2014/03/19 11:23:26

Борис Бородянский: В комплексных проектах важна бесшовность и умение интегратора брать ответственность на себя

«Техносерв» реализовал десятки проектов для отрасли электроэнергетики и обладает в этой отрасли огромным опытом. О том, насколько важен для компаний отрасли комплексный подход, надежность поставщиков и SLA, насколько отличается уровень автоматизации предприятий в электроэнергетики и когда российские компании дорастут до инноваций наподобие smart grid, TAdviser рассказал Борис Бородянский, директор по развитию бизнеса «Техносерв» в России и СНГ.

Обзор TAdviser Автоматизация электроэнергетики в России 2014

TAdviser: Борис, более 250 проектов реализовано «Техносервом» для компаний в области ТЭК, а что касается конкретно электроэнергетики, какова доля последних? Назовите, пожалуйста, наиболее крупных заказчиков среди российских энергетиков, с которыми вы работали.


Борис Бородянский: Вы абсолютно правы, «Техносерв» на протяжении своей 20-летней истории тесно сотрудничает с предприятиями, работающими в сегменте электроэнергетики. Среди наших партнеров такие предприятия, как «РусГидро», МРСК, «Системный оператор Единой энергетической системы» (ОАО «СО ЕЭС»), ФСК, Росатом, «Комплексные энергетические системы» («КЭС Холдинг»), белорусское предприятие РУП «Могилевэнерго», для которого мы выполняем один из крупнейших проектов - модернизацию Могилевской ТЭЦ-3. Из года в год этот сегмент нашего бизнеса стабильно растет, но в 2013 году мы добились особенно хороших результатов в сфере электроэнергетики. Это направление выросло почти на 60%.

TAdviser: Спектр услуг, которые «Техносерв» может предложить отрасли энергетики, действительно огромен. Это и комплексные инфраструктурные проекты, и строительство ЦОДов и корпоративных вычислительных сетей, системы АСУ ТП, геоинформационные системы: всего не перечислить. Но что все-таки является вашим «коньком»?

Борис Бородянский: «Техносерв» не является узкоспециализированной компанией, каких много в этом сегменте ИТ-рынка. Нашим главным преимуществом является комплексный подход к проектам. Если мы строим ЦОД, то выполняем работы от заливки фундамента до строительства сетевой и инженерной инфраструктуры, поставки вычислительного оборудования, установки и настройки специализированных прикладных решений для облака, нами же и развернутого в этом ЦОДе. Таким образом, команда «Техносерва» может выполнить проект любого уровня сложности, содержащий в себе все области необходимых знаний. Причем мы делаем его с гарантированно высоким качеством и бесшовно для заказчика. Соответственно, на наши плечи ложится взаимодействие с многочисленными подрядчиками и координация зон ответственности между ними. А, значит, в проекте для заказчика не может возникнуть ситуация, какой-либо компонент системы не стыкуется с остальными, а все подрядчики в один голос уверяют, что ответственность за неработоспособность системы в целом не несут.

TAdviser: Часто ли приходится затем брать и на обслуживание созданные комплексные системы?

Реклама
Ультралегкие Fujitsu LIFEBOOK для вашего бизнеса

Производительные устройства с высокой степенью защиты данных для комфортной работы как в офисе, так и дома. Ваше рабочее место всегда с вами вместе с мобильными Fujitsu LIFEBOOK

Узнать больше

Борис Бородянский: Да, достаточно часто. На комплексную поддержку к нам переходят крупные системные проекты. Выполняя их, наши специалисты погружаются в рабочие процессы ИТ-службы заказчика, проводят глубокий мониторинг и анализ всей ИТ-инфраструктуры предприятия, поэтому продолжение сотрудничества в виде технической поддержки – это логично. «Единым окном» для обращения специалистов заказчика по всем вопросам сопровождения и мониторинга становится служба Service Desk «Техносерва», которая круглосуточно принимает обращения по бесплатному для всех регионов России телефонному номеру, по факсу, по электронной почте или через WEB-доступ к системе технической поддержки «Техносерва».

Service Desk регистрирует заявки и инциденты, определяет приоритет проблемы и передает в соответствующее подразделение. Причем мы отвечаем за работоспособность всего ИТ-комплекса снизу доверху. Задача наших специалистов – разобраться, какое устройство сломалось, почему нет связи, является ли проблема результатом сбоя программного обеспечения, если да, то какого, нужно ли привлечь разработчиков и т.д. Наш сервис-менеджер ведет проблему от и до. Такое взаимодействие с заказчиками – отлаженный процесс, мы много лет осуществляем аутсорсинг объектов ИКТ-инфраструктуры в масштабах всей страны.

В частности, в копилке «Техносерва» сопровождение оборудования сетей связи таких крупных компаний, как «Ростелеком», МТС и Tele2, многолетняя техническая поддержка и сопровождение ведомственного сегмента ФМС России государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения, внедрение и поддержка Единой системы мониторинга и администрирования услуг электросвязи для всех объектов Правительства Москвы и государственных учреждений города. На федеральном уровне мы работаем с Росреестром, Сбербанком и многими другими.

TAdviser: Наверняка, у электроэнергетических компаний есть и свои особенности?

Борис Бородянский: Разумеется, в области электроэнергетики есть своя особенность – отрасль критична к сбоям. Если информационная система, отвечающая за диспетчеризацию электроэнергии, выходит из строя, то возможны аварии с катастрофическими последствиями, с огромным ущербом. Конечно, это не единственная такая отрасль, но она очень чувствительна к защищенности, качеству и надежности. Надо понимать, что затраты на ИТ в электроэнергетике составляют совсем небольшую долю общих капзатрат, поэтому ИТ-директора этой отрасли ориентируются в первую очередь на проверенные решения, гарантирующие высокую надежность. В этом тренде качественная поддержка (комплексная, круглосуточная с быстрым временем реагирования и восстановления) выходит на первый план.

Оказание услуг по договору поддержки с «Техносервом» осуществляться с соблюдением требований SLA с жесткими требованиями по времени реагирования на инцидент. Так, в соответствии с классификацией уровня приоритетов запросов, выделяется 4 типа приоритетов, при этом время восстановления работоспособности оборудования при возникновении проблемы с критическим приоритетом может составлять не более 2 часов.

Кроме того, специалисты «Техносерва», оказывая техподдержку, также занимаются анализом обращений и выработкой рекомендаций, подготовкой технической документации и методических материалов для заказчика. Эта работа очень полезна для выработки стратегии развития и превентивного устранения возможных нештатных ситуаций.

TAdviser: Есть ли у «Техносерва» готовые решения для электроэнергетики или в каждом конкретном случае набор технического и программного составляющего проекта подбирается индивидуально? На решения каких вендоров вы в таком случае опираетесь?

Борис Бородянский: Все зависит от задач, которые ставит клиент. Если это внедрение стандартной ИТ-системы для поддержания деятельности предприятия, то, конечно, это готовое решение, которое настраивается под особенности компании. Или, например, создание полноценного модульного ЦОДа, который мы можем построить с нуля за 6 месяцев на основе нашего готового решения. Такой проект был недавно выполнен в интересах «Аэрофлота». Но есть и специализированные решения для энергетиков. Например, оснащение теплопунктов автоматизированными системами управления и подключение их к единой диспетчерской службе, осуществляющей централизованный мониторинг, контроль параметров отопления и горячего водоснабжения в самих ЦТП и удаленное управление.

TAdviser: Если говорить об актуальных потребностях электроэнергетических компаний, то, поскольку в этой области без информационных систем вообще невозможно вести бизнес, какой-то пласт ИТ-систем ими уже внедрен и наработан. Какие решения наоборот только-только начинаются внедряться и несут в себе большой потенциал для бизнеса?

Борис Бородянский: Предприятия энергетического комплекса страны находятся на разных уровнях автоматизации. Где-то процент автоматизации велик, а где-то автоматизированы только самые прозаичные области, общие для предприятий любой отрасли. В первую очередь информатизация развивается в области операционной деятельности, автоматизация бухгалтерского учета, электронного документооборота, проектного управления.

Учитывая, что энергокомпании обслуживают огромное количество объектов, им приходится внедрять системы управления активами, техническим обслуживанием и ремонтом, управления закупками. Существенные средства тратятся на безопасность, и здесь тоже есть доля ИТ, например, системы видеоанализа и ситуационных центров. Также компании пользуются телеком-решениями и мультимедийными системами коммуникации, что важно при широкой федеральной распределенности.

Что касается новшеств, тут сложнее. Бесспорно, будущее за "умными сетями" (smart grid), но в нашей стране в суть производства информационные технологии проникают медленно. Исторически сложилось, что в России действует единая большая сеть, которая эксплуатируется ФС ЕЭС, СО ЕЭС отвечает за баланс потребления и генерации, а пластом ниже уже идут сбытовые компании. И этот нижний сегмент несколько отстает. Мне трудно сказать, когда такие технологии, как smart grid, вольются в нашу жизнь. Надо сказать, что и на Западе это направление развивается не семимильными шагами, но вектор именно туда.

Например, частные дома, которые способны вырабатывать излишки энергии с помощью солнечных батарей и отдавать эту энергию в сеть. Это тоже компоненты smart grid. Информационные технологии здесь проявляются по-новому. "Клиентом" такой сети становится каждое устройство потребления и каждое устройство генерации энергии. Управлять таким огромным массивом "клиентов" и учитывать перетекающие туда-сюда киловатты - задача информационных систем нового поколения. Сейчас самое популярное слово - BigData. Именно решения, входящие в состав этой категории, способны решить подобные задачи. Также не стоит забывать и о специальных технических решениях для генерирующих подстанций, например, специализированных сетях управления релейно-защитной автоматикой. Такие решения есть, например, у Cisco. Потенциал огромен, и пока таких решений в стране практически нет. Сильным толчком к их развитию будет удорожание электроэнергии, сыграет свою роль давление экологов и рост количества гаджетов и устройств у потребителей, а также, будем надеется, рост производства.

TAdviser: Расскажите, пожалуйста, об одном-двух недавних проектах «Техносерва» в этой отрасли, которые были наиболее интересными?

Борис Бородянский: Конечно, у Группы «Техносерв» были такие проекты. Первый из них – стартовавшее в декабре 2013 года внедрение в «РусГидро» единой автоматизированной информационной системы финансово-экономического управления на базе SAP ERP. Всего в системе смогут работать до 1,5 тыс. пользователей – сотрудники исполнительного аппарата и 19 филиалов «РусГидро». В рамках проекта будут автоматизированы процессы финансово-экономического планирования и контроля, управления закупками, учета и подготовки отчетности в соответствии с РСБУ, отчетности по налогам, сборам и страховым взносам в бюджетные фонды, учета по стандартам МСФО.

Второй проект, который близок к завершению – это создание двух модулей единого территориально-распределенного ЦОД для «Системного оператора Единой энергетической системы» (ЕТРК ЦОД). Это предприятие управляет всей энергосистемой страны. Тысячи генераторов, расположенные на сотнях электростанций, десятки тысяч подстанций и линий электропередачи, в зависимости от их значимости, управляются или на уровне региона, или из одного из семи диспетчерских центров энергообъединений, или же из главного диспетчерского центра в Москве. Мы создаем модули ЦОД для двух из упомянутых семи объединенных диспетчерских управлений - Северо-Запада и Востока. Процесс управления такой сложной технической системой (единой энергосистемой) включает в себя гигантский массив непрерывно выполняемых расчетов электрических режимов, балансов электроэнергии и мощности, электромеханических переходных процессов, статической и динамической устойчивости, перетоков мощности, настроек автоматики. Эти расчеты выполняются специалистами СО ЕЭС с использованием десятков специализированных программно-аппаратных комплексов. Помимо аппаратной реализации, мы осуществляем перенос этих разрозненных информационных систем в облачную зеркалированную среду ЕТРК ЦОД. Это существенно повышает утилизацию вычислительных мощностей, повышает доступность информационных систем и, конечно, повышает надежность. В результате проекта ОАО «СО ЕЭС» может динамически выделять ресурсы под системы, оперативно разворачивать полигоны, что в итоге приведет к более быстрому и качественному внедрению новых систем диспетчерского управления ЕЭС России.