Проект

Создание «Общегородского процессингового центра» для обеспечения информационно-технологической поддержки функций Департамента социальной защиты населения города Москвы

Заказчики: Правительство Москвы

Москва; Государственные и социальные структуры

Продукт: BSS Engineering: Универсальный Процессинговый Центр

Дата проекта: 2013/09
Технология: Корпоративные порталы
подрядчики - 253
проекты - 944
системы - 274
вендоры - 170
Технология: Учетные системы
подрядчики - 392
проекты - 4121
системы - 1051
вендоры - 508

Содержание

Компания «БСС Инжиниринг» по заказу Департамента информационных технологий города Москвы разработала и внедрила информационную систему «Общегородской процессинговый центр». Она обеспечивает информационно-технологическую поддержку функций Департамента социальной защиты населения города Москвы, связанных с предоставлением гражданам адресной социальной помощи с использованием электронных социальных сертификатов.

Заказчик

Заказчиком проекта создания «Общегородского процессингового центра» выступил Департамент информационных технологий (далее – ДИТ) города Москвы. Он является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере информационных технологий, телекоммуникаций, связи, межотраслевой координации в области информатизации органов исполнительной власти города Москвы.

Цели и задачи проекта

Внедрение компанией «БСС Инжиниринг» «Общегородского процессингового центра» позволило заказчику достичь следующих целей:

  1. Перейти на принципиально новый уровень предоставления помощи гражданам за счет замены адресной социальной помощи в натуральном виде (конкретными товарами и продуктовыми пакетами) выдачей электронного социального сертификата. Социальный сертификат представляет собой электронное приложение социальной карты москвича и обеспечивает покупку конкретного вида товаров на сумму, определяемую Департаментом социальной защиты населения (ДСЗН).
  2. Повысить эффективность расходования бюджетных средств за счет выплаты торговым предприятиям субсидий в объеме фактически недополученных доходов в связи с реализацией товаров по электронным социальным сертификатам (на основании данных процессинговой системы).
  3. Обеспечить «прозрачность» процессов оказания адресной помощи гражданам за счет получения сотрудниками ДСЗН доступа к функциям просмотра информации, связанной с зачислением и списанием средств электронных социальных сертификатов, в том числе перечня товаров, места и цены покупки.
  4. Улучшить качество предоставления помощи гражданам за счет расширения ассортимента предлагаемых в рамках адресной помощи товаров и услуг.
  5. Повысить информированность торговых предприятий города Москвы об условиях участия в обслуживании электронных социальных сертификатов, обеспечить разнообразные способы интеграции торговых предприятий с общегородским процессинговым центром.


Андрей Бесштанько, заместитель руководителя Департамента социальной защиты города Москвы:

«Это принципиальное изменение самого подхода к оказанию адресной материальной помощи. Если раньше человек, обратившийся со своей проблемой в департамент соцзащиты, получал стандартный продуктовый набор, то сейчас у него появилось право выбора. Он сам может пойти в магазин и купить то, что нужно именно ему, за исключением алкоголя и сигарет».

Источник: Статья «На смену проднаборам придут сертификаты» (ИА Росбалт)

Реализация проекта позволила решить вопросы технологической и информационной поддержки ряда процессов оказания адресной помощи гражданам:

  • учета выданных сертификатов;
  • активизации средств сертификатов (зачисления средств на лицевой счет москвича в процессинговой системе);
  • обслуживания сертификатов в торговых точках (в том числе проверки наличия средств сертификата, возможности их списания для покупки товара, списание средств с лицевого счета при успешном прохождении проверок);
  • сверки данных процессинга с данными учетных систем торговых предприятий для расчета сумм субсидии;
  • предоставления ДСЗН инструмента, позволяющего в реальном времени получать сотрудникам информацию о текущей ситуации по сертификату гражданина.

Особенности проекта

Для успешной реализации проекта и старта социальных программ, а также соблюдения сроков, определенных государственным контрактом был сформирован проектный офис. Его основные функции заключались в координации взаимодействия и оптимизации коммуникаций между исполнителем ─ компанией «БСС Инжиниринг», функциональным заказчиком и представителями внешних организации (поставщиками данных для «Общегородского процессингового центра», торговыми предприятиями, участвующими в эксперименте). Также представители проектного офиса принимали участие в совещаниях рабочих групп, выдаче экспертного заключения при разработке технических требований к подсистемам и контроле сроков исполнения плана проекта. В состав проектного офиса на постоянной основе входили уполномоченные сотрудники ДИТ. Для оперативного решения возникающих вопросов на этапе реализации они привлекали сотрудников других подразделений (ДСЗН, Управление Технической Политики).

Такой подход к управлению проектом со стороны заказчика позволил исполнителю успешно решить ряд вопросов, возникавших на разных стадиях реализации проекта. К ним можно отнести сжатые сроки выполнения проекта, реализацию изменений по замечаниям заказчика и новым нормативно-правовым актам, которые вносились в технические требования на этапе разработки системы, а также разработку и реализацию гибкого механизма интеграции системы с внешними поставщиками данных.

Реализация проекта

«Общегородской процессинговый центр» основан на ряде программных платформ и аппаратных решений.

Программные платформы процессинговой системы:

  • СУБД Oracle ─ используется в качестве хранилища данных;
  • Oracle WebLogic Server ─ используется в качестве сервера приложений;
  • Oracle Service Bus ─ используется в качестве среды организации взаимодействий слабосвязанных приложений.

Аппаратные решения:

  • серверы приложений, обеспечивающие выполнение логики системы;
  • серверы для балансировки нагрузки между серверами приложений;
  • серверы СУБД, предназначенные для оперативного и долговременного хранения данных, документов, метаданных;
  • система хранения данных.

На этапе предварительного проектирования были выполнены следующие работы:

  • проведено обследование объекта автоматизации и предметной области;
  • изучены нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок предоставления гражданам адресной социальной помощи;
  • проведено интервьюирование сотрудников ДСЗН;
  • изучены и описаны бизнес-процессы, связанные с оказанием адресной помощи гражданам;
  • изучены существующие стандарты обмена финансовыми транзакциями (ISO 8583, ISO20022);
  • проанализирована прогнозируемая нагрузка и требования к аппаратно-программным средствам, необходимым для реализации системы;
  • на основе проведенного анализа была разработана структура системы, сформулирован список функций, необходимых и достаточных для выполнения бизнес-процессов;
  • разработано техническое задание на каждую подсистему.

На этапах проектирования и реализации «Общегородского процессингового центра», были использованы технические решения, которые позволяют:

I - В случае изменения нормативно-правовой базы минимизировать трудозатраты по модернизации технологического процесса. Разработчиками предусмотрены настройки и функции, которые позволят изменять порядок обслуживания социальных сертификатов для каждой социальной программы, а именно:

  • изменять активности и сроки действия социальной программы;
  • настраивать списки категорий товаров, доступных для реализации за счет средств социальных сертификатов в рамках каждой социальной программы;
  • управлять каталогом реализуемых товаров (разрешение или запрет реализации);
  • настраивать порядок списания средств социального сертификата в рамках каждой социальной программы.

Предусмотрены следующие возможности:

  • проверять товары на принадлежность определенной категории или нет,
  • суммировать средства повторно выданных сертификатов при совершении покупки или нет;
  • разрешать частичную оплату товаров собственными средствами (при нехватке средств сертификата) или нет;
  • ограничивать покупки по количеству или нет;
  • вести учет средств социальных сертификатов в разрезе категорий товаров или в разрезе всей социальной программы.

II - Выбирать торговому предприятию способы подключения к функциям процессинговой системы, а именно:

  • электронные сервисы процессинговой системы (по запросу условий реализации товаров, результатов утверждения товаров к реализации, передаче транзакций на резервирование, подтверждение списания ранее зарегистрированных средств и отмены резервирования);
  • личный кабинет торгового предприятия в процессинговой системе.

III - Разграничивать доступ пользователей и внешних информационных систем к функциям и операциям в соответствии с установленными для них при регистрации правами доступа. Предусмотрено логирование действий пользователей в системе и запросов внешних систем к электронным сервисам процессинга (включая хранение текстов запросов и ответов).

В ходе разработки и модернизации системы создано прикладное программное обеспечение, которое удовлетворяет предъявленным техническим требованиям и учитывает полученные от заказчика (ДИТ и ДСЗН) замечания. Также в интерфейс пользователя системы встроен функционал, обеспечивающий оперативный доступ из интерфейса системы к справочным материалам, которые содержат сведения о порядке выполнения действий в системе.

По итогам выполнения проекта проведено полнофункциональное и нагрузочное тестирование. Разработан и утвержден комплект эксплуатационной документации, содержащий методические рекомендации по работе в системе.

Одним из главных достоинств реализованного технического решения является использование при обмене с внешними системами правил и рекомендаций, которые определены стандартом ISO 20022 «Финансовые услуги. Универсальная схема сообщений финансовой индустрии».

Андрей Бесштанько, заместитель руководителя департамента социальной защиты города Москвы:

«Мы опросили порядка 500 граждан, участвовавших в эксперименте. Удовлетворено качеством технологии 98% опрошенных, при этом, 92% считают перспективным использование этой системы в других сферах социальной политики. Более 72% опрошенных оценили новую возможность на отлично, еще 20% поставили твердую четверку».

Источник: Статья «На смену проднаборам придут сертификаты» (ИА Росбалт)

В результате проведенных мероприятий внедренная система «Общегородской процессинговый центр» была принята Заказчиком в промышленную эксплуатацию в 2013 году.

Итоги проекта

«Общегородской процессинговый центр» успешно функционирует в городе Москве для оказания адресной продовольственной помощи пенсионерам, многодетным семьям, и другим категориям граждан, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

Андрей Бесштанько, заместитель руководителя департамента социальной защиты города Москвы:

«Получить помощь могут не все москвичи, а только те, кто в ней действительно нуждается. Это может быть пенсионер, который серьезно заболел и большую часть пенсии потратил на лекарства, многодетная семья, оказавшаяся в затруднительном положении, собирая детей в школу. Также помощь оказывается в случае краж, пожаров и прочих непредвиденных обстоятельств, в случае, если люди попросту остались без денег и им не на что купить еды. Для того чтобы получить «баллы» на карту москвича, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в территориальный центр социального обслуживания по месту жительства, описав свою проблему. И если в департаменте соцзащиты сочтут, что ситуация у человека, действительно, сложная и нужно помочь, деньги на карту поступят в течение пяти дней со дня подачи заявления».

Источник: Статья «На смену проднаборам придут сертификаты» (ИА Росбалт)

Функциональные возможности системы в полной мере обеспечивают процессы, связанные с деятельностью сотрудников ДСЗН по оказанию адресной помощи гражданам:

  • организацию порядка оказания адресной помощи;
  • активацию средств электронных социальных сертификатов;
  • контроль и учет средств электронных социальных сертификатов, получение справочной информации;
  • просмотр отчетной информации.

В системе зарегистрированы в качестве пользователей более 180 сотрудников ДСЗН и его подведомственных организаций.

Расул Анаев, коммерческий директор компании «БСС Инжиниринг»:

«Торговые сети и предприятия приобретают уникальную возможность участия в государственных программах помощи малообеспеченным гражданам, получая тем самым увеличение объемов продаж и расширение рынка сбыта продукции. ИС УПЦ предоставляет возможности по подключению POS-терминалов для оплаты социальными картами на кассах магазинов. В настоящее время в Москве около 1000 торговых точек уже подключены к системе Общегородского процессингового центра, реализованного на базе ИС УПЦ.»

Источник: Статья «Новые технологии предоставления адресной социальной помощи» (Журнал «Бюджет» №9, 2014)

Подписаны соответствующие постановления Правительства Москвы и на стадии внедрения находятся процессы по обслуживанию следующих видов электронных социальных сертификатов:

  • предоставление инвалидам технических средств реабилитации;
  • предоставление участникам ВОВ товаров длительного потребления.

В качестве перспективного использования системы предлагается оформление платных услуг ДСЗН, расчет их стоимости, формирование и передача начислений в «Общегородской процессинговый центр», учет начислений и платежей, получение из системы фактов оплаты и регистрация исполнения услуги.

Сергей Мирошниченко, руководитель проектов Департамента информационных технологий (ДИТ) города Москвы:

«В качестве плюсов нововведения отмечу, что сертификат сокращает количество встреч с чиновниками. Более того, филиалов и центров социального обслуживания в столице всего 122, а магазинов, в которых можно реализовать сертификат, будет в разы больше. Новая система дает нам возможность проанализировать отчеты о совершенных покупках, выявить предпочтения. Благодаря этой практике мы можем стать ближе к гражданам и понять, в какой именно помощи они нуждаются».
Источник: Статья «На смену проднаборам придут сертификаты» (ИА Росбалт)