря 2019 года стали известны сроки появления цифровых школьных аттестатов в России. Их назвал директор департамента проектов цифровой трансформации Минкомсвязи РФ Олег Качанов в подкасте РИА Новости «Как вы это делаете?».

«
Вообще это было в планах на 2020 год. Если говорить о фактической реализации, то, скорее, это будет 2021 год, потому что там, в первую очередь, необходимо будет менять нормативку, — сообщил он.
»

Известны сроки появления цифровых школьных аттестатов в России

По словам Качанова, главным показателем получения образования останется реестровая запись о выдаче аттестата. При этом можно будет свободно получить бумажную версию документа.

«
Конечно, если я хочу получить бумажную копию аттестата, я могу ее заказать, и мне ее выдадут, — пояснил он РИА Новости.
»

Кроме того, на электронную основу могут перевести результаты ЕГЭ и дипломы о получении высшего образования. В Минкомсвязи утверждают, что подобные новшества снизят количество случаев мошенничества и подделок документов об образовании.

«
Вопрос о том, что там можно будет что-то подделать цифровым образом, честно говоря, с моей точки зрения, практически исключен… Будет существующая государственная база данных, куда в любой момент можно будет в цифровом виде послать запрос и мгновенно получить ответ, действительно ли эти сведения являются реальными, достоверными, — сказал Качанов.
»

Предполагается, что цифровые школьные аттестаты появятся в рамках суперсервиса (комплексная электронная госуслуга) под названием «Цифровые документы об образовании онлайн». Этот суперсервис обеспечивает гражданину онлайн-доступ к юридически значимым электронным документам об образовании: аттестатам, дипломам, результатам экзаменов, олимпиад и конкурсов. Запуск этого проекта в «боевую» эксплуатацию Минкомсвязи наметило на 2020 год.[2]

Минпросвещения приступает к созданию BigData-платформы для управления школами

По итогам открытого аукциона Фонд новых форм развития образования заключил договор с компанией «Топ кейс» на разработку платформы больших данных цифровой образовательной среды для Минпросвещения. Подробнее здесь.

«Мегафон» займется созданием маркетплейса образовательного контента для школ России

В августе 2019 года «Фонд новых форм развития образования» (ФНФРО) – проектный офис национального проекта «Образование» и оператор сети детских технопарков «Кванториум», подвел итоги конкурса на разработку автоматизированной информационной системы «Маркетплейс образовательного контента и услуг». По результатам оценки заявок наибольшее количество баллов получил «Мегафон». Подробнее здесь.

В российских школах расписание уроков начали заменять QR-кодами

В конце октября 2019 года стало известно о начале использования в российских школах QR-кодов вместо традиционного стенда с расписанием уроков. Нововведение появилось в школе №1861 «Загорье» в Южной административном округе Москвы.

О том, что в этом учебном заведении на доску с расписанием занятий повесили QR-коды, на своей странице в социальной сети Facebook рассказал Роман Мачинский. Он опубликовал соответствующую фотографию и сообщил, что новшество внедрено в школе его племянника. При этом неизвестно, начала ли применяться эта технология на постоянной основе или она временная, например, приуроченная к какому-либо мероприятию.

Стало известно о начале использования в российских школах QR-кодов вместо традиционного стенда с расписанием уроков

Некоторые пользователи в комментариях к этому посту оценили прогрессивность идеи замены школьного расписания.

«
А то раньше фоткали. а еще раньше руками переписывали. Прогресс радует, — написал пользователь под именем Михаил Горбунов.
»

Другие отметили недостатки этой идеи: например, что делать школьникам, если у них разрядился смартфон либо тем, у кого старые мобильные телефоны.

QR-коды давно начали использоваться в образовательном процессе. Например, в некоторых учебных заведениях создают QR-коды со ссылками, ведущими на мультимедийные источники и ресурсы, необходимые ученикам. В библиотеке размещают ссылки на электронные версии текстов и на дополнительную информацию, а распечатанный QR-код клеят на книгу. В кабинетах иностранного языка прикрепляют на разных предметах карточки с QR-кодами, позволяющими ученикам узнать перевод слова (письменный или аудио).

В сентябре 2019 года Сбербанк внедрил в одной из ростовских школ безналичную систему оплаты школьного питания для учеников начальных классов при помощи QR-кодов. Решение позволяет автоматизировать процесс оплаты и учета питания, но и поможет родителям следить в режиме онлайн за рационом своего ребенка.[3]

Первые VR-уроки прошли в российских школах. Каковы результаты экспериментов?

Возможности мультимедийного моделирования давно привлекают энтузиастов из среды школьного образования. Они стремятся создать для школьников наглядную среду, позволяющую легко понимать и осваивать непростые абстрактные понятия и законы физики, химии, астрономии и других предметов. Параллельно идут процессы формирования соответствующих методик преподавания, которые базируются на результатах специальных исследований. Одно из них было проведено весной 2019 года и показало интересные результаты. Подробнее здесь.

Половина россиян поддерживает цифровизацию образования

Половина россиян поддерживает цифровизацию образования, в то время как 35% жителей страны выступают за цифровизацию только дополнительного образования. Об этом заявил в понедельник, 2 сентября 2019 года, зампред Молодежного парламента при Госдуме Дмитрий Шатунов.

Цифровизация образования

Дмитрий Шатунов отметил, что провел опрос в социальных сетях для того, чтобы понять отношение россиян к цифровизации образования.

«
Половина опрошенных, в основном это молодые люди, поддержали цифровизацию образования, 35% — нет, они заявили, что можно активно использовать современные технологии только в области дополнительного образования. Еще 15% россиян, это были люди старше 30 лет, заявили, что школы пока не готовы к цифровизации,
отметил зампред Молодежного парламента при Госдуме
»

Он заявил, что цифровизацию образования можно вести не только на уровне школ, но и на уровне вузов. Например, в вузах можно вводить электронную сдачу зачетов, однако такие решения должны принимать сами университеты. По словам Дмитрия Шатунова, цифровизация образования позволяет создать более гибкую образовательную систему.

«
Сегодня 64% детей, которые учатся в школах и вузах, после окончания работают не по первой специальности. Это связано в том числе с тем, что многие профессии умирают. Поэтому современные студенты должны уметь сами получать необходимые знания,
заключил Дмитрий Шатунов
»

Концептуальная основа информатизации

Основная статья: ФЦП Развития образования на 2011-2015 годы

  • Применительно к автоматизации отрасли образования в РФ основополагающими концептуальными программами являются государственная программа "Информационное общество" и Федеральная целевая программа (ФЦП) развития образования на 2011-2015 годы[4] - до 2015 года.

В ГП "Информационное общество" заложены следующие цели, исполнение которых возложено на Минобрнауки: создание и развитие информационных систем, электронных сервисов, предназначенных для повышения качества оказания услуг области образования и науки; социальная адаптация и развитие творческих способностей лиц с ограниченными возможностями здоровья посредством использования современных информационных технологий и дистанционных образовательных технологий; подача в электронном видедокументов в высшие учебные заведения с приложением результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ).

В ФЦП "Развития образования" в части информатизации образования были заложены следующие цели:

Что касается ФЦП "Развития образования", то, согласно официальному паспорту программы[5], общий объем ее финансирования составляет 139,77 млрд рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 55,8 млрд, за счет средств субъектов РФ - 67,07 млрд рублей, за счет внебюджетных источников - 16,9 млрд рублей.


Одним из конечных результатов ФЦП заявлено внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения; оснащение современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением образовательных учреждений профессионального образования.

Бюджет на ИТ Министерства образования и науки РФ на 2012 год составил 675 млн рублей, почти столько же, сколько и в 2011 году (700 млн рублей)[6].

  • В декабре 2014 года Правительством РФ была утверждена "Концепция региональной информатизации", рассчитанная до 2018 года. Согласно ей, в сфере образования региональная информатизация осуществляется с учетом государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы", и Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".

Её цель - развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования, модернизацию образовательных программ, в том числе за счет использования информационных технологий в учебном процессе, повышение эффективности управления на всех уровнях образовательной системы Российской Федерации.

Для этого рекомендуется обеспечить на региональном уровне использование дистанционных форм подачи заявлений, постановки на учет и зачисления в организации дошкольного, среднего, профессионального, высшего, а также дополнительного образования, дистанционный доступ к сведениям об успеваемости, результатам экзаменов, аттестаций. При обращении за услугами в сфере образования в электронной форме для сокращения временных затрат граждан, а также для упрощения получения указанных услуг целесообразно обеспечивать предусмотренное законодательством межведомственное и межуровневое взаимодействие с органами внутренних дел, органами записи актов гражданского состояния, опеки и попечительства, социальной защиты и другими органами и организациями.

В целях модернизации образования для достижения современного качества учебных результатов и результатов социализации рекомендуется развитие на региональном уровне инструментов электронного, в том числе дистанционного, образования с возможностью видеоприсутствия для лиц с ограниченными возможностями. Для повышения качества управления образованием необходимо формирование информационных систем учета обучающихся в образовательных учреждениях. Для снижения затрат на создание и эксплуатацию однотипных информационных систем в сфере образования целесообразно рассматривать возможность использования "облачных" технологий.

Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, уполномоченным в сфере образования, рекомендуется осуществлять корректировку правовых актов в целях использования электронных форм ведения журналов и дневников и представления отчетных форм.

Индекс готовности системы образования регионов РФ к информационному обществу

Согласно данным Индекса готовности регионов России к информационному обществу за 2008-2009 годы[7] (Индекс 2009-2010 пока недоступен в электронном виде)и, в частности, данным подындекса «ИКТ в образовании», который характеризует готовность системы образования к электронному развитию, десятку лидеров составили республика Чувашия, Хабаровская, Белгородская и Мурманская области, Ханты-Мансийский АО, Республика Карелия, Ямало-Ненецкий и Чукотский АО, Ярославская область и Краснодарский край.

Индекс готовности системы образования регионов РФ к информационному обществу


ИРИО, 2010 год

Первые два из перечисленных регионов входили в десятку лучших и в Индексе 2005-2006. Заметен существенный прогресс по данному показателю в Белгородской области и Краснодарском крае, в то же время Москва, Санкт-Петербург и Калининградская область выбыли из числа лидеров, опустившись более чем на десять пунктов. Остальные регионы, входящие в первую десятку, лишь поменялись местами.

Группу аутсайдеров (регионы, занимающие последние десять мест) образуют Орловская, Архангельская, Омская и Рязанская области, Республики Удмуртия, Башкортостан, Тыва, Дагестан, Карачаево-Черкесская республика и Ингушетия. Следует отметить, что большинство из этих регионов занимают последние места с начала проведения обследования, то есть с 2006 года. В то же время заметно ухудшились показатели Республики Тыва, а также Орловская и Архангельская области. Наблюдается существенное улучшение позиций Тверской, Тульской, Кировской и Волгоградской областей.

Обращает на себя внимание существенный разрыв между регионами России по показателям подындекса «Икт в образовании». Так, по числу ПК, используемых в учебном процессе, на 100 учеников, наилучшая ситуация наблюдается в Чукотском (11,1) и Ямало-Ненецком (10,9) автономных округах, а наихудшая — в Чеченской республике (2,3) и Ингушетии (1,0). Разрыв между высшим и низшим значением этого базового показателя превышает 11 раз. Среднее значение по России составляло на начало 2009/2010 учебного года 6,2 пк на 100 учеников (в начале 2007/2008 учебного года — 4,0 пк, разрыв составлял 6 раз). Увеличение разрыва объясняется существенным улучшением показателей регионов-лидеров, в то время как в отстающих регионах ситуация практически не менялась.

Как известно, в ходе реализации федерального проекта широкополосного подключения школ к интернету в рамках национального проекта «образование», а также благодаря поддержке учебных учреждений в отдельных регионах, в 2008-2009 гг. продолжался интенсивный процесс информатизации системы образования. В результате большинство школ во всех субъектах РФ были подключены к интернету.

Как свидетельствуют данные рособразования, на начало 2009/2010 учебного года сохранялось двукратное различие между регионами по доле общеобразовательных учреждений, подключенных к интернету со скоростями 128 кбит и выше: 47,4  % в республике Тыва и 100  % в Тюменской области (в начале 2007/2008 учебного года это различие было трехкратным).

По числу ПК в составе ЛВС на 100 учащихся общеобразовательных школ (вновь лидируют ямало-ненецкий (8,7) и Чукотский (8,3) автономные округа, низшие значения этого показателя — в Чеченской республике (0,7) и Ингушетии (0,4). Среднее значение показателя по России составляло в 2008-2009 гг. 4,5 ПК в составе ЛВС на 100 учеников. Разрыв по этому показателю хотя и сократился по сравнению с началом 2007/2008 учебного года на порядок, составляет сегодня почти 22 раза. По количеству ПК, подключенных к интернету, на 100 учеников разрыв достигает 22,7 раза, причем он практически не сократился по сравнению с предыдущим периодом (23,4 раза).

Анализ приведенных данных также показывает, что на начало 2009/2010 учебного года доступ общеобразовательных учреждений РФ к средствам ИКТ по сравнению с предыдущим периодом в целом улучшился. Очевидная причина этого — реализация федерального проекта «Информатизация системы образования», проекта широкополосного подключения школ к интернету в рамках национального проекта «Образование» и серии региональных образовательных инициатив.

Крупнейшие проекты

2019: К ЕГЭ подключат искусственный интеллект для создания индивидуальных заданий

19 июня 2019 года стало известно о планах российских властей использовать искусственный интеллект для создания индивидуальных заданий при сдаче государственных экзаменов (ЕГЭ и ОГЭ).

Как пишут «Известия» со ссылкой на доклад правительства РФ Федеральному собранию о политике в сфере образования, результате перехода на компьютерную форму сдачи экзаменов станет возможна «автоматическая генерация индивидуальных вариантов контрольных измерительных материалов».

Российское правительство приняло решение сделать варианты заданий ЕГЭ и ОГЭ индивидуальными

При этом к 19 июня 2019 года неизвестно, когда планируется внедрить индивидуальные задания для учащихся.

К июню 2019 года экзамены ЕГЭ сдаются в письменном виде на бланке, который следует заполнять черной гелевой ручкой. Бланки затем сканируются. Компьютер проверяет тестовую часть, а эксперты — часть с развёрнутыми ответами.

Опрошенные газетой эксперты отмечают, что новый способ сдачи экзаменов сможет решить проблему со списыванием, а также уменьшит число критиков подобной формы аттестации. Кроме того, схожие технологии могут применяться и при проведении школьных олимпиад.

«
Во-первых, увы, коррупция проникла и в олимпиадное движение, а компьютерная проверка обеспечит беспристрастность оценки. Потом есть проблема подбора заданий условно равной сложности. Искусственный интеллект может справиться с этим лучше людей, — отмечает директор Институт развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
»

Однако в условиях, когда и формирование заданий, и генерация эталонных решений будут отданы на откуп искусственному интеллекту, учителям будет всё труднее мотивировать учеников на глубокое знание предмета и отстаивать ценность знания в принципе, считает завлабораторией искусственного интеллекта, нейротехнологий и бизнес-аналитики РЭУ им. Г.В. Плеханова Тимур Садыков.[8]

2012-2013

По данным портала госзакупок РФ, за 18 месяцев с января 2012 года по июнь 2013 года крупнейшими проектами в области информатизации сферы образования регионов страны с бюджетом от 100 млн рублей и выше были преимущественно закупки оборудования: сюда относятся как автоматизированные рабочие места учителей, так и другие программно-аппаратные комплексы, используемые в школах.

Крупнейших контракт за 18 месяцев был заключен между Департаментов образования и науки Приморского края и компанией ДПИ-Проекты: в его рамках на поставку оборудования для школ было потрачено 334 млн рублей.

15 крупнейших проектов информатизации образования в регионах 2012-первая ½ 2013 года

Название проекта Стоимость контракта, рубли Заказчик Даты подписания и окончания Исполнитель
1 Комплексы оборудования и ПО 334 000 000 Департамент образования и науки Приморского края 11.2012-завершен ДПИ-Проекты
2 Поставка программно-аппаратного комплекса 290 563 831 Министерство образования и науки Республики Северная Осетия 06.2012-12.2012 Трейд-М
3 Поставка комплектов учебно-лабораторного оборудования 280 000 000 Министерство образования и науки Самарской области 06.2012-12.2012 ГК Школьный проект
4 Закупка оборудования для цифровых лабораторий общеобразовательных учреждений 214 345 280 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области 07.2012-12.2012 Южный резерв
5 Поставка компьютерного и мультимедийного оборудования 173 020 550 Министерство образования Саратовской области 06.2012-12.2012 173 020 550
6 Поставка учебно – лабораторного оборудования для начальных классов 149 235 388 Министерство образования и науки Республики Татарстан 06.2012-10.2012 149 235 388
7 Поставка автоматизированных рабочих мест для учителей 134 325 000 Департамент образования и науки Краснодарского края 07.2012-12.2012 Синтег
8 Поставка комплектов компьютерно-интерактивного оборудования 132 255 878 Министерство образования Пензенской области 08.2012-10.2012 Лоцман плюс
9 Поставка автоматизированных рабочих мест для учителей 127 276 146 Департамент образования и науки Краснодарского края 07.2012-12.2012 Полимедиа
10 Закупка мобильного компьютерного класса 125 606 075 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области 08.2012-12.2012 Современные образоватаельные технологии
11 Поставка компьютерной техники 115 000 000 Министерство образования и науки Самарской области 07.2012-12.2012 Аксус-Самара
12 Поставка автоматизированных рабочих мест для учителей 111 597 750 Департамент образования и науки Краснодарского края 07.2012-12.2012 Руспромтехсервис
13 Поставка автоматизированных рабочих мест для учителей 106 920 000 Департамент образования и науки Краснодарского края 07.2012-12.2012 Руспромтехсервис
14 Поставка комплектов компьютерной техники 100 090 099 Министерство образования Иркутской области 08.2012-12.2012 ДПИ – Проекты
15 Автоматизированные рабочие места учителей первых классов 77 942 028 Министерство образования Ставропольского края 09.2012-09.2012 Гранд Мебель Групп

Центр TAdviser, 2013

2011

Согласно данным портала госзакупок, в 2011 году в области информатизации образования государством было заключено контрактов на сумму, превышающую 1,2 млрд рублей.

Крупнейшими контрактами стали контракты на создание экспертно-аналитической системы по распределению контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета (98 млн рублей, подрядчик IBS) и на развитие технологических решений и моделей организации и проведения автоматизированных процедур оценки качества образования (94,5 млн рублей, Инфокомпас).

Крупнейшие госконтракты в области автоматизации образования, заключенные в 2011 году

Краткое название проекта Исполнитель Срок исполнения работ Стоимость контракта, тыс. рублей
Экспертно-аналитическая система принятия решений по распределению контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета ИБС Экспертиза декабрь 2013 98 000
Развитие технологических решений и моделей организации и проведения автоматизированных процедур оценки качества образования Инфокомпас декабрь 2013 94 500
Информационное сопровождение в сети интернет ФЦП развития образования на 2011-2015 годы ОДО "Группа системных управленческих рекламных маркетинговых коммуникационных технологий ИМА" декабрь 2013 73 500
Создание компонентов федеральной информационной системы для обеспечения приема в образовательные учреждения ВПО и СПО Инфокомпас декабрь 2013 71 500
Модернизация технологии подготовки, проведения и обработки результатов ЕГЭ экзамена по информатике в компьютерной форме Инфокомпас ноябрь 2012 64 700
Создание типовых решений по обеспечению информационной безопасности организаций на федеральном и региональных уровнях, участвующих в подготовке и проведении ЕГЭ Дом для ПК март 2012 61 880
Разработка механизмов и технологии осуществления государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций на основе ИКТ Крафтвэй декабрь 2013 58 400
Создание и тиражирование типовых решений для автоматизации лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений на уровне субъекта РФ Программный продукт июнь 2013 57 950
Создание информационной системы автоматизации контрольно-надзорной деятельности за образовательными учреждениями Инфокомпас август 2012 56 200
Обеспечение информационного и методического содействия переходу к предоставлению региональных и муниципальных услуг и сервисов в сфере образование с использованием средств ИКТ РБК-Центр декабрь 2013 56 177
Разработка информационно-программной инфраструктуры мониторинга показателей качества ОУ ВПО на базе комплексов автоматизации деятельности систем качества вузов Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И.Ульянова (Ленина) декабрь 2013 54 125
Разработка информационной системы, обеспечивающей автоматизацию контрольно-надзорной деятельности за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, исполняющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования Программный продукт август 2012 51 000
Создание типового решения для образовательных учреждений, обеспечивающего автоматизацию приема в образовательные учреждения ВПО и СПО, а также предоставление сведений в реестр выданных документов об образовании государственного образца Инфокомпас ноябрь 2013 46 500
Разработка федеральной информационной системы учета и мониторинга экспертной деятельности в процедурах системы оценки качества образования Программный продукт август 2012 45 949
Апробация научно-методических подходов к оценке качества образования в компьютерной форме и разработка концепции проведения ЕГЭ в компьютерной форме ГОУ ВПО Московский институт открытого образования декабрь 2012 42 500
Разработка и апробация технологий видеопротоколирования и видеотрансляции проведения ЕГЭ, выявления устройств сотовой связи, подавления систем и мобильной связи и мобильной передачи данных в пунктах проведения ЕГЭ ПМ Эксперт август 2012 38 000
Сопровождение и координация реализации проектов по созданию единой информационной системы сферы образования ПМ Эксперт декабрь 2013 37 900
Создание и поддержка центра телефонного обслуживания (ЦТО) по вопросам реализации процедур в рамках системы оценки качества образования Ниеншанц декабрь 2013 36 500
Разработка информационной системы формирования и ведения базы данных по признанию и установлению эквивалентности иностранных документов об образовании Гетнет Консалтинг август 2012 35 800
Создание и сопровождение интегрированного портала общероссийской системы оценки качества образования Инфокомпас декабрь 2012 35 700
Создание федерального сегмента технологии подготовки, проведения и обработки результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в новой форме (ГИА9) Ниеншанц август 2012 31 200
Разработка и апробация комплекса мероприятий по мониторингу и контролю публикации КИМ в сети интернет ГОУ ВПО Московский институт открытого образования август 2012 21 500
Создание базы данных результатов олимпиад школьников для целей представления информации поступающим в высшие и средние учебные заведения Крафтвэй декабрь 2012 19 000
Апробация моделей формирования региональных методических центров по организации оказания региональных и муниципальных услуг и сервисов сферы образования с использованием средств ИКТ Прайм Груп декабрь 2012 18 357
Всего 1 206 838

Центр TAdviser, Портал Госзакупок, июль 2012

Электронные образовательные ресурсы

2019: Создание единого бесплатного онлайн-учебника в рамках проекта «Микрошкола»

15 июля 2019 года стало известно о создании краудсорсиногвого проекта под названием «Микрошкола», призванного создать единый бесплатный онлайн-учебник, который будет действительно интересен каждому школьнику с 5-го по 11-й класс. Подробнее здесь.

2011: Разработка более 2 тыс. электронных образовательных ресурсов

В 2011 году было разработано более 2 тыс. электронных образовательных ресурсов в рамках реализации проекта «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, а также систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями», сообщает пресс-служба Министерства образования и науки РФ[9].

Основная цель реализации проекта – качественное изменение процесса обучения и повышение образовательных результатов учащихся за счёт эффективного встраивания ЭОР в образовательный процесс.

Среднемесячная посещаемость Федеральной системы информационных образовательных ресурсов (sc.edu.ru и др.) за последние три месяца 2011 года составила более 850 тыс. Также ранее сообщалось, что к 1 сентября 2012 года ЭОР для начальной школы будут готовы для использования, что станет очень значимым результатом реализации проекта.

По состоянию на конец 2011 года продолжалась апробации интерактивных мультимедийных электронных учебников. Было тобрано 25 школ в пяти регионах, в которых используются технические устройства с предустановленным образовательным контентом: 57 учебников для 6 и 7 классов и литература для внеклассного чтения. В рамках апробации проводится как исследование учебно-методических возможностей использования электронных учебников, так и анализ соответствия различных типов мобильных устройств эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям.

  • На декабрь 2012 года Сегодня в российских вузах с использованием интернет-технологий обучается около 162 тысяч человек, 25 тысяч детей с ограниченными возможностями. Программы образования, которые реализуются с использованием дистанционных технологий, предлагают около пятидесяти учебных заведений. В разных субъектах РФ в рамках Национального проекта "Образование" созданы 88 центров дистанционного обучения.

Интернетизация школ

  • В январе 2013 года Председатель Правительства Дмитрий Медведев поставил задачу значительно повысить долю школ, подключенных к интернету на скорости выше 2 Мбит/с, сообщил министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров.

По мнению Никифорова ряд школ необходимо подключать к интернету на скорости 100 Мбит/с. «Считаю, что нужно определить размер школ (количество учащихся), начиная с которого государство должно гарантировать их подключение по оптике 100 Мбит/с», - заявил министр.

Минобрнауки, 2011 год

  • Обеспечение доступа региональных образовательных учреждений к интернету стало одним из первых масштабных ИТ-проектов в российском образовании, который удалось завершить не только результативно, но и досрочно. Уже в декабре 2008 года было объявлено, что Российские связисты досрочно завершили работы по интернетизации общеобразовательных учреждений страны[10]. Об этом сообщил исполняющий обязанности директора департамента государственной политики в области инфокоммуникационных технологий Мининформсвязи Евгений Васильев. По его словам, в рамках приоритетного нацпроекта «Образование» к услугам Интернета подключено 52 тыс. 752 общеобразовательных учреждений России.

Как отметил Васильев, все школы, а также исправительные учреждения для несовершеннолетних и кадетские школы подключены к Интернету.

Он сообщил, что по плану, подключение должно было завершиться в декабре прошлого года, однако фактически 95% общеобразовательных учреждений получили доступ к Интернету уже к началу учебного года, то есть в сентябре, оставшиеся 5% были подключены в октябре. Таким образом, к середине осени 2007 года все общеобразовательные учреждения России были подключены к Интернету по широкополосному доступу по гарантированной скорости 128 килобит в секунду.

СПО в образовании

2008-2010:федеральный уровень

  • введен в промышленную эксплуатацию разработанный в 2008 году репозиторий ПСПО, дополненный новыми программными продуктами;
  • разработаны и введены в эксплуатацию подсистемы информационно-справочного обслуживания пользователей ПСПО через сеть Интернет и обеспечена единая точка доступа к интернет-сервисам поддержки пользователей;
  • актуализированы учебно-методические материалы для непрерывного повышения квалификации административно-педагогических и педагогических работников ОУ по использованию ПСПО в профессиональной деятельности;
  • создан портал технической и информационно-методической поддержки по использованию свободного программного обеспечения в учебном процессе (www.spohelp.ru);
  • проведено обучение и тестирование 72 209 педагогических и административно-педагогических работников ОУ (не менее одного представителя от каждого ОУ);
  • подготовлено 7 554 тьюторов.
  • заключены соглашения с субъектами Российской Федерации в целях увеличения доли ОУ, использующих разработанный пакет ПСПО не менее чем на 50% имеющихся персональных компьютеров, в среднем по субъекту Российской Федерации до 25% в 2010 году и 35% в 2011 году.

2008-2010: уровень субъектов РФ

  • созданы центры методической поддержки внедрения ПСПО;
  • осуществляется контроль за прохождением обучения административно-педагогических и педагогических кадров ОУ внедрению и использованию ПСПО;
  • обеспечивается организация опытных зон по использованию ПСПО в каждом ОУ региона;
  • на конец 2010 года доля использования СПО в ОУ составила 35%.

2011 год

  • реализация проекта «Стимулирование развития информационно-коммуникационных технологий на базе свободного программного обеспечения для использования в научно-исследовательской и образовательной деятельности», включающего:
  • модернизацию и сопровождение системы технической поддержки пользователей СПО в научных и образовательных учреждениях
  • разработку драйверов для операционных систем на основе СПО для переферийного оборудования, используемого в образовательных учреждениях

2012: перспективы проекта

За идеей перехода государственных информационных систем на свободное ПО стоит, по сути, Медведев и его команда. Практическая реализация этой идеи началась со школ в 2008 году: предполагался постепенный (добровольный) переход с Windows на Linux, либо лицензирование продуктов Microsoft уже на средства местных бюджетов. Параллельно тогдашний президент требовал скорейшего перехода органов государственной власти на СПО, и лоббировалось создание "национальной" платформы с Linux-ядром.

По большому счету, проект перехода школ на СПО наряду с проектом глобальной интернетизации учебных заведений является единственным, который принес реальные плоды и охватил значительное количество регионов РФ. Впрочем, проект был сопряжен с рядом трудностей с поставками соответствующих дистрибутивов[11]. Среди регионов переход на СПО в школах остается до сих пор достаточно неравномерным, хотя есть регионы, где удалось достичь практически 100% конверсии, например, Татарстан[12].

Впрочем, не исключено, что уже в ближайшее время от идеи внедрения СПО в школах откажутся совсем. Новый Министр связи Николай Никифоров считает создание национальной ОС на Linux бесперспективным - и выступает за глобальное соглашение с Microsoft, рассказал "Ведомостям"[13] его заместитель Илья Массух, который покидает ведомство из-за расхождений с новым руководителем по таким, как этот, стратегическим вопросам.

По словам Массуха, на Петербургском экономическом форуме Никифоров уже встречался с топ-менеджерами Microsoft - президентом Microsoft International Жан-Филиппом Куртуа и главой российского представительства Николаем Прянишниковым.

Тем временем Microsoft в качестве меры борьбы с пиратством в российских школах предложила им специальные условия на приобретение базового ПО[14]. Недавно было объявлено, что Microsoft продлевает программу помощи российским школам на 2012 год. Компания будет продавать комплект лицензионного ПО, в который входит Windows и Microsoft Office, по $8 за одно рабочее место в год. Такие цены позволят американской корпорации заработать до $5 млн на российских школах[15].

Опыт регионов

TAdviser: Полный каталог реализованных проектов в области образования и науки

См.также

Обзор ИТ в регионах России 2015

Примечания

  1. Рособрнадзор начнет в штатном режиме использовать технологию распознавания почерка на ЕГЭ
  2. В Минкомсвязи рассказали, когда появятся цифровые школьные аттестаты
  3. Страница Романа Мачинского в Facebook
  4. Официальный сайт ФЦП развития образования на 2011-2015 годы
  5. Паспорт ФЦП развития образования на 2011-2015
  6. ИКТ-расходы министерств и ведомств России в 2012 году. РЕЙТИНГ
  7. Индекс готовности регионов России к информационному обществу 2008-2009
  8. Власти решили сделать ЕГЭ и ОГЭ индивидуальными
  9. Минобрнауки: в 2011 г. было создано более 2 тыс. электронных образовательных ресурсов
  10. Мининформсвязи РФ: Подключение к интернету всех общеобразовательных учреждений завершено досрочно
  11. СПО в школах: посредники превратили проект в грустный анекдот
  12. Татарстан: Linux ненавязчиво внедрят все школы
  13. Русский Linux поставили под вопрос
  14. Windows для школ: Регионы недовольны. Microsoft смягчает условия
  15. Microsoft в 2012 году заработает порядка 5 млн долларов на лицензиях Windows для школ