Проект

«Аэрофлот»: Использовать решения Microsoft выгоднее, чем переходить на российское ПО

Заказчики: Аэрофлот

Москва; Транспорт

Подрядчики: Comparex (Компарекс)
Продукт: Microsoft Windows
Второй продукт: Windows Server 2016
Третий продукт: Microsoft SQL Server

Дата проекта: 2018/04  - 2021/04
Бюджет проекта: 980,3 млн руб.
Количество лицензий: 37,5 тыс.
Технология: ОС
подрядчики - 66
проекты - 135
системы - 228
вендоры - 100

28 марта 2018 года российский авиаперевозчик «Аэрофлот» подвел итоги крупной закупки лицензий программных продуктов Microsoft. [1]

«Аэрофлот» закупил лицензии Microsoft почти на миллиард рублей

Заявки на участие в закупочной процедуре «Аэрофлота» направляли 4 компании - «Компарекс», «Ай-Теко», «СофтЛайн Трейд» и «Энвижн Груп». Предложение последней было отклонено на основании его несоответствия документации о закупке. В частности, было указано, что место приема заявок – электронная торговая площадка «Аэрофлота», а заявки, поступившие на рассмотрение конкурсной комиссии иным способом, не подлежат рассмотрению.

Среди оставшихся трех участников наибольшее количество баллов получила компания «Компарекс». Она и стала победителем. Итоговая стоимость договора составит 980,3 млн рублей, что почти на 100 млн рублей меньше начальной стоимости закупки.

В общей сложности «Аэрофлот» получит более 37,5 тыс. различных лицензий американской софтверной компании. В частности, это неисключительные права на ОС Windows и Windows Server, платформу Microsoft Azure, офисные пакеты Office 365, решения для управления проектами Project, инструменты разработки Visual Studio, СУБД SQL Server и прочие продукты.

Лицензии на все поставляемые решения должны действовать в течение 3 лет, начиная с 1 апреля 2018 года.

В качестве обоснования невозможности соблюдения запрета на приобретение иностранного ПО, заказчик указал на отсутствие в реестре российского ПО аналогов требуемым продуктам с необходимой функциональностью.

Приобретение лицензий операционных систем для рабочих мест и серверов обусловлено необходимостью обеспечения совместимости и работоспособности прикладного программного обеспечения, используемого в основной деятельности компании и имеющего версии только для работы под управлением операционных систем компании Microsoft. Аналогичные объяснения приводятся и для СУБД. Что касается офисных приложений, а также серверного и связующего ПО, то здесь «Аэрофлот» ссылается на необходимость совместимости процессов и форматов обработки документов с существующими международными стандартами, т.к. компания ведет свою деятельность на территории более 50 стран мира и обладает соответственно значительным количеством иностранных контрагентов.

Кроме того, согласно пояснениям авиакомпании, перевод эксплуатируемых прикладных информационных систем на использование ПО отечественной разработки экономически нецелесообразен и неэффективен, т.к. требует больших временных и финансовых затрат несопоставимых со стоимостью лицензии Microsoft.

По данным TAdviser, закупка «Аэрофлотом» лицензий Microsoft является крупнейшей среди аналогичных госзакупок в 2018 году. В 2017 году было несколько очень крупных приобретений программных решений Microsoft. Осенью Сбербанк провел закупку продуктов этой американской корпорации почти на 4 млрд рублей. В марте 2017 года Банк России подвел итоги закупки лицензий Microsoft на 3,35 млрд рублей. В январе того же года стало известно о приобретении банком ВТБ 24 более 146 тыс. лицензий Microsoft на 1,62 млрд рублей.

В 2016 году закупку свыше 220 тыс. лицензий американской корпорации сроком на 3 года проводили Россети. Стоимость поставки тогда превысила 2 млрд рублей, а победителем стал коллективный участник в составе компаний "Софтлайн Трейд" (лидер) и "Ланит". На 1,777 млрд рублей решения Microsoft закупил Росатом. Поставщиком выступила компания «Крок», период поставки - 3 года.

Примечания